Ф. Как социокультур. Феномен, её образы в ист. К-ры, роль в жизни человека и совр. Цивилиз-ом процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф. Как социокультур. Феномен, её образы в ист. К-ры, роль в жизни человека и совр. Цивилиз-ом процессе.



Ф. как социокультур. Феномен, её образы в ист. К-ры, роль в жизни человека и совр. Цивилиз-ом процессе.

Философия (с греч.«любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Почти каждый чел. в душе своей немножко философ, потому что каждый из нас задумывается о вечных вопросах о жизни и смерти, о свободе, о любви. Возн. в 3 тыс. лет т. н. в культурах Индии, Китая и Греции. В Европ. культ-е нач. фил-ии относят к 7 в. до н.э.Термин ввел Пифагор (6 в до н.э.). «Отец» ф. – Сократ (Др. Гр., 5 в до н.э.) Основоположник фил. – Аристотель, автор трактата «Метафизика», где изложены основные законы и понятия, пр-пы ф-ии. На протяжении тысячелетий фил. граничила с др. формами дух. к-ры: мифологией, наукой, искусством, политикой. Но предмет ф. наиб. показ-но граничит с наукой и религией. Рассел: «Между наукой и религией есть ничья земля. Она наз-ся ф». Ф- наука, т.к. владеет методом, логикой, крит. м-ем, системна. Ф – религия, т.к. из-ет дух. Мир ч-ка и поэт. В её апп-те есть категории трансцендентальные (потусторонн.). Ф – с-ма знаний о фунд-х пр-пах и основах бытия ч-ка и общ-ва, пр-ды и к-ры, дух-сти. Поэт. Ф. не наука в точн. смысле эт. Слова, т.к ф. больше, чем наука, в ней даны и дух. основы бытия. Специфика Ф. выражается в том, что она представляет собой: 1)мировоззрение, 2)методологию, 3)рефлексивную с-му, 4)открытую и творч. с-му. Философия как мировоззрение – обобщ. и целостная картина мира с главной темой об отношении ч-ка и мира, о том, что такое ч-к. Ф. явл. рационально-теоретическим мировоззрением, смыслообразующим стержнем всякого типа мировоззрения. Типы мир-я: 1) мораль, 2) искусство, 3) религия, 4) наука, 5) политика, 6) право, 7) мифология, 8) философия. В каждом из перечисленных типов есть своя ф-ция, но в начале Ф. наиболее важными феноменами дух. к-ры были мифология, религия, наука. Эти 3 историч. типа мировоззрения оставили Ф. след. возможности: 1) мифология дала метафору и образ, ассоциативность м-я, 2) религия научила мыслить об абсолютах, 3) наука привнесла моменты истины. Но в итоге Ф. – ядро всякого типа мировоззрения. Кроме того, Ф. как мировоззрение является идеологией, а всякая идеология – это обоснование и защита взглядов определ. соц. групп.


 

Определяющие ф-ры генезиса и р-е ф., кач-ые этапы и осн. напр-я её истор. динамики.

? о происх-ии ф. ост-ся откр. и весьма семантически нагруж-ым. Три осн. гипотезы: 1) мифогенная - согл. ей ф. родилась из космогоний как мифов о происх-ии Всел-ой и ч-ка. Космологичная вост. Ф. и космос (греч. Ф.) дают основ-я д/вывода об особой картине мира, какой стала впосл-ии ф. От мифа б/унасл-на ф. Сквозн. темач-к и мир, а т/же метафора, образ, асс-ция в размышл-ях. Совр. мир озн-ет «утопию». 2) социокульт-я – ф. возн-ет вместе со сдвигами в эк-ке, общ-ве и к-ре, а именно: в эк-ке б/достигнут нов. ур-нь произв-ва и товарно-ден. обмен, собств-сть. В общ-ве возн-ет нерав-во, интелл. этиты, гос-ва. В Греции разв-ся полис (город). В к-ре утв-ся письменность, разв-ся обр-е. Всё это позв-ло узкому кругу мысл-лей заняться особой интелл. д-ю по осмысления бытия. 3) гносеогенная – ф. вырастает из протонаучн. Зн-я, в кот. все науки (ф-я – наука наук). Ф-ю наз-ют 1-ой формой теор. позн-я и придают особое значение сомн-ю, удивл-ю, свободе рассужд-ий. Т-ко взятые вместе эти версии частично объясняют происх-е ф. Общ. картина р-я истории ф-ии предполагает 2 этапа: 1) классич. Ф-я (от Сократа до Гегеля: от 1-ых разм-ний до сер. 19 в.); 2) посткласс. Ф. – от Шопенг-ра до Дерриды.

