ТОП 10:

Культура домонгольской Руси.



Сущ-ет множ-во определений понятия «культура». Культ-а – это чел. деят-ть, преобразующая мир; это совокуп-ть мат-ых и дух-ых ценн-ей; это сист-а конкр.-ист. типов и т.д.

Русская культура формировалась и набирала силу в общем русле культуры европейских государств.

Условно можно разделить на 2 этапа: 1) 10-11 вв. 2) 11-13 вв.

1)К-ра КР (10-11 вв.). Византийское влияние. В 988 г. было принято христ. правосл. тол-ка. Для Руси привлека-тельными сторонами правосл. б. след. стороны: 1. Византия как совер-шенное гос-во – высокий уровень развития ци-вил-и, преемственность отнош-й с Римской цивил-й. 2. Конц. «симфонии властей». 3. Рос-кошь, великолепие, богатство Константиноп. Особ-ти кул-ры Киевс-кой Руси: 1. Культ. формировалась как синтетич. (собств. опыт, опыт Византии, араб. гос-в) 2. Религ. хар-ер. 3. Имперсональность (анонимность). 4. Монумент-ть. 5. Калокагатив-ность образов (наслаждение, благодать). 6. Строгое следов. канону.

Это к-ра трад. об-ва, ядром к-ой была религия.

АРХИТЕКТУРА. Этапы: 1. 10в. – период Владимира Святославовича. (Десятинная церковь – 1 каменная постройка). 2. 11 в. – эпоха Ярослава Мудрого (Киев: Золотые ворота; Софийский собор; Софийс-кий собор, Новгород; Софийский собор в Полоцке;).С принятием хр-ва строятся крестово-купольные храмы. Форм-ся собств арх. школа на основе визант-ой. Выводы: 1. в период Киевского гос-ва храмы б. обширными, масштабными, допол-нит. объем создавали хоры, галереи, чего в Византии не б. Затем начнется практика отхода от галерей, упрощается планировочная схема, уменьшаются размеры хоров; 2. каждый храм имел дополн. здание – крещальня; 3. местный строит. камень; учитывались вкусы заказчиков (князья, боярство, духовенство); 4. Широта диапазона культовых сооруж. (от соборов до монаст. комплексов, от дворцовых храмов до усыпальниц). 5. отсутствие опыта и образцов для подражания ð творч. поиск и интересные интерпретации.

ИЗОБРАЗИТ. ИСК-ВО.С принятием христ. на Русь пришла мону-мент. живопись (фреска и мозаика). Она б. приз-вана украсить храм.Первые мозаичисты – греки. Первые иконы привозные. Икона – предмет поклонения – живописное изоб-раж. Бога, святых. Иконографич. канон пришел из Византии (запреще-но писание иконы с живых людей;условность письма; обратная перспектива (отсутствие линии горизонта, нет объема; для подчеркивания неземного мира, для обособл. мира иконы от мира обыденного);отсутствие теней, плоскостность). Прим.: Богом. Оранта;Спас Вседерж. (мозаики); Неизвестный святой; Семейство Я. Мудрого (фрески).Иконография Христа: 1. Спас Нерукотворный (только лик); 2. Спас Пантократор (Вседержитель):погрудное изображ.;в левой руке – Евангелие;правая рука в жесте благословения);3. Спас в силах:сидящий на престоле, вокруг – разнообр. символы); 4. Спас на престоле (полный рост;с Евангелием и крестным знаменем).Иконография Богоматери: 1. Умиление (Младенец прикасается к щеке Богоматери).2. Оранта (Молящаяся):поясное изображ. с поднятыми вверх руками, ладонями, обращ-ми к зрителю.3. Панагия (Всесвятая):Оранта в полный рост, в центре – на светлом диске ИХ.4. Одигитрия (Путеводительница):с младенцем, не прижимаются щека к щеке. 5. Знамение(по пояс, на груди – образ ИХ).

