Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лечебно-диагностические отделенияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Методическое пособие для самостоятельной работы по общей гигиене для студентов лечебного и педиатрического факультетов ВЛАДИКАВКАЗ 2010 г. Авторы: А.Р. Кусова – зав. кафедрой общей гигиены, профессор, док.мед.наук А.Р. Наниева – ассистент кафедры общей гигиены Ф.К.Худалова – ассистент кафедры общей гигиены
Рецензенты: З.Р. Аликова – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения О.О. Басиева – зав. кафедрой факультетской терапии с ВПТ и эндокринологией
Утверждена ЦУКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии 21 октября 2010 г. Протокол №1 ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные гигиенические требования к размещению и внутренней планировке лечебно-профилактических учреждений; научиться методике санитарного обследования и гигиенической оценки результатов обследования лечебно-профилактического учреждения.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: · задачи осуществляемые лечебно-профилактическими учреждениями; · основные гигиенические требования, предъявляемые к строительству и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений разного профиля и их отдельных структурных подразделений; · «внутрибольничные инфекции», причины их возникновения и организация профилактики; · действие вредных производственных факторов на здоровье медицинского работника.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: · провести санитарную экспертизу типового проекта больницы; · дать комплексную оценку состояния воздушной среды в лечебно-профилактических учреждениях; · провести противо-эпедемические мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции; · оценить тяжесть и напряженность условий труда медицинских работников.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная литература: 1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. гигиена и основы экологии человека. М., 2004. 2. Румянцев Г.И. гигиена XXI век., М., 2005. 3. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека. М., 2004 4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М. 2006.
Дополнительная литература: 1. Щербо А.П. Больничная гигиена. С-Пб., 2000. 2. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. – М., 2007. 3. Трегубова Е.С., Петрова Н.А., Нехорошев А.С. Охрана труда и обеспечение здоровья работников лечебно-профилактических учреждений. М., 2001. 4. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, учтройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». М., 2005. 5. Учебное пособие «Гигиена лечебно-профилактических учреждений». Казань 2005.
Больничная гигиена разрабатывает нормативы и требования к размещению, планировке и санитарно-техническому обеспечению лечебно-профилактических учреждений с целью создания оптимальных условий пребывания больных, эффективного проведения лечебного процесса и благоприятных условий труда медицинского персонала.
Лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) являются: · больницы, · поликлиники, · амбулатории, · женские и детские консультации, · родильные дома, диспансеры, · фельдшерско-акушерские пункты, · медико-санитарные части, санаторно-курортные учреждения, · санитарно-противоэпидемические учреждения (санэпидцентры, противомалярийные, противочумные, дезинфекционные станции) и др. Эти учреждения призваны выполнять эффективные мероприятия по снижению заболеваемости и укреплению здоровья населения путем организации высококвалифицированной специализированной медицинской помощи на базе новейших научных достижений в области лечения, диагностики и профилактики заболеваний. ЛПУ должны быть образцовыми в гигиеническом отношении, чтобы обеспечить пациентам лечебно-охранительный режим, основанный на максимальном физическом и психическом покое, предупреждающий передачу внутрибольничных инфекций, облегчающий уход за больными и их обслуживание, делающий ЛПУ школой гигиенических навыков для пациентов.
Гигиенические требования к размещению больницы на местности Больничные комплексы мощностью свыше 1000 коек для пребывания больных в течение длительного времени и стационары такой же мощности с особым режимом (психиатрические, туберкулезные и т.п.) необходимо располагать в пригородной зоне или окраинных районах по возможности в зеленых массивах с соблюдением разрывов от жилой (селитебной) территории не менее 500 м.
