Параметры микроклимата и воздухообмена в помещениях ЛПУ (СНиП 2.08.02-89, СанПиН 5179-90)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры микроклимата и воздухообмена в помещениях ЛПУ (СНиП 2.08.02-89, СанПиН 5179-90)



Помещения Темпе-ра тура, °С Относи- тельная влажность, % Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха
Палаты:      
для взрослых 55-60 80 м3/ч на койку
детей   Тоже
новорожденных » »
послеоперационные » Кратность не менее 10
послеродовые » 80 м3/ч на койку
Операционные » Кратность не менее 10

 

Особые требования предъявляются к организации воздухооб­мена операционных блоков в связи с проблемой предупреждения распространения ВБИ. Движение воздушных потоков должно быть организовано из операционной в прилегающие к ней помещения (предоперационные, наркозные и пр.), а из них — в коридор, где необходимо устройство вытяжной вентиляции.

Необходимо предусматривать изолированные системы венти­ляции для чистых и гнойных операционных, для родовых бло­ков, реанимационных отделений, перевязочных, рентгеновских кабинетов и др.

Для борьбы с шумом и вибрацией вентиляционных установок используются меры, направленные на тушение звуковой волны и структурного шума:

1) установка вентиляторов и электродвигате­лей на виброизолирующих основаниях;

2) использование эластич­ных вставок (длиной не менее 150 мм), отделяющих вентилято­ры от воздуховодов;

3) установка воздуховодных трубчатых и пла­стинчатых шумоглушителей (длиной до 2 м) после вентиляторов.

Не реже 1 раза в год следует проводить очистку воздуховодов от загрязнения.

Уровень естественного освещения (а также инсоляции) помещения определяется прежде всего ориентацией окон по сторонам горизонта. Помещения ЛПУ, рассчитанные на продолжительное пребывание в них больных (палаты, комнаты дневного пребывания, ожидальные и др.), целесообразно ориентировать на южную и юго-восточную стороны горизонта. При этом создаются наилучшие условия освещенно­сти и инсоляции помещений без их перегревания.

Целый ряд помещений ЛПУ, напротив, следует защищать от возможного перегрева (морги, варочные цехи и заготовочные кухни, кладовые продуктов и др.) и поэтому ориентировать на се­верные стороны горизонта. Такая же ори­ентация предпочтительна для операционных, перевязочных, манипуляционных, лабораторий, секционных и других помещений для предотвращения в них слепящего действия солнечного света и перегрева в летний сезон. Остальные помещения (административные помещения, кабинеты физиотерапии, под­собные помещения, санузлы и др.), к инсоляции которые не предъявляется особых требований, кроме ограничения избыточного теплового действия, могут иметь различную ориентацию-

Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещений и быть достаточным, безопасными для здоровья, компактными, экономичными, несложными в обслуживании, легко поддающимися влажной уборке. Они не должны являться источником шума, излишних тепловыделений и не должны изменять химический и ионный состав воздуха.

В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональ­но-психологическому состоянию больных. Считается, что хоро­шее эмоционально-психологическое состояние больного в значи­тельной степени способствует его выздоровлению, поэтому в боль­ницах сейчас стараются создать обстановку покоя, комфорта и благоприятных эстетических впечатлений. В связи с этим в боль­ницах в настоящее время разрешается использовать мягкую ме­бель, ковры, картины, цветы и другие предметы, создающие ощущение комфортности. Существует даже мнение, что вместо белого постельного белья и халатов следует использовать цветное.

Вопросы организации и контроля больничной среды очень тес­ным образом связаны с проблемой предупреждения внутрибольничной инфекции.

 

Нормы искусственного освещения основных помещений лечебно-профилактических учреждений

 

Помещение Источник света Освещенность рабочих поверхностей, лк
Операционная Люминесцентная лампа
Родовая, реанимационная, наркозная, перевязочная «
Предоперационная «
Послеоперационная и послеродовые палаты, палаты интенсивной терапии, приемные фильтры и боксы     «    
Палата «
Кабинет функциональной диагностики Лампа накаливания
Кабинет врача Люминесцентная лампа
Лечебные ванны, душевые Лампа накаливания
Процедурная Люминесцентная лампа
Вестибюли, коридоры «

 

Внутрибольничные инфекции и их предупреждение

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохра­нения (ВОЗ), «внутрибольничная инфекция— это любое клиниче­ски выраженное заболевание микробного происхождения, пора­жающее больного в результате госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный пер­сонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, проявляются или не проявляются симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в больнице».

