Правозащитное и диссидентское движение в СССР в 1970-1980-е гг. Сахаров А. Д. Солженицын А. И. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правозащитное и диссидентское движение в СССР в 1970-1980-е гг. Сахаров А. Д. Солженицын А. И.



Преобразования Н.С. Хрущева повлияли на появление в обществе людей, стремившихся развить и углубить демократические процессы, зарождавшиеся и развивающиеся в советском обществе. В СССР по­явилось так называемое диссидентское движение, в котором ученые выделяют несколько направлений: правозащитное, стремившееся защитить гражданские права людей в рамках декларированных советской властью законов и конституции; религиозное и национальное.
Начало правозащитного движения связывают с событиями 1965 г.: были арестованы писатели А. Синявский и Ю. Даниэль, напечатавшие свои произведения на Западе, КГБ предъявил им обвинения в «антисоветской агитации и пропаганде, направленной на подрыв советской власти». 5 декабря в Москве на Пушкинской площади состоялась демонстрация с правозащитными лозунгами (участники были арестованы). В декабре 1965 — феврале 1966 г. в защиту подсудимых было написано более двух десятков петиций, которые подписали 80 человек, в том числе 60 членов Союза писателей. Однако Верховный Суд СССР приговорил Синявского к 7, а Даниэля к 5 годам лишения свободы.
В январе 1967 г. была арестована группа Ю. Галанскова и А. Гинзбурга, занимавшаяся самиздатом. Участники демонстрации в их защиту 22 января 1967 г. были арестованы (В. Хаустов, В. Буковский, И. Габай, В. Делоне, Е. Кушев — осуждены). В 1968 г. в свет стал выходить самиздатовский сборник «Хроника текущих событий». 25 августа 1968 г. состоялась демонстрация на Красной площади в Москве с протестом против ввода войск в Чехословакию, участники которой были приговорены к различным срокам лагерей и ссылки. В 1969 г. был создан координирующий орган — Инициативная группа защиты прав человека в СССР, которая написала письмо в ООН с перечислением фактов нарушения прав человека в СССР. По данным КГБ, в 1967—1971 гг. было выявлено 3096 групп правозащитного толка в разных городах страны. В 1970-е гг. в Украине, Литве, Грузии начинается формирование национально-культурных движений.
Власти расправлялись с инакомыслящими с помощью психиатрических больниц, действующих в структуре КГБ и МВД. В практику вошло мнение нечистоплотных психиатров, рассматривающих инакомыслие как вялотекущую шизофрению, для которой были харак­терны идеи «борьбы за правду и справедливость», ощущения ущемленности правовых положений личности, убежденность в своей пра­воте, использование судебных заседаний как попытку обратиться к общественности и властям. Врачи, которые отказывались подтвер­ждать психические заболевания у политических заключенных, также подвергались аресту.
Несмотря на репрессии (аресты, заключения в больницы и лагеря), в 1970-е гг. было осуществлено подпольное типографское издание «Ар­хипелага ГУЛАГ», политзаключенные мордовских и пермских лаге­рей, а также Владимирской тюрьмы провели согласованную акцию — День политзаключенного (1974 г.), начала работу группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР (1976 г.), деятельность которой получила широкую поддержку зарубежного общественного мнения и ряда западных правительств.
В 1973 г. в прессе была развернута травля духовных лидеров право­защитного движения А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына. Солжени­цын был выслан из страны. В 1961 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича», принесшая автору мировую славу. В 1967 г. началась травля писателя: в 1969 г. он был исключен из Союза писателей. Его произведения печатались за границей, а сам он жил на даче у музыканта М. Ростроповича (что, в свою очередь, послужило поводом к гонениям на музыканта). И 1970 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1973 г. во Франции вышел в свет 1-й том «Архипелага ГУЛАГ», и котором Солженицын показал трагедию народа при тоталитарном режиме. В 1973 г. Солженицын обратился с «Письмом к вождям Советского Союза», где предлагал отказаться от губительной для России марксистской идеологии. В условиях неосталинизма это было категорически неприем­лемо. В 1974 г. писатель был арестован, обвинен в «измене родине», лишен советского гражданства и без суда вывезен из страны (он вер­нулся в Россию в 1994 г.) скончался в 2008 году..
В 1980 г. был задержан и без суда выслан в Горький А.Д. Сахаров, академик, трижды Герой Социалистического Труда (1953, 1956, 1962 гг.), лауреат Сталинской (1953 г.) и Ленинской (1956 г.) премий 1а разработку термоядерного оружия. В 1968 г. за статью «Размышле­ния о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной сво­боде» был отстранен от секретной работы. В 1974 г. на полученную Международную премию основал Фонд помощи детям политзаклю­ченных. Он отстаивал права человека, несмотря на предупреждения и угрозы властей. В 1975 г. Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. Ввод советских войск в Афганистан (1979 г.) вызвал резонанс во всем мире, и заявления ученого, осуждавшего эту акцию и призывавшего вернуть войска на родину, вызвало резкую реакцию со стороны властей. в феврале 1974 г. Сахаров был вначале отстранен от работы, а в 1980 г. Лишен звания Трижды Героя Социалистического Труда и выслан в Горький по своим взглядам на ввод войск в Афганистан в 1979 году.из ссылки возвращен Горбачевым. В 1986 году, после личного звонка Горбачева к Сахарову. Скончался Сахаров в 1989 году в москве.
С приходом к власти Ю.В. Андропова, взявшего курс на ужесточе­ние внутренней политики, были арестованы последние остававшиеся на свободе руководители московской хельсинкской группы. В 1984 г. был закрыт Фонд помощи политзаключенным. Начался спад право­защитного движения, что было связано как с ужесточением преследо­ваний со стороны властей, так и внутренними проблемами движения. Несмотря на это, правозащитное движение и диссиденты разного толка стали заметным явлением в общественной жизни страны, что, несомненно, способствовало зарождению идей обновления полити­ческой системы. 1975 — СССР подписал «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки», взяв на себя таким образом обязательства по соблюдению прав человека. 1976 — вступили в силу оба международных пакта о правах человека ООН (уже ратифицированные СССР).