При выборе участка для строительства больницы необходимо учитывать экологическую ситуацию и розу ветров в данной местности, чтобы по отношению к загрязняющим воздух объектам он находился с наветренной стороны. Запрещается размещение больниц на территориях, ранее использовавшихся под свалки, поля ассенизации, запахивания, орошения, фильтрации, скотомогильники, кладбища и т.п., а также имеющих загрязнение почвы органического, химического, радиоактивного и другого характера. Участки ЛПУ должны быть удалены от железных дорог, аэропортов, скоростных автомагистралей и других мощных источников шума на расстояние, обеспечивающее безопасные уровни в пределах санитарных норм, установленных для помещений жилых и общественных зданий (40—50 дБ). Между участком больницы и промышленном объектом должна быть санитарно-защитная зона в соответствии с классом вредности производства. К территории ЛПУ должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Временные стоянки индивидуального автотранспорта следует размещать на расстоянии не ближе 40 м от участка ЛПУ. Гигиенические требования к земельному участку и генеральному плану Больничные здания на земельном участке размещают с учетом гигиенических требований, касающихся оптимизации обслуживания больных. Для этого составляют ситуационный план размещения зданий и сооружений на участке. ЛПУ следует размещать на чистых, солнечных, сухих возвышенных территориях со спокойным рельефом, обеспечивающим сток атмосферных вод. В этом отношении наиболее благоприятны пологие склоны, обращенные на южную сторону. На западных и северных склонах размещать ЛПУ не рекомендуется. Уровень стояния грунтовых вод от поверхности земли при мало- и многоэтажной застройке должен быть не менее 1,5 и 2 м соответственно. Наиболее рациональна прямоугольная конфигурация больничного участка с соотношением сторон 1:2 или 1:3, что позволяет удобно разместить корпуса больницы и подъездные пути к ним. Размеры земельных участков должны соответствовать существующим нормативам в зависимости от системы застройки больницы. Площадь зеленых насаждений на территории должна составлять не менее 60% от общей площади, а площадь садово-парковой зоны – из расчета 25м2 на койку. Участок ЛПУ, расположенный на территории жилой застройки населенного пункта, должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м в виде двухрядной посадки высокоствольных деревьев и кустарников, обеспечивающих пыле-, шумо- и ветрозащитное действие. Деревья с широкой кроной высаживаются не ближе 10 м от стен здания, чтобы избежать снижения инсоляции и уровня естественного освещения помещений, а кустарники — 5 м. За зелеными насаждениями, оказывающими оздоравливающее действие на организм больных людей (бактерицидное действие фитонцидов, эстетическое воздействие, благоприятный микроклимат и др.), должен быть организован надлежащий регулярный уход (полив, обрезка и удаление сучьев, сухой листвы и т.д.). Внутренние проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие.
Учреждений, жилых построек и сооружений, функционально не связанных с ЛПУ, на участке больницы быть не должно. Расстояния между корпусами и другими зданиями на участке должны быть равны 2,5 высоты наиболее высокого противостоящего здания, но не менее 24 м, чтобы обеспечивать оптимальные условия инсоляции, освещенности, проветривания и шумозащиты. На больничном участке выделяют следующие зоны: • лечебных корпусов (для инфекционных больных, неинфекционных, педиатрических, кожно-венерологических, радиологического отделения, родильного дома); • садово-парковая; • поликлиники; • патологоанатомического корпуса с ритуальной зоной; • хозяйственная и инженерных сооружений. Уборку мусора с территории производят ежедневно. Для сбора мусора и бытовых отходов устанавливают мусоросборники с плотно закрывающимися крышками на специальных площадках с асфальтовым или бетонным покрытием. После ежедневного освобождения они должны быть промыты и продезинфицированы, расстояние от этих площадок до лечебных корпусов — не менее 25 м. Для текущего сбора мусора у входа в здания, в местах отдыха и на территории (через каждые 50 м) устанавливают урны, которые также ежедневно должны освобождаться от мусора и содержаться в чистоте. В хоззоне больницы размещают печи для сжигания специфических больничных отходов (послеоперационных, патолого-анатомических и др.). Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной должны быть максимально изолированы от палатных корпусов и не просматриваться из их окон, а также из окон жилых и общественных зданий, расположенных рядом с больничным участком. Расстояние от патологоанатомического корпуса до лечебных корпусов и пищеблока должно быть не менее 30 м. Следует иметь изолированные въезд и выезд для ритуальной зоны. Здание поликлиники должно быть приближено к периферии участка и иметь самостоятельный вход, удобный для населения. На территории инфекционной больницы (корпуса) выделяют "чистую" и "грязную" зоны, изолированные друг от друга полосой колючих зеленых насаждений. На выезде из "грязной" зоны должна быть предусмотрена крытая площадка для дезинфекции транспорта. Системы застройки больниц Для застройки больниц используются следующие системы:
