Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Как социокультур. Феномен, её образы в ист. К-ры, роль в жизни человека и совр. Цивилиз-ом процессе.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ф. как социокультур. Феномен, её образы в ист. К-ры, роль в жизни человека и совр. Цивилиз-ом процессе. Философия (с греч.«любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Почти каждый чел. в душе своей немножко философ, потому что каждый из нас задумывается о вечных вопросах о жизни и смерти, о свободе, о любви. Возн. в 3 тыс. лет т. н. в культурах Индии, Китая и Греции. В Европ. культ-е нач. фил-ии относят к 7 в. до н.э.Термин ввел Пифагор (6 в до н.э.). «Отец» ф. – Сократ (Др. Гр., 5 в до н.э.) Основоположник фил. – Аристотель, автор трактата «Метафизика», где изложены основные законы и понятия, пр-пы ф-ии. На протяжении тысячелетий фил. граничила с др. формами дух. к-ры: мифологией, наукой, искусством, политикой. Но предмет ф. наиб. показ-но граничит с наукой и религией. Рассел: «Между наукой и религией есть ничья земля. Она наз-ся ф». Ф- наука, т.к. владеет методом, логикой, крит. м-ем, системна. Ф – религия, т.к. из-ет дух. Мир ч-ка и поэт. В её апп-те есть категории трансцендентальные (потусторонн.). Ф – с-ма знаний о фунд-х пр-пах и основах бытия ч-ка и общ-ва, пр-ды и к-ры, дух-сти. Поэт. Ф. не наука в точн. смысле эт. Слова, т.к ф. больше, чем наука, в ней даны и дух. основы бытия. Специфика Ф. выражается в том, что она представляет собой: 1)мировоззрение, 2)методологию, 3)рефлексивную с-му, 4)открытую и творч. с-му. Философия как мировоззрение – обобщ. и целостная картина мира с главной темой об отношении ч-ка и мира, о том, что такое ч-к. Ф. явл. рационально-теоретическим мировоззрением, смыслообразующим стержнем всякого типа мировоззрения. Типы мир-я: 1) мораль, 2) искусство, 3) религия, 4) наука, 5) политика, 6) право, 7) мифология, 8) философия. В каждом из перечисленных типов есть своя ф-ция, но в начале Ф. наиболее важными феноменами дух. к-ры были мифология, религия, наука. Эти 3 историч. типа мировоззрения оставили Ф. след. возможности: 1) мифология дала метафору и образ, ассоциативность м-я, 2) религия научила мыслить об абсолютах, 3) наука привнесла моменты истины. Но в итоге Ф. – ядро всякого типа мировоззрения. Кроме того, Ф. как мировоззрение является идеологией, а всякая идеология – это обоснование и защита взглядов определ. соц. групп.
Определяющие ф-ры генезиса и р-е ф., кач-ые этапы и осн. напр-я её истор. динамики. ? о происх-ии ф. ост-ся откр. и весьма семантически нагруж-ым. Три осн. гипотезы: 1) мифогенная - согл. ей ф. родилась из космогоний как мифов о происх-ии Всел-ой и ч-ка. Космологичная вост. Ф. и космос (греч. Ф.) дают основ-я д/вывода об особой картине мира, какой стала впосл-ии ф. От мифа б/унасл-на ф. Сквозн. тема – ч-к и мир, а т/же метафора, образ, асс-ция в размышл-ях. Совр. мир озн-ет «утопию». 2) социокульт-я – ф. возн-ет вместе со сдвигами в эк-ке, общ-ве и к-ре, а именно: в эк-ке б/достигнут нов. ур-нь произв-ва и товарно-ден. обмен, собств-сть. В общ-ве возн-ет нерав-во, интелл. этиты, гос-ва. В Греции разв-ся полис (город). В к-ре утв-ся письменность, разв-ся обр-е. Всё это позв-ло узкому кругу мысл-лей заняться особой интелл. д-ю по осмысления бытия. 3) гносеогенная – ф. вырастает из протонаучн. Зн-я, в кот. все науки (ф-я – наука наук). Ф-ю наз-ют 1-ой формой теор. позн-я и придают особое значение сомн-ю, удивл-ю, свободе рассужд-ий. Т-ко взятые вместе эти версии частично объясняют происх-е ф. Общ. картина р-я истории ф-ии предполагает 2 этапа: 1) классич. Ф-я (от Сократа до Гегеля: от 1-ых разм-ний до сер. 19 в.); 2) посткласс. Ф. – от Шопенг-ра до Дерриды. Стр-ра филос. знания: онтология (учение о бытии, в кот. выдел-ют О-т, всё, что сущ-ет незав-мо от созн-я, и S-т); методология (способ получ-я нов.зн-я и постр-я теорий. Филос. методол-я явл-ся всеобщей, и в ней отмечены 3 метода: диал-ка, метафизика и синергетика); антропология – (в шир. см. сл.) учение о сущности ч-ка; гносеология - раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания; соц. ф. – раздел ф-ии, кот. рассм-ет качеств. разнообр. общ-во, его к-ру, ист-ю и будущее.
Фундамент. хар-ки класс. ф-ии и специфика совр. филос. зн-я. Важнейш-е черты филос. м-я. Сущ-ые хар-ки класс. ф: 1) идеалы научной рациональности предп-ют логико-дискурсивный стиль, универс-ые принципы и сист-сть взглядов. Именно в это вр. возн-ют целостн-е, заверш-е филос-ие доктрины. Аналитика филос-х размышл-ий достигает св. макс-ма. 2) противопост-я матер-зма и идеализма при уважит-ом отн-ии к традиции выдвигают критерии научн-сти, кот. отожд-ся с материализмом. 3) созерц-сть класс. ф., а т/же её объективизм (субстанциолизм) говорят о теор. х-ре дан. ф-ии и лишь затем о практ. возм-ях. 4) морализаторство класс. ф-ии т/же св-но с её теор. х-ром. Ключев. темы ф-ии получают получают характ. Ответы: истина поним-ся как достоверная, гос-во и к-ра – это воплощ-е д-ти ч-ка. Сам ч-к – это совок-сть общ-х отн-ий и др.
Признаки: наличие метода (Гегель - диал-ка), наличие предмета, сист-сть, логика (признаки прав. м-я: посл-сть, непротивореч-сть, обоснов-сть, чёткость), раздел-е на матер-зм и идеализм (Бэкон – матер., Декарт - дуалист, Кант – S-ый идеалист, Гегель – объект-ый идеалист), морализ-во, критич. напр-сть классики. В отличие от мифологии и религии, ф. опирается на теоретико-логическое размышление чел-ка о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте. Ф.- это не безусловная вера, а размышление, это не точка. Основой фил. размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. Ф. – это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Ф. выражала появившуюся потреб-ть разбираться с помощью разума в понятиях, в тех проблемах, кот-е возникали в ходе историч. процесса, поэтому отличит. особ-тью фил. мировоззрения явл-ся отражение мира в сис-ме понятий. Кроме того, фил. мировоззрение, в отличие от мифологич. и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук. Ф. от других видов знания и других форм духовной деят-ти отличается след. параметрами: Ф. строит отношения чел-ка с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Ф. - одна из 1-х форм теоретич. знания вообще, она явл-ся прародительницей имеющихся у человечества наук. Теоретическая ф., представленная в ее истории, – системное, синтезирующее, концептуальное знание. Ф. представляет свои знания в сис-ме основополагающих принципов и понятий, кот-е взаимосвязаны и взаимоопределяемы м/д собой. Как и любое другое знание, ф. нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них, к примеру: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объект-ть, субъект-ть, субстанциональность, ценность и др. В отличие от конкретных наук ф. не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. Ее специфика определяется: историч. обусловленностью (каждая эпоха имеет свой философский акцент); относит. субъект-тью фил. сис-м, их авторской индивидуальностью; ф. – это знание о ценностях; ф. – ядро дух. к-ры; ф. имеет нац. окраску; ф. – многофункциональное знание, что определяет ее важную роль и глобальное значение в дух. жизни чел-ка и общ-ва.
Пон-е метафизики. Метаф-ка в класс-ой и посткласс-ой философии. Метафика -философское учение о неизменных, раз и навсегда данных началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития. Это раздел фил-фии, изуч-щий бытие и материю, движ-е, простр-во и время. Термин прин-т Аристотелю. Так он наз-л перв. ф-ю, кот. изучает сущее(кот. сост-ит из материи и формы и предст-ет единое, изначальное, вечное). Класс. мет-ка – это, по А-лю, учение о сущем, это 1-я филос-я наряду со втор. ф-ей, кот. учит о физике как природе вещей. Класс. мет-ка иссл-ет субстанцию, тождество бытия и мышления как неподвижняе основы мироздания. Разв-сь вплоть до 18 в. и называлась мет-кой субстанций. Совр. мет-ка предст-ет собой альтернативный проект ф-ии, в кот. равноправны ф-я, религия и наука. Граничит с религией. Совр. мет-ка базир-ся на аналитическом, позитивистском и антропологическом мат-ле.
Критич. ф-я Канта. И.Кант – основ-к нем. класс. идеал-ма. «Критика чистого разума», «~ практич разума», «~ способностей суждения») раск-ют Ф. рац-зма, в кот. выражены умеренный агностицизм (отриц-е возм-сьт позн-я мира), дуализм и новая тема гносеологии – тема границ челов. позн-я. Кредо К. – «Звёздное небо надо мной и нравств. закон во мне» - фиксир. 2 периода его творч-ва: 1) докритич. (стал автором гип-зы о происх-нии Всел. (из туманности); 2) критич. (разраб-л нов. теор. позн-я, выдел. 2 виде знания: 1) априорное синтетич. (необход. и всеобщее), 2) апостериорное аналитич. (случ., индивид-ое). Рассм. 2 вида бытия: 1) трансцендент. (потустор. знание, кот. выраж. себя врожд. априорн. формами простр-ва и врем-и, сужд-я, категорич. императива; 2) эмпирич. (в кот. ч-ку доступны внешн. второстеп. способы позн-я, а сущность вещей и явл-й непознаваема. По К., всё в мире предст. «вещь в себе» (непознаваемая по внутренним качеств. хар-ристикам реальность оттого, что есть границы чел. возможностей). Границы челов. позн-я означ. простр-во, время и спос-сть сужд-я. Гл. фил. откр-е К. – теория трансценд. ед-ва апперцепции (воспр-я), кот. означ., что не мышл-е ч-ка соглас-ся с бытием, а бытие согл-ся с мышл-ем, т.к. есть такие категориальные стр-ры челов. мышл-я, кот. вкл. в себя весь предшеств. опыт позн-я, всю родовую сущность S-та. К. сделал откр-е в Ф. морали – категорич. императив: «Поступай согласно такой максиме, рук-ясь кот-й ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщ. законом. К. предл. этику альтруизма, долга, свободы и добров-сти, антин о мии должного и сущего, кач-ва и кол-ва, ед-ва и множ-ва. К. счит. невозм-ым категоричн. императив в действ-сти, поэтому предлаг. гипотетич. императив, как 3 идеи бытия – Бога, свободы воли и бессмертия души. К. был очень религиозен. Опорой нравственности чел-ка явл.моральная вера. Что же касается бытия Бога, то это безукоризненный идеал, кот. нельзя ни доказать, ни опровергнуть и остается только верить в бессмертие души, свободу воли и бытие Бога. Разум слишком ограничен, слишком привязан к миру явлений и к множ-ву частных ситуаций, чтобы выступать инициатором глобального переустройства мира. Всякая деят-ть, направленная на его преобразование, содержит в себе опасность превращения чел-ка в ср-во. Чел-ку остается нравственный выбор только за себя и только на своем месте: прислушаться к голосу совести и действовать в соответствии с ним, полностью принимая на себя ответственность за каждый совершаемый поступок.
Аналитическая ф-фия. 20в.обозначил поворот мировой Ф. от классики к постклассике(неклассика-неоклассика-постнеклассика). Хар-ки постклассики: 1)плюрализм воззрений 2)нелинейность истины 3) новая терминология для новой реальности 4)перемена отношений к религии и искусству 5)исследование языка 6)исследование «чел-ка в мире» 7)критич-е мышление. Причины перемен: 1)социокульт.процессы(войны, революции, перевороты) 2)рост научного знания 3)фрагментация проблемного поля Ф. Самым глубоким явлением 20в. Является Ф. науки(совок-ть различных философских течений и школ, для которых основным и,как правило, единственным, предметом анализа выступает научн. знание), иначе называется позитивизм, т.е. положитильнаяФ.,кот.прошла след.периоды развития: 1)собственно позитивизм2) эмпириокритицизм 3)неопозитивизм: логич. и лингвистич. 4) постпозитивизм 5)аналитическая филос-я. Аналитич. Ф.-способ выражения истины выше самой истины, включ.в себя лингвистич. Ф. и аналитич. Ф. Джордж Мур(основоположник) озвучил след.принципы лингв. Ф.: 1)все фил. проблемы решаются на языковом ур-не 2)следует элиминировать антологию(она не несет ничего ценного) 3)следует элиминировать(отрицание) все внеязыковые критерии науки и деят-ти 4)развивать описательность картины мира. Аналит.Ф. возникла в Англии в нач.20в. Аналитики видят в Ф., прежде всего, не теорию,а метод «философского анализа» и пытаются переориентировать Ф. на исследование языковой проблематики и науки.Сфера исследовательских интересов философов-аналитиков—изучение оснований чувсвенного и рацион-го знания, и в этом они продолжали традицию английской и новоевропейской Ф., но они впервые стали рассматривать в кач-ве основания знания язык философских произведений. По их мнению многие фил.проблемы явл.рез-том непроясненного употребления языка, отсутствие четкого разграничения значимых и пустых выражений. Такое невнимание к языку- следствие господствующей со времен Платона установки, согласно которой за любым языковым знаком стоит реальный, материальный или идеальный объект. Подвергнув лингвистическому и логическому анализу язык философ. текстов, аналитики попытались выявить все пустые, бессмысленные выражения и фразы, ставшие причиной фил.псевдопроблем. Их отличает ясность и осмысленность изложения, четко выраженная стр-ра аргументации, наличие явных логич.связей м/д отдельными тезисами текста. Свою общефил.позицию Мур и Рассел хар-ризовали как прорыв от идеализма к реализму, признающему независимость предмета познания от познават. актов. Они восстали против идеализма и экзистенциализма. Гл. антикантовская идея Мура и Рассела: начиная в Канта факт понимался как некое содержание, связанное с наличием у познающего субъекта априорных форм чувственности и рассудка. Факт интерпретировался как действит-ть, существующая только для чел-ка. Чел-ку не дано знать каковы вещи на самом деле, он знает их такими как они даны в опыте. Аналитики выступили против такого понимания. Мур и Рассел развивали 2 различных направления аналитич.фил.: Мур-лингвистич-го анализа, Рассел- философия логич. анализа. В самой аналитич-й традиции происходит резкое расширение проблемного поля. Направления научного материализма и научного реализма, сформировавшиеся в рамках аналитической традиции, переносят акцент на анализ проблем духовного и телесного и отношения концептуальных ср-в к реальности. Наиболее развитую форму приобрела аналитич.Ф.истории.Предмет ее-анализ теоретич-х рез-тов деят-ти историка, анализ концептуального аппарата историч. объяснения, смысла центральных понятий, а цель-создание научной Ф.истории. В посл.десятилетия 20в. Аналит.Ф.становится базой, на кот. осуществляются конвергенция и диалог философских культур. Аналит.Ф. исходит из определенных предпосылок и принципов, кот-ми определяется хар-р и границы е критико-аналитич. деят-ти. Осн.предпосылки аналитич.традиции:1)решение всех проблем на языковом уровне с усматриванием критериев анализа в самом языке2)нивелировка внеязыковых, материально-практич-х критериев деят-ти.3) отказ Ф. в праве строить содержательные онтологические теории. Все это определяет такие фундаментальные методологические установки, как 1)скурпулезная описательность 2)ориентация на критики-аналитич. деят-ть 3)претензия на статус метафилософии 4)признание обусловленности способа познания способом выражения(языком, действием) 5)логич-й приоритет анализа способа выражения по сравнению с?ами познания, а тем более познаваемыми объектами. Т.о. аналит.Ф. связывает не концептуальное единство, а определенный тип нормативных проблем обоснований и рассуждений, базовые?ы и единство предмета.
