ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маленькое дело лучше большого бездолья.



Маленькое дело лучше большого бездолья.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В большом деле и малая помощь дорога.

 

б

БЕСЕДА

О КУЛЬТУРЕ

ПОВЕДЕНИЯ

 

ПОКА ОНИ СПОРИЛИ

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.

Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.

— Надя, подними! — приказала Таня младшей сестренке.

— Вот еще, — ответила Надя. Ты уронила, ты и поднимай!

— Но ведь ты тоже с ней играла!

— Ну и что же! И ты играла.

Пока сестры спорили, к ним подошел старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, Отряхнул от пыли и подал девочкам:

— Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало Девочкам, и даже играть больше не захотелось.

М. Майн

Что можно сказать про девочек, какие они?

· Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестру поднять куклу, а не приказала, подняла бы ее Надя?

• Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)

• Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.

• Послушайте русскую Пословицу:

Ссора до добра не доведет.

Как вы понимаете эту Пословицу?

 

 

Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

ДВЕ ПОДРУЖКИ

Варя дала Лене поиграть в СВОЮ куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

— Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.

Лена ответила грубо:

— На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку

Н. Дурова

Почему Варе стало грустно?

· Какую Ошибку допустила Лена и как ее исправить?

· Подход ли Лене пословица?

Мал золотник, да дорог.

Мал, да удал.

— Была ранняя весна. Вышла Лена гулять с мамой в сквер. Мама села на скамейку, а Лена играла в мяч. Она бросила мяч вверх, но не поймала его. Он ударился о землю и покатился на дорогу, где ехали машины.

Как Лена должна поступить? Помогите ей принять правильное решение.

 

 

БЕСЕДА

О ВЕЖЛИВЫХ

СЛОВАХ

 

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ

Усталый человек идет,

Рукой с лица стирает пот, —

Счастливого пути!

Карета кое—как ползет,

Усталый конь ее везет, —

Счастливого пути!

А в океанах корабли,

От родины своей вдали, —

Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет,

Всегда свой путь домой найдет, —

Счастливого пути!

(Голландская народная песенка)

 

Вежливые слова «Счастливого пути» — это доброе пожелание. Но пожелать людям добра можно и по-другому: «доброго пути», «Хорошей дороги», «Будьте счастливы». Как еще можно высказать добрые пожелания? («Всего вам доброго», «Всего хорошего»...)

· Послушайте, как в русском народе говорят о добрых делах и хороших поступках:

Хорошую речь хорошо и слушать.

Судят не по словам, а по делам.

 

ВНУЧКА СТАРОЙ ВИШНИ

В саду растет вишня. Олесь увидел недалеко от нее маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку:

— Откуда появилось деревце?

— Выросло из косточки.

— Так это дочка старой вишни будет?

— Будет, Олесик, — ответил дедушка— Если ты выходишь маленькую вишенку, дождешься плодов, посадишь косточку — из нее вырастет внучка старой вишни.

Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.

— Я выращу внучку старой вишни, — сказал мальчик.

В. Сухомлинский

 

• Почему в глазах мальчика была нежность и тревога?

• Какое обещание дал Олесик дедушке?

· Тем, кто дал обещание, можно сказать:

 

Сказал, как узлом завязал.

Один в поле не воин.

Одна пчела много меда не несет.

 

Как вы понимаете эти поговорки?

· Объясните пословицу:

Терпение и труд все перетрут.

 

Расскажите о том, какие дела в группе вы делаете все вместе, сообща.

 

БЕСЕДА

О ТРУДОЛЮБИИ

 

БЛЕСТЯЩИЕ БОТИНКИ

Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:

— А мои ботинки лучше твоих блестят!

Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает:

— Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?

Мальчик отвечает:

— А я... а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка.

— Ах, дедушка! сказала девочка и пошла дальше.

По В. Сухомлинскому

 

Что можно сказать о девочке, какая она?

· Можно ли назвать поступок дедушки правильным?

Что дедушка должен был бы сделать?

• Про таких мальчиков говорят:

 

Что посеешь, то и пожнешь.

У лжи короткие ножки.

• Ты увидел, что мальчик из твоей группы обидел малыша. Как ты поступишь?

• Подрались два мальчика из твоей группы. Что ты будешь делать?

• У тебя укатился мяч. Юра поднял и бросил его тебе. Что ты скажешь Юре?

• Поссорились в группе два мальчика. Когда за Сережей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Сережкой больше не дружим. Он плохой.

Правильно ли поступил мальчик?

Можно ли Андрея назвать другом Сергея?