▲ децентрализованная (павильонная); ▲ централизованная; ▲ смешанная. Больницы сооружают по децентрализованной, централизованная или смешанной системам строительства. Децентрализованная система строительства больниц позволяет размещать разные по профилю больничные отделения и отдельных корпусах с небольшим количеством этажей. При такой системе хорошо изолируются отделения, облегчается профилактика внутрибольничных инфекций, создаются условия дли пребывания больных на свежем воздухе и поддержания лечебно-охранительного режима. Однако при этом удлиняются все коммуникации, дублируются некоторые помещения и оборудование, усложняется обслуживание больных, удорожается строительство. В настоящее время децентрализованная система применяется и тех случаях, когда больничный комплекс необходимо расчленить на отдельные части соответственно их функциональным особенностям, для строительства инфекционных, психиатрических, туберкулезных больниц, а также больниц, располагающихся в сейсмически опасных районах. В последнее время распространение получила централизованная система строительства больниц, при которой все лечебные, лечебно-диагностические и вспомогательные отделения объединены в одном здании или в сблокированных (без переходов) корпусах. Такая система обеспечивает более удобную взаимосвязь от делений, сокращает графики движения больных и персонала, создает возможность централизации лечебно-диагностических отделений (операционных, рентгеновских кабинетов, кабинетов функциональной диагностики, лабораторий) и быстрой доставки готовой пищи из кухни в палаты. Смешанная система отличается тем, что все основные соматические, рентгеновское, физиотерапевтическое и клинико-диагностическое отделения размещают в одном корпусе. Инфекционное, родильное, детское, радиологическое, патолого-анатомическое, хозяйственное отделения и поликлиника располагаются в отдельных корпусах. Эта система получила самое широкое распространение в настоящее время, так как она сглаживает или устраняет недостатки двух первых. Когда началось строительство крупных многопрофильных больниц, смешанная система была модернизирована и стала называться блочной. При этой системе все отделения, занимающие самостоятельные здания, объединяют в один общий блок и соединяют переходами.
Гигиенические требования к планировке и внутренней отделке больничных зданий Современная многопрофильная больница представляет собой сложный комплекс выполняющих различные функции подразделений, в которых лечатся пациенты, и работает медицинский и инженерно-технический персонал, обслуживающий современное лечебно-диагностическое оборудование. Основными структурными подразделениями современной больницы являются: • отделения приема больных и помещения выписки; • палатные отделения; • лечебно-диагностические отделения; • лаборатории;
• центральное стерилизационное отделение; • аптека; • пищеблок; • патологоанатомическое отделение; • административно-хозяйственные службы; • прачечная. Внутренняя планировка приемного отделения должна обеспечивать профилактику внутрибольничных инфекций и способствовать ускорению и повышению качества лечебно-диагностического процесса. Приемные отделения должны быть отдельными для детского, акушерского, инфекционного, дерматовенерологического, туберкулезного, психиатрического (психосоматического) отделений. Помещения для приема больных, поступающих в другие отделения, могут быть общими и размещаться в главном корпусе больницы или в корпусе с наибольшим количеством коек. Помещения для санитарной обработки больных при отсутствии отапливаемых переходов предусматривают в каждом лечебном корпусе. Расчетное число больных, поступающих в приемное отделение в течение суток, составляет: • 10 % вместимости — для многопрофильных больниц; • 2 % — для туберкулезных, психиатрических больниц и боль • 15 % — для больниц скорой медицинской помощи; • 12 % — для родильных домов. При приемном отделении размещают палаты для больных с невыясненным диагнозом. Количество коек в них должно составлять 10 % от числа больных, поступающих в течение суток. Основное звено больничного отделения — палатная секция, традиционно имеющая линейную форму планировки, удобную для размещения вспомогательных помещений, хорошей обзорности палат с поста дежурной медсестры и достаточной инсоляции. Палатная секция — это изолированный набор помещений для больных с однородными заболеваниями, состоящий из палат, лечебно-вспомогательных и хозяйственных помещений, коридора и санитарного узла. Палатная секция, рассчитанная на 25—30 коек, считается наиболее целесообразной для организации лечебного процесса и условий пребывания больных. Две палатные секции составляют отделение (терапевтическое, хирургическое и др.), которое имеет общий штат медицинского персонала В каждой палатной секции для взрослых проектируется 60 %. палат на 4 койки и по 20 % однокоечных и двухкоечных палат, помещения для дневного пребывания больных (холлы), кабинеты врачей, сестры-хозяйки, старшей медсестры, буфетная и столовая, коридор, помещения процедурных, клизменных и санузлы. В современных больницах для удобства пациентов санитарные узлы находятся и при палатах. Площадь однокоечной палаты без шлюза составляет 9 м2, со шлюзом — 12 м2, в палатах на 2 и 4 койки — по 7 м2 на койку. Высота палат — не менее З м. Кубатура на койку должна составлять не менее 20 м3, чтобы обеспечивать не менее чем двукратный воздухообмен в час. Искусственная вентиляция должна обеспечивать подачу и удаление в час 80 м3 воздуха.