Проблема профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ) актуальна в настоящее время для всех стран мира — экономиче­ски развитых и развивающихся, с переходной, неустойчивой или отсталой экономикой. Связано это с тем, что природа ВБИ опре­деляется не только недостаточностью социально-экономической обеспеченности лечебной сферы, но и не всегда предсказуемыми эволюциями как в макро-, так и в микробиоценозах (в том числе под воздействием экологического пресса), динамикой отноше­ний организма хозяина и микрофлоры. Рост ВБИ на каком-то этапе может быть и следствием прогресса медицины при использова­нии новых диагностических и лечебных препаратов и других ме­дицинских средств, при осуществлении сложных манипуляций и оперативных вмешательств, применении прогрессивных, но не­достаточно изученных методик.

Ущерб, связанный с внутрибольничной заболеваемостью, скла­дывается из удлинения времени пребывания больных в стациона­ре, роста летальности, а также сугубо материальных потерь.

Источниками ВБИ являются больные и бактерионосители из числа больных и персонала лечебных учреждений. Среди них наи­большую опасность представляет медицинский персонал, отно­сящийся к группе длительных носителей и больных стертыми формами, а также длительно находящиеся в стационаре больные, которые нередко становятся носителями устойчивых внутрибольничных штаммов. Роль посетителей стационаров как источников ВБИ по общепринятому мнению, признается крайне незначи­тельной.

Пути и факторы передачи ВБИ весьма разнообразны, что су­щественно затрудняет поиск причин заболеваний. Это может быть зараженный (контаминированный) инструментарий, медицинская аппаратура, белье, постельные принадлежности, а также загряз­ненные предметы ухода за больными, недостаточно обеззаражен­ный шовный и перевязочный материал, дренажи, транспланта­ты, растворы для переливания (кровь, кровозамещающие и др. жидкости), спецодежда, обувь, волосы и руки больных и персо­нала, дезинфицирующие средства с заниженной концентрацией активного агента и др.

Особо опасными процедурами считаются транс­фузии крови (сыворотки, плазмы), инъекции (от подкожных до внутрикостных), пересадки органов и тканей, операции, интуба­ция, ингаляционный наркоз, катетеризация сосудов, мочевыводяших путей, гемодиализ и др.

В больничной среде могут сформироваться опасные резервуары воз­будителей, в которых микрофлора переживает длительное время и размножается.

Особую опасность представляет формирование бактерионоси­тельства среди больных и медицинского персонала. Исследования последних лет показали, что носительство золотистого стафило­кокка широко распространено среди медиков и встречается у 40 — 50 % врачей, у 60 —70 % медицинских сестер и у 80 —90 % санита­рок больниц (для сравнения — вне стационара St. aureusперсистирует в верхних дыхательных путях у 20 — 40 % людей).

В зависимости от путей и факторов передачи различают следу­ющие ВБИ:

· воздушно-капельные (аэрозольные),

· водно-алимен­тарные,

· контактно-бытовые,

· контактно-инструментальные,

· пост­инъекционные,

· постоперационные,

· послеродовые,

· посттрансфузионные,

· посттравматические инфекции и другие формы.

Классификации ВБИ

Клинические классификации предполагают разделение ВБИ на две категории в зависимости от возбудителя на болезни, вызы­ваемые облигатно-патогенными и условно-патогеннымимикро­организмами. В зависимости от характера и длительности течения выделяют:

· острые,

· подострые,

· хронические.

По степени тя­жести различают:

· тяжелые,

· среднетяжелые,

· легкие формы кли­нического течения.

В зависимости от степени рас­пространения инфекции выделяют:

  • генерализованные инфекции (бактериемия, виремия, микемия, септицемия, септикопиемия и др.),
  • локализованные инфекции.

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвен­тарь лечебно-профилактических учреждений должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников и дверей) должна осуще­ствляться не менее 2 раз в сутки с применением моющих (мыль­но-содовых растворов) и дезинфицирующих средств. Протирка оконных стекол должна проводиться не реже 1 раза в месяц — изнутри и по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 4—6 мес — снаружи. Использование для влажной уборки синтетических мою­щих средств не допускается.

В операционном блоке должна быть предусмотрена отделка стен, окраска потолка и других частей помещения, а также покрытие пола материалами, обеспечивающими легкость и эффективность мытья и дезинфекционной обработки. В зоне строгого режима про­водят ежедневную влажную уборку с применением дезинфициру­ющих средств (после окончания операций), один раз в месяц — генеральную уборку. В зоне стерильного режима генеральная убор­ка проводится еженедельно.

Эффективным противоэпидемическим мероприятием являет­ся плановое закрытие хирургических, акушерских и реанимаци­онных отделений стационара не менее 1 раза в году для проведе­ния тщательной санитарной обработки.