Стр-ра филос. знания: онтология (учение о бытии, в кот. выдел-ют О-т, всё, что сущ-ет незав-мо от созн-я, и S-т); методология (способ получ-я нов.зн-я и постр-я теорий. Филос. методол-я явл-ся всеобщей, и в ней отмечены 3 метода: диал-ка, метафизика и синергетика); антропология – (в шир. см. сл.) учение о сущности ч-ка; гносеология - раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания; соц. ф. – раздел ф-ии, кот. рассм-ет качеств. разнообр. общ-во, его к-ру, ист-ю и будущее.


 

Фундамент. хар-ки класс. ф-ии и специфика совр. филос. зн-я. Важнейш-е черты филос. м-я.

Сущ-ые хар-ки класс. ф: 1) идеалы научной рациональности предп-ют логико-дискурсивный стиль, универс-ые принципы и сист-сть взглядов. Именно в это вр. возн-ют целостн-е, заверш-е филос-ие доктрины. Аналитика филос-х размышл-ий достигает св. макс-ма. 2) противопост-я матер-зма и идеализма при уважит-ом отн-ии к традиции выдвигают критерии научн-сти, кот. отожд-ся с материализмом. 3) созерц-сть класс. ф., а т/же её объективизм (субстанциолизм) говорят о теор. х-ре дан. ф-ии и лишь затем о практ. возм-ях. 4) морализаторство класс. ф-ии т/же св-но с её теор. х-ром. Ключев. темы ф-ии получают получают характ. Ответы: истина поним-ся как достоверная, гос-во и к-ра – это воплощ-е д-ти ч-ка. Сам ч-к – это совок-сть общ-х отн-ий и др.

Признаки: наличие метода (Гегель - диал-ка), наличие предмета, сист-сть, логика (признаки прав. м-я: посл-сть, непротивореч-сть, обоснов-сть, чёткость), раздел-е на матер-зм и идеализм (Бэкон – матер., Декарт - дуалист, Кант – S-ый идеалист, Гегель – объект-ый идеалист), морализ-во, критич. напр-сть классики.

В отличие от мифологии и религии, ф. опирается на теоретико-логическое размышление чел-ка о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте. Ф.- это не безусловная вера, а размышление, это не точка. Основой фил. размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. Ф. – это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Ф. выражала появившуюся потреб-ть разбираться с помощью разума в понятиях, в тех проблемах, кот-е возникали в ходе историч. процесса, поэтому отличит. особ-тью фил. мировоззрения явл-ся отражение мира в сис-ме понятий. Кроме того, фил. мировоззрение, в отличие от мифологич. и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук. Ф. от других видов знания и других форм духовной деят-ти отличается след. параметрами: Ф. строит отношения чел-ка с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Ф. - одна из 1-х форм теоретич. знания вообще, она явл-ся прародительницей имеющихся у человечества наук. Теоретическая ф., представленная в ее истории, – системное, синтезирующее, концептуальное знание. Ф. представляет свои знания в сис-ме основополагающих принципов и понятий, кот-е взаимосвязаны и взаимоопределяемы м/д собой. Как и любое другое знание, ф. нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них, к примеру: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объект-ть, субъект-ть, субстанциональность, ценность и др. В отличие от конкретных наук ф. не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. Ее специфика определяется: историч. обусловленностью (каждая эпоха имеет свой философский акцент); относит. субъект-тью фил. сис-м, их авторской индивидуальностью; ф. – это знание о ценностях; ф. – ядро дух. к-ры; ф. имеет нац. окраску; ф. – многофункциональное знание, что определяет ее важную роль и глобальное значение в дух. жизни чел-ка и общ-ва.


 

Пон-е метафизики. Метаф-ка в класс-ой и посткласс-ой философии.

Метафика -философское учение о неизменных, раз и навсегда данных началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития. Это раздел фил-фии, изуч-щий бытие и материю, движ-е, простр-во и время. Термин прин-т Аристотелю. Так он наз-л перв. ф-ю, кот. изучает сущее(кот. сост-ит из материи и формы и предст-ет единое, изначальное, вечное). Класс. мет-ка – это, по А-лю, учение о сущем, это 1-я филос-я наряду со втор. ф-ей, кот. учит о физике как природе вещей. Класс. мет-ка иссл-ет субстанцию, тождество бытия и мышления как неподвижняе основы мироздания. Разв-сь вплоть до 18 в. и называлась мет-кой субстанций. Совр. мет-ка предст-ет собой альтернативный проект ф-ии, в кот. равноправны ф-я, религия и наука. Граничит с религией. Совр. мет-ка базир-ся на аналитическом, позитивистском и антропологическом мат-ле.