Недостаточно частое и тщательное проветривание помещений приводит к застаиванию воздуха в палатах, его загрязнению, появлению специфических больничных запахов, возрастанию угрозы внутрибольничных инфекций и лишению больных важнейшего природного оздоровительного фактора — свежего воздуха, не менее нужного им, чем лекарственные средства и лечебные процедуры. Для нормальных условий пребывания в палате имеет значение и ее микроклимат. В зимнее и переходное время для большинства больных температура для комфортного пребывания находится в пределах 20—22 °С. В связи с благоприятным общебиологическим, тепловым и бактерицидным действием солнечной радиации необходимым условием здоровой обстановки в палате является рациональное естественное освещение. Наилучшие ориентации окон палат в южных широтах — южная и северная, в средних — южная, юго-восточная и восточная, в северных — южная, юго-восточная и юго-западная. Световой коэффициент в палатах должен быть 1:5—1:6, а в операционной, перевязочной и родовой — 1:4—1:5. Общее искусственное освещение палат должно составлять 75 лк лампами накаливания и 150 лк — люминесцентными лампами. В каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения, размещаемый в нише над дверью на высоте 2,2 м от уровня пола. Для лучшего использования дневного освещения койки в палатах располагают длинной осью параллельно светонесущей стене. В целях ограничения передачи воздушно-капельных инфекций расстояние между койками должно быть не менее 0,9—1,0 м, от наружной стены и окон до койки — не менее 0,8—1,0 м. Кроме коек, в палате устанавливают прикроватные столики с полочками для индивидуальных вещей больного, стулья, стол, шкаф или вешалку для халатов. Желателен умывальник или санузел при палате. Мебель следует окрашивать в светлые тона. Она должна быть гладкой и удобной для ухода; мягкая мебель, шторы, дорожки и цветы как места возможного накопления пыли в палатах излишни. Стены палат, как и коридор, на высоту 1,8 м покрывают светлой масляной краской, а выше — клеевой или водоэмульсионной. Полы обычно деревянные крашеные, но лучше покрытые линолеумом. Условия в отделении во многом зависят от коридора. Гигиенические преимущества имеет светлый, хорошо вентилируемый коридор с односторонней застройкой, через который можно осуществлять сквозное проветривание палат. Для свободного разворота кроватей, каталок и носилок ширина коридора должна быть не менее 2,5м. Терапевтическое отделение Терапевтическое отделение — это основное структурное подразделение многопрофильной больницы. Для проведения лечебных мероприятий в большинстве терапевтических отделений предусматриваются только процедурные кабинеты. В настоящее время в составе отделений терапевтического профиля выделяются узкоспециализированные отделения: кардиологическое, ревматологическое, нефрологическое, гематологическое, гастроэнтерологическое, пульмонологическое и другие, где широко применяются новые методы диагностики и лечения больных с использованием сложной медицинской аппаратуры. Поэтому в большинстве медицинских специализированных отделений терапевтического профиля предусматриваются дополнительные помещения для проведения специальных исследований и лечебных процедур.
