ТОП 10:

Дан клуб «Россия». Оба клуба повели активную просветительскую деятельность.



Г. повесть Ю. Трифонова «Дом на набережной» —рассказ о человеческой судьбе, исковерканной сталинской эпохой, — вызвала бурную общественную реакцию.

Продолжая традиции «оттепельной» литературы икино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживем до понедельника», реж. С.И. Ростоцкий, 1969, «У озера», реж.С.А. Герасимов, «Начало», реж. Г.И. Панфилов, оба

Они чутко уловили общественную атмосферу начала 1970х гг. и собрали огромную зрительскую аудиторию.

В стране существовал настоящий «голод» на хорошую книгу. Ежедневно (!) выходило 4,3 млн экземпляров книг и брошюр (более 1,5 млрд в год, данные 1971 г.),

число наименований к концу десятилетия достигло 85 тыс. Но очень значительную часть этой продукции составляла общественно политическая литература —произведения Маркса, Энгельса, Ленина, программные выступления руководителей КПСС

Несмотря на постоянный рост тиражей, рост и спрос на книги, и любое вызывавшее читательский интерес издание превращалось в дефицит. Особенно это касалось издававшихся небольшими для того времени иражами стихов А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой,Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама, прозы М.А. Булгакова, М.М. Зощенко, А.П. Платонова и др. Среди зарубежных писателей наибольшим

Спросом пользовались Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк,Дж. Лондон, М. Твен, А. Труайя и др. Обсуждение прочитанных новинок было частью повседневной жизни, а

Цитирование любимых произведений стало неотъемлемой частью речевого этикета близких по духу людей,способом узнавания «своих». Театральное искусство переживало настоящий взлет. Яркий публицистический характер отличал постановки

знаменитой московской Таганки (Театра на Таганке под руководством Ю.П. Любимова).

В иной стилистике работал Ленком (Московский театр им. Ленинского комсомола, которым с 1973 г. руководит М.А. Захаров). На его сцене в 19700е гг. появились обращенные к молодежной аудитории мюзиклы, а в 1981 г. первая советская роккопера «Юнона» и «Авось».Эта постановка бросила вызов привычным сценическим

Канонам и стала символом самозабвенного творческого единения театра со своим зрителем. Настоящий расцвет переживал ленинградский Большой драматический театр (БДТ), в труппе которого режиссер Г.А. Товстоногов собрал созвездие замечательных актеров.

Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Фильмыыпритчи А.А. Тарковского («Андрей

Рублев», 1966—1971, «Солярис», 1972, «Зеркало»,1974, «Сталкер», 1979) приоткрывали перед внимательным зрителем внутренний мир человека и приглашали к философскому осмыслению этого мира, к путешествию «внутрь себя». фильмы А.Ю. Германа,

К.Г. Муратовой. В 19600е гг. непременным участником дружеского общения был юмор.

Знаменитый «КВН» («Клуб веселых и находчивых»), одна из самых популярных телепередач 19600х гг., начавшая победное шествие по стране в форме студенческой самодеятельности. Передачу закрыли в 1971 г. Юмор стала быстро теснить разрушительная ирония. Комедия фиксировала людские недостатки и социальные пороки,

Красноречивый пример — эволюция творчества одного из самых известных и любимых кинорежиссеров эпохи, Г.Н. Данелии: от фильма, ставшего символом «оттепели» («Я шагаю по Москве», 1964), и комедии «Не горюй!» (1969), которые отличает мягкая авторская ирония, через усиление элементов социальной сатиры («Афоня», 1975, «Мимино»,1978) до сарказма («Осенний марафон», 1979)

Невероятной популярностью пользовались репризыА.И. Райкина На эстраде, по радио и телевидению выступали дуэты сатириков — Тарапунька и Штепсель (Ю.Т. Тимошенко

И Е.И. Березин), Р.А. Карцев и В.Л. Ильченко.

Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен В.С. Высоцкого. Высоцкий работал одновременно в поле подцензурной культуры (он был артистом Театра на Таганке, снимался в кино и писал тексты песен для кинофильмов и спектаклей) и культуры неофициальной.

