ТОП 10:

Политические процессы в СССР в 1945-1953гг.



После войны многие надеялись на ослабление жесткого режима двоенного времени и перемены в обществе. Необходимость перемен понимали даже некоторые представители партийно-государственного аппарата. В 1946-1947 годах проходило закрытое обсуждение новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б). В ходе обсуждения высказывались мысли о том, чтобы партия сняла с себя функцию органа, управляющего экономикой. Предлагалось ограничить срок пребывания на руководящих постах государства и партии, проводить альтернативные выборы.

В высших эшелонах власти подобные настроения вызвали серьезную обеспокоенность. Было решено усилить борьбу с «вольнодумством». Но чтобы не вызвать массового недовольства, власти провели некоторые реформы, которые не меняли основ советской государственности, а носили чисто косметический характер.В 1946 году изменилось название правительства страны: Совет народных комиссаров переименован в Совет министров СССР. В том же году прошли выборы в Верховный Совет СССР, Верховные Советы республик и в местные советы. Таким образом, наполовину обновился депутатский корпус, который не менялся в течение всей войны.К началу 50-х годов стали чаще созывать сессии Советов. Были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. В 1952 году на XIX съезде ВКП(б) была переименована сама партия – она стала именоваться КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза).Но все эти перемены существенно ничего не изменили в государственном устройстве СССР. Вся полнота власти оставалась у руководителей ВКП(б).Одновременно с этими преобразованиями ужесточался политический режим в стране. Началось «закручивание гаек», которое привело к новой волне массовых репрессий. Миллионы советских людей были объявлены «врагами народа» и брошены в лагеря ГУЛАГа либо расстреляны.Первыми пострадали солдаты Великой Отечественной, побывавшие в немецком плену. Они были направлены в лагеря как неблагонадежные и изменники.

Затем в застенки ГУЛАГа были брошены «чуждые элементы» из недавно присоединенных к СССР прибалтийских республик, Западной Белоруссии и Западной Украины.

В 1948 году созданы лагеря специального режима, куда направлялись люди, осужденные за «антисоветскую деятельность».В том же 1948 году местные власти получили право выселять в отдаленные районы лиц, «злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве».Усиление идеологического давления. Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград».В стране развернулась широкая кампания по возвращению безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией. Одной из самых громких акций в рамках этой кампании стали жесткие меры, предпринятые против журналов «Звезда» и «Ленинград». В августе 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Издания были обвинены в пропаганде идей, «чуждых духу партии», в публикации «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике были подвергнуты писатель Михаил Зощенко и поэтесса Анна Ахматова.В журнале «Звезда» было заменено руководство, а журнал «Ленинград» был закрыт. Ленинградское дело.В конце 1940-х – начале 1950-х годов прошла серия судебных процессов против партийных и государственных руководителей РСФСР. Жертвами репрессий стали все партийные функционеры и государственные деятели, которые были выдвинуты из Ленинграда на руководящую работу в Москву и другие города страны. Это были выдвиженцы умершего партийного лидера А.А.Жданова, члены его команды. Массовые аресты партийно-государственных лидеров проводились В Ленинграде, Москве, Мурманске, Горьком, целом ряде других городов. Первыми были привлечены к суду председатель Госплана СССР Н.А.Вознесенский, председатель Совета министров РСФСР М.И.Родионов, секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П.С.Попков, второй секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) Я.Ф.Капустин, председатель Ленгорисполкома П.Г.Лазутин. Все обвиняемые 30 сентября 1950 года были приговорены к расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. Затем последовала волна новых арестов и приговоров.

