Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменология, герменевтика и структурализм: их роль как методов фил-ой рефл-сии действ-ти.

Поиск

Осн-ые объекты исслед-я: научные знания и познания. Ф – наука о науке. Особое внимание – истине. Признаки истинного знания: очевидность, достоверность, всеобщность, общезначимость, обязат-ть. Он устраняет знак тождества м/д истинным и познанным. Значит-ю часть положений мы «переживаем» как обязательные, не познавая их и даже не имея возможности это сделать. Истина - это осознание обязательности какого-либо положения или знания, а не осознание его содерж-я. Отказ от идеи тождества мира и знания о нём. Истина не познаётся. Если истина не определяется соответствием содержания знания внеш. миру, то внеш. мир не может явл-ся основанием истинного знания, предпосылкой науки. Основанием истины остаётся искать только в самом сознании, в кот-ом нужно изучать не объекты, а то, каким образом эти объекты познаются субъектом. Сознание становится очевидной «первоосновой» науки. Сознание – непрерывный поток, поэтому исследование его «извне» путём «выхода» за его пределы и использование «доказывающих» методов не является продуктивным. Осн-ой метод обнаружения сущности и стр-ры сознания является метод непосредственного погружения в его поток, использование «прямой» интуиции, интелл-ой интроспекции, непосредственное усматривание сущности. Он не оспаривает существ-е реального мира, а просто «заключает его в скобки», т.е. воздерживается от суждений, имеющих отнош-е к реальности этого мира. Сознание не субстанционально, не замкнуто в себе, оно субстанционально (св-во всех актов сознания, осознающее направленность сознания на предмет). Направленность на мир, объект – отличит. особ-ть сознания. Предмет находится не в сознании, а в «напротив» сознания. Это не реальный, объективный предмет, это воспринятое, взятое на веру, предложенное самим сознанием. Все акты сознания получают предметное содерж-е, а сознание задаёт смысл и значение самого объекта. Предлагает идею трансцендентной интерсубъективности – субъект может «выйти» за пределы своего сознания с помощью метода аналогии, а также через воспоминания самого себя обнаружить другое «Я». Феномен – первичные смыслы предметов, представленные в «чистом сознании». Феномены – это не явления чего – то внешнего в сознании, это данности сознания, через которые демонстрирует себя как реальность, так и смысловое содерж-е. Сам феномен включает в себя: 1. языковую оболочку; 2. различные переживания; 3. предмет, мыслимый в сознании; 4. смысл. Феномен – смысловая конструкция. Активность сознания – это смыслообразующая деят-ть, рез-том которой является «жизненный мир» (мир в его значении для чел-ка). Причина кризиса Европейской науки: она отошла от жизнен. мира, его целостности, превратила его в сумму фактов.

Герменевтика. Аутентичное понимание и истолкование текстов и соц.-культурных феноменов. Занимается уяснением механизма трансляции смысла от чела к челу, восстановление первоначального значения культ-х феноменов, понимание людьми друг друга. Письменные тексты содержат многослойную смысловую стр-ру. Ядро Г.образует общая теория интерпретации и понимания. Шлейермахер: возможно ли проникнуть в дух. мир другого чела, понять его чувства и мысли. Чужое сознание открывается нам, когда мы вживаемся в позицию автора текста, начинаем смотреть на мир так, как это делал он, оцениваем события, пользуясь его мерками. Так происходит конгениальность нашего эмоц-го состояния с тем, кот-е было у автора. Чтобы понять текст нужно восстановить переживание автора. Для обнаружения смысла текста предложил метод герменевтического круга. Он заключается в понимании целостного сообщения через его части и понимание частей исходя из целостного контекста. Процесс интерпретации текста связан с выявлением предпосылок его создания. Процесс трактовки имеет циклический хар-р с постепенным нарастанием глубины постижения смысла. Интерпретация полностью исчерпывается, когда достигает абсолютного тождества со смыслом произведения. Дильтей. Понимание людьми явлений и событий возможно благодаря 1му обстоят-ву: м/д ними и подлежащей интерпретации реальностью есть 3-ий элемент – культура. В сфере культуры создаются знаки и символы, доступные нашему восприятию. Символы – коды конкретных проявлений жизни. Они раскрывают нам смысл действит-ти. Гадамер. Пытался определить усл-я, кот-е вообще делают понимание возможным. Важно учитывать целостность опыта и жизнен. практики. Понимание – способ существования, опыт, т.к. действит-ть не только познаётся, но и практически испытывается в процессе его жизнедеят-ти. Большое значение в формировании опыта он придаёт традиции, которая содержит первичные, допонятийные формы освоения бытия и т.о. формируют предпонимание явлений. В обычной жизни смысл явлений осознаётся благодаря предрассудкам, укоренённым в культуре. Понимание зависит от дух. склада интерпретатора и конкретных соц.-культурных усл-й. Интерпретатор читает текст с известным ожиданием, источником кот-го является предпонимание. Лишь последующий анализ текста и контекста покажет, наск-ко верен 2-ый проект. Если текст окажет сопротивление, рождается 2-ой, и так до бесконечности. Изучаемый текст может являться объектом многих интерпретаций. Автор – элемент почти случайный: текст живёт независимо от него. Чем дальше находимся хронологически от текста, тем с большим пониманием приближаемся к нему благодаря багажу проверенных толкований. Время – не пропасть. В нём таится продуктивная возможность припоминания. Именно отсутствие временной дистанции делает трудным или невозможным толкование.

