Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура домонгольской Руси.
Сущ-ет множ-во определений понятия «культура». Культ-а – это чел. деят-ть, преобразующая мир; это совокуп-ть мат-ых и дух-ых ценн-ей; это сист-а конкр.-ист. типов и т.д. Русская культура формировалась и набирала силу в общем русле культуры европейских государств. Условно можно разделить на 2 этапа: 1) 10-11 вв. 2) 11-13 вв. 1)К-ра КР (10-11 вв.). Византийское влияние. В 988 г. было принято христ. правосл. тол-ка. Для Руси привлека-тельными сторонами правосл. б. след. стороны: 1. Византия как совер-шенное гос-во – высокий уровень развития ци-вил-и, преемственность отнош-й с Римской цивил-й. 2. Конц. «симфонии властей». 3. Рос-кошь, великолепие, богатство Константиноп. Особ-ти кул-ры Киевс-кой Руси: 1. Культ. формировалась как синтетич. (собств. опыт, опыт Византии, араб. гос-в) 2. Религ. хар-ер. 3. Имперсональность (анонимность). 4. Монумент-ть. 5. Калокагатив-ность образов (наслаждение, благодать). 6. Строгое следов. канону. Это к-ра трад. об-ва, ядром к-ой была религия. АРХИТЕКТУРА. Этапы: 1. 10в. – период Владимира Святославовича. (Десятинная церковь – 1 каменная постройка). 2. 11 в. – эпоха Ярослава Мудрого (Киев: Золотые ворота; Софийский собор; Софийс-кий собор, Новгород; Софийский собор в Полоцке;).С принятием хр-ва строятся крестово-купольные храмы. Форм-ся собств арх. школа на основе визант-ой. Выводы: 1. в период Киевского гос-ва храмы б. обширными, масштабными, допол-нит. объем создавали хоры, галереи, чего в Византии не б. Затем начнется практика отхода от галерей, упрощается планировочная схема, уменьшаются размеры хоров; 2. каждый храм имел дополн. здание – крещальня; 3. местный строит. камень; учитывались вкусы заказчиков (князья, боярство, духовенство); 4. Широта диапазона культовых сооруж. (от соборов до монаст. комплексов, от дворцовых храмов до усыпальниц). 5. отсутствие опыта и образцов для подражания ð творч. поиск и интересные интерпретации. ИЗОБРАЗИТ. ИСК-ВО. С принятием христ. на Русь пришла мону-мент. живопись (фреска и мозаика). Она б. приз-вана украсить храм.Первые мозаичисты – греки. Первые иконы привозные. Икона – предмет поклонения – живописное изоб-раж. Бога, святых. Иконографич. канон пришел из Византии (запреще-но писание иконы с живых людей;условность письма; обратная перспектива (отсутствие линии горизонта, нет объема; для подчеркивания неземного мира, для обособл. мира иконы от мира обыденного);отсутствие теней, плоскостность). Прим.: Богом. Оранта;Спас Вседерж. (мозаики); Неизвестный святой; Семейство Я. Мудрого (фрески). Иконография Христа: 1. Спас Нерукотворный ( только лик); 2. Спас Пантократор (Вседержитель): погрудное изображ.;в левой руке – Евангелие;правая рука в жесте благословения); 3. Спас в силах: сидящий на престоле, вокруг – разнообр. символы); 4. Спас на престоле ( полный рост;с Евангелием и крестным знаменем). Иконография Богоматери: 1. Умиление ( Младенец прикасается к щеке Богоматери). 2. Оранта (Молящаяся): поясное изображ. с поднятыми вверх руками, ладонями, обращ-ми к зрителю. 3. Панагия (Всесвятая): Оранта в полный рост, в центре – на светлом диске ИХ. 4. Одигитрия (Путеводительница): с младенцем, не прижимаются щека к щеке. 5. Знамение (по пояс, на груди – образ ИХ).
