Реформация и экономические, политические и социологические причины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформация и экономические, политические и социологические причины.



Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, преобразование) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства. Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

Причины:

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы[1]. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.

Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии[1]. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало[1].

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви

Развитие капиталистических отношений. Режим буржуазной революции.

«Глубокие потрясения, вызванные становлением буржуазных общественных отношений в бытии европейцев, в их социально-политической и экономической жизни, сопровождались существенными изменениями в их сознании. Одно за другим следуют выдающиеся открытия, приносящие с собой коренные перемены в науках. увидели свет важнейшие математические и естественно-научные произведения Декарта, Ферма, Паскаля, Лейбница, Гюйгенса, Гарвея. В недрах феодального общества происходило развитие нового социально-экономического уклада. капиталистические отношения не достигли еще зрелости, не достиг зрелости и класс, являвшийся носителем нового способа производства. И в сфере экономики и социально-политических отношений, и в умственной жизни европейцев сохраняется и продолжает играть важную роль ряд существенных элементов, унаследованных от Средневековья – умами владела религия, даже сама борьба против феодальных порядков и учреждений выступают в религиозном облачении. От Средневековья европейское общество унаследовало представление о ничтожестве человека…»

Буржуазная революция – социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии, создание буржуазного государства; в зависимых и колониальных странах буржуазная революция направлена также на завоевание национальной независимости. буржуазная революция является на определенном этапе исторически необходимой и прогрессивной, выражая потребности развития общества.

Причины

Наиболее общей причиной буржуазной революции является конфликт между новыми производительными силами, развивающимися в недрах феодального строя, и феодальными производственными отношениями (или их остатками, пережитками), а также феодальными учреждениями, хотя конфликт этот нередко заслоняется политической и идеологической противоречиями.

Движущие силы

В ранних буржуазных революциях и некоторых революциях XIX веке движущими силами были буржуазия и угнетённые феодализмом крестьяне, ремесленники, складывавшийся рабочий класс. Руководителем, гегемоном народных масс была буржуазия, игравшая тогда революционную роль. Буржуазия боролась против феодальной собственности, но, будучи сама собственником, нигде не осмелилась отменить частную собственность на землю. Самой революционной силой в ранних буржуазных революциях были трудящиеся "низы" деревни и города. Когда они захватывали в свои руки инициативу, буржуазная революция добивалась наиболее значительных успехов.

 

Англия

К началу XVII в. английская промышленность достигла больших успехов. Развивались новые отрасли. Решающая роль переходила к мануфактуре. Обезземеленные крестьяне становились рабочими мануфактуры.

Англия в XVII в. оказалась на перекрестке основных торговых путей. Быстро рос объем торговли с другими странами.

Слом феодального уклада в английской деревне начался намного раньше чем в городе. Сельская местность была давно и прочно связана не только с внутренним, но и с внешним рынком. Здесь возникли и первые мануфактуры.

Капитализм, завоевывая все более прочные позиции в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, изменял структуру (строение) английского общества. На первый план выдвигаются новые люди. Сформировался новый класс - дворян-джентри, предпринимателей, купцов-торговцев, зажиточных фермеров, которые владели значительными капиталами, но были лишенные политической власти.

Таким образом, к началу XVII в. феодальные порядки в Англии стали все больше стеснять развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Вся земля считалась собственностью короля. Дворянство должно было платить в королевскую казну определенную сумму денег при передаче земли по наследству или ее продаже. Дворяне (их еще по-старому называли рыцарями) считались держателями королевской земли, а не ее полными собственниками. Преградой на пути к превращению земли из условной, "по воле короля" (феодальной) собственности в собственность частную (капиталистическую) была королевская власть династии Стюартов (с 1603 г.). Королевская власть стояла на стороне старых, отживающих свой век феодальных порядков. Королевские поборы, произвольные налоги и штрафы, многочисленные стеснения и запреты препятствовали накоплению капиталов в руках буржуазии и «новых дворян», ограничивали свободу торговли. Сильнее же всего страдали от сохранения феодального строя крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур.

Увеличение налогов, введение поборов и явное стремление править без парламента, внешняя политика, идущая вразрез с интересами буржуазии и "нового" дворянства, вызывали все более громкий и решительный протест оппозиции. Конфликт между абсолютизмом и парламентом по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики явился основной предпосылкой революции.

Капитализм снова выступает противником и активным борцом против абсолютизма. Однако в Англии королевская власть оказалась несколько сильнее, чем в Голландии.

В 1629 г. король Карл I распустил в 1629 г. парламент и стал править самостоятельно, обложив население произвольными поборами и налогами.

1640 г. Карл I вынужден был созвать парламент. Его назвали "Долгим" т.к. собравшись осенью, он заседал 12 лет. День открытия его заседаний (3 ноября 1640) считается днем начала Английской революции. Палата общин состояла из представителей «нового дворянства» и буржуазии, целью которых было покончить с феодальными отношениями и нанести решительный удар королевскому абсолютизму.

Вследствие революции была ликвидирована феодальная собственность на землю. Новые классы получили доступ к государственной власти. Была провозглашена свобода промышленного и торгового предпринимательства, ликвидированы основные преграды для хозяйственного подъема. В результате начал возрастать объем многоотраслевого мануфактурного производства, которое стало господствующим в промышленности Англии. По темпам и масштабами английская промышленность в конце XVІІІ ст. заняла первое место в Европе.

Английская революция XVII в. явилась важнейшим событием новой истории. Революция решительно покончила с феодальными порядками и этим открыла простор для развития нового способа производства и новых общественных отношений. Таким образом, очевидной становится связь этих событий с экономическим подъёмом Англии, ростом её могущества на морях и в колониях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.011 с.)