Назовите шведского астронома, предложившего стоградусную шкалу с точкой «100», соответствующей кипению воды , и точкой «0», соответствующей её замерзанию.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите шведского астронома, предложившего стоградусную шкалу с точкой «100», соответствующей кипению воды , и точкой «0», соответствующей её замерзанию.



а) Г. Фаренгейт

б) Р. Реомюр

в) А. Цельсий.

 

9. Баварский военный министр … XVIII в. опытным путем установил, что теплота появляется при трении.

а) И.К. Вильке

б) Д. Блэк;

в) Б. Томпсон

 

10. Первый громоотвод сконструировал в 1752 г. …

а) Б. Томпсон

б) Б. Франклин

в) Ф. Эпинус

11. Ф. Эпинус …

а) обнаружил явление электризации проводника от одного только приближения наэлектризованного тела;

б) открыл явление электризации турмалина при нагревании;

в) оба утверждения верны.

 

12. Английский физик и химик, впервые сформулировавший понятие теплоемкости, а в 1798 г. с помощью крутильных весов определил среднюю плотность земного шара ─ …

а) Ф. Эпинус;

б) Ш.О. Кулон;

в) Г. Кавендиш.

 

13. Лауреат премии Парижской Академии наук 1781 г. за изучение проблем сухого (внешнего) трения и изобретатель крутильных весов ─ …

а) Ф. Эпинус;

б) Ш. О. Кулон;

в) Б. Томпсон.

 

14. Пьер Бугер в «Оптическом трактате по градации света» описал устройство …

а) фотометр;

б) зеркальный телескоп;

в) громоотвод.

 

Назовите ученого XVIII столетия. Он ввел термин «фотометрия» и сформулировал 4 закона освещенности.

а) П. Бугер;

б) Ф. Эпинус;

в) И. Ламберт.

Назовите ученого XVIII в., сторонника волновой теории света и создателя теории интерфернций.

а) П. Бугер;

б) Т. Юнг;

в) И. Ламберт.

 

17. Астроном В. Гершель открыл в 1781 г. планету…

а) Плутон;

б) Юпитер;

в) Уран.

 

18. В 1765 г. была (ло) изобретена (но)…

а) паровая машина Дж. Уатта;

б) механическая прялка «Дженни» Дж. Харгривсом;

в) громоотвод.

 

19.Когда был основан Московский Государственный Университет:

а) в 1755 г.;

б) в 1757 г.;

в) в 1760 г.

 

Особенностью российской науки в XVIII в. являлось, то что

а) она развивалась автономно от европейской науки;

б) она не была академической;

в) она рассматривалась властью как неотъемлемый элемент западной, европейской культуры.

 

21. Назовите российского ученого XVIII в. Он преподавал в академическом университете математику, был академиком АН. В период с 1771 по 1797 г. управлял Кунсткамерой. Им было введено понятие «прочности», которую он называл «крепость материала».

а) М.Ломоносов;

б) С. Котельников;

в) С. Румовский.

 

Выберите верное утверждение.

а) российский астроном Степан Румовский вывел значение параллакса Солнца;

б) российский физик С. Котельников открыл электрическую дугу;

в) российский астроном В. Петров составил первый для России сводный каталог астрономических пунктов.

 

23. М. В. Ломоносов изобрел…

а) «самобеглую коляску» с рулевым управлением;

б) оптический телеграф;

в) перископ.

 

24. Назовите верное утверждение. Особенностью российской науки в XVIII в. было то, что…

а) экономических причин ускорения развития естественных наук и технических изобретений не было;

б) наука воспринималась в общественном сознании и в сознании правителей как обязательный элемент европеизации;

в) оба утверждения верны.

 

25. Изобретения И.П. Кулибина и И.И. Ползунова не нашли применения, потому что ….

а) о них никто не знал, кроме самих изобретателей;

б) не были востребованы феодально-крепостнической экономикой;

в) патенты на изобретения были выкуплены европейскими компаниями.

 

Рекомендуемая литература:

1. Арсентьева А.В., Михайлова С.Ю. История науки: Учебное пособие. Чебоксары, изд. Чувашского ун-та.2003.

2. Дятчин Н.И. История развития техники. М.: Феникс, 2001, 320 с.

3. Пузырев Н.М. Краткая история науки и техники. Учеб.пособие. Тверь, Тверской ун-т. 2003-2004.

4. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1. М.: «Архитектура-с», 2006.

5. Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. М.: ПЕРСЭ. 2003, 350 с.

6. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. Учебное пособие в 2-х частях. 2-е изд.М.:МГИУ, 2004.

INTERNET-РЕСУРСЫ

http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета

http://up4.mgapi.ru ─ сайт кафедры истории МГУПИ/ Учебные материалы/История науки и техники. Курс лекций.

http://www.astronet.ru/db/sect/300000016 ─ История астрономии

Тема 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти ХХ вв.) Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале ХХ веков: развитие науки и образования. Европейское признание российской науки.

Промышленный переворот: предпосылки, этапы, последствия, сущностная характеристика. Техническая сторона промышленного переворота.