 

 

БЕСЕДА

О СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

ВОВА И ВАЛЮШКА

Выбегает Вова Воронов из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка с ведерком. Столкнулись Вова и Валюшка. Оба упали. Валюшка заплакала, а Вова взял ее за руки, помог подняться, подал ведерко.

— Не плачь, — говорит, — это я виноват.

Вытерла Валюшка слезы, улыбнулась и отвечает Вове:

— Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь.

Из книги Л. П. Успенской, Н. Б. Успенского

«Учись говорить правильно»

 

 

• Виноват ли кто-нибудь из детей?

· Почему Валюшка улыбнулась Вове?

 

Я НЕ ПЛАЧУ

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости, в последний раз!..»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

Г. Ладонщиков

 

Как вы просите прощение, если провинились?

· Если вы пообещали не делать что-то, то нужно слово сдерживать. Послушайте русские поговорки об этом:

Дал слово — держись.

Дело мастера боится.

• Во время завтрака Галина Николаевна, видя, что девочка быстро съела кашу, предложила ей добавки. Девочка ответила: «Не надо».

А что бы ответили вы?

• Ты пришел в группу. Дети играют. Тебе тоже хочется с ними поиграть.

Что ты сделаешь? Что ты им скажешь?

• Твой товарищ долго болел и не ходил в детский сад. Но вот он пришел.

Что ты ему скажешь?

О чем ты расскажешь ему?

 

БЕСЕДА

О ДРУЖБЕ

 

УРОК ДРУЖБЫ

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.

— Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.

— Не надо, — сказал Чик. — Ты нашел, ты и съешь.

— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.

Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:

— Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок.

По М. Пляцковскому

 

 

• О каком уроке говорил Чик?

· Можно ли Чика назвать другом Чирика?

 

 

ЯБЛОКО

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломаю,

Яблоко с другом своим разделю.

Я. Ким

 

• Какая разница между теми произведениями, которые я вам прочитала?

· Всегда ли вы готовы поделиться с другом?

 

 

— Давайте поиграем в ситуации.

• За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит: «Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой».

Почему Катя не может обижаться на Наташу?

Что она должна сделать?

· Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке. Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл, крикнул: «Ого, папа пришел», — и выбежал из группы.

Какие ошибки допустил мальчик?

Как бы он должен был поступить?

Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?

· Тебе мама подарила игрушку. Ты об этом хочешь рассказать товарищу по телефону.

(Ставятся два стула спинка к спинке. На них садятся два ребенка с телефонами, У одного игрушка. Он звонит своему товарищу и рассказывает о том, какую игрушку ему подарила мама.)

— Не забудьте, как нужно приветствовать друг друга, как нужно прощаться.

 

 

БЕСЕДА

О ТОВАРИЩЕСТВЕ

РЕЧНЫЕ КАМЕШКИ

Иринка заболела. Мама уложила ее в постель и давала горькие лекарства. Но девочка выздоравливала медленно.

На улице светило солнце, слышны были веселые голоса, а Иринка лежала в постели и думала: «Сейчас, наверно, все ребята на реке, собирают камешки, а про меня забыли».

Не знала Иринка, что с того дня, как она заболела, стали происходить странные вещи.

Каждый раз, когда мама доставала газету из почтового ящика, она находила там речные камешки.

«Все ребята — озорники... — думала мама и Иринке ничего не говорила.

Но сегодня мама увидела, что Иринке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть играет!

Когда Иринка заснула, мама взяла разноцветные камешки и положила их дочке на столик возле кровати.

Вечером пришел доктор. Девочка не заметила его: она рассматривала камешки.

— Это камень с белыми полосочками — Ленькин, — тихо говорила Иринка, — самый хороший отдал... Это — Юлин. Она нашла его у реки под лодкой... А вот этот хрусталик — наш общий, мы им все играли.

Доктор спросил: «Как чувствуешь себя, Ириночка»

Иринка весело улыбнулась и сказала: «Хорошо!»

— Спасибо вам, доктор, — сказала мама. — Девочка поправляется.

А доктор лукаво посмотрел на Иринку и сказал: «Это все речные камешки. Они, видно, не хуже лекарства помогают».

Может, это была шутка, а может, правда.

А. Седугин

 

 

• Как вы думаете, камешки ли помогли Иринке выздоравливать?

• Можно ли товарищей Иринки назвать настоящими, верными, заботливыми?

• Как вы объясните эти пословицы?

Друг познается в беде.

Куда иголка, туда и нитка.

Так в русском народе говорят про хороших, верных друзей. О плохих товарищах говорят:

Мал телом, да велик делом.

