Рынок труда: сущность, специфика, основные характеристики, виды, сегменты. Спрос и предложение на рынке труда, факторы на них влияющие. Теоретические подходы к его анализу



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок труда: сущность, специфика, основные характеристики, виды, сегменты. Спрос и предложение на рынке труда, факторы на них влияющие. Теоретические подходы к его анализу



1.

Рынок труда (рабочей силы, трудовых ресурсов, трудовых услуг)
– это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями (работодателями – предъявителями спроса на рабочую силу) и продавцами (наёмной рабочей силой, работниками) по поводу условий найма и использования рабочей силы
– это взаимодействие совокупного спроса на труд (со стороны работодателей) и совокупного его предложения (со стороны рабочей силы)
– это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения, конкуренции и ценообразования формируется цена на труд
– это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда, регулирование различных экономических и социальных интересов и функций
– это динамичная система, важнейший элемент рыночной экономики

2.

Специфические черты (особенности) рынка труда
1) связанные с взаимодействием рынка труда и рынка товаров Спрос на рабочую силу является производным, зависимым от спроса на конечную продукцию (товар, услугу). Отсюда, чем выше спрос на продукцию предприятия, тем больше спрос на рабочую силу со стороны данного предприятия и, наоборот, чем меньше спрос на продукции предприятия, тем меньше с его стороны спрос на рабочую силу
2) связанные с особенностями товара – рабочая сила Неотделимость собственности на товар – рабочую силу от её владельца. На рынке труда покупатель приобретает только право использования и частичного распоряжения способностями к труду – рабочей силой, функционирующей в течение определенного времени. Необходимость регламентации взаимоотношений работодателей и наёмных работников (законодательство, профсоюзы, объединения работодателей, социально-экономические программы и др.). Высокая степень индивидуализации сделок, обусловленная коллективным договором, контрактной системой найма, различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий, организации, условий труда и т.д. Длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) по сравнению с рынком продовольственных товаров. Негибкость цен в сравнении с ценами на товарном рынке. Важная роль неденежных аспектов сделки (социальные гарантии, содержание и условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспектив профессионального роста, микроклимат в коллективе, особые требования к работнику, его коммуникабельность и т.п.)
3) связаны с обменом товара рабочая сила, отличающегося от обмена вещных товаров Процесс обмена рабочей силы включает три момента и совершается в трёх сферах: начинается в сфере обращения товара – рабочая сила (рынок труда), продолжается в сфере производства и завершается на рынке обращения жизненных благ, вещного товара
4) связаны с отношениями между субъектами рынка Большое число институциональных структур особого рода (разветвленная система законодательства, социально-экономические программы, службы занятости, профессиональные союзы, объединения работодателей и т.д.) порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда

3.

Функции рынка труда
Функция Характеристика
Посредническая соединяет продавцов рабочей силы и покупателей для заключения договоров
Экономическая рациональное вовлечение, распределение, регулирование и использование труда; содействие полной, экономически эффективной занятости
Социальная обеспечение уровня доходов, благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства работников
Стимулирующая способствует развертыванию конкуренции между его участниками (между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем лучшей рабочей силы), заинтересованности в более эффективном труде, повышении квалификации, перемене профессии
Ценообразующая формирование цены труда, рабочей силы (заработной платы)
Регулирующая регулирование спроса и предложения труда

4.

Факторы, влияющие на рынок труда
Роль и участие государства Законодательство Демографическая ситуация Численность населения Экономическая активность населения Процессы миграции Фаза экономического цикла Рыночная конъюнктура Научно-технический прогресс Развитие инфраструктуры рынка Потребности личности

5.

Основные элементы рынка труда
1) субъекты рынка; 2) юридические нормы, социально-экономические программы, трёхсторонние соглашения и коллективные договора; 3) рыночный механизм (спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, цена труда, конкуренция); 4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней; 5) инфраструктура рынка труда; 6) альтернативные виды деятельности

6.

Субъекты рынка труда
– наёмные работники и их союзы, – работодатели и их объединения – государство и его органы

7.

Наёмные работники
– люди, не имеющие средств производства, живущие за счёт продажи своих способностей к труду – рабочей силы
Самая многочисленная часть субъектов рынка. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу – заключить контракт, получить работу, заработную плату, повысить квалификацию, пройти переобучение, соответствовать требованиям рабочего места, выполняемой работе и работодателя. Объединяются в профессиональные организации, которые должны представлять и отстаивать их интересы

8.

