Современные явления и особенности рынка труда и политики занятости Республики Татарстан. Инвестиции в человеческий капитал. Социальное партнерство: понятие, субъекты, виды, принципы, формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные явления и особенности рынка труда и политики занятости Республики Татарстан. Инвестиции в человеческий капитал. Социальное партнерство: понятие, субъекты, виды, принципы, формы



 

128.

Краткая характеристика сферы развития человеческого капитала и рынка труда (по Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы)
Рынок труда представляет собой сложную систему экономических отношений, в которые вступают экономические агенты или их группы. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить фактически занятых работников, безработных, занятых на «сером» рынке труда, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, объединения профсоюзов, работодателей. За последние 10 лет структура республиканского рынка труда претерпела существенные изменения. Численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 58 %, обрабатывающих производствах – на 14 %. В то же время в 2,1 раза увеличилась численность занятых в строительстве, а также на 55 % возросла численность занятых в сфере торговли и бытовых услуг. По состоянию на 2010 год доля занятых в сельском хозяйстве составила 9,5 %, обрабатывающих производствах – 17,7 %, строительстве – 10 %, сфере торговли и оказания бытовых услуг – 17 %. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда такую структуру можно практически считать оптимальной. Вместе с тем, по данным органов статистики, более 450 тыс. человек заняты на «сером» рынке труда. При этом «серый» рынок труда в 2009 году по сравнению с 2008 годом вырос более чем на 50 %. Это явилось следствием финансового кризиса 2008 – 2009 годов и совпадает с общей мировой тенденцией изменения рынка труда в период кризиса. Тем не менее формальный и «серый» рынки труда – это два сегмента, которые тесно взаимодействуют. Достаточно сказать, что на «сером» рынке занято почти 242 тыс. человек, а это порядка 7 – 10 млрд. рублей в виде возможных налоговых платежей в бюджет Республики Татарстан. В то же время доходы этой категории (а они значительны: по оценке, составляют более 50 млрд. рублей) поступают на потребительский рынок. Необходимо учитывать, что «серый» рынок труда представляет собой периферию ядра первичного рынка или, другими словами, такой рынок концентрируется вокруг экономически развитых секторов социальной сферы. Этот вывод важен для выработки мер государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Давление на рынок трудовых ресурсов оказывает и не синхронизированный с потребностями экономики выпуск специалистов учреждениями образования. Необходимо также отметить еще один блок проблем, связанный, казалось бы, с алогичной ситуацией, когда в одних секторах экономики при низкой заработной плате сохраняется стабильная численность и, наоборот, при высокой заработной плате – высокая текучесть кадров. Накопились проблемы в сфере привлечения мигрантов для работы в различных секторах экономики. Необходимо отметить, что значительная часть мигрантов приезжает в Республику Татарстан не по выделенной квоте, а по собственной инициативе, не имея при этом отношений с работодателями. Важным направлением работы органов власти являются также правильное прогнозирование структурных изменений в экономике, внедрение в ее секторы новых технологий и, как следствие, прогнозирование структуры рынка труда. Имея в виду, что экономика будущего – это экономика знаний, основанная на системе образования и инвестициях в человеческий капитал, актуальность этих проблем еще более возрастает, и, соответственно, потребуется сформировать адаптивную систему образования, упреждающую появление текущих потребностей рынка труда в специалистах необходимой профессиональной ориентации.

 

129.

Проблемы в сфере развития человеческого капитала и рынка труда на развитие отраслей (секторов) экономики (Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы)
несоответствие потребностей секторов экономики и социальной сферы профильному выпуску специалистов образовательными учреждениями; недостаточная заинтересованность работодателей в инвестициях в подготовку и повышение квалификации работников для своего предприятия; отсутствие информации о профессиональной структуре незанятых граждан и занятых на «сером» рынке труда; отсутствие методик по формированию и прогнозу потребности в трудовых ресурсах; значительные масштабы «серого» рынка труда; большой поток нелегальных трудовых мигрантов из-за недостаточных полномочий республиканских органов власти; высокая инерционность диверсификации рынка труда; дефицит высококвалифицированных специалистов для развития приоритетных направлений Республики Татарстан. Низкий профессиональный уровень персонала и низкий уровень материально-технического обеспечения отдельных социально значимых видов деятельности (прежде всего здравоохранения) как препятствие для дальнейшего развития Республики Татарстан; неприменение методик кадрового аудита персонала в процессе текущей деятельности предприятий, а также граждан, ищущих работу.

 

130.

Социальное партнерство
- система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей.

131.

Субъекты социального партнерства
1) работники; 2) работодатели; 3) представители работников; 4) представители работодателей; 5) органы государственной власти; 6) органы местного самоуправления.

132.

Формы социального партнерства
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; - взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - участие работников, их представителей в управлении организацией; - участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

133.

Принципы социального партнерства
- это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. К основным принципам социального партнерства относятся: а) равноправие сторон. б) уважение и учет интересов сторон. в) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. г) содействие государства в управлении и развитии социального партнерства на демократической основе. д) полномочность представителей сторон. е) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. ж) добровольность принятия обязательств. з) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. и) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. к) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. л) ответственность сторон, их представителей за невыполнения по их вине коллективных договоров, соглашений.

134.

Социально-партнерское соглашение
– это правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирование труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.   Целью заключения генерального соглашения является установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.   В зависимости от количества участников соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними, многосторонними.   По сфере регулирования отношений и уровню их заключения различают соглашения: федеральные, отраслевые, региональные и территориальные.   Соглашения, заключаемые в различных сферах могут быть: генеральные (федеральный уровень), региональные (субъектов Федерации), тарифные межотраслевые и отраслевые, территориальные.   Каждый вид соглашений предполагает конкретный круг участников и определенный вид отношений в сфере труда, т.е. конкретную сферу регулирования.   Соглашения федерального уровня устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всей территории России. Они могут заключаться на два-три года. Соглашения регионального уровня устанавливают общие начала регулирования социально-трудовых отношений, нормы оплаты труда и другие условия в пределах субъекта Федерации.   Отраслевые тарифные соглашения заключаются отраслевыми советом профсоюза и объединениями работодателей по направлениям социально-экономического развития отрасли, социальным гарантиям, условиям и оплате труда в конкретной отрасли, поэтому распространяется только на конкретную отрасль.   Территориальное соглашение представляет собой специальный акт, устанавливающий условия решения определенных социально-трудовых вопросов, связанных с территориальными особенностями (Крайний Север, Чернобыльская зона и т.п.). Подобные соглашения отражают и углубляют дифференциацию трудового права.   Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.46.13 (0.009 с.)