Поводом для начала репрессий послужила Всероссийская оптовая ярмарка, которая прошла в Ленинграде в 1949 году по инициативе городского руководства. Ярмарка прошла скрытно, и на нее были вызваны только партийные работники. Всё это дало основания подозревать, что под видом ярмарки в Ленинграде проводится подпольный съезд крупных функционеров партии с тем, чтобы образовать новую коммунистическую партию РСФСР, отделив её от ВКП(б), и возможно, пойти на существенное государственное переустройство СССР. В советском законодательстве подобные действия трактовались как измена Родине и наказывались максимально жестоко.Истинной причиной этих репрессий была борьба внутри высшего руководства страны. Для Сталина они стали серьезным предупреждением всем, чьи взгляды не совпадали со взглядами «вождя народов».Борьба с «космополитизмом».В 1948-1953 годах в СССР прошла кампания по борьбе с «космополитизмом». Это была борьба против «западного влияния» на отечественную культуру, против «низкопоклонства перед Западом». Провозглашалась цель создать культуру «национальную по форме, социалистическую по содержанию», «обязательность советского и особенно русского патриотизма». Кампания имела явный антисемитский характер: в роли так называемых «безродных космополитов» чаще всего оказывались люди с еврейскими фамилиями. Появились негласные указания не допускать евреев на ответственные посты.В результате борьбы с «космополитизмом» был окончательно восстановлен «железный занавес». Страна вновь оказалась в идеологической и культурной изоляции от остального мира.Разгром Евр антифа коми. В годы войны был создан Еврей антифа комитет во главе с актером Михоелсом. После войны комитет предлагал создать в Крыму или Поволжье еврейскую автономию. Власти восприняли это как заговор. В 1948 году Михоелс был убит неустановленными лицами (предположительно агентами КГБ). В том же году начались аресты членов антифашистского комитета. В 1952 году на закрытом судебном процессе лидеры комитета приговорены к расстрелу. Остальные сосланы в лагеря.Дело врачей. В 1953 году начались громкие процессы против группы видных советских врачей, обвиненных в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Врачей обвинили в связях с междунаро еврейс буржу-националис органи «Джойнт», созданной американской разведкой.«Разоблачение» врачей приобрело всесоюз характер. Но процесс был закрыт вскоре после смерти Сталина. 3 апреля 1953 года все арестова по «делу врачей» были освобождены, восстановлены на работе и полностью реабилитированы.Так, на сессии Всесою акад сельскох наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 г. монопольное положение в агробиологии заняла группа академика Т. Лы. Лысенко в своих выкладках обосновывал ложный тезис о существовании СССР двух диаметрально противоположных биологии: материай - советской мичурин и идеалист -вейсманистско-менделистской и метафизической. Водоразделом между ними было, по мнению Лысенко, отношение ученых к хромосомной теории наследственности - ученые, признающие эту теорию, объявлялись реакционерами, проводниками буржуазных воззрений в науке. Президиум АН СССР безоговорочно поддержал решение сессии ВАСХНИЛ и постановил закрыть ряд лабораторий, объявленных очагами реакционного морганизма. Были освобождены от работы многие ученые - научные противники Лысенко и Вильямса, независимо от того, были ли они генетиками, физиологами, морфологами, почвоведами или медиками.


20. Культура в СССР в послевоенный период. Литература, искусство. Постановление ЦК ВКП(б) 1946г.

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены. В области образования происходили только количественные изменения. Уже к концу первой послевоенной пятилетки ассигнования на школьное образование увеличились более чем в два с половиной раза по сравнению с 1940 г. За 10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебных заведений на 5 млн. мест.

С 1949 г. повсеместно был осуществлен переход к обязательному семилетнему обучению и созданы условия для всеобщего среднего образования в столицах союзных республик и крупных городах. В начале 50-х годов все дети и подростки школьного возраста вновь получили возможность учиться.

Необходимо отметить, что после войны особо широкое распространение получил метод «народной стройки» или, как говорили до революции, строили «всем миром». В восстановлении разрушенных школ и строительстве новых, как и в изготовлении учебных пособий, активное участие принимали сами школьники и их родители.

В 1950–1955 гг. начали работу 50 новых вузов. Росло и количество студентов. Уже в 1951 г. только на первые курсы институтов поступило 350 тыс. человек.
Власть демонстративно ужесточила идеологический курс. 14 АВ 1946 по докладуЖданова А.А. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Основной удар был нанесен по Зощенко М. М. и Ахматовой А. А., творчество которых было подвергнуто грубым и несправедливым нападкам. Зощенко И.М. именовали "пошляком и подокном литературы", "беспринципным и бессовестным литературным хулиганом". Ахматову А.А. Жданов назвал "блудницей и монахиней, у которой блуд смешан с молитвой". Зощенко М.М. и Ахматову А.А. исключили из Союза писателей. Им долгое время не давали печататься. Журнал "Ленинград" был закрыт, а редакцию "Звезды" возглавил аппаратчик управления пропаганды ЦК ВКП(б).

Постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград" преследовало широкие цели. Оно было направлено против любого свободомыслия. В постановлении подчёркивалось, чтосоветские журналы не м.б. аполитичными, а редакции обвинялись в недостаткеидейности. Вскоре последовали постановления "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере "Великая дружба" Мурадели В.", ужесточившие идеологический контроль в сфере искусства. Жданов А.А. в своем докладе упрекал писателей за низкопоклонство и преклонение перед "мещанской иностранной литературой".

Литература первая сразу после войны подверглась сокрушительному разгрому. В 1946 г. проводниками «идеологии, чуждой духу партии» были объявлены журналы «Звезда» и «Ленинград». Поводом стали публикации произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Крупнейшего сатирика, М. Зощенко, назвали «пошляком и подонком литературы», обвинили в «злостно хулиганском» изображении действительности, которое «сопровождается антисо­ветскими выпадами». «Наносили вред делу воспитания нашей молодежи» и стихи Анны Андреевны Ахматовой, следовательно «не могли быть терпимы в советской литературе».

Зощенко и Ахматову исключили из Союза писателей и, значит, помимо прочего, оставили без продовольственных карточек, что в то голодное время было катастрофой. Зощенко пробовал подрабатывать на хлеб в сапожной артели.