 

Критич. ф-я Канта.

И.Кант – основ-к нем. класс. идеал-ма. «Критика чистого разума», «~ практич разума», «~ способностей суждения») раск-ют Ф. рац-зма, в кот. выражены умеренный агностицизм (отриц-е возм-сьт позн-я мира), дуализм и новая тема гносеологии – тема границ челов. позн-я. Кредо К. – «Звёздное небо надо мной и нравств. закон во мне» - фиксир. 2 периода его творч-ва: 1) докритич. (стал автором гип-зы о происх-нии Всел. (из туманности); 2) критич. (разраб-л нов. теор. позн-я, выдел. 2 виде знания: 1) априорное синтетич. (необход. и всеобщее), 2) апостериорное аналитич. (случ., индивид-ое). Рассм. 2 вида бытия: 1) трансцендент. (потустор. знание, кот. выраж. себя врожд. априорн. формами простр-ва и врем-и, сужд-я, категорич. императива; 2) эмпирич. (в кот. ч-ку доступны внешн. второстеп. способы позн-я, а сущность вещей и явл-й непознаваема. По К., всё в мире предст. «вещь в себе» (непознаваемая по внутренним качеств. хар-ристикам реальность оттого, что есть границы чел. возможностей). Границы челов. позн-я означ. простр-во, время и спос-сть сужд-я. Гл. фил. откр-е К. – теория трансценд. ед-ва апперцепции (воспр-я), кот. означ., что не мышл-е ч-ка соглас-ся с бытием, а бытие согл-ся с мышл-ем, т.к. есть такие категориальные стр-ры челов. мышл-я, кот. вкл. в себя весь предшеств. опыт позн-я, всю родовую сущность S-та. К. сделал откр-е в Ф. морали – категорич. императив: «Поступай согласно такой максиме, рук-ясь кот-й ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщ. законом. К. предл. этику альтруизма, долга, свободы и добров-сти, антин о мии должного и сущего, кач-ва и кол-ва, ед-ва и множ-ва. К. счит. невозм-ым категоричн. императив в действ-сти, поэтому предлаг. гипотетич. императив, как 3 идеи бытия – Бога, свободы воли и бессмертия души. К. был очень религиозен. Опорой нравственности чел-ка явл.моральная вера. Что же касается бытия Бога, то это безукоризненный идеал, кот. нельзя ни доказать, ни опровергнуть и остается только верить в бессмертие души, свободу воли и бытие Бога. Разум слишком ограничен, слишком привязан к миру явлений и к множ-ву частных ситуаций, чтобы выступать инициатором глобального переустройства мира. Всякая деят-ть, направленная на его преобразование, содержит в себе опасность превращения чел-ка в ср-во. Чел-ку остается нравственный выбор только за себя и только на своем месте: прислушаться к голосу совести и действовать в соответствии с ним, полностью принимая на себя ответственность за каждый совершаемый поступок.


 

Аналитическая ф-фия.