Хирургическое отделение Общими требованиями, предъявляемыми к проектированию хирургического отделения (общего типа или специализированного), являются: 1) наличие удобной связи с операционным блоком и диагностическими отделениями (клинико-диагностической лабораторией, отделением функциональной диагностики, рентгенологическим отделением); 2) наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных; 3) организация условий для послеоперационного пребывания больных в специально оборудованных палатах, в том числе и для проведения длительного наркоза с реанимационной или лечебной целью; 4) исключение возможности контакта послеоперационных («чистых») больных и так называемых «гнойных» больных, у которых появились послеоперационные осложнения. Палатная секция отделения общей хирургии мало чем отличается от секции терапевтического отделения. Дополнительно во всех хирургических отделениях проектируется перевязочная. Для больных с нагноительными процессами (флегмонами, абсцессами, обширными гнойными ранами) выделяются гнойные отделения или секции и специальная операционная. Все другие больные размещаются в чистых отделениях или секциях. Главной особенностью отделения общей хирургии является наличие операционного блока, а в крупных больницах — операционных отделений. Операционный блок представляет собой важную структурную единицу хирургического отделения. Большое значение придается его расположению и планировке. Удобнее располагать операционный блок в тупиковом выступе, торце здания или на отдельном этаже. При этом должны быть обеспечены удобные и кратчайшие связи с хирургическими отделениями, приемным отделением и рентгеновским кабинетом, если его нет в составе операционного блока. Операционный блок никогда не устраивают проходным. Как правило, он должен иметь два непроходных отделения: септическое и асептическое. В состав операционного блока входят: операционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и другие помещения.
Операционную следует проектировать из расчета один операционный стол на 30 коек хирургического профиля. Высота операционной в отличие от всех других помещений стационара должна быть не менее 3,5 м, ширина — не менее 5 м, ширина коридоров в операционном блоке — не менее 2,8 м. Предоперационная предназначена для последней подготовки хирурга и другого медицинского персонала перед операцией. Из нее хирург должен иметь возможность наблюдать наркозную и операционную, где готовят к операции больного. Наркозная — это помещение для последней подготовки больного к операции. Она является также рабочим местом анестезиолога, который обеспечивает наркоз во время операции. Стерилизационная в операционном блоке располагается обычно между двумя операционными и служит для стерилизации хирургического инструмента.
Инфекционное отделение Больные поступают в инфекционное отделение не только для лечения, но и для изоляции. Поэтому если оно правильно организовано, то возможность распространения внутрибольничных инфекций исключена. Инфекционное отделение рациональнее размещать в отдельно стоящем здании. Внутренняя планировка и санитарный режим этого отделения имеют ряд особенностей, направленных на предупреждение внутрибольничных инфекций. Для приема больных предусматриваются приемно-смотровые боксы площадью 16 м2. В отделении вместимостью от 30 до 60 коек должно быть два бокса. Для персонала в приемном отделении инфекционного корпуса (отделения) предусматривается санитарный пропускник. Помещения для выписки в инфекционных отделениях следует предусматривать для больных, выписываемых из полубоксов и палат, для каждой секции отдельно. Площадь выписной составляет 8 м2.
Бокс представляет собой помещение обшей площадью 22 м2, в котором выделены палата, входной тамбур, санитарный узел, состоящий из туалета и ванной, и шлюз. Он имеет отдельный наружный вход (выход) на улицу. Больной поступает в бокс непосредственно с улицы через входной тамбур. Шлюз связывает бокс с больничным коридором. Через него в бокс входят врачи, медицинская сестра, санитарка. В шлюзе размещается умывальник, имеются дезинфицирующий раствор, вешалка для халатов. Для передачи пищи из коридоров в бокс устраивается специальный шкаф. Благодаря такой планировке, коридор боксированного отделения можно рассматривать как нейтральную зону, а в боксах создается возможность изолировать больных с разными инфекциями. Боксы могут проектироваться также на две койки площадью 27 м2. Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет наружного входа (выхода) с тамбуром. Больные и медицинский персонал входят в полубокс через шлюз из больничного коридора. Полубоксы также строят на одну и две койки. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми инфекционными заболеваниями. Строительство инфекционных отделений с боксами обходится значительно дороже, но облегчает маневрирование инфекционными койками и создает возможность полной ликвидации внутрибольничных инфекций. В боксы помещают в первую очередь больных с невыясненным диагнозом и смешанной инфекцией, с воздушно-капельной инфекцией высокой контагиозности (корь, ветряная оспа). В полубоксах помещают больных с воздушно-капельной инфекцией относительно невысокой контагиозности (эпидемическим паротитом, скарлатиной, дифтерией) и кишечными заболеваниями. В каждой палатной секции следует также предусматривать два полубокса на одну-две койки. В каждой секции необходимо иметь полный набор обслуживающих помещений (процедурную, буфетную, столовую, санитарный узел).
