При солнышке тепло, при матери добро.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При солнышке тепло, при матери добро.



Как вы ее понимаете?

 

 

ДЕД И ВНУК

На свете жили: старый дед и внук

семи примерно лет.

..Его лишь стоило позвать,

он помогал стелить кровать,

надеть калоши помогал,

воды напиться подавал.

— Кто? Деду — внук?

— Да нет же, нет:

не деду внук, а внуку дед!

…Порой сердился — и тогда

кричал: «Поди скорей сюда»!

И делал выговор за то,

что не почищено пальто.

— Кто? Внуку дед?

— Не путай, друг:

не внуку дед, а деду внук!..

А. Шибаев

 

 

• Что вы можете сказать о таком мальчике, какой он?

Интересно, есть ли у нас в группе дети, похожие на этого мальчика: за которыми убирают кровать, чистят пальто, помогают одеваться? Подумайте каждый про себя... Не отвечайте мне на этот вопрос.

 

 

В конце занятия воспитатель проводит словесную игру «Скажи наоборот». Игра заключается в следующем: воспитатель называет, характеризует поступок или черту характера человека, а дети должны назвать слово с противоположным значением. Например, поступок плохой—хороший, поступок правильный—неправильный, человек трудолюбивый—ленивый, добрый—жадный, ласковый—грубый...

 

БЕСЕДА

ОБ ОТНОШЕНИИ

К СТАРШИМ

 

— Послушайте басню Л.Н. Толстого про старого-старого дедушку и внука

 

СТАРЫИ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.

Л. Толстой

 

• Расскажите, как внук заступился за деда, как он ему помог.

· Таким людям, как Мишины родители, говорят:

Как аукнется, так и откликнется.

Как вы понимаете эти слова?

 

• Тебе дежурный забыл положить чайную ложку для компота. Что ты сделаешь?

· Ты пришел в группу первым и заметил, что земля у комнатных растений совсем сухая.

Что ты сделаешь:

—будешь ждать, пока тебя попросит воспитатель полить цветы;

— пока не придет дежурный и не польет их;

— польешь сам?

· Сережа подошел к воспитателю и говорит: «Дайте, пожалуйста, мыло». Взяв мыло, он стал умываться.

Какую ошибку допустил мальчик?

 

БЕСЕДА

О НАСТОЯЩЕЙ

ДРУЖБЕ

 

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Л. Толстой

 

 

• Тех, кто бросает товарища в беде, называют предателями. Таких никто не уважает. Можно ли назвать мальчиков хорошими товарищами — друзьями?

· Послушайте новые пословицы о дружбе:

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

Дружба в делах помощница.

 

• В группу пришел новый помощник воспитателя. Воспитатель Галина Николаевна представила ее детям: «Дети, познакомтесь, это Раиса Григорьевна». Но Маша пришла в группу позднее и не слышала этого. Она подошла к помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак, дернула ее за халат и спросила: «Как тебя зовут? Помощник воспитателя очень удивилась и говорит: «Раиса Григорьевна».

Почему удивилась женщина?

Какие ошибки допустила Маша?

· Рома занозил палец. Он у него распух и очень болел. Екатерина Ивановна (медсестра) перебинтовала ему палец и говорит: «Постарайся не мочить руку».

Рома в этот день был дежурным по уголку природы. Он подошел к воспитателю и говорит: «Я не могу дежурить, Екатерина Ивановна не велела мне мочить руку».

Галина Николаевна говорит: «Попроси кого-нибудь из товарищей, чтобы они подежурили за тебя, а когда палец пройдет, ты подежуришь за них».

Как Рома должен попросить товарища подежурить вместо него?

 

БЕСЕДА

О ДОБРОМ

ПОСТУПКЕ

 

КАК АРТЕМКА КОТЕНКА СПАС

Один раз мама пошла в магазин купить хлеба и молока. И взяла с собой Артемку. Когда они подошли к магазину, то увидели, что из машины выгружают хлеб.

Подошел еще народ, и все смотрели, как ловко рабочие носят хлеб в булочную.

Но вот дверцы машины захлопнулись, и шофер сел за руль. Один момент — и мотор заработал.

И вдруг Артемка вырвался у мамы, побежал к машине и встал прямо перед радиатором.

— Нельзя ехать! — закричал он.

Мама испугалась, схватила Артемку и прижала к себе. А шофер вылез из кабины и подошел к Артемке: он понял — произошло что-то неладное.

Там котик сидит под машиной, — сказал Артемка.

— Какой котик? — спросил шофер.

— Черный, черный. Вон там, — и Артемка показал на машину.

Люди посмотрели, и правда: прямо под передним колесом сидел черный, как уголек, котенок.

Шофер осторожно достал котенка из-под машины и дал его Артемке.

А мама сказала:

— Пусть котенок живет у нас.

И все люди сказали:

Какой хороший мальчик! Он спас котенка. Пусть котенок теперь живет у мальчика.

А. Седугин

 

Может ли мама гордиться своим сыном?

• Можно ли поступок мальчика назвать героическим?

 

 

• У девочки упал носовой платок. Что ты сделаешь? (Поднимать платок нельзя, этого этикет не предполагает по гигиеническим причинам; нужно сказать человеку, что у него упал платок, а он сам его должен поднять и поблагодарить.)

· У девочки не получается застегнуть молнию на куртке. Рядом другая девочка одевается. Воспитатель помогает мальчику застегнуть сапоги.

Покажите, как поступит девочка.

 

БЕСЕДА

ОБ ОТНОШЕНИИ

К ЖИВОТНЫМ

 

КОТЕНОК

(Быль)

Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли около амбара и услыхали: над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася полез по лестнице на крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала:

— Нашел? Нашел?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашел! Наша кошка... у нее котята, такие чудесные, иди сода, скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белым лапками, и принесли домой. Мать раздала всех котят, а этого оставила детям. дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад! Назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди него две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спинку и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле.

Л. Толстой

 

Что можно сказать, какой мальчик и какая девочка?

· Может ли мать гордиться сыном?

· Чему должна научиться девочка?

• Мальчик входит в группу. В группе воспитатель готовится к занятию по рисованию. Дети играют в игровом уголке. Как он должен поздороваться, и что он может сделать еще? (Предложить воспитателю свою помощь.)

• Папа принес тебе шоколадку. Ты дал одну долечку маме, одну — бабушке. Они сказали тебе одинаковые вежливые слова. Ты им тоже сказал одинаковые вежливые слова.

Какие это слова?

БЕСЕДА

О «ВОЛШЕБНЫХ»

СЛОВАХ

 

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Маленький старичок с длинной бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и подсел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

Ну и ладно, а вам-то что? — покосился на него Павлик.

Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

— Еще бы! — сердито буркнул мальчик — Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу. Из-за Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает. А у самой сколько?

Не дает? Ну, из-за этого сбегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю:

«Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла стащу, сам в лодку залезу!

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берет тебя брат?

— А почему вы все спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза...

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что- то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

— Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово!

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

— Ка-кую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

— Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке...

— Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой!

— приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

Волшебник! Волшебник! — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. —

Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

— Помогло! Опять помогло!

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиков непонятные знаки.

В. Осеева

 

• Каким был мальчик до встречи со стариком?

• Какое «чудо» совершил старик? Был ли действительно старик волшебником?

· Расскажите, как правильно, вежливо нужно обращаться к людям.

· Послушайте, какие пословицы есть про добрые, вежливые слова:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.016 с.)