Большое внимание диссиденты уделяли «самиздату» — изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д. Название «Самиздат» появилось в шутку — по аналогии с названиями московских издательств — «Детиздат» (издательство детской литературы), «Политиздат» (издательство политической литературы) и т. д.

Культура СССР в 1960-1980-е гг. Литература. Искусство.

Со второй половины 19600х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Показательные судебные процессы над И.А. Бродским (1964),

А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем (1966) вызвали ответную реакцию в советском обществе, в защиту обвиняемых выступили многие известные писатели.

Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа личности» И.В. Сталина исчезла из печати. В 1970 г.редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом грубого

Нажима на главного редактора журнала стали ходившие в самиздате списки поэмы «По праву памяти», направленной против сталинского режима и опубликованной на Западе.

А те кто не мог жить в СССР или те которые вынуждены уехать оказались за рубежом писатели В.П. Аксенов, А.Д. Синявский, В.Н. Войнович, С.Д. Довлатов, скульптор Э. Неизвестный, поэты А.А. Галич и И.А. Бродский,некоторые другие известные деятели культуры. Попытки группы писателей уже в конце 19700х гг. наладить

открытый выпуск не подцензурного издания — литературного альманаха «Метрополь» — натолкнулись на жесткое сопротивление власти и верхушки Союза писателей.

Художественная жизнь 1970—19800х гг. была, несмотря на жесткие цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Крупные культурные события вызывали огромный интерес. Аудитория читателей современной литературы исчислялась миллионами.

Огромный резонанс вызывали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь советской деревни. Собирательно авторов называли «деревенщиками». Крупнейшие из писателей — В. Распутин, В. Шукшин,(произ. Кляузе) В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Солоухин. Они следовали великой традиции русского критического реализма, стремясь изображать жизнь как она есть. В ответ на урбанизацию и умирание деревни они призывали к раскрытию ценностей крестьянского мира, уважению к памяти предков и

к преемственности поколений. Военная проза. Некрасов (В окопах сталинграда), бондарев (горячий снег), васильев (А зори здесь тихие). Герой становится в условиях выбора, что такое честь, совесть. Историческая проза Пикуль, Чевелихин,Балашов – человек ставится на первый план. Самое позитивное то, что проявляется авторская позиция.

Инициатором движения в защиту памятников архит. стал один из крупнейших отечественных специалистов реставраторов П.Д. Барановский. В 1964 г. по его инициативе был создан клуб «Родина», В 1965 г. при Русском музее в Ленинграде был созз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.007 с.)