20в.обозначил поворот мировой Ф. от классики к постклассике(неклассика-неоклассика-постнеклассика). Хар-ки постклассики: 1)плюрализм воззрений 2)нелинейность истины 3) новая терминология для новой реальности 4)перемена отношений к религии и искусству 5)исследование языка 6)исследование «чел-ка в мире» 7)критич-е мышление. Причины перемен: 1)социокульт.процессы(войны, революции, перевороты) 2)рост научного знания 3)фрагментация проблемного поля Ф. Самым глубоким явлением 20в. Является Ф. науки(совок-ть различных философских течений и школ, для которых основным и,как правило, единственным, предметом анализа выступает научн. знание), иначе называется позитивизм, т.е. положитильнаяФ.,кот.прошла след.периоды развития: 1)собственно позитивизм2) эмпириокритицизм 3)неопозитивизм: логич. и лингвистич. 4) постпозитивизм 5)аналитическая филос-я. Аналитич. Ф.-способ выражения истины выше самой истины, включ.в себя лингвистич. Ф. и аналитич. Ф. Джордж Мур(основоположник) озвучил след.принципы лингв. Ф.: 1)все фил. проблемы решаются на языковом ур-не 2)следует элиминировать антологию(она не несет ничего ценного) 3)следует элиминировать(отрицание) все внеязыковые критерии науки и деят-ти 4)развивать описательность картины мира. Аналит.Ф. возникла в Англии в нач.20в. Аналитики видят в Ф., прежде всего, не теорию,а метод «философского анализа» и пытаются переориентировать Ф. на исследование языковой проблематики и науки.Сфера исследовательских интересов философов-аналитиков—изучение оснований чувсвенного и рацион-го знания, и в этом они продолжали традицию английской и новоевропейской Ф., но они впервые стали рассматривать в кач-ве основания знания язык философских произведений. По их мнению многие фил.проблемы явл.рез-том непроясненного употребления языка, отсутствие четкого разграничения значимых и пустых выражений. Такое невнимание к языку- следствие господствующей со времен Платона установки, согласно которой за любым языковым знаком стоит реальный, материальный или идеальный объект. Подвергнув лингвистическому и логическому анализу язык философ. текстов, аналитики попытались выявить все пустые, бессмысленные выражения и фразы, ставшие причиной фил.псевдопроблем. Их отличает ясность и осмысленность изложения, четко выраженная стр-ра аргументации, наличие явных логич.связей м/д отдельными тезисами текста. Свою общефил.позицию Мур и Рассел хар-ризовали как прорыв от идеализма к реализму, признающему независимость предмета познания от познават. актов. Они восстали против идеализма и экзистенциализма. Гл. антикантовская идея Мура и Рассела: начиная в Канта факт понимался как некое содержание, связанное с наличием у познающего субъекта априорных форм чувственности и рассудка. Факт интерпретировался как действит-ть, существующая только для чел-ка. Чел-ку не дано знать каковы вещи на самом деле, он знает их такими как они даны в опыте. Аналитики выступили против такого понимания. Мур и Рассел развивали 2 различных направления аналитич.фил.: Мур-лингвистич-го анализа, Рассел- философия логич. анализа. В самой аналитич-й традиции происходит резкое расширение проблемного поля. Направления научного материализма и научного реализма, сформировавшиеся в рамках аналитической традиции, переносят акцент на анализ проблем духовного и телесного и отношения концептуальных ср-в к реальности. Наиболее развитую форму приобрела аналитич.Ф.истории.Предмет ее-анализ теоретич-х рез-тов деят-ти историка, анализ концептуального аппарата историч. объяснения, смысла центральных понятий, а цель-создание научной Ф.истории. В посл.десятилетия 20в. Аналит.Ф.становится базой, на кот. осуществляются конвергенция и диалог философских культур. Аналит.Ф. исходит из определенных предпосылок и принципов, кот-ми определяется хар-р и границы е критико-аналитич. деят-ти. Осн.предпосылки аналитич.традиции:1)решение всех проблем на языковом уровне с усматриванием критериев анализа в самом языке2)нивелировка внеязыковых, материально-практич-х критериев деят-ти.3) отказ Ф. в праве строить содержательные онтологические теории. Все это определяет такие фундаментальные методологические установки, как 1)скурпулезная описательность 2)ориентация на критики-аналитич. деят-ть 3)претензия на статус метафилософии 4)признание обусловленности способа познания способом выражения(языком, действием) 5)логич-й приоритет анализа способа выражения по сравнению с?ами познания, а тем более познаваемыми объектами. Т.о. аналит.Ф. связывает не концептуальное единство, а определенный тип нормативных проблем обоснований и рассуждений, базовые?ы и единство предмета.


 

Ф-я экзистенц-зма.