Первые роккгруппы появились в СССР еще в начале 1960х гг., но они играли зарубежную музыку, пропагандировали творчество своих кумиров — «Битлз», «Роллинг Стоунз». На рубеже 1960—1970х гг. родились популярные советские роккгруппы («Машина времени», «Цветы», «Скоморохи», «Аквариум»), музыканты исполняли песни собственного сочинее

ния. Роккфестивали прошли в молодом городе физиков Черноголовке под Москвой (1978) и в Тбилиси (1980), но в основном музыканты выступали от случая к случаю в школах, клубах, НИИ, на квартирах. Первый легальный концерт «Машины времени» в Москве состоялся только в 1985 г. в рамках ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Год стал рубежным в духовной жизни СССР.

В 1987—1988 гг. в печати уже широко обсуждались самые злободневные темы, выдвигались спорные точки зрения о путях развития страны. До невероятного уровня выросла популярность печатных изданий, публиковавших ошеломляющие статьи о провалах в экономике и социальной политике, — «Московских новостей»,«Огонька», «Аргументов и фактов», «Литературной газеты».«Звездным часом» прессы стал 1989 год. Тиражи печатных изданий достигли беспрецедентного уровня: еженедельник «Аргументы и факты» выходил тиражом 30 млн экземпляров. Всенародная без преувеличения популярность публицистических и информационных программ («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») была обусловлена не только потребностью в информации, но и стремлением людей быть в центре происходящег на рубеже 19900х гг.: «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» (реж. С. Говорухин), «Легко ли быть молодым?» (реж. Ю. Подниекс). Последний фильм был непосредственно обращен к молодежной аудитории. Самые известные художественные картины о современности без прикрас и ложного пафоса рассказывали о жизни молодого поколения («Маленькая Вера», реж. В. Пичул, «Асса», реж. С. Соловьев, обе вышли на экран в 1988 г.). Соловьев собрал на массовку для съемки последних кадров фильма толпу молодежи, объявив заранее, что петь и сниматься будет В. Цой. Его песни стали для поколения 19800х гг. тем, чем было для предшествующего поколения творчество В. Высоцкого. Из печати, по существу, исчезли «запретные» темы. В историю вернулись имена Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева. Были обнародованы никогда не публиковавшиеся партийные документы, началось рассекречивание архивов. В свет в 1988 г. выходит первый номер

Экранизировались повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»(реж. В. Бортко, 1988) и «Холодного лета 533го» (реж.А. Прошкин, 1987). В прокате появились и те картины, которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с огромными купюрами: А.Ю. Германа, А.А. Тарковского, К.П. Муратовой, С.И. Параджанова.

Сильнейшее впечатление произвела картина А.Я. Аскольдова «Комиссар» — фильм высокого трагедийного пафоса.С именем Д.С. Лихачева связана целая эпоха в развитии отечественной гуманитарной науки. Его труды по истории древнерусской литературы и культуры проникну ты уверенностью в том, что сохранение и приумножение национального духовного наследия — залог успешного развития страны в ХХI в. В годы перестройки этот призыв был услышан миллионами людей

В конце 1988 г. авторитетным общественно политическим центром стал клуб «Московская

Трибуна». Его члены — известные представители интеллигенции, лидеры общественного мнения — собирались для экспертного обсуждения самых значимых для страны проблем.

Самого заинтересованного и чуткого читателя имели романы А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вее

Щей», повесть Д. Гранина «Зубр». Их объединяет, как и самые яркие фильмы перестройки, стремление переосмыслить прошлое и дать ему морально этическую оценку. Ч. Айтматов в романе «Плаха» (1987) В «Новом мире»спустя 30 лет после присуждения Б.Л. Пастернаку Нобелевской премии по литературе вышел роман «Доктор Живаго». Были опубликованы книги писателей первой волны эмиграции — И.А. Бунина, Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева, В.В. Набокова и тех, кто был вынужден покинуть СССР уже в 19700е гг., — А.А. Галича,

И.А. Бродского, В.В. Войновича, В.П. Аксенова. Впервые на родине был издан «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына и «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова,







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.005 с.)