2)К-ра Удельной Руси (11-13 вв.). В к. XI в. начался про-цесс распада гос-ва. Это привело к формиров. новых центров. Это б. столицы удельных княжеств. Киев перестал играть ведущую роль в дух. процессах и уступил лидерство др. городам. Т.о., период раздроб-ленности – период расцвета город. кул-ры. Задачи, стоящие перед кул-й: 1. укрепление авторитета и статуса удельных князей, закрепление за ними родовых прав. 2. укрепление влияния церкви. Раздроблен-ность: (плюсы: формиров. новых кул-х центров, новых вариантов раз-вития кул-р; расцвет городов и городской кул-ры; общий подъем кул-ы. Минусы: замкнутость и локальность регион-х школ; неразвитость и слабость социокульт. контактов способствовали тому, что в период монгол. нашествия кул-ра не развивалась. Осн. черты: распростр. киевского наследия и его освоение; большая роль в формиров. вкусов принадлежала не князьям, торгово-ремесленным кругам (формиров. т. н. «посадской кул-ры»); приоритетное развит. градостр-ва и архит-ры. Киевские традиции в кул-ре.
8.2. Центры: Киев,Чернигов,Смоленск,Волынь. Киев: княж. храмы + посадские храмы.Храмы по периметру имеют роскошное убранство – заказы князей (Церк. Успения Богоро-дицы Пирогощи). Ч ернигов ( Церковь Праскевы Пятницы). Смоленск (Соб. Петра и Павла). Волынь ( Успенский соб.).
Владимиро-Суздальский вариант культуры. Сильная вл-ть князя=иск-во носило придворный хар-р. Основные чер-ты АРХИТЕКТУРЫ: 1. княж. хар-ер построек; 2. дорогие роскошные постройки; 3. особ-ти стилистики: закомары имеют круглую форму, аркатурный поясок, щелеобразные окна, высокий барабан, богатое де-корат. убранство; 3. большинство построек посвящалось Богоматери. 1 этап: правл. Ю. Долгорукого (Борисоглебский собор в Кидеше; Спасо – Преображ. собор в Переславле Залесском) 2 этап: правл. Анд-рея Боголюбского. Черты: 1. рост и подъем строит-ва; 2. появление новой столицы – г. Владимир; 3. влияние романского стиля (Золотые ворота; Успенский собор; Церк. Покрова на Нерли). 3 период: правл. Всеволода Большое Гнездо (Дмитриевский собор, Владимир). 4 период: правл. Юрия Всеволодовича (Рождеств. собор. Суздаль). ИЗОБР. ИСК-ВО. Монумент. иск-во. Хорошо сохранились фрески Дмитриевского собора (фрески пророков со свитками). Продолжали киевские традиции ðвизант-е. Утонченный изысканный хар-ер, спо-койный цвет (бледно-голубой, светло-зеленый и др.). Прим.: Владим. Икона Божией Матери; Вел. Панагия - Яросл. Оранта; Дм. Солунский. Новгородско-Псковский вариант. Особ-ти: 1. на с-з Руси: уда-лено от набегов, взаимодейств. с Европой. 2. политика: во гл. – посад-ник; республик. форма правл-я. Власть князя б. формальной. Особ-ти кул-ры: 1. д емократич. хар-ер кул-ры (учитывались вкусы посадского населения). 2. использов. народ. традицийàб. более простой. АРХИТЕКТУРА, осн. тенденция – строит-во небольших посадских храмов в т. н. «уличанском стиле». Княж-ие храмы ничем не отл-сь от посадских. Строил-сь из местн. мат-ла (известняк). Декор фасада отсут-ет. Прим.: Георгиев. соб. в Юрьевом монастыре; Георгиев. собор, Ст. Ладога;Храм Спаса на Нередице; Преображ. собор Мирожского монастыря. ИЗОБР. ИСК-ВО. Фрески Церкви Спаса на Нередице. Особ-ти: 1. Реализм в трактовке образов. 2. Монумент-ть. 3. Статичность поз. 4. Условность изображ. 5. Схематизм. Изжив-сь киев. традиции, иконы писали сами (непрофесс. хар-р, строгие суровые черты). Иконы: Спас Нерукотворный;Устюжское Благовещение;Ангел "Златые власы";Вмч. Георгий Побе-доносец (византийские).Богоматерь Белозерская; Ник. Чудотворец. Период 10-13 вв. – окончат-е форм-ие рус. к-ры, расцвет. Прошла те же этапы эвлюции, что и Зап. Евр.