Проблемы смысла жизни, судьбы чела, выбора и личной ответственности. Начало начал всего – внутренне изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нём же самом, на его собственном не надёжном и бренном существовании. Существ-е индивида, его конечность, погружённость в «ничто», прекращение существования, переживание этих «способов существования» и вечный страх перед смертью – главные?ы. Предмет филос-и – бытие. Есть 1 вид бытия, достаточно хорошо нам знакомый: это наше собственное существование. Оно не поддаётся рациональному познанию, и единственный способ постигнуть его состоит в том, чтобы его пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству. Среди различных «способов бытия» существования ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно. Им оказался страх. Он не имеет ни какого определ. предмета, он испытывается перед внешним, чуждым и враждебным миром. Познават. значение страха состоит в том, что он ставит существование перед лицом своей конечности, сопоставляет его с его противоположностью, с ничто. В состоянии страха мир как бы берётся в скобки и чел-к оказывается наедине с собой, со своим существованием. Для Сартра все вещи, кроме чел-ка, представляют собой «бытие-в-себе», а человеч. существование, или «бытие-для-себя», будучи противоположным миру «бытие-в-себе», есть ничто. С чел-ком в мир приходит ничто. Осознавая своё ничтожество, чел-к испытывает страх, и в страхе раскрывается его существование. Ясперс полагает, что человеч. существование раскрывается в «пограничных ситуациях», т.е. в состояниях, обнаруживающих жестокость и враждебность мира (страдания, борьба, смерть). Чел-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, чем он себя делает. Чел – это нечто незаконченное, это постоянная возможность, замысел, проект. Он устремлён к будущему и непрерывно проектирует себя в будущее, выходит за пределы. Чел-к есть его свобода. Свобода мыслится вне общ-ва, переживаемая лишь замкнувшимся в себе. Свобода – внутр. состояние, настроенность. Но свобода ограничена рамками определ. ситуации. Чел. не сам выбирает усл-я своей жизни, помимо своей воли он «брошен в мир» и подвластен судьбе. Судьба чел-ка определ-ся принадлежностью к времени, стране, народу. От чела не зависят также начало и конец его существования. Время – это переживание своей ограниченности, временности. Подлинное время протекает лишь м/д рождением и смертью, оно выражает временность существования. Ясперс говорит, что бытие не зависит от существования. Не допускает мысли о возможности познания трансцендентного. Общ-во – всеобщая безличная сила. Чел, преследуемый страхом перед смертью, ищет прибежища в общ-ве. Растворяясь в безликой толпе, он утешает себя тем, что люди вообще умирают, и тем самым отгоняет мысль о своей собственной смерти. Но жизнь его в общ-ве лишь поверхностное существование чел-ка. В глубине же его скрыто подлинное существ-е. Путь к нему-в страхе перед смертью. Чел-к живёт для того, чтобы умереть.


 

Ф. как социокультур. Феномен, её образы в ист. К-ры, роль в жизни человека и совр. Цивилиз-ом процессе.

Философия (с греч.«любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Почти каждый чел. в душе своей немножко философ, потому что каждый из нас задумывается о вечных вопросах о жизни и смерти, о свободе, о любви. Возн. в 3 тыс. лет т. н. в культурах Индии, Китая и Греции. В Европ. культ-е нач. фил-ии относят к 7 в. до н.э.Термин ввел Пифагор (6 в до н.э.). «Отец» ф. – Сократ (Др. Гр., 5 в до н.э.) Основоположник фил. – Аристотель, автор трактата «Метафизика», где изложены основные законы и понятия, пр-пы ф-ии. На протяжении тысячелетий фил. граничила с др. формами дух. к-ры: мифологией, наукой, искусством, политикой. Но предмет ф. наиб. показ-но граничит с наукой и религией. Рассел: «Между наукой и религией есть ничья земля. Она наз-ся ф». Ф- наука, т.к. владеет методом, логикой, крит. м-ем, системна. Ф – религия, т.к. из-ет дух. Мир ч-ка и поэт. В её апп-те есть категории трансцендентальные (потусторонн.). Ф – с-ма знаний о фунд-х пр-пах и основах бытия ч-ка и общ-ва, пр-ды и к-ры, дух-сти. Поэт. Ф. не наука в точн. смысле эт. Слова, т.к ф. больше, чем наука, в ней даны и дух. основы бытия. Специфика Ф. выражается в том, что она представляет собой: 1)мировоззрение, 2)методологию, 3)рефлексивную с-му, 4)открытую и творч. с-му. Философия как мировоззрение – обобщ. и целостная картина мира с главной темой об отношении ч-ка и мира, о том, что такое ч-к. Ф. явл. рационально-теоретическим мировоззрением, смыслообразующим стержнем всякого типа мировоззрения. Типы мир-я: 1) мораль, 2) искусство, 3) религия, 4) наука, 5) политика, 6) право, 7) мифология, 8) философия. В каждом из перечисленных типов есть своя ф-ция, но в начале Ф. наиболее важными феноменами дух. к-ры были мифология, религия, наука. Эти 3 историч. типа мировоззрения оставили Ф. след. возможности: 1) мифология дала метафору и образ, ассоциативность м-я, 2) религия научила мыслить об абсолютах, 3) наука привнесла моменты истины. Но в итоге Ф. – ядро всякого типа мировоззрения. Кроме того, Ф. как мировоззрение является идеологией, а всякая идеология – это обоснование и защита взглядов определ. соц. групп.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.013 с.)