Работодатели
– люди, работающие самостоятельно, индивидуально и/или постоянно нанимающие на работу одного и более человек
– физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (статья 20 ТК РФ)
Доля в составе работающего населения невелика, несколько превышает 10%. К ним относятся: собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, домашних хозяйств, предприниматели, наёмные управляющие (директора) на государственных предприятиях и др.

9.

Инфраструктура рынка труда
– это совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения (центры занятости, фонды занятости, центры подготовки и переподготовки кадров, службы занятости, кадровые агентства и др.)

10.

Альтернативные виды деятельности
– это общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работы в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и другие виды гибкой занятости

11.

Модели рынка труда
Российская модель Особенности модели: 1) низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. 2) Низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работа на одном месте. Это привязывало работников к предприятию. Наличие подобных льгот в настоящее время формирует российский внутренний рынок труда.
Японская модель Отличительная черта японской модели рынка труда -- «система пожизненного найма», предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Использование работников в течение длительного времени позволяет компании организовать профессиональную подготовку и повышение квалификации на внутрифирменном уровне в соответствии со структурой рабочих мест, научно-техническим прогрессом, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусматривать профессиональную мобильность внутри фирмы, воспитывать у работников творческое отношение к труду, к высокому качеству работы. Руководство фирмы по своему усмотрению перемещает работника с одного места на другое, из одного подразделения в другое.
Американская модель Для американской модели характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятий. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.
Шведская модель Характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда - предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Своеобразие шведской модели в активной политике занятости, проводимой государством. Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально развитых странах. «Политика солидарности» в заработной плате должна обеспечить равную оплату за равный труд, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить заработную плату ниже их возможностей, а малоприбыльные -- сокращать число занятых или прекращать свою деятельность. Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. И хотя она не обеспечивает работу всем, но ограничивает безработицу небольшим удельным весом.

12.

Виды рынков труда
  • мировой рынок труда;
  • национальный рынок труда;
  • региональный рынок труда;
  • местный (локальный) рынок труда;
  • отраслевой рынок труды;
  • внешний рынок труда;
  • внутренний рынок труда
  • общий совокупный рынок труда;
  • открытый и скрытый рынок труда;
  • официальный и неофициальный рынок труда;
  • сетевой рынок труда;
  • нетрадиционные рынки труда;
  • рынок детского труда
  • и др.

13.

Национальный рынок труда
– рынок труда отдельно взятой страны; – одна из важнейших составляющих национальной рыночной экономики, поставляющих в неё один из главных факторов производства – рабочую силу; – обеспечивающая подсистема народного хозяйства, активно влияющая на динамические процессы развития экономики

14.

Внутрифирменный рынок труда
– это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного учреждения, предприятия, организации. Его динамика, определяется наличием и составом персонала; причинами и интенсивностью трудовых перемещений и ротации кадров; уровнем заработной платы; уровнем и степенью занятости; степенью использования оборудования; наличием свободных, вакантных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест; конкурентоспособностью и инновационным развитием организации и её работников; внешними факторами (законодательством; конкурентоспособностью организации и её товара, услуги; конъюнктурой рынка; экономической, рыночной ситуацией; политическими, международными, природными, экологическими и др.) и т.п.

15.

Гибкий рынок труда
– это современная форма функционирования рынка трудовых ресурсов, понимаемая как комплекс мер социально-экономического, производственного и юридического характера для быстрого приспособления деятельности предприятий и организаций к изменяющимся условиям хозяйствования. Включает в себя следующие основные аспекты: 1) территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы; 2) гибкость издержек на рабочую силу (включая гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы); 3) гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (найм, ротация, увольнения); 4) гибкость регулирования и использования рабочего времени (подвижное использование рабочего времени и др.); 5) гибкость труда (увеличение или уменьшение количества смен, использование работников с неполным рабочим днём, временных работников, расширение и дробление рабочих функций, совместительство, сменяемость рабочих мест и др.)

16.

Нетрадиционные рынки труда
– временная занятость; – работа домохозяек и пенсионеров на дому или в личном подсобном хозяйстве – и т.д.

17.

Сетевой рынок труда
– рынок предложения и спроса мобильных работников с опорой на транспортно-коммуникационные сети; – часть совокупного рынка труда, где и рабочие места, и сами работники включены в ту или иную сеть, которая диктует свои правила организации, оплаты, производительности труда и др.

18.

Сегментация рынка труда
– деление рынка на части главным образом в зависимости от результатов экономических процессов в отраслевом, профессионально-квалификационном и социально-демографическом разрезах, по качеству рабочих мест; – разбивка рынка на отдельные сегменты (группы) на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении работников, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости

19.

МЕХАНИЗМ РЫНКА ТРУДА
система, основанная на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму

20.

21.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.006 с.)