Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменология, герменевтика и структурализм: их роль как методов фил-ой рефл-сии действ-ти.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Осн-ые объекты исслед-я: научные знания и познания. Ф – наука о науке. Особое внимание – истине. Признаки истинного знания: очевидность, достоверность, всеобщность, общезначимость, обязат-ть. Он устраняет знак тождества м/д истинным и познанным. Значит-ю часть положений мы «переживаем» как обязательные, не познавая их и даже не имея возможности это сделать. Истина - это осознание обязательности какого-либо положения или знания, а не осознание его содерж-я. Отказ от идеи тождества мира и знания о нём. Истина не познаётся. Если истина не определяется соответствием содержания знания внеш. миру, то внеш. мир не может явл-ся основанием истинного знания, предпосылкой науки. Основанием истины остаётся искать только в самом сознании, в кот-ом нужно изучать не объекты, а то, каким образом эти объекты познаются субъектом. Сознание становится очевидной «первоосновой» науки. Сознание – непрерывный поток, поэтому исследование его «извне» путём «выхода» за его пределы и использование «доказывающих» методов не является продуктивным. Осн-ой метод обнаружения сущности и стр-ры сознания является метод непосредственного погружения в его поток, использование «прямой» интуиции, интелл-ой интроспекции, непосредственное усматривание сущности. Он не оспаривает существ-е реального мира, а просто «заключает его в скобки», т.е. воздерживается от суждений, имеющих отнош-е к реальности этого мира. Сознание не субстанционально, не замкнуто в себе, оно субстанционально (св-во всех актов сознания, осознающее направленность сознания на предмет). Направленность на мир, объект – отличит. особ-ть сознания. Предмет находится не в сознании, а в «напротив» сознания. Это не реальный, объективный предмет, это воспринятое, взятое на веру, предложенное самим сознанием. Все акты сознания получают предметное содерж-е, а сознание задаёт смысл и значение самого объекта. Предлагает идею трансцендентной интерсубъективности – субъект может «выйти» за пределы своего сознания с помощью метода аналогии, а также через воспоминания самого себя обнаружить другое «Я». Феномен – первичные смыслы предметов, представленные в «чистом сознании». Феномены – это не явления чего – то внешнего в сознании, это данности сознания, через которые демонстрирует себя как реальность, так и смысловое содерж-е. Сам феномен включает в себя: 1. языковую оболочку; 2. различные переживания; 3. предмет, мыслимый в сознании; 4. смысл. Феномен – смысловая конструкция. Активность сознания – это смыслообразующая деят-ть, рез-том которой является «жизненный мир» (мир в его значении для чел-ка). Причина кризиса Европейской науки: она отошла от жизнен. мира, его целостности, превратила его в сумму фактов. Герменевтика. Аутентичное понимание и истолкование текстов и соц.-культурных феноменов. Занимается уяснением механизма трансляции смысла от чела к челу, восстановление первоначального значения культ-х феноменов, понимание людьми друг друга. Письменные тексты содержат многослойную смысловую стр-ру. Ядро Г.образует общая теория интерпретации и понимания. Шлейермахер: возможно ли проникнуть в дух. мир другого чела, понять его чувства и мысли. Чужое сознание открывается нам, когда мы вживаемся в позицию автора текста, начинаем смотреть на мир так, как это делал он, оцениваем события, пользуясь его мерками. Так происходит конгениальность нашего эмоц-го состояния с тем, кот-е было у автора. Чтобы понять текст нужно восстановить переживание автора. Для обнаружения смысла текста предложил метод герменевтического круга. Он заключается в понимании целостного сообщения через его части и понимание частей исходя из целостного контекста. Процесс интерпретации текста связан с выявлением предпосылок его создания. Процесс трактовки имеет циклический хар-р с постепенным нарастанием глубины постижения смысла. Интерпретация полностью исчерпывается, когда достигает абсолютного тождества со смыслом произведения. Дильтей. Понимание людьми явлений и событий возможно благодаря 1му обстоят-ву: м/д ними и подлежащей интерпретации реальностью есть 3-ий элемент – культура. В сфере культуры создаются знаки и символы, доступные нашему восприятию. Символы – коды конкретных проявлений жизни. Они раскрывают нам смысл действит-ти. Гадамер. Пытался определить усл-я, кот-е вообще делают понимание возможным. Важно учитывать целостность опыта и жизнен. практики. Понимание – способ существования, опыт, т.