2)К-ра Удельной Руси (11-13 вв.).В к. XI в. начался про-цесс распада гос-ва. Это привело к формиров. новых центров. Это б. столицы удельных княжеств. Киев перестал играть ведущую роль в дух. процессах и уступил лидерство др. городам. Т.о., период раздроб-ленности – период расцвета город. кул-ры. Задачи, стоящие перед кул-й: 1. укрепление авторитета и статуса удельных князей, закрепление за ними родовых прав. 2. укрепление влияния церкви. Раздроблен-ность: (плюсы: формиров. новых кул-х центров, новых вариантов раз-вития кул-р; расцвет городов и городской кул-ры; общий подъем кул-ы. Минусы: замкнутость и локальность регион-х школ; неразвитость и слабость социокульт. контактов способствовали тому, что в период монгол. нашествия кул-ра не развивалась. Осн. черты: распростр. киевского наследия и его освоение; большая роль в формиров. вкусов принадлежала не князьям, торгово-ремесленным кругам (формиров. т. н. «посадской кул-ры»); приоритетное развит. градостр-ва и архит-ры. Киевские традиции в кул-ре.

 

8.2. Центры:Киев,Чернигов,Смоленск,Волынь.Киев:княж. храмы + посадские храмы.Храмы по периметру имеют роскошное убранство – заказы князей (Церк. Успения Богоро-дицы Пирогощи). Чернигов (Церковь Праскевы Пятницы). Смоленск (Соб. Петра и Павла). Волынь (Успенский соб.).

Владимиро-Суздальский вариант культуры. Сильная вл-ть князя=иск-во носило придворный хар-р.Основные чер-ты АРХИТЕКТУРЫ: 1. княж. хар-ер построек; 2. дорогие роскошные постройки; 3. особ-ти стилистики: закомары имеют круглую форму, аркатурный поясок, щелеобразные окна, высокий барабан, богатое де-корат. убранство; 3. большинство построек посвящалось Богоматери.

1 этап: правл. Ю. Долгорукого (Борисоглебский собор в Кидеше; Спасо – Преображ. собор в Переславле Залесском) 2 этап: правл. Анд-рея Боголюбского. Черты: 1. рост и подъем строит-ва; 2. появление новой столицы – г. Владимир; 3. влияние романского стиля (Золотые ворота; Успенский собор; Церк. Покрова на Нерли). 3 период: правл. Всеволода Большое Гнездо (Дмитриевский собор, Владимир). 4 период: правл. Юрия Всеволодовича (Рождеств. собор. Суздаль).

ИЗОБР. ИСК-ВО.Монумент. иск-во. Хорошо сохранились фрески Дмитриевского собора (фрески пророков со свитками). Продолжали киевские традиции ðвизант-е. Утонченный изысканный хар-ер, спо-койный цвет (бледно-голубой, светло-зеленый и др.). Прим.: Владим. Икона Божией Матери; Вел. Панагия - Яросл. Оранта; Дм. Солунский.

Новгородско-Псковский вариант. Особ-ти: 1.на с-з Руси: уда-лено от набегов, взаимодейств. с Европой.2.политика: во гл. – посад-ник; республик. форма правл-я. Власть князя б. формальной. Особ-ти кул-ры: 1. демократич. хар-ер кул-ры (учитывались вкусы посадского населения).2.использов. народ. традицийàб. более простой.

АРХИТЕКТУРА,осн. тенденция – строит-во небольших посадских храмов в т. н. «уличанском стиле». Княж-ие храмы ничем не отл-сь от посадских. Строил-сь из местн. мат-ла (известняк). Декор фасада отсут-ет. Прим.:Георгиев. соб. в Юрьевом монастыре; Георгиев. собор, Ст. Ладога;Храм Спаса на Нередице;Преображ. собор Мирожского монастыря.

ИЗОБР. ИСК-ВО.Фрески Церкви Спаса на Нередице. Особ-ти: 1. Реализм в трактовке образов. 2. Монумент-ть. 3. Статичность поз. 4. Условность изображ. 5. Схематизм. Изжив-сь киев. традиции, иконы писали сами (непрофесс. хар-р, строгие суровые черты). Иконы:Спас Нерукотворный;Устюжское Благовещение;Ангел "Златые власы";Вмч. Георгий Побе-доносец (византийские).Богоматерь Белозерская; Ник. Чудотворец.

Период 10-13 вв. – окончат-е форм-ие рус. к-ры, расцвет. Прошла те же этапы эвлюции, что и Зап. Евр.

 

7.2. обвиняет Годунова. “Бог наказывает России за грехи царя”, значит царь ненастоящий, на нем висит грех – убийство царевича Дмитрия. Борис пытается бороться с голодом: он раздавал хлеб из царских запасов, деньги, устраивал общественные работы, на которых люди могли заработать. Однако голод был страшным: из 150 тыс. человек умерло 120. В 1605 г. Борис умирает. В это время в Польше определяется “выживший” Дмитрий.

