Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха великих реформ 1860-70 в России.

Поиск

Крестьянская реформа

И хотя, отменяя крепостное право, самодержавие вынуждено было пойти вразрез с желаниями дворянства – своей социальной опоры, очевидная невозможность России претендовать на роль ведущей европейской державы в рамках прежнего строя была ясна императору Александру II.

1857 г. - Секретный комитет для подготовки реформы. Дворянам было предложено образовать губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал подготовленный Главным комитетом по крестьянскому делу Манифест и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти документы гласили, что крепостное право отменяется, а бывшим крепостным крестьянам предоставляются права «свободных сельских обывателей». Крестьяне за отводимые им земельные наделы должны были отбывать рабочую повинность или выплатить деньги помещику, т. е. находились на положении так называемых «временнообязанных». По заключении договоров («уставных грамот») зависимость крестьян от помещика окончательно ликвидировалась, а казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей». Выкупные платежи и все подати крестьяне платили сообща, «миром». Каждый крестьянин был «приписан» к своей общине и без согласия «мира» не мог из нее выйти.

Административная реформа была начата 1 января 1864 г. подписанием Александром II Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с ним земства представляли собой всесословные выборные учреждения. Выборы в них проводились один раз в 3 года на основе имущественного ценза по трем куриям – землевладельческой, городской и сельских крестьянских обществ. Собрания гласных выбирали исполнительный орган – земскую управу.

Земства не допускались к решению общегосударственных вопросов, а также к контактам с другими земствами. Решения собраний гласных и земских управ мог отменить губернатор.

В 1870 г. было издано Городовое положение, вводившее всесословное местное управление в городах. Гласные городской думы избирали из своей среды городского голову и членов городской управы. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.

Судебная реформа была начата в 1864 г. и ввела прогрессивный порядок судопроизводства. Согласно ей российский суд был основан на принципах бессословности, равенства сторон перед законом, гласности, состязательности процесса, независимости судей. Вводилось два вида судов – мировые и общие.

Мировые судьи выбирались уездным земским собранием и утверждались сенатом (высшей судебной инстанцией). К компетенции мировых судов относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел ущерб по которым составлял не более 500 руб.

Общие суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные дела с участием присяжных, избиравшихся по жребию из местных обывателей всех сословий. На вершине судебной системы находился сенат, который мог отменять решения судов.

Новым словом в судебной системе России стало также введение института адвокатуры, состоявшей из лице юридическим образованием – «присяжных поверенных».

Начало военной реформы было положено в 1857 г. отменой военных поселений. В 1874 г. был издан новый Устав о воинской повинности и введена всеобщая воинская обязанность. Устанавливался 6-летний срок действительной службы в армии; отслужившие зачислялись на 9 лет в запас (во флоте соответственно – 7 лет и 3 года).

В соответствии с принципами университетской реформы 1863 г. был издан новый Университетский устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление. Совет каждого университета избирал всех должностных лиц администрации, а также профессоров на вакантные должности.

Реформа народного образования была неотъемлемой частью социальных преобразований. Согласно законам 1864 г. была демократизирована сфера начального и среднего образования. С расширением сети учебных заведений получить образование стало возможным детям всех сословий и вероисповеданий, хотя и за довольно высокую плату.

Реформа в области печати проводилась в 1862 и 1865 г. Временные правила 1865 г. отменили предварительную цензуру периодических изданий, оставив за административными органами право закрывать издание через суд. За годы реформы резко возросло число типографий и наименований выпущенной ими литературы.

 

 

Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки

Среднегодовые темпы прироста промышленного производства за 1910-1930 гг. были самыми высокими в мире: мировая промышленность – 4.5%, Англия – 5.7%, США и Германия – по 4.2%, Франция – 3.9%, а Россия – 6.0%. В тогдашнем мире было только три страны с индустриальной или индустриально-аграрной структурой экономики – Англия, США и Германия. Остальные страны, не являющиеся колониями, были либо аграрными, либо аграрно-индустриальными. Россия находилась на одном уровне развития с Францией и опережала Италию, Австро-Венгрию и Японию. К 1913 г. Доля промышленной продукции в валовом национальном продукте составляла 42%, доля сельскохозяйственной продукции – 58%.

Уже к 1800 г. Россия по индексу развития вдвое-втрое отставала от ведущих стран Запада. В началеXIX в. Уровень урбанизации в России не превышал 5-7%. В это же время в Западной Европе он составлял 11-13%, в Китае 7-8%, в Индии 9-13%, на Ближнем Востоке 14-16%. Средний уровень грамотности населения в 1800г. Составлял в России лишь 2-6% среди женщин и 4-8% среди взрослого мужского населения. Уровень грамотности в России был 8-10 раз ниже, чем в странах Запада, и в 3-5 раз ниже, чем в Японии и Китае. К 1913 г. Преодолеть отставание от передовых стран не удалось, так как они не стояли на месте.

Рост количественных показателей в Российской экономике за несколько предвоенных десятилетий был весьма значительным. В 1913 г. Россия произвела 5.3% мировой промышленной продукции. Но по качественным показателям – по производству на душу населения, по производительности труда, по степени технической оснащённости различных производств и т.д. – преодолеть отставание России не удавалось. По производству изделий промышленности на душу населения наша страна находилась на уровне Испании, Италии и Японии, существенно отставая от ведущих держав.

Степень индустриализации общества, судя по профессионально-классовой структуре самодеятельного населения, колебалась в пределах 15-25%, то есть составляла около 20% - число, соразмерное со степенью урбанизации населения России (18%). По сравнению с аналогичными показателями Великобритании, Германии, Франции и США, Россия в 3-4 раза уступала таким государствам с развитой промышленной структурой, как Италия и Австро-Венгрия, и была близка к уровню Японии – развивающейся промышленной державы. По объёмным показателям Россия занимала промежуточное положение между ведущими индустриальными державами (США, Германия и Британская империя), с одной стороны и индустриально развитыми (Австро-Венгрия, Италия и Япония) – с другой. Россия имела в целом потенциал, близкий к французскому, но по качественным показателям она делила последнее и предпоследнее места с Японией. В этом отношении Россия отставала от ведущих индустриально развитых стран в 3-8 раз, от Италии и Австро-Венгрии – в 1.5 -3 раза.

Из России вывозилось достаточно большое количество хлеба и других сельхоз продуктов.

Но наряду с Россией (22.1% экспорта зерновых культур) важную роль играли Аргентина (21.3%), США (12.5%), Канада, Голландия и другие страны. Следует учесть, что население Аргентины было меньше населения России в 1913 г. Больее чем в 20 раз. С началом Первой Мировой войны Европа обошлась без поставок российского хлеба.

В правление Николая II (с 1894) Россия развивалась весьма динамично. Главным образом благодаря деятельности С.Ю. Витте, а затем В. А. Столыпина. А Николаю II хотелось ещё повоевать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.008 с.)