ТОП 10:

Женитьба Николая II, его семья



За два или три года до своей смерти Александр III поссорился с сыном. А причина в том, что Николай II влюбился в сестру Вильгельма II, которую терпеть не мог царь. Ему хотелось, чтобы Николай женился на немецкой принцессе Алисе Гнесинской. Наследник противился: Алиса была на голову выше него, а он очень переживал из-за своего невысокого роста. Однако внезапно его мнение изменилось и он влюбился в высокую принесу, что свидетельствует о неустойчивости характера Николая или существовала какая-то другая причина, о которой нам не известно. Семья Романовых даже не предполагала, что их сын увлечется Алисой.

Но тут возникло еще одно препятствие: Алиса была протестанткой, и к тому же набожной и чтобы сочетаться браком с Николаем, ей надо было обратиться в православную веру, как того требовал обычай.

 

Вильгельм II побуждал ее отказаться от веры, которая была ей дорога. Кайзер при этом успешно посредничал, надеясь добиться расположение наследника и восстановить союз трех императоров, нарушенный Александром, и таким образом свести на нет франко-русское соглашение, заключенное Александром III и Феликсом Фором от 1891 года. (См.Рис.3.Приложение)

“20 октября Император Александр III скончался. На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны.” (См.Рис.4.Приложение)

Несмотря на траур по отцу, было решено не откладывать бракосочетание, но оно состоялось в самой скромной обстановке 14 ноября 1894 года. Этот союз фривольности и целомудрия превратил ветреного Николая в верного возлюбленного. В день своего обручения, он записал в своем дневнике: "...Чудный, не забываемый день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой, ненаглядной моей Аликс... Я целый день ходил как в дурмане, не вполне сознавая, что собственно со мной приключилось!..”

Свадьба Николая II и Алисы проводилась в соответствии с духом времени и занимаемым положением в обществе.

Александра Федоровна стала матерью четырех дочерей. 3 ноября 1894 г. в Царском Селе в императорской семье родилась девочка, которую назвали Ольга. После Ольги родились Татьяна, Мария, Анастасия. Девочки рождались крепкими и здоровыми. Делу их образования и воспитания царица посвящала много времени.

Долгожданное событие – рождение наследника цесаревича Алексея произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества Царской семьи в Саров, на торжества прославления преподобного Серафима.

Казалось, начинается новая светлая полоса в их семейной жизни. Но уже через несколько недель после рождения царевича выяснилось, что он болен гемофилией.

Жизнь ребенка все время висела на волоске: малейшее кровотечение могло стоить ему жизни. Страдания матери были особенно сильны...

“Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей.”

Царь и царица являлись людьми глубоко верующими и посчитали нужным вести образ жизни, угодный богу, избегