Ф-я Нов. вр-ни и её роль в р-ии европ-ой филос. традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф-я Нов. вр-ни и её роль в р-ии европ-ой филос. традиции.



Хар-ны: системность, научность, атеизм, соц.направленность. Это пик и завершение классики. Осн.хар-ристики: 1)осн.Ф.проблематика данной эпохи-проблематика гносеологии-теории познания, анализ форм познания, складывается научная философия и наука предст.собой вполне соврем. знания 2)активно ведется поиск метода позн.деят-ти, в кач. которого рассматр.индукция и дедукция, диалектика и метофизика, эмпиризм и рационализм, феноменология, герменевтика(завершился открытием соврем. диалектики. 3)соц.Ф.Нового времени(НВ)сод.идеалы просвещения и революц. теорию марксизма. 4)Ф.сознания от Декарта до Ницше 5)Ф.чел-ка от Канта до Шопенгауэра.(фил.антропология получила свое развитие в учениях нем.философов. Рассм. тема сознания, самосознания: осмысление ключевых ценностей жизни чел-ка 6)формир.Ф.истории как версия соц.развития человечества. Ф.НВ становится подлинно системной Ф, в кот.раскрыты все разделы Ф.знания, завершение класс.Ф. Соврем. облик Ф. рождался в противоборстве эмпиризма и рационализма. Англ.мыслители-эмпирики: Бэкон, Гоббс, Джон Локк. Англ.рационалисты- Беркли, Давид Юм. Бэкон-лорд-канцлер Англии, крупный ученый и просветитель, Автор-«Новый Органон»,проект реорганизации всех наук. Как ученый физик, химик, биолог требовал классификации для каждой из наук. Античн.Ф.называл несостоятельной и даже вредной, т.к. греки рассуждали дедуктивно, от общего к частному=>перепроверить греков, назвать вещи своими именами.Стал основоположником нового метода: индукции (ход мысли от частного к общему). Предполаг.след.последоват-ть в изучении бытия: 1)установление сходства и различия предметов и явлений. 2)анализ сопутств.изменений 3)определение остатков. Изучает природу тепла. Называет 4 осн. Заблуждения(идола), который мешают постижению истины:1)идолы рода (слабости чел.природы) 2) идолы пещеры(особ.индивид.восприятия) 3)идолы площади (заблуждение толпы, общюмнения) 4)идолы театра (игра фил.школ). Гоббс- автор «основы Ф.» Представил 1ю законченную сис-му механистич-го материализма. Образец научного мышления он считал механику и геометрию, а правильным рассуждением вычисление. Считал, что методы эмпирической физики в преимуществе перед лог.дедукцией; образы разума(пространство и время) это всего лишь схемы для восприятия объективных вещей. Известен своей теорией обществ. договора для мира и согласия. В области морали предложил учение о самосохранении, в кот.челу запрещено делать то, что вредно для него. При этом религия полезна, но лжива. Джон Локк- «опыт о человеч. разуме». Явл-ся основоположником Ф.сенсуализма, т.е. такого направления Ф., кот.признает значение первичных кач-в и называет производными вторичные кач-ва вещей. К 1м он относит фигуру, плотность, движение, пространство. Ко 2м: цвет, звук, запах, вкус. Разум из простых идей образ.сложные, но делает это интуитивно. Гл. в познании-изучение единичных вещей. В соц.Ф. Локк-сторонник теории естеств.права, а значит правосудия, прав, свобод чела, защищает общ.договор, свободу слова, совести, веры, собственности, призывает к веротерпимости. Оппонентами эмпириков стали рационалисты. Источник познания рассм.как сопоставимый с Богом, разумом, абсолютной идеей. Беркли- «Трактат о началах чел.знания» Ф.кредо-существовать значит быть в восприятии. У Беркли все кач-ва вторичны, т.к. каждая вещь рассыпается на сумму идей, а бытие мира зависит от зеркала человеч.,субъективных представлений, однако сумма всех вторичных кач-в и идей даже в уме Бога, кот.и вкладывает в чел.необходимые ощущения. Юм-«трактат о человеч. природе». Прославился синостицизмом, т.е. отрицанием возможности познания мира. Познание носит психологич. хар-р, индивид.образы абсолютно уникальны, поэтому прчинности нет, а личность это просто «пучок восприятий».В соц.Ф. он выступил против обществ. договора, за сильное гос-во и частн. собственность. Декарт- «Рассуждения о методе».Кредо-мыслю значит существую.Развивает теорию психофиз.параллелизма, в кот.мыслящая субстанция и протест.субстанция равноправны.Но душа едина, она от Бога, а тело сложно и делимо. Идею Бога называл врожденной, гл.закон жизни:чел.-это непогрешимые правила божеств. откровения. Ф.франц.просвещения- культурно-идеологич. и фил.движение 18в., связ.с утвержд.капитал. отношений. Существенны: 1)демократия и призыв к образов.широких слоев населения.2)свободомыслие и атеизм, актиклериколизм(союз гос-ва и церкви, его разделение)3)историч.оптимизм и утопии светлого будущего 4)прогресс науки. Вольтер- сенсуалист.Считает, что Ф.всего лишь строит гипотезы, а на точные знания не должна претендовать, это дело науки. Основопол. деизма (Бог создал мир, но в делах мира не участвует). «Я не согл.с вашими убеждениями, но я отдал свою жизнь за ваше право их доказывать»; «Бытие Бога мыслимо значит он скорее сущ., чем не сущ.» Дидро- глава энциклопедистов.»Фил.мысли», «Племянник Рамо» Руссо- «Исповедь», «Эмиль». Деист, призывает вернуться к собств. природе, очеловечить разум, быть свободным,быть, а не казаться. 1 треть 19в.новая Ф.-марксизм, Маркс развил соц-эконом.учение с акцентом на обществ. роли Ф. Ф.марксизма-целостная сис-ма фил. и эконом.воззрений, как обоснование радикальной и соц-полит программы революц. преобразования мира. Ее ядро-1)материалист.понимание истории, бытие как причина всех соц. движений. Бытие определяет сознание, в основе общ.раз-я-способ произ-ва мат.благ, собственность.2)история общ-ва-смена обществ-эконом формаций (первобытно-общ.,рабовлад., феодальный, капиталист., коммунистич.).решающая роль-базис, над ним-надстройка.это формы общ.сознания(мораль, искусство,наука, политика, право, Ф., нет религии)3)материалист.диалектика как метод преобразования мира 4)социальность личности «общественное превыше личного».Благодаря исследованиям Маркса и Энгельса социализм превратился из утопии в науку.


 

 

Критич. ф-я Канта.

И.Кант – основ-к нем. класс. идеал-ма. «Критика чистого разума», «~ практич разума», «~ способностей суждения») раск-ют Ф. рац-зма, в кот. выражены умеренный агностицизм (отриц-е возм-сьт позн-я мира), дуализм и новая тема гносеологии – тема границ челов. позн-я. Кредо К. – «Звёздное небо надо мной и нравств. закон во мне» - фиксир. 2 периода его творч-ва: 1) докритич. (стал автором гип-зы о происх-нии Всел. (из туманности); 2) критич. (разраб-л нов. теор. позн-я, выдел. 2 виде знания: 1) априорное синтетич. (необход. и всеобщее), 2) апостериорное аналитич. (случ., индивид-ое). Рассм. 2 вида бытия: 1) трансцендент. (потустор. знание, кот. выраж. себя врожд. априорн. формами простр-ва и врем-и, сужд-я, категорич. императива; 2) эмпирич. (в кот. ч-ку доступны внешн. второстеп. способы позн-я, а сущность вещей и явл-й непознаваема. По К., всё в мире предст. «вещь в себе» (непознаваемая по внутренним качеств. хар-ристикам реальность оттого, что есть границы чел. возможностей). Границы челов. позн-я означ. простр-во, время и спос-сть сужд-я. Гл. фил. откр-е К. – теория трансценд. ед-ва апперцепции (воспр-я), кот. означ., что не мышл-е ч-ка соглас-ся с бытием, а бытие согл-ся с мышл-ем, т.к. есть такие категориальные стр-ры челов. мышл-я, кот. вкл. в себя весь предшеств. опыт позн-я, всю родовую сущность S-та. К. сделал откр-е в Ф. морали – категорич. императив: «Поступай согласно такой максиме, рук-ясь кот-й ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщ. законом. К. предл. этику альтруизма, долга, свободы и добров-сти, антин о мии должного и сущего, кач-ва и кол-ва, ед-ва и множ-ва. К. счит. невозм-ым категоричн. императив в действ-сти, поэтому предлаг. гипотетич. императив, как 3 идеи бытия – Бога, свободы воли и бессмертия души. К. был очень религиозен. Опорой нравственности чел-ка явл.моральная вера. Что же касается бытия Бога, то это безукоризненный идеал, кот. нельзя ни доказать, ни опровергнуть и остается только верить в бессмертие души, свободу воли и бытие Бога. Разум слишком ограничен, слишком привязан к миру явлений и к множ-ву частных ситуаций, чтобы выступать инициатором глобального переустройства мира. Всякая деят-ть, направленная на его преобразование, содержит в себе опасность превращения чел-ка в ср-во. Чел-ку остается нравственный выбор только за себя и только на своем месте: прислушаться к голосу совести и действовать в соответствии с ним, полностью принимая на себя ответственность за каждый совершаемый поступок.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.007 с.)