7.2. обвиняет Годунова. “Бог наказывает России за грехи царя”, значит царь ненастоящий, на нем висит грех – убийство царевича Дмитрия. Борис пытается бороться с голодом: он раздавал хлеб из царских запасов, деньги, устраивал общественные работы, на которых люди могли заработать. Однако голод был страшным: из 150 тыс. человек умерло 120. В 1605 г. Борис умирает. В это время в Польше определяется “выживший” Дмитрий. 1605 – 1609 г. Полный распад государства, Москва утрачивает своё значение, появляются воровские центры. Отделились Новгород, Астрахань. В провинции возродились традиции прямой демократии, и на этом этапе развитие европейских идей связано с именем Лжедмитрия. По происхождению дворянин, Григорий Отрепьев. Человек талантливый неординарный. Он шёл через западные земли, его армия увеличивалась. В момент, когда он подходит к Москве, умирает Борис Годунов. Лжедмитрия признает мать, он становится царём. Не имея чёткой программы правления, он предлагает создать светское общество; дворянам он раздаёт казну; бояре же не получили нечего, и они готовят заговор: напоили чернь и натравили их на царя. После убийства Лжедмитрия бояре выбрали Василия Шуйского. Гражданская война набирает наибольшие обороты. Появляется множество самозванцев. В Польше появляется Лжедмитрий 2. Подданный польского короля, он был только марионеткой в руках польского короля, а также Ивана Болотников, атамана, властолюбивого человека. Болотников формирует армию из наёмников, казаков, дворян, крестьян. Но дворяне предают Болотников и переходят на сторону Шуйского (тот пообещал им земли и привилегий). Шуйский отбросил войско Болотникова.
1620 – 1613 г. – выбор пути развития. Попытки возродить порядки Европы. Речь Посполита становится сильным государством и решает вернуть свои утраченные земли и поставить Москву в зависимое положение. 1609г – открытая интервенция, захват Кремля. Бояре решили воспользоваться ситуацией и заключили договор (17 авг. 1610г.), по которому русским царём стал польский королевич, сохранялся запрет на распространение католичества. Царь женился на православной русской принцессе. По договору Московское царство должно быть свободным; в нём действует разделение властей: Боярская Дума – правительство (административное управление, суд, финансы), Земский Собор – парламент (законодательная власть), царь глава государства. Таким образом, была предпринята попытка перейти на Европейский тип, используя польскую династию. Но этот план встретил резкое сопротивление со стороны, как церкви, так и всех патриотических сил России, которые выступили за решение вопросов самим государством. Создаётся народное нижегородское ополчение, организатором которого был Кузьма Минин, а возглавлял это ополчение Дмитрий Пожарский. Они считали себя инициаторами свободы, “свободными людьми”. Это ополчение являлось базой восстановления Российской государственности. Но и в самом ополчении были колебания относительно дальнейшего пути развития: развитие русской свободы или тяготение к европейскому типу. В октябре 1612 г. Ополчение подходит к Москве и освобождает её от поляков. Затем ополчение было распущено и первым делом для нового правительства после освобождения стало становление российской государственности. В январе 1613г. – собран Земский собор, который отверг иностранных претендентов на власть. 7 февраля собор на царствование выбрал человека из старинного боярского рода, Михаила Романова.
6.2 кр-ин договаривался с новым помещиком, к-ый платил его долги и «пожиое» и перевозил к себе. Кр-ин на новом месте ненадолго освобожд-ся от налогов, но рисковал вскоре опять попасть в кабалу. Однако мелкие дворяне не могли удержать тех, кто не имел долгов и мог уплатить «пожилое». Прав-во помогло дворянам. Еще при Ив. Грозном в 1581 г. установили «заповедное лето», когда переход был запрещен. С тех пор «заповедные лета» повторялись одно за другим. В 1592 г. при Федоре Ивановиче составили «писцовые книги», где перечисляли по дворам город. и сельск. нас-ие. Эти книги стали док-том для поиска беглых кр-ян. В 1593-94 гг. указом царя «заповедные лета» ввели по всей России. Юрьев день отменен. В 1597 г. последовал указ об «урочных летах», о праве сыска беглых кр-ян в теч. 5 лет. Это означало, что нач-сь оформ-ие сист-ы креп. права в масштабе гос-ва. Сущ-ют 2 теории закрепощения: 1) указная (В. Н. Татищев) – концепция о прикреплении кр-ян указом 1597 г. 2) безуказная (бытовое закрепление) (Погодин, с. 19 в.; Ключевский, 80-е гг. 19 в.) – закреп-ие кр-ян соверш-сь без прямого вмеш-ва гос-ва, на основе роста задолженности кр-ян и фактического распр-и на них правового пол-ия, в котором уже давно нах-сь кабальные холопы. Причины закреп-ия: Классич. истоиография – Татищев сч-ал, что причиной была несовместимость кр-ой вольности с монарх. формой правления. Карамзин – креп. право возникло из отеческой заботы самодержавия о кр-ях. Соловьев – креп. отн-ия выросли из природн. усл-ий и гос. потр-ей. Поодин – народный хар-р, кроткий, смиренный и терпеливый до крайностей. С разв-ем позитивизма прич-ой креп. права как сп-ба орг-ии эксплуат-их отн-ий естественно стали корениться в классовых инт-ах властьимущих. Начало зарожд-ся в народнической историографии у Синевского и Кагнотовича.