Помещения для выписки в инфекционных отделениях следует предусматривать для больных, выписываемых из полубоксов и палат, отдельно для каждого отделения. Посуду инфекционных больных обрабатывают в специально выделенном помещении для мытья и стерилизации посуды рядом с буфетной. Поликлиника Поликлиники следует размещать в отдельно стоящих зданиях или в зданиях, примыкающих к стационару в местах размещения общих для стационара и поликлиники лечебно-диагностических отделений. Около 40 % всех посещений приходится на терапевтическое отделение поликлиники и 20 % — на хирургическое. Для больных должен быть самостоятельный вход в корпус, независимый от въезда к стационару. Основными помещениями поликлиники являются врачебные, лечебно-диагностические кабинеты, ожидальни для больных, регистратура, вестибюль с гардеробной. Вестибюль с гардеробной проектируется при главном входе. Регистратура проектируется из расчета 8 м2 на одного регистратора. Помещения для ожидания при кабинетах проектируются из расчета 1,2 м2 на каждого больного, ожидающего приема. Изолированные ожидальни устраиваются при акушерско-гинекологическом, туберкулезном, дерматовенерологическом и психиатрическом кабинетах. Ожидальни ориентируют на юг. Врачебные кабинеты следует ориентировать на север. Поликлиническое отделение для детей полностью изолируется от отделения для взрослых. Дети поступают через фильтр, в котором медицинская сестра расспрашивает родителей о состоянии ребенка, осматривает кожу и слизистые оболочки, измеряет температуру. Детей с повышенной температурой и признаками острого заразного заболевания направляют из фильтра в бокс. Вызванный врач осматривает больного ребенка в боксе. Детей без признаков острого заболевания и с нормальной температурой направляют из фильтра в общее отделение, где находятся вестибюль с гардеробной, регистратура и две группы кабинетов участковых педиатров со своими ожидальнями. Из вестибюля детской поликлиники должен быть предусмотрен выход на улицу, чтобы пути движения детей, поступающих в поликлинику и уходящих домой, не пересекались. В состав поликлиник могут входить следующие подразделения: рентгенологическое отделение, лаборатория, отделения терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии, отделение дегельминтизации, аллергологическии кабинет.