к. действит-ть не только познаётся, но и практически испытывается в процессе его жизнедеят-ти. Большое значение в формировании опыта он придаёт традиции, которая содержит первичные, допонятийные формы освоения бытия и т.о. формируют предпонимание явлений. В обычной жизни смысл явлений осознаётся благодаря предрассудкам, укоренённым в культуре. Понимание зависит от дух. склада интерпретатора и конкретных соц.-культурных усл-й. Интерпретатор читает текст с известным ожиданием, источником кот-го является предпонимание. Лишь последующий анализ текста и контекста покажет, наск-ко верен 2-ый проект. Если текст окажет сопротивление, рождается 2-ой, и так до бесконечности. Изучаемый текст может являться объектом многих интерпретаций. Автор – элемент почти случайный: текст живёт независимо от него. Чем дальше находимся хронологически от текста, тем с большим пониманием приближаемся к нему благодаря багажу проверенных толкований. Время – не пропасть. В нём таится продуктивная возможность припоминания. Именно отсутствие временной дистанции делает трудным или невозможным толкование. Стр-рализм. XX век, Франция, центр. проблема- стр-ры. Устойчивые структурные отн-ия выявляются в языке, традициях, в общ-ых отношениях. Периоды развития: 1. 20-50 гг. становление структурного метода началось в лингвистике. Основные полож-я: а)в языке 2 ур-ня: - язык как знаковая сис-ма, независимая от субъекта; - эмпирическое проявление в речи. б) смысловая полнота выявляется через отнош-я с др. словами; в) Язык имеет 2 измерения: - синхронное (язык как застывший во времени); - диахронное (язык рассматривается через сопоставление); г)язык дан чел-ку готовым; д)язык – самодостаточная сис-ма; 2. 50-60 гг. распр-ие метода на другие отрасли наук. Познание осущ-ся на основе естеств. языка, который содержит в себе метаязык-объективные стр-ры, не осознаваемые субъектом. Эти стр-ры определяют наше видение мира. Лингвистическая проекция на науки необходима. Общ-ое и индив-ое бытие – явление, зафиксированные с помощью языка. Нет сомнения в приоритете языка над субъектом в силу наличия в языке объективных стр-р. Субъект познания – точка пересечения различных знаковых сис-м: искусство, религия, мода. Речевая практика понимается как выявление объективных стр-р данного языка, а не как субъективно-творческий процесс. На ур-не сознания чел. пользуется знаками, строит предложения, тексты, но правила, по которым он это делает, остаются неосознанными. Стр-ры бессознательного – это скрытые механизмы функционирования знаковых с-м. Бессозн-ое рационально и логично, обуславливает объективность сознания. Скрытые закономерности, которым бессоз-ое подчиняется, называется «эпистема». Связь сознания чела с миром опосредована механизмом функционирования знакоых сис-м, по тому невозможна независимая деят-ть чел-ого «я». 3. 2я половина 60 гг. попытка решения проблем: как и почему происходит смена стр-р; как соотносятся структурное и неструктурное. Постстр-рализм. 70-80 гг. Деррида. Идея нелинейности мышления. Мышление не двигается от мысли к мысли, оно хаотически перескакивает с 1го на другое. Для выраж-я процесса мышл-я больше подходит сис-ма текстов, где каждый текст открытая сис-ма. Поскольку в процессе взаимодействия принимает участие большое кол-во текстов, стр-ра становится неопред-ой. Стр-ра не может быть определена, она становится механизмом деструкции смысла. Субъект – опред. тип личности. Интересует не сама стр-ра, а «изнанка». «Изнанка» стр-ры имеет разные проявления: история, динамика, тексты, желания. Они определяют всё неструктурное в стр-ре. Реальность – бытие желаний. Они рождаются в бессоз-ом, кот. не может содержать механизмы знаковых сис-м.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.007 с.) |