• Какие добрые, нежные слова вы могли бы сказать о своей маме.

· Послушайте русскую поговорку:

Дружба в делах помощница.

 

• В группу пришел новый помощник воспитателя. Воспитатель Галина Николаевна представила ее детям: «Дети, познакомтесь, это Раиса Григорьевна». Но Маша пришла в группу позднее и не слышала этого. Она подошла к помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак, дернула ее за халат и спросила: «Как тебя зовут? Помощник воспитателя очень удивилась и говорит: «Раиса Григорьевна».

Почему удивилась женщина?

Какие ошибки допустила Маша?

· Рома занозил палец. Он у него распух и очень болел. Екатерина Ивановна (медсестра) перебинтовала ему палец и говорит: «Постарайся не мочить руку».

Рома в этот день был дежурным по уголку природы. Он подошел к воспитателю и говорит: «Я не могу дежурить, Екатерина Ивановна не велела мне мочить руку».

Галина Николаевна говорит: «Попроси кого-нибудь из товарищей, чтобы они подежурили за тебя, а когда палец пройдет, ты подежуришь за них».

Как Рома должен попросить товарища подежурить вместо него?

 

БЕСЕДА

О ДОБРОМ

ПОСТУПКЕ

 

КАК АРТЕМКА КОТЕНКА СПАС

Один раз мама пошла в магазин купить хлеба и молока. И взяла с собой Артемку. Когда они подошли к магазину, то увидели, что из машины выгружают хлеб.

Подошел еще народ, и все смотрели, как ловко рабочие носят хлеб в булочную.

Но вот дверцы машины захлопнулись, и шофер сел за руль. Один момент — и мотор заработал.

И вдруг Артемка вырвался у мамы, побежал к машине и встал прямо перед радиатором.

— Нельзя ехать! — закричал он.

Мама испугалась, схватила Артемку и прижала к себе. А шофер вылез из кабины и подошел к Артемке: он понял — произошло что-то неладное.

Там котик сидит под машиной, — сказал Артемка.

— Какой котик? — спросил шофер.

— Черный, черный. Вон там, — и Артемка показал на машину.

Люди посмотрели, и правда: прямо под передним колесом сидел черный, как уголек, котенок.

Шофер осторожно достал котенка из-под машины и дал его Артемке.

А мама сказала:

— Пусть котенок живет у нас.

И все люди сказали:

Какой хороший мальчик! Он спас котенка. Пусть котенок теперь живет у мальчика.

А. Седугин

 

Может ли мама гордиться своим сыном?

• Можно ли поступок мальчика назвать героическим?

 

 

• У девочки упал носовой платок. Что ты сделаешь? (Поднимать платок нельзя, этого этикет не предполагает по гигиеническим причинам; нужно сказать человеку, что у него упал платок, а он сам его должен поднять и поблагодарить.)

· У девочки не получается застегнуть молнию на куртке. Рядом другая девочка одевается. Воспитатель помогает мальчику застегнуть сапоги.

Покажите, как поступит девочка.

 

БЕСЕДА

ОБ ОТНОШЕНИИ

К ЖИВОТНЫМ

 

КОТЕНОК

(Быль)

Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли около амбара и услыхали: над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася полез по лестнице на крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала:

— Нашел? Нашел?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашел! Наша кошка... у нее котята, такие чудесные, иди сода, скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белым лапками, и принесли домой. Мать раздала всех котят, а этого оставила детям. дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад! Назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди него две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спинку и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле.

Л. Толстой

 

Что можно сказать, какой мальчик и какая девочка?

· Может ли мать гордиться сыном?

· Чему должна научиться девочка?

• Мальчик входит в группу. В группе воспитатель готовится к занятию по рисованию. Дети играют в игровом уголке. Как он должен поздороваться, и что он может сделать еще? (Предложить воспитателю свою помощь.)

• Папа принес тебе шоколадку. Ты дал одну долечку маме, одну — бабушке. Они сказали тебе одинаковые вежливые слова. Ты им тоже сказал одинаковые вежливые слова.

Какие это слова?

БЕСЕДА

О «ВОЛШЕБНЫХ»

СЛОВАХ

 

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Маленький старичок с длинной бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и подсел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

Ну и ладно, а вам-то что? — покосился на него Павлик.

Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

— Еще бы! — сердито буркнул мальчик — Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу. Из-за Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает. А у самой сколько?

Не дает? Ну, из-за этого сбегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю:

«Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла стащу, сам в лодку залезу!

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берет тебя брат?

— А почему вы все спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза...

