Органы, осуществляющие управление охраной труда
Похожие статьи вашей тематики
· Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
· Московский городской центр условий и охраны труда
· ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России
· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
· Министерство здравоохранения и социального развития
· Департаменты охраны труда
· Государственная академия охраны труда
· Общероссийский центр охраны труда
При контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты. Основными видами контроля являются:
· - административно-общественный (оперативный) контроль; - ведомственный контроль; - государственный контроль; - общественный контроль.
Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый. Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты. В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале. На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения с представителем комитета по охране труда не реже одного раза в месяц. Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени: - исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации; - своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов; - выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.; - выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.; На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия, совместно с председателем комитета по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени: - выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля; - выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений; - организация медицинских осмотров; Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.
Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией: - при проведении комплексных проверок подведомственных организаций; - при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях; - по заявлениям работников подведомственных организаций.
Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также ОМСУ в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: - осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; - принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; - защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); - предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; - направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; - осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; - принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; - принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
|