Переворот в естествознании, изменение научного мышления. Открытие строения вещества, открытие атомов, молекул, периодического закона Менделеева и живой клетки. Возникновение науки как системы знаний. Достижения европейских ученых ХIХ в. в математике: открытие комплексных чисел (У.Р.Гамильтон), создание векторного анализа (Г.Грасман), развитие теории вероятностей (П.С.Лаплас, А.Лажандер, С.Пуассон, К.Ф.Гаусс), теория множеств (Г.Кантор). Физика и электротехника: изобретение «вольтова столба» (А.Вольт), открытие явления взаимодействия между токами. Начало электродинамики (А.М.Ампер), исследования Г.С.Ома – «закон Ома»; разработка кинетической теории тепла – подтверждение универсальных законов механики (Б.Румфорд, Д.Джоуль, Р.Броун); появление статической физики, исследование электромагнитного поля М.Фарадея и Дж.Максвела. Химия: раскрытие физического смысла периодической системы Менделеева (Э.Резерфорд, Н.Бор), исследования в области термохимии (Г.И.Гесс). Астрономия: возникновение астрофизики, создание всеобъемлющего каталога звезд, развитие небесной механики (труды А.Пуанкаре). Биология: разработка клеточной теории (Т.Шванн, М.Шлейден), становление микробиологии и иммунологии (Л.Пастер). Развитие физиологии: теория эволюции растительного и животного мира (Ч.Дарвин), развитие генетики (Г.Мендель, Т.Морган).

Развитие техники. Изобретение электромагнитного генератора и трансформатора (Э.Сименс,Т.Эдисон), паровой турбины (Ч.Парсон), двигателей внутреннего сгорания (Р.Дизель, Н.Отто), конструирование первых автомобилей и самолета (Г.Даймлер, братья У. и О.Райт) Создание телеграфной связи ( Ф.Сильва, С.Морзе) и изобретение телефона (А.Белл), микрофона (Д.Юз), автоматической телефонной станции (А.Строудж). Изобретение радио (Г.Герц).

Новые технологии в производстве. Новые способы производства стали (Г.Бессемер, П.Мартен, С.Томас) и получения алюминия. Разработка способа получения чистых металлов (Л.Монд). Синтез анилинового красителя и его практическое применение (У.Перкин), развитие синтетической химии, производство пластмасс. Внедрение в нефтяной промышленности крекинг-процесса. Создание поточной системы и изобретение конвейера.

Транспорт. Переход к стальным железнодорожным рельсам. Открытие линий электрического городского трамвая (Германия). Теплохлды. Автомобили. Появление воздушного вида транспорта.

Военная техника. Автоматизация стрелкового оружия, артиллерии (Х.Максим). Производство взрывчатых веществ.

Развитие естественных наук и технический прогресс в России. Создание вольтовой дуги (В.В.Петров), изобретение дуговой лампы без регулятора - прообраза современной осветительной лампы. (П.Н.Яблочков). Изобретение радио (А.С.Попов). Открытие Пулковской обсерватории (1839г.). Вклад В.Я.Струве в развитие астрономической науки. Н.И.Лобачевский и переворот в научных представлениях о пространстве. Значение идей Н.И.Лобачевского для обоснования математических концепций современной физики. Мировое значение российской математической школы. «Золотой век» российской химии: открытие Д.И.Менделеевым периодического закона, его вклад в создание эффективных методов нефтедобычи и нефтепереработки. П.Коновалов - основатель школы физикохимиков. Н.Д.Зелинский - крупнейший физик-органик первой пол. ХХ в. Кон.Х1Х- нач. ХХв. - формирование сети гидрологических станций. Исследования в области океанографии Ю.М.Шокальского. Становление экономической географии. Геология. Зарождение в России геологической картографии, распространение новых концептуальных идей: эволюционного развития природы, гипотезы контракции. Исследования К.Бэра - основателя эмбриологической школы, русской антропологии и прикладной ихтиологии. Основание зоологического музея Академии наук (И.Ф.Брандт). В.М.Бехтерев - основатель первой в мире психофизиологической лаборатории и разработка учения о компенсаторных свойствах мозга. И.П.Павлов- создатель учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. И.И.Мечников основатель российской школы микробиологии и сравнительной патологии. Н.И.Пирогов - родоначальник современной научной хирургии, основоположник военно-полевой хирургии. Оформление школы отечественной педиатрии (Н.Ф.Филатов). Зарождение отечественной агрохимии (Д.И.Менделеев). В.В.Докучаев - основоположник генетического почвоведения и научной классификации почв в России. К.Э.Циолковский - основатель. научной космонавтики Разработка проекта цельнометаллического моноплана. (1894г.). Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Строительство первого в России нефтепровода. Авиация. Н.Е.Жуковский и С.А.Чаплыгин - основатели научной школы теоретической и прикладной механики (1890-е гг.). Основание первой в мире Аэродинамической экспериментальной лаборатории (ЦАГИ). 1910-17гг. строительство первых отечественных самолётов (конструкторы А. Кудашев, И.И.Сикорский, А.А.Пороховщиков и др.).

Научные революции к. Х1Х – нач. ХХ вв. и становление «неклассической науки». Открытие радиоактивности (А.Беккель), электрона (Дж.Дж.Томсон), нового химического элемента (М.Склодовская-Кюри и П.Кюри), создание теории радиоактивности (Э.Резерфорд), открытие рентгеновских лучей, квантовая теория (М.Планк).

Кризис ньютоновской парадигмы классической физической теории. Новая физическая картина мира. Возникновение теории относительности. (А.Эйнштейн). Переход от «классической» к «неклассической» науке.

 

1. Первой страной промышленного переворота была:

а) США;

б) Англия;

в) Франция.

 

2. Какое изобретение лондонского университетского механика Джеймса Уатта открыло возможности дальнейшего развития машинного производства?

а) ткацкий станок;

б) паровой двигатель;

в) механический суппорт

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.022 с.)