1605 – 1609 г. Полный распад государства, Москва утрачивает своё значение, появляются воровские центры. Отделились Новгород, Астрахань. В провинции возродились традиции прямой демократии, и на этом этапе развитие европейских идей связано с именем Лжедмитрия. По происхождению дворянин, Григорий Отрепьев. Человек талантливый неординарный. Он шёл через западные земли, его армия увеличивалась. В момент, когда он подходит к Москве, умирает Борис Годунов. Лжедмитрия признает мать, он становится царём. Не имея чёткой программы правления, он предлагает создать светское общество; дворянам он раздаёт казну; бояре же не получили нечего, и они готовят заговор: напоили чернь и натравили их на царя. После убийства Лжедмитрия бояре выбрали Василия Шуйского. Гражданская война набирает наибольшие обороты. Появляется множество самозванцев. В Польше появляется Лжедмитрий 2. Подданный польского короля, он был только марионеткой в руках польского короля, а также Ивана Болотников, атамана, властолюбивого человека. Болотников формирует армию из наёмников, казаков, дворян, крестьян. Но дворяне предают Болотников и переходят на сторону Шуйского (тот пообещал им земли и привилегий). Шуйский отбросил войско Болотникова.

1620 – 1613 г. – выбор пути развития. Попытки возродить порядки Европы. Речь Посполита становится сильным государством и решает вернуть свои утраченные земли и поставить Москву в зависимое положение. 1609г – открытая интервенция, захват Кремля. Бояре решили воспользоваться ситуацией и заключили договор (17 авг. 1610г.), по которому русским царём стал польский королевич, сохранялся запрет на распространение католичества. Царь женился на православной русской принцессе. По договору Московское царство должно быть свободным; в нём действует разделение властей: Боярская Дума – правительство (административное управление, суд, финансы), Земский Собор – парламент (законодательная власть), царь глава государства. Таким образом, была предпринята попытка перейти на Европейский тип, используя польскую династию. Но этот план встретил резкое сопротивление со стороны, как церкви, так и всех патриотических сил России, которые выступили за решение вопросов самим государством. Создаётся народное нижегородское ополчение, организатором которого был Кузьма Минин, а возглавлял это ополчение Дмитрий Пожарский. Они считали себя инициаторами свободы, “свободными людьми”. Это ополчение являлось базой восстановления Российской государственности. Но и в самом ополчении были колебания относительно дальнейшего пути развития: развитие русской свободы или тяготение к европейскому типу. В октябре 1612 г. Ополчение подходит к Москве и освобождает её от поляков. Затем ополчение было распущено и первым делом для нового правительства после освобождения стало становление российской государственности. В январе 1613г. – собран Земский собор, который отверг иностранных претендентов на власть. 7 февраля собор на царствование выбрал человека из старинного боярского рода, Михаила Романова.

 

 

6.2 кр-ин договаривался с новым помещиком, к-ый платил его долги и «пожиое» и перевозил к себе. Кр-ин на новом месте ненадолго освобожд-ся от налогов, но рисковал вскоре опять попасть в кабалу. Однако мелкие дворяне не могли удержать тех, кто не имел долгов и мог уплатить «пожилое». Прав-во помогло дворянам. Еще при Ив. Грозном в 1581 г. установили «заповедное лето», когда переход был запрещен. С тех пор «заповедные лета» повторялись одно за другим. В 1592 г. при Федоре Ивановиче составили «писцовые книги», где перечисляли по дворам город. и сельск. нас-ие. Эти книги стали док-том для поиска беглых кр-ян. В 1593-94 гг. указом царя «заповедные лета» ввели по всей России. Юрьев день отменен. В 1597 г. последовал указ об «урочных летах», о праве сыска беглых кр-ян в теч. 5 лет. Это означало, что нач-сь оформ-ие сист-ы креп. права в масштабе гос-ва.

Сущ-ют 2 теории закрепощения:

1) указная (В. Н. Татищев) – концепция о прикреплении кр-ян указом 1597 г.

2) безуказная (бытовое закрепление) (Погодин, с. 19 в.; Ключевский, 80-е гг. 19 в.) – закреп-ие кр-ян соверш-сь без прямого вмеш-ва гос-ва, на основе роста задолженности кр-ян и фактического распр-и на них правового пол-ия, в котором уже давно нах-сь кабальные холопы.