Ф-я экзистенц-зма. Проблемы смысла жизни, судьбы чела, выбора и личной ответственности. Начало начал всего – внутренне изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нём же самом, на его собственном не надёжном и бренном существовании. Существ-е индивида, его конечность, погружённость в «ничто», прекращение существования, переживание этих «способов существования» и вечный страх перед смертью – главные?ы. Предмет филос-и – бытие. Есть 1 вид бытия, достаточно хорошо нам знакомый: это наше собственное существование. Оно не поддаётся рациональному познанию, и единственный способ постигнуть его состоит в том, чтобы его пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству. Среди различных «способов бытия» существования ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно. Им оказался страх. Он не имеет ни какого определ. предмета, он испытывается перед внешним, чуждым и враждебным миром. Познават. значение страха состоит в том, что он ставит существование перед лицом своей конечности, сопоставляет его с его противоположностью, с ничто. В состоянии страха мир как бы берётся в скобки и чел-к оказывается наедине с собой, со своим существованием. Для Сартра все вещи, кроме чел-ка, представляют собой «бытие-в-себе», а человеч. существование, или «бытие-для-себя», будучи противоположным миру «бытие-в-себе», есть ничто. С чел-ком в мир приходит ничто. Осознавая своё ничтожество, чел-к испытывает страх, и в страхе раскрывается его существование. Ясперс полагает, что человеч. существование раскрывается в «пограничных ситуациях», т.е. в состояниях, обнаруживающих жестокость и враждебность мира (страдания, борьба, смерть). Чел-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, чем он себя делает. Чел – это нечто незаконченное, это постоянная возможность, замысел, проект. Он устремлён к будущему и непрерывно проектирует себя в будущее, выходит за пределы. Чел-к есть его свобода. Свобода мыслится вне общ-ва, переживаемая лишь замкнувшимся в себе. Свобода – внутр. состояние, настроенность. Но свобода ограничена рамками определ. ситуации. Чел. не сам выбирает усл-я своей жизни, помимо своей воли он «брошен в мир» и подвластен судьбе. Судьба чел-ка определ-ся принадлежностью к времени, стране, народу. От чела не зависят также начало и конец его существования. Время – это переживание своей ограниченности, временности. Подлинное время протекает лишь м/д рождением и смертью, оно выражает временность существования. Ясперс говорит, что бытие не зависит от существования. Не допускает мысли о возможности познания трансцендентного. Общ-во – всеобщая безличная сила. Чел, преследуемый страхом перед смертью, ищет прибежища в общ-ве. Растворяясь в безликой толпе, он утешает себя тем, что люди вообще умирают, и тем самым отгоняет мысль о своей собственной смерти. Но жизнь его в общ-ве лишь поверхностное существование чел-ка. В глубине же его скрыто подлинное существ-е. Путь к нему-в страхе перед смертью. Чел-к живёт для того, чтобы умереть.
Ф. как социокультур. Феномен, её образы в ист. К-ры, роль в жизни человека и совр. Цивилиз-ом процессе. Философия (с греч.«любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Почти каждый чел. в душе своей немножко философ, потому что каждый из нас задумывается о вечных вопросах о жизни и смерти, о свободе, о любви. Возн. в 3 тыс. лет т. н. в культурах Индии, Китая и Греции. В Европ. культ-е нач. фил-ии относят к 7 в. до н.э.Термин ввел Пифагор (6 в до н.э.). «Отец» ф. – Сократ (Др. Гр., 5 в до н.э.) Основоположник фил. – Аристотель, автор трактата «Метафизика», где изложены основные законы и понятия, пр-пы ф-ии. На протяжении тысячелетий фил. граничила с др. формами дух. к-ры: мифологией, наукой, искусством, политикой. Но предмет ф. наиб. показ-но граничит с наукой и религией. Рассел: «Между наукой и религией есть ничья земля. Она наз-ся ф». Ф- наука, т.к. владеет методом, логикой, крит. м-ем, системна. Ф – религия, т.к. из-ет дух. Мир ч-ка и поэт. В её апп-те есть категории трансцендентальные (потусторонн.). Ф – с-ма знаний о фунд-х пр-пах и основах бытия ч-ка и общ-ва, пр-ды и к-ры, дух-сти. Поэт. Ф. не наука в точн. смысле эт. Слова, т.к ф. больше, чем наука, в ней даны и дух. основы бытия. Специфика Ф. выражается в том, что она представляет собой: 1)мировоззрение, 2)методологию, 3)рефлексивную с-му, 4)открытую и творч. с-му. Философия как мировоззрение – обобщ. и целостная картина мира с главной темой об отношении ч-ка и мира, о том, что такое ч-к. Ф. явл. рационально-теоретическим мировоззрением, смыслообразующим стержнем всякого типа мировоззрения. Типы мир-я: 1) мораль, 2) искусство, 3) религия, 4) наука, 5) политика, 6) право, 7) мифология, 8) философия. В каждом из перечисленных типов есть своя ф-ция, но в начале Ф. наиболее важными феноменами дух. к-ры были мифология, религия, наука. Эти 3 историч. типа мировоззрения оставили Ф. след. возможности: 1) мифология дала метафору и образ, ассоциативность м-я, 2) религия научила мыслить об абсолютах, 3) наука привнесла моменты истины. Но в итоге Ф. – ядро всякого типа мировоззрения. Кроме того, Ф. как мировоззрение является идеологией, а всякая идеология – это обоснование и защита взглядов определ. соц. групп.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.114 (0.013 с.) |