5.2Калита (союз великокняж. власти с церковью; при нем: усилилась роль Москвы как центра объед. всех русских земель; передышка от ордынских вторжений; право сбора дани с русских княж-в и доставки ее в Орду; расширил владении без оружия). 2. 2/2 14-н. 15вв. – успешное развитие процесса объд-я и зарожд. элементов ед. гос-ва. Симеон Гордый, Иван Красный. При Дм. донском соотн. сил изменилось в пользу Москвы (факторы, спос. этому: построен за 2 года непреступный белокам. Моск. Кремль; отбиты притязания на лидерство Н. Новгорода, Твери; 137 – на р. Воже разбиты монголы). одержанная на Куликовом поле победа (1380) не принесла полного освобожд. от гнета З. Орды, тем не менее имела огромное знач-е (З. Орда потерпела 1-е значит. поражение; уменьш. размера дани; показала мощь и силу Москвы как полит. и эк. центра). Перед смертью Дм. Донской передал великое княж. Владим. своему сыну Василию I по завещанию, не спрашивая права на ярлык в Орде. Слияние Владим. и Моск. княж. 3. 2/4 15в.: феод. война (1431-1453). Борьба Юрия, брата Дмитрия (а также его сыновей Вас. Косого и Дм. Шемяки) с Василием II за великокняж. престол. Когда боярство и церковь оконч-о встали на сторону Вас. II, феод. война зак-сь победой сил централизации (террит. увелич. в 30 раз по сравн. с нач. 14в.). 4. 2/2 15-н. 16вв.: образов. единого ЦГ. после смерти Вас.II моск. престол занял его ст. сын Иван III, на его долю выпало заверш. 2-хвекового процесса объед. русских земель. Выступая защитником правосл. веры и возглавляя движ. за создание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, присоед-в к Москве 19 городов и 70 волостей. Как независимый государь Иван III стал держать себя по отнош. к татарам. В 1476 он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником З. Орды. Стояние на р. Угре (1480) положило конец монголо-татарскому игу. русское гос-во обрело формально суверенитет. 1472 – брак Ивана III с плем. посл. визант. импер-ра Софьей Палеолог, возносивший знач. монарх. власти в Р. 1493 – Иван III формально принял титул «государя всея Руси». Сын Ивана III Василий III превратил Моск. княж-во в нац. гос-во. 1497 – принят свод законов единого гос-ва – Судебник Ивана III. Включал 68 ст. и отражал усиление роли центр. власти в гос. устройстве и судопроизв. страны.
В январе 1547 г. Иван IV в Успенском соборе был торжественно венчан на царствование как «царь и великий князь всея Руси». Принятие титула «царь» еще более поднимало авторитет монарха. Формулировка «всея Руси» отражала претензии Москвы на наследование всех русских земель. В целом в оличие от передовых стран З. Европы образов. единого гос-ва в Р происходило при полном господстве традиц. способа хоз-ва Р – на феод. основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формиров-ся бурж-е, демократ-е, гражд. общ., а в Р. долго будут господствовать: КП, сословность, неравноправие граждан перед законом. Т.о., завершился процесс объед-я С-В и С-З Руси в одно гос-во. Образов-сь крупнейшая в Европе держава, кот-я с к. 15в. стала наз-ся Россией. Русское гос-во с самого начала склад-сь как многонац-ое. Смешение славян с местным-угрофин. нас-ем в ед-ом центр-ом гос-ве ускорило пр-сс обр-ия великорусской народности (великороссов).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.021 с.) |