Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Древний Восток – страны, которые располагались на восток и юго-восток от греко-римского мира. Южная Азия, Северная Африка, Индия, Китай. Причины возникновения: 1) Благоприятный климат, 2) Строительство ирригационных сооружений, 3) Следствие перехода к искусственному орошению, процесс повышения производительности труда – появляется прибавочный продукт, 4) ранний упадок родовых отношений, 5) сложная, многослойная социальная структура общества, разобщенность разных слоев общества. Война – не причина, а следствие надобщинного объединения. Общая характеристика: 1) наличие пережитков первобытно-общинного строя, наличие патриархального быта, 2) слабое развитие частной собственности, 3) длительное сохранение сельской общины, 4) дуализм сельской общины: коллективная собственность на землю, частная на инвентарь, 5) коллективное рабовладение, 6) патриархальный характер рабовладения: рабы могли иметь имущество, вступать в брак, 7) особая важность храмового хозяйства, 8) преобладание особой формы правления восточной деспотии, 9) встречаются и другие формы правления (Месопотамия, Финикия), 10) государственный механизм стран Древнего Востока был приспособлен к осуществлению 3 основных функций: сбор налогов, ведение войны, общественные работы. 2. Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств: Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ. На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский. Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности. Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием. Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы. Наука зарождалась на Древнем Востоке. Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства. Государственный строй Древнего Египта. Фараон (божественное происхождение, материализация бога солнца). Протест против фараона – тягчайшее преступление. Фараон обладал правом на государственный земельный фонд. Наследование от отца к сыну по принципу первородства. Визирь (джати) – глава управленческого аппарата. На ранних этапах он был главным жрецом, потом ему вменяются административные, судебные, военные обязанности. Главный казначей (заведующий всем тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил) – управитель царско-храмового хозяйства. Начальник всех работ – руководство и надзор за общественными работами. Начальник дома оружия – непосредственно управляет вооруженными силами, комплектование армии. Местные органы управления. Верхний Египет, Южный Египет. Округа делились на номы (во главе номарх). Номархи возглавляли местное ополчение, были жрецами, руководили общественными работами регионального масштаба, были полицейскими, руководили храмовым хозяйством. Номы включали города (во главе градоначальники). Карательные органы. В эпоху древнего царства отсутствует профессиональная армия, появляется в эпохе нового времени. Делится на подразделения личной гвардии фараона, отряды по подавлению внутренних мятежей, отряды пограничной стражи. Каждый ном выставлял рекрутов. Основная часть – пехота. Полиция – охрана общественного порядка в городах, к надзору за проведением общественных работ. Помощь по взиманию податей, преследование преступников, палачи. Полицейские обязанности вменялись рабам, бывшим военнопленным. Суд не был отделен от администрации. Высшая судебная инстанция – фараон. Он мог создавать специальные судебные коллегии. Джати осуществляет непосредственное руководство судебной инстанцией. Шесть великих палат осуществляет надзор за всем судопроизводством. Судебной властью обладали номархи. Решения храмовых судов нельзя опротестовать. Законы Хаммурапи. Правление царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности. Первая кодификация (не сохранилась) создана на втором году правления. Царь «установил право стране». Известные ЗХ относятся к концу его царствования. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст содержит три части: 1 часть - обширное введение, в котором Х. объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. 2 - статьи законов (282 статьи), 3 - обстоятельное заключение. В основу сборника положены нормы обычного права, судебный прецедент, законодательство Хаммурапи, заимствование из более ранних древнешумерских кодексов. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территории, самосуд, др. Нормы группируются по предметам правового регулирования (как бы образуя прединституты), переход от одной группы к другой - по методу свободных ассоциаций. В кодексе содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов). В уголовном праве господствует принцип талиона, причем наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя (ст.230). Смертная казнь применяется редко, например, за воровство гос. имущества, религиозные преступления и в случае талиона. Клятва являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступление - тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения. В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи. Особенности: архаичность, казуистичность, тесная связь права с ритуалом, примитивная техника. Нормы, характерные для древнего права: прямое вмешательство гос. аппарата в хозяйственную жизнь. Правовое положение различных социальных групп в Древнем Вавилоне. Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населения. Сословие – категория населения, имеющая особенный правовой статус и передающийся по наследству. Первое сословие авилум – «человек», то есть свободные полноправные жители Вавилона. Второе сословие «мушкенум» - стоящие на коленях, склоненные вниз, сводные, но неполноправные по отношению к авилум, люди. Историки предполагают, что мушкенум находились в личной зависимости от царя. За совершение одних и тех же правонарушений мушкенум несли более серьезное наказание; услуги, оказанные мушкенум, дешевле. При этом посягательство на имущество мушкенум, наказывалось строже, так как хозяином этого имущества считался сам царь. Е сословие – вардум – «раб». Судебник закрепил патриархальное рабство, т.