Начатая в газетах и по радио травля переросла в затяжную кампанию. Она коснулась многих литераторов. Н.С. Тихонова, когда-то вместе с Зощенко входившего в литературную группу «Серапионовы братья», сместили с поста председателя правления Союза писателей СССР. Поэта Вс. Рождественского перестали издавать только потому, что тот в молодости жил в одной комнате с Тихоновым. Стихи О. Берггольц не пропускали в печать, припомнив, что она как-то высказывалась за присуждение Сталинской премии Ахматовой.

Резкой критике за недостаток «идейности», «искажение образов советских людей» были подвергнуты, опубликованные «Дом у дороги» А. Твардовского, «В окопах Сталинграда» В Некрасова, «За правое дело» В. Гроссмана, «Семья Иванова» («Возвращение») А. Платонова.

В. Некрасова за его роман о войне «В окопах Сталинграда» в 1947 г. удостоили Сталинской премии, а через год автор стал, чуть ли не «врагом народа». О причине столь разительной метаморфозы говорит (уже в 1989 г.) писатель В. Быков: «Виктор Некрасов увидел на войне интеллигента и в отличие от расхожего в нашей литературе взгляда на него как на хлюпика… утвердил его правоту и его значение как носителя духовных ценностей…».

Названные произведения стали исключением на фоне общего литературного «массива» первого послевоенного десятилетия. Согласно официальной «теории бесконфликтности» в социалистическом обществе появляется много конъюнктурных произведений, в которых фигурируют только положительные герои, они выводят на чистую воду отрицательного, который в конце обязательно оказывается шпионом, по ходу идет перевоспитание не очень сознательных, «заблудившихся». Литература представляла собой некую гладкую, безжизненную поверхность. Эта установка закрепилась в самих названиях: «Свет над землей», «Всегда вперед», «Солнце, которое не заходит», «Дали лазурные», «Большая родня».

Большинству романов, очерков и рассказов характерно обезличивание героев, что вполне соответствовало взглядам того времени на место человека в обществе и истории. Литературу буквально заполонили семейные династии – «Ястребовы», «Волгины», «Журбины», «Семья Тараса». Создается огромный пласт произведений безудержно воспевающих вождя и руководящую роль партии.

В киноискусстве так же продолжается диктат партии о чем, кому и как снимать. «Безыдейными» фильмами были названы «Большая жизнь» (о шахтерах Донбасса), «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна. Эйзенштейна критиковали за то, что он показал царя Ивана жестоким и необузданным человеком, с неуправляемым характером, слишком много внимания уделено опричнине (как все это напоминало самого Сталина!). Официально это звучало, как требование учесть высокую оценку деятельности Ивана Грозного революционными демократами и К. Марксом.

Эйзенштейн затратил массу сил на создание запрещенного фильма. Нарисовал тысячи эскизов, композиций, схем освещения, монтажа изображения с музыкой. Фильм снимался в тяжелейших военных условиях. Огромная нагрузка, несправедливые обвинения подорвали здоровье мастера. Последней части задуманной трилогии о царе Иване так и не суждено было появиться на свет.

Народу разрешалось смотреть только идейно выдержанные фильмы, помпезные, бесконфликтные, с обязательным присутствием идеального героя, прославляющие партию и ее вождей.

Особой популярностью пользовались добрые, наивные и смешные киноленты, такие как «Весна»Г. Александрова. Хотя бы на короткое время зрители погружались в ту жизнь, о которой мечтали, которую ждали и положили столько сил на ее создание, где добро всегда побеждало зло. Успех картинам обеспечивали замечательные актеры В. Давыдов, Ф. Раневская, Л. Орлова, Э. Гарин, Р. Плятт.

К стати, сам Сталин отдавал предпочтение трофейным лентам, особенно любил американские, ковбойские. Ругал их, но заказывал постоянно.

Не избежал «чистки» и Союз композиторов. Заклеймили позором, поставленную в Большом театре оперу В. Мурадели «Великая дружба», творчество Д. Шостаковича. На совещании деятелей советской музыкальной культуры представители ЦК ВКП (б) клеймили позором формализм, т.е. тех композиторов, которые с интересом относились к современному западному искусству.

Крепко досталось обладателю мировой славы Н. Мясковскому. Мишенью критики стала его кантата «Кремль ночью», с триумфом исполненная в Большом зале Московской консерватории. Партработникам показалось, что в ней недостаточно светлых красок. Мясковский, не смотря на нанесенный удар (здоровье его ухудшалось), нашел в себе силы написать монументальное, героико-эпическое произведение ярко национального характера – 26-ю симфонию, а затем и 27-ю симфонию. Это были последние крупные произведения прекрасного мастера.

В театрах шли только идеологически выдержанные пьесы. Такие как «Губернатор провинции» братьев Тур и Л. Щейнина или «Незабываемый 1919-й», Вс. Вишневского, где Ленин то и дело просит советов у Сталина, и чуть ли не спичку подносит, чтобы помочь ему раскурить трубку.

 

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.008 с.)