Стр-рализм. XX век, Франция, центр. проблема- стр-ры. Устойчивые структурные отн-ия выявляются в языке, традициях, в общ-ых отношениях. Периоды развития: 1. 20-50 гг. становление структурного метода началось в лингвистике. Основные полож-я: а)в языке 2 ур-ня: - язык как знаковая сис-ма, независимая от субъекта; - эмпирическое проявление в речи. б) смысловая полнота выявляется через отнош-я с др. словами; в) Язык имеет 2 измерения: - синхронное (язык как застывший во времени); - диахронное (язык рассматривается через сопоставление); г)язык дан чел-ку готовым; д)язык – самодостаточная сис-ма; 2. 50-60 гг. распр-ие метода на другие отрасли наук. Познание осущ-ся на основе естеств. языка, который содержит в себе метаязык-объективные стр-ры, не осознаваемые субъектом. Эти стр-ры определяют наше видение мира. Лингвистическая проекция на науки необходима. Общ-ое и индив-ое бытие – явление, зафиксированные с помощью языка. Нет сомнения в приоритете языка над субъектом в силу наличия в языке объективных стр-р. Субъект познания – точка пересечения различных знаковых сис-м: искусство, религия, мода. Речевая практика понимается как выявление объективных стр-р данного языка, а не как субъективно-творческий процесс. На ур-не сознания чел. пользуется знаками, строит предложения, тексты, но правила, по которым он это делает, остаются неосознанными. Стр-ры бессознательного – это скрытые механизмы функционирования знаковых с-м. Бессозн-ое рационально и логично, обуславливает объективность сознания. Скрытые закономерности, которым бессоз-ое подчиняется, называется «эпистема». Связь сознания чела с миром опосредована механизмом функционирования знакоых сис-м, по тому невозможна независимая деят-ть чел-ого «я». 3. 2я половина 60 гг. попытка решения проблем: как и почему происходит смена стр-р; как соотносятся структурное и неструктурное. Постстр-рализм. 70-80 гг. Деррида. Идея нелинейности мышления. Мышление не двигается от мысли к мысли, оно хаотически перескакивает с 1го на другое. Для выраж-я процесса мышл-я больше подходит сис-ма текстов, где каждый текст открытая сис-ма. Поскольку в процессе взаимодействия принимает участие большое кол-во текстов, стр-ра становится неопред-ой. Стр-ра не может быть определена, она становится механизмом деструкции смысла. Субъект – опред. тип личности. Интересует не сама стр-ра, а «изнанка». «Изнанка» стр-ры имеет разные проявления: история, динамика, тексты, желания. Они определяют всё неструктурное в стр-ре. Реальность – бытие желаний. Они рождаются в бессоз-ом, кот. не может содержать механизмы знаковых сис-м.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.007 с.)