е. рабы, будучи собственностью государства, храмов, общин или отдельных лиц при этом обладали определенной правоспособностью, т.е. могли обладать имуществом, заключать договоры, вступать в брак со свободными, обращаться в суд и т.д. Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. Если владелец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу. В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора. Пр собств. Ч собств достигла высокого уровня развития. зем собств: земли царские, храм, общ, частные. И цар, и храм управлял царь (важн источник дохода.) Происх. интенс. развитием ч. собств на землю. Ч. землевлад. разл. по своему объему: кр землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обраб землю. Развитие ч.собств. вело к сокращению общ земель, упадку общины. Земли могли свободно продав, сдаваться в аренду, передав по наследству. Обяз-ва. 1. статьи, регули-р. аренду. Плата за арендов поле - 1/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на 1 или 2 г.). На более длит срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Если поле не обрабатывалось, то аренд. платил исходя из объема урожая соседей.2. имущ найм: помещ, дом жив, судов, повозок, рабов. Уст. не только плату за наем, но и ответств. за порчу или потерю им-ва. Был широко распр. договор личного найма. Наним. сел-хоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. 3.регулир. договор займа. Хар -но: стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долг рабство. (уст. макс. срок отработки долга (3 года), огранич. проценты, взимаемых ростовщиком). 4. бол развитие - договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) - в пис форме при свидетелях. Продавцом мог быть только собств вещи. Кроме названных зак -во Х знает договоры хранения, товарищества, мены, поручения+ обязательства из причинения вреда Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствовал о различном подходе к разным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). В отдельных случаях допускался самосуд - вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда. Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью как в случае умышленного, так и в случае неосторожного причинения вреда. Источники права др.Индии явл-ся религиозно нравственными предписаниями. Выд-ся дхармошастры. Они писались брахманами. Дх-ы – это религиозно нравственные правовые предписания, наставления о жизни. Ньяя – светское законодательство, понятие близкое к закону, обозначает норму права поведения и определяет нак-ие. Постепенно правовые нормы приводятся в систему. Артхашастры – источник права, приписываются 1 человеку, закону светского хар-ра, гов-ся о внешней, вн-ей политики. Их называют шатрийским законам права. Строятся на нормах царского законадательства. Они отражают судебную систему Индии. Это нормы угл. и гр. права. Законы Ману – это свод религиозных, этических и юридических наставлений.: 1.Это различные религиозные предписания брахманов. 2.Это нормы регулирующие организацию гос-ой власти и взаимоотношение ее с граж-ми.3.Это нормы гражданского и уголовного законадательства. Сборник делится на 12 глав. Правового пол-е соц-ых групп в Индии. Каждая варна занимала ступень на общественной лестнице. Члены варны шудр находились в зависимом положении. Брахманы составляли одну из двух привилегированных варн и занимали самого высокое пол-е в обществе, сильна была своим единством. Принимали участие в управление гос-ом. По учению брахманов м/у ними и кшатриями необходима прочная связь и взаимопомощь. Брахман признавался владельцем всего, мог потребовать от варн все что хочет. Для шудры обслуживание брахмана, считалось лучшим занятием, брахман был неприкосновенен. Кшатрии - 2 группа господствующего класса, состояла из представителей кшатриев, возникла в результате войн, к. велись м/у, а потом небольшими гос-ми, появилась правящая варна. К нец принадлежали Царь и все представители аппарата управления страной, обязанность – охранять порядок в обществе. Вайшии – все свободные общинники, обязанность – создание всего необходимого для пропитания себя и других. Шудры – самые низшие среди варн, находились в зависимом пол-е от варн Ариев. Шудры не пользовались пол-ми правами, но были лично свободны, могли иметь семьи и приобретать им-ва. Основным ист-ом рабства в Индии являлись: 1) обращение рабов в военнопленных 2)естественное воспроизводство рабов 3)продажа свободных в рабство 4)превращение св-го в раба за долги 5)обращение св-го в рабство за совершенное пр-е. 11. Правового регулирование им-ых отн-ий по з. Ману. Главная отрасль сельское хоз-во, земля – собственность царя. Земли: общинные и принадлежавшие царскому дому. Земли не большие, ими управлял смотритель. Зн-ая часть земель находилась во владении общин. Кр-не – общинники владели участками земли сообща, т.о. община являлась вл-цем земли, а члены общины получали лишь право пользованию этой землей. 7 правомерных способов приобретения соб-ти: 1)получение наследства 2)находка 3)покупка 4)добыча 5)ссуда по % 6) исполнение работы 7) получение подарков от людей. Им-во добытое во время войны, того кто его захватил. Гражданскоправовые сделки совершались устно в присутствии свидетелей. Купля-продажа- любые движимые вещи надлежащего качества, веса, объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Заем – займодатель передавал вещь займополучателю а полную собственность. Главными объектами были деньги и продукты сельского хоз-ва. Поклажа – на хранение отдавались движимые вещи, если затем предмет не возвращался, то он допрашивался судьей и он д.был проверить его на честность. Обязательство из причинения вреда – возникали из причинения вреда им-ву другому. За вред причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки. Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой Провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.