Обслуживающий медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной санитарной одеж­ды: халатами, шапочками, сменной обувью. Хранение ежеднев­ной смены санитарной одежды осуществляется в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитар­ной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Сту­денты, занимающиеся в отделениях родовспоможения, инфекци­онном отделении и операционных блоках, должны быть обеспе­чены сменной спецодеждой лечебного учреждения.

Персонал операционного и родильного блока перед началом работы обязательно проходит санитарную обработку и надевает чистую спецодежду, в которой работает в зоне строгого режима в течение одного дня. Участники операции работают в стерильной одежде, надеваемой после хирургической обработки рук в опера­ционной. В родильном доме и в операционной персонал должен работать в масках, предпочтительнее использовать стерильные маски разового применения.

В родильном зале прием родов осуществляется поочередно на разных кроватях. После родов все применявшиеся объекты обра­батываются дезинфицирующим раствором. В боксированном родильном блоке каждые роды проводят в отдельном боксе (поочередно во всех боксах), после чего в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции. Для первичной обработки новорож­денного обязателен стерильный индивидуальный комплект.

В родильном зале необходимо в течение первого получаса пос­ле рождения прикладывать новорожденного к груди матери (при наличии относительных противопоказаний возможно кратковре­менное прикладывание на 10 — 30 с, а не кормление), что обеспе­чивает раннее гарантированное заселение организма новорожден­ных материнскими штаммами микроорганизмов, препятствующее колонизации малыша госпитальными штаммами. При уходе за новорожденным используют стерильное белье, стерильные ват­ные тампоны (в отдельных укладках).

Лечение детей с признаками инфекции в отделении новорож­денных, а также перевод их в обсервационное отделение запре­щается. Они должны быть выведены из акушерского стационара в день установления диагноза. После выписки родильниц и детей в освободившейся палате (палатах) проводят уборку по типу за­ключительной дезинфекции, постельные принадлежности под­вергают камерной дезинфекции.

 

При выявлении (осмотре, опросе в отделении или лаборатор­ных исследованиях) гнойничковых заболеваний, бактериурии, ОРЗ персонал необходимо временно отстранять от участия в операци­ях и контакта с пациентами до полного выздоровления.

Перед и после каждой манипуляции медицинский персонал обязантщательно вымыть руки.

При поступлении в стационар больные должны (за исключе­нием имеющих медицинские противопоказания) пройти специ­альную санитарную обработку в приемном отделении.

Большое внимание следует уделять также вопросам питания в больницах. Существуют централизованная и децентрализованная системы организации питания в них. При централизованной си­стеме на центральном пищеблоке больницы изготавливают гото­вые блюда, которые затем доставляют непосредственно в отделе­ние, где их подогревают и раздают больным. При такой системе блюда готовятся заранее, они некоторое время хранятся на кух­не, пища несколько раз перекладывается из одной посуды в дру­гую, транспортируется (часто по улице), охлаждается и подогре­вается. При этом в значительной степени теряются вкусовые каче­ства пищи, снижается ее витаминная ценность, в процессе до­ставки возможна контаминация готовых блюд. При децентрализо­ванной системе на центральном пищеблоке заготавливаются по­луфабрикаты, а в отделениях оборудованы кухни-доготовочные, в которых из полуфабрикатов относительно быстро изготавлива­ют готовые блюда, которые сразу раздают больным. При такой системе пищевая ценность рациона значительно улучшается. При организации питания в больницах следует иметь в виду, что в настоящее время существует весьма прогрессивная тепловая техника, позволяющая быстро и качественно осуществлять изготовление блюд для пита­ния (различного рода автоматы для приготовления пищи, сверх­высокочастотные печи и т.д.).

Пищеблок следует размещать в отдельно стоящем здании, не сблокированном с главным корпусом, с удобными наземными и подземными транспортными связями (галереями) с другими (ле­чебными) корпусами. В буфетных в каждом отделении должно быть предусмотрено два раздельных помещения: для подогрева и раз­дачи пищи (не менее 9 м2) и моечная посуды (не менее б м2). Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные меди­цинские сестры отделения. Раздача пищи должна производиться в халатах с маркировкой «Для раздачи пищи». Контроль раздачи пищи в соответствии с назначенными диетами осуществляет старшая медицинская сестра. Не допускается привлекать к раздаче пищи младший обслуживающий персонал.

Санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудо­ванию, содержанию пищеблока, буфетных отделений, кулинар­ной обработке и реализации пищевых продуктов предусмотрены соответствующими Санитарными правилами и нормами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.97.64 (0.008 с.)