Охранительный режим лечебных учреждений Он подразумевает создание оптимальных гигиенических условий для пребывания больных в ЛПУ. Без создания таких условий нельзя рассчитывать на получение удовлетворительных результатов лечения больных. Общие требования к обеспечению качества больничной среды включают в себя: • благоприятный микроклимат в помещениях; • отсутствие загрязнения воздуха; • достаточную инсоляцию и освещенность помещений; • устранение шума; • создание обстановки покоя, удобства и благоприятных эсте Микроклимат больничных помещений определяется тепловым состоянием среды, оказывающей влияние на теплоощущения человека, и зависит от температуры, влажности и скорости движения воздуха, температуры окружающих предметов и конструкций. Комфортные условия микроклимата обеспечиваются системами отопления и вентиляции, устройствами кондиционирования воздуха отдельных помещений. Таблица 6.2 Классификации ВБИ Клинические классификации предполагают разделение ВБИ на две категории в зависимости от возбудителя на болезни, вызываемые облигатно-патогенными и условно-патогенными микроорганизмами. В зависимости от характера и длительности течения выделяют: · острые, · подострые, · хронические. По степени тяжести различают: · тяжелые, · среднетяжелые, · легкие формы клинического течения. В зависимости от степени распространения инфекции выделяют:
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь лечебно-профилактических учреждений должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников и дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с применением моющих (мыльно-содовых растворов) и дезинфицирующих средств. Протирка оконных стекол должна проводиться не реже 1 раза в месяц — изнутри и по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 4—6 мес — снаружи. Использование для влажной уборки синтетических моющих средств не допускается. В операционном блоке должна быть предусмотрена отделка стен, окраска потолка и других частей помещения, а также покрытие пола материалами, обеспечивающими легкость и эффективность мытья и дезинфекционной обработки. В зоне строгого режима проводят ежедневную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств (после окончания операций), один раз в месяц — генеральную уборку. В зоне стерильного режима генеральная уборка проводится еженедельно. Эффективным противоэпидемическим мероприятием является плановое закрытие хирургических, акушерских и реанимационных отделений стационара не менее 1 раза в году для проведения тщательной санитарной обработки. Обслуживающий медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной санитарной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью. Хранение ежедневной смены санитарной одежды осуществляется в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Студенты, занимающиеся в отделениях родовспоможения, инфекционном отделении и операционных блоках, должны быть обеспечены сменной спецодеждой лечебного учреждения. Персонал операционного и родильного блока перед началом работы обязательно проходит санитарную обработку и надевает чистую спецодежду, в которой работает в зоне строгого режима в течение одного дня. Участники операции работают в стерильной одежде, надеваемой после хирургической обработки рук в операционной. В родильном доме и в операционной персонал должен работать в масках, предпочтительнее использовать стерильные маски разового применения. В родильном зале прием родов осуществляется поочередно на разных кроватях. После родов все применявшиеся объекты обрабатываются дезинфицирующим раствором. В боксированном родильном блоке каждые роды проводят в отдельном боксе (поочередно во всех боксах), после чего в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции. Для первичной обработки новорожденного обязателен стерильный индивидуальный комплект. В родильном зале необходимо в течение первого получаса после рождения прикладывать новорожденного к груди матери (при наличии относительных противопоказаний возможно кратковременное прикладывание на 10 — 30 с, а не кормление), что обеспечивает раннее гарантированное заселение организма новорожденных материнскими штаммами микроорганизмов, препятствующее колонизации малыша госпитальными штаммами. При уходе за новорожденным используют стерильное белье, стерильные ватные тампоны (в отдельных укладках). Лечение детей с признаками инфекции в отделении новорожденных, а также перевод их в обсервационное отделение запрещается. Они должны быть выведены из акушерского стационара в день установления диагноза. После выписки родильниц и детей в освободившейся палате (палатах) проводят уборку по типу заключительной дезинфекции, постельные принадлежности подвергают камерной дезинфекции.
При выявлении (осмотре, опросе в отделении или лабораторных исследованиях) гнойничковых заболеваний, бактериурии, ОРЗ персонал необходимо временно отстранять от участия в операциях и контакта с пациентами до полного выздоровления. Перед и после каждой манипуляции медицинский персонал обязан тщательно вымыть руки. При поступлении в стационар больные должны (за исключением имеющих медицинские противопоказания) пройти специальную санитарную обработку в приемном отделении. Большое внимание следует уделять также вопросам питания в больницах. Существуют централизованная и децентрализованная системы организации питания в них. При централизованной системе на центральном пищеблоке больницы изготавливают готовые блюда, которые затем доставляют непосредственно в отделение, где их подогревают и раздают больным. При такой системе блюда готовятся заранее, они некоторое время хранятся на кухне, пища несколько раз перекладывается из одной посуды в другую, транспортируется (часто по улице), охлаждается и подогревается. При этом в значительной степени теряются вкусовые качества пищи, снижается ее витаминная ценность, в процессе доставки возможна контаминация готовых блюд. При децентрализованной системе на центральном пищеблоке заготавливаются полуфабрикаты, а в отделениях оборудованы кухни-доготовочные, в которых из полуфабрикатов относительно быстро изготавливают готовые блюда, которые сразу раздают больным. При такой системе пищевая
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.138 с.) |