Основания для развода: 1)бесплодие супругов 2)прелюбодеяние 3)постыдное пов-е 4)безвестное отсутствие 5)дурное обращение. Вступали в брак: мужчина с 24, а женщина с 8 лет. Пр-ие и нак-я. Суд в Индии. В них проводилось различие м/у умышленным и неумышленными пр-м. Были известны гс-ые пр-ия, против им-ва, личности, чести и др. За гос-ые пр-ия – смертная казнь. Против личности – Уб-во человека рассматривалось как религиозное пр-е, но за умышленное уб-во брахмана – см.казнь. Телесные повр-ия – кто поднял руку на высшего по сословию, то тому отрезали руку или ногу.Против чести и достоинства – за наезд на брахмана кшатрий-100 пан, вайшии-150-200 пан. Злословие к близким – нак-е – деньги.Против собственности – вор пайманный на месте – см. казнь, Если ночью, то отрубали руку,затем сажали на кол. Античные государства в отличии от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых как правило, устанавливалась республиканская форма правления. Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления: Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена. Реформы Солона. (Афины) Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц (разбогатевшие торговые и промышленные круги общества). Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии. Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину. Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание. Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов. Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10 (было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов (ремесленников). Введение процедуры осткранизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза демократизации, и получивший большинство, подвергался изгнанию на 10 лет. Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций. Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек от каждой новой филы. Была создана новая коллегия 10 стратегов, т.е. военноначальников. Второй период становление и утверждение республики 509-27г до н.э. Он характеризуется борьбой плебса и патрициев. Плебс боролся за право представления в государственных органах, право на брак со всеми, доступ к земле. Третий 27г до н.э – 476 г н.э. делится на 2 этапа. В рамках этого периода окончательно возникает и утверждается монархия и империя. Первый этап принципат – переход от республики к монархии до 193г, царь становится первым среди равных. Второй этап доминат – абсолютная монархия, до абсолютного конца римской империи. 20. Рим эпохи царей. По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова: Латины, Сабины, Этрусски. В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных: привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло: Реформа Сервия Туллия. На смену полису приходит государство. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э. Все свободное население Рима (и члены римских родов, и плебеи) было разделено на имущественные разряды. В основу деления положен размер земельного надела, которым владел человек. Каждый разряд выставлял вооруженных мужчин, из которых формировались центурии (стали полит. единицей) - сотни. Народные собрания по центуриям (деление свободного населения по территориальному принципу 4 город. и 17 сельс. террит. округов - трибов). В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Реформы Сервия Туллия, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы - итог процесса образования государства, но не завершили его. В основе его дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы допустили плебеев к участию в народ. собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. 1)Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов:! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ½. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства. Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи, и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима. В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления. Республиканский период Древнего Рима. Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение. Реально действовали два вида народных собраний: Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц; Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире. Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с этим органом, т.к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры… В конце 2 в. до н.э возникли серьезные трудности с набором в армию, т.к. разорившиеся граждане не могли сами себя вооружить и прокормить. В этих условиях консул Гай Марий провел военную реформу – в легионы стали записывать всех желающих, независимо от имущественного положения. Было введено жалование для воинов, а ветераны (14 лет) получали земельные участки. Если раньше политическая и военная организация совпадали, то после военной реформы Гая Мария, армия становилась фактически наемной, подчинение определялось военноначальнику и заинтересованным в его политическом влиянии. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА. По виду и значению источники права определялись по официальному рангу органа, его издавшего: народ (комиции), сенат, магистраты. А период принципата и домината главным источником являлись воля, единовластие императора выраженные в его предписаниях, конституциях. В период расцвета республики была формула - “Благо народа есть высший закон”. В древности считали, что закон - это бог, т.к. Бог карает людей за преступления. Долгое время обычай признавали источником римского права. Обычай имел в глазах римлян обязательную силу. Самый древний писаный источник римского права - “Законы 12 таблиц”. Затем идут законы, принятые комициями (Lex) - они носили имена авторов. Источником права считались постановления сената и преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно также и изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры периодически дополняли и изменяли правовые нормы “Закон как и природа - стремится к совершенству” - говорили юристы. В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти. Их было 4 вида - эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан). В период республики магистраты, преторы, эдилы, квесторы, вступая в должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право. Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но потом различия между ними стерлись Ситсема Римского права. В классический переуд РП начинает делиться на публичное и частное. Это деление вызвано между частными и общественными интересами. Римские юристы логически подходили к делению права. Логика исходила из Метода правового регулирования. Римские юристы говорили что публичное право выражает общие интересы, частное право интересы отдельных лиц. Они говорили что публичное право стоит над частным. По своду Юстиниана публичное право относятся к положению римского права, частное к интересам частных лиц. Публичное право носило императивный характер (тоесть общеобязательное). В частном праве отношения складываются между равными, хотя имущенственое неравенство сказывалось. В классический переуд РП в частности частное получило высокую юридическую технику. Частное право было реципировано в переуд средневековья. В переуд империи публичное право потерпело изменения. Отмечается отступления от республиканских и демократических принципов. Что и дало развитию императорского права. Появляется преторское право, перегримы религиозного права. Претор перегрима издавал эдикт в котором определял нормы судебной деятельности при этом вырабатывал свои нормы на основе междун. оборота. Римские граждане. Латины. Древние латины (latini veretes) – жители Апеннинского полуострова, которые входили в Латинский союз. Они в полном объеме обладали jus commercii и jus con-nubii, частично обладали jus suffragii и jus honorum. 2. Жители всех остальных латинских общин (latini coloniarli). Они обладали лишь jus commercii и jus connubii. Рим давал дополнительно земли латинам, чтоб они тем самым развивали экономику. Перегрины: Это лица, которые были рабами (вещью), однако им была дарована свобода, и они стали свободными людьми. Статус зависел от того, кто был их хозяином: если хозя-ин был римским гражданином, то и раб становился римским гражданином, если хо-зяином раба был латин, то и вольноотпущенник будет латином, если хозяином был перегрин, то и раб становился перегрином 30. Брачно-семейное право в Древнем Риме: семья была строго патриархальной, (под неогранич вл домовладыки, деда или отца). родство назыв агнатическим, а все “подвластные” были друг другу агнатами. Когнатическое родство возник с переходом агната в др семью.(дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под вл мужа и становилась когнаткой в отношении своей кровнор семьи). В Др Риме сущ 3 формы заключения браков: 2 древнейших и 1 новая. Древнейшие совершались в торж обстановке и отдавали жену под вл мужа. В 1 случае брак совершался в религ форме, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торж клятвой жены следовать повсюду за мужем. 2ая форма брака соверш в форме покупки невесты. Но уже З XII знают бесформал форму брака - “сине ману”, “без власти мужа”. В этой форме брака женщина нашла значит свободу, включая свободу развода С разводом женщина забирала свое имущество, внесенное в дом в качестве приданого, и благоприобрет после вступления в брак. (наибол распростр) особенность: брак следовало возобновлять ежегодно. Заботы о содерж семьи лежали на муже, Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только - сине ману. После смерти домовладыки имущество переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало придерживаться его текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества. 31. Уголовное право в Древнем Риме складывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров. К видам преступлений в римском праве можно отнести среди прочего: - преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского государства, - присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.; - религиозные преступления, число которых значительно возросло после официального признания христианства; - воинские преступления - измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.; - преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, - кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т. д.; - преступления против личности;. - преступления против собственности. Наказание первоначально строилось на принципе возмездия, в период домината оно преследует цели устрашения. В императорском Риме происходит усиление карательной направленности наказания, резкое увеличение числа его видов: 1)восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление; 2)каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы; 3)различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка; 4)по некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания; Уголовный процесс в Древнем Риме. В древности судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания. Со временем в сфере судебного устройства и судопроизводства произошли следующие перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам империи. Суд и администрация представлены общими органами. Римский суд во времена империи превратился в сословный. Лица, принадлежащие к высшим привилегированным сословиям империи, судились самим императором. Чиновник получил привилегию судиться в суде его собственного начальника. Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины была пытка. В период республики существовало открытое, публичное рассмотрение судебных дел, во время же империи установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола. Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия. 33. Гражданский процесс в Древнем Риме. Эволюция гражданского процесса. Легисакционный (5-2 в.д.н.э.) 2 стадии: возведение к праву, возведение к правосудию. На первой истец приводит ответчика в суд, представит-во запрещено, стороны обозначали претензии. На второй судья рассматривает дело по существу. Претор следит за правильностью |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.239 (0.016 с.) |