Причины закреп-ия:

Классич. истоиография – Татищев сч-ал, что причиной была несовместимость кр-ой вольности с монарх. формой правления. Карамзин – креп. право возникло из отеческой заботы самодержавия о кр-ях. Соловьев – креп. отн-ия выросли из природн. усл-ий и гос. потр-ей. Поодин – народный хар-р, кроткий, смиренный и терпеливый до крайностей.

С разв-ем позитивизма прич-ой креп. права как сп-ба орг-ии эксплуат-их отн-ий естественно стали корениться в классовых инт-ах властьимущих.

Начало зарожд-ся в народнической историографии у Синевского и Кагнотовича.

 

 

5.2Калита(союз великокняж. власти с церковью; при нем: усилилась роль Москвы как центра объед. всех русских земель; передышка от ордынских вторжений; право сбора дани с русских княж-в и доставки ее в Орду; расширил владении без оружия). 2. 2/2 14-н. 15вв. – успешное развитие процесса объд-я и зарожд. элементов ед. гос-ва. Симеон Гордый, Иван Красный. При Дм. донском соотн. сил изменилось в пользу Москвы (факторы, спос. этому: построен за 2 года непреступный белокам. Моск. Кремль; отбиты притязания на лидерство Н. Новгорода, Твери; 137 – на р. Воже разбиты монголы). одержанная на Куликовом поле победа (1380) не принесла полного освобожд. от гнета З. Орды, тем не менее имела огромное знач-е (З. Орда потерпела 1-е значит. поражение; уменьш. размера дани; показала мощь и силу Москвы как полит. и эк. центра). Перед смертью Дм. Донской передал великое княж. Владим. своему сыну Василию I по завещанию, не спрашивая права на ярлык в Орде. Слияние Владим. и Моск. княж. 3. 2/4 15в.: феод. война (1431-1453). Борьба Юрия, брата Дмитрия (а также его сыновей Вас. Косого и Дм. Шемяки) с Василием II за великокняж. престол. Когда боярство и церковь оконч-о встали на сторону Вас. II, феод. война зак-сь победой сил централизации (террит. увелич. в 30 раз по сравн. с нач. 14в.). 4. 2/2 15-н. 16вв.: образов. единого ЦГ. после смерти Вас.II моск. престол занял его ст. сын Иван III, на его долю выпало заверш. 2-хвекового процесса объед. русских земель. Выступая защитником правосл. веры и возглавляя движ. за создание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, присоед-в к Москве 19 городов и 70 волостей. Как независимый государь Иван III стал держать себя по отнош. к татарам. В 1476 он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником З. Орды. Стояние на р. Угре (1480) положило конец монголо-татарскому игу. русское гос-во обрело формально суверенитет. 1472 – брак Ивана III с плем. посл. визант. импер-ра Софьей Палеолог, возносивший знач. монарх. власти в Р. 1493 – Иван III формально принял титул «государя всея Руси». Сын Ивана III Василий III превратил Моск. княж-во в нац. гос-во. 1497 – принят свод законов единого гос-ва – Судебник Ивана III. Включал 68 ст. и отражал усиление роли центр. власти в гос. устройстве и судопроизв. страны.

В январе 1547 г. Иван IV в Успенском соборе был торжественно венчан на царствование как «царь и великий князь всея Руси». Принятие титула «царь» еще более поднимало авторитет монарха. Формулировка «всея Руси» отражала претензии Москвы на наследование всех русских земель.

В целом в оличие от передовых стран З. Европы образов. единого гос-ва в Р происходило при полном господстве традиц. способа хоз-ва Р – на феод. основе.Это позволяет понять, почему в Европе начало формиров-ся бурж-е, демократ-е, гражд. общ., а в Р. долго будут господствовать: КП, сословность, неравноправие граждан перед законом.

Т.о., завершился процесс объед-я С-В и С-З Руси в одно гос-во. Образов-сь крупнейшая в Европе держава, кот-я с к. 15в. стала наз-ся Россией. Русское гос-во с самого начала склад-сь как многонац-ое. Смешение славян с местным-угрофин. нас-ем в ед-ом центр-ом гос-ве ускорило пр-сс обр-ия великорусской народности (великороссов).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.011 с.)