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что- то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

— Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово!

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

— Ка-кую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

— Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке...

— Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой!

— приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

Волшебник! Волшебник! — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. —

Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

— Помогло! Опять помогло!

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиков непонятные знаки.

В. Осеева

 

• Каким был мальчик до встречи со стариком?

• Какое «чудо» совершил старик? Был ли действительно старик волшебником?

· Расскажите, как правильно, вежливо нужно обращаться к людям.

· Послушайте, какие пословицы есть про добрые, вежливые слова:

Лень вперед него родилась.

Как вы понимаете эту Пословицу?

• А как вы помогаете своей Маме?

 

• Гена и Костя играли в хоккей. Гена сильно ударил по шайбе и попал Косте по ноге. Костя рассердился на него и стукнул клюшкой

Правильно ли поступил Костя?

Как мальчики помирились?

· Девочка входит в группу. В группе воспитатель разговаривает у стола с воспитателем другой группы. Дети играют.

Как поздоровается со всеми девочка?

Последнюю ситуацию можно обыграть.

 

БЕСЕДА

ОБ ОТНОШЕНИИ

К МЛАДШИМ

 

БРАТ И МАЛЕНЬКАЯ СЕСТРА

Санька и его маленькая сестричка Варя идут по лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка посмотрела и посмеивается

— Что же ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

—Что же ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая- то больше набрала.

— Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел с ними.

И вдруг вижу, что Санька незаметно от Вари ей подсыпает ягоды в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет...

Идем обратно. У Вари ягод больше. У Саньки меньше. Встречается бабушка.

— Что ж ты, Саня, — малина высоко растет! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

— Еще бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься.

Э. Шим

 

• Как Саня объяснил бабушке, почему у Вари больше земляники, больше грибов, больше малины?

• Что Саня сказал бабушке о сестре, какая она?

• Почему брат делал так, чтобы у Вари было больше ягод, грибов?

• Правду ли мальчик говорил бабушке? Почему он так делал?

• Что можно сказать про поступок мальчика: он правильный или неправильный, честный или нет?

• Как бы мог поступить мальчик, чтобы не говорить бабушке неправду?

 

 

· Ты смотрел книгу в группе и нечаянно разорвал страничку. Как ты поступишь?

• В конце занятия воспитатель проводит словесную игру «Скажи наоборот» (см. беседу 30).

 

БЕСЕДА

О ЧУТКОСТИ

 

КОМУ ИДТИ ЗАДРОВАМИ

На краю села жила вдова с тремя сыновьями, два сына уже юноши, высокие, сильные. А младший — подросток Юрко — маленький, тонкий, как жердочка.

Было зимой. Выпал глубокий снег, подул северный ветер, разгулялся мороз.

Мама говорит тихонько, но так, чтобы дети слышали:

— Холодно. А топить нечем. Кто же за дровами пойдет?

Молчат старшие, смотрят в землю.

— Я пойду за дровами, мама, сказал Юрко.

А мороза ты не боишься? — спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.

— Нет, не боюсь, — отвечает Юрко, а сам уже одевается. Ушел Юрко. И сразу в доме стало тихо-тихо. Старшие братья подняли головы, посмотрели в материнские глаза и сказали:

— Мы тоже пойдем в лес, мама.

— Идите, дети, — прошептала мать и облегченно вздохнула.

В. Сухомлинский

Почему, когда ушел Юрко, в доме стало тихо-тихо?

· Почему мать облегченно вздохнула, когда старшие сыновья решили тоже идти в лес?

• Вот пословицы, которые можно было бы сказать старшим братьям:

Вина голову клонит.

• Сережа пришел в группу. Дети уже разделись и играли. Он увидел, что один сапог Гены валяется под банкеткой. Он подошел к Галине Николаевне и говорит: «А Генка не убрал сапоги в шкаф». Галина Николаевна строго посмотрела на него...

Почему Галина Николаевна строго посмотрела на мальчика?

Как должен был поступить Сережа?

• Ты рисуешь. У тебя сломался карандаш.

Как ты поступишь?

• Сегодня день рождения у девочки.

Как вы ее поздравите и что пожелаете?

 

БЕСЕДА

«СИЛА НЕ ПРАВО»

 

СИЛА НЕ ПРАВО

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу: а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец?

К. Ушинский

 

Как вы понимаете слова «Сила не право»?

• У этого рассказа заглавие «Сила не право» - это русская поговорка. А вот какую пословицу можно было бы сказать Мите:

Шила в мешке не утаишь.

Маленькое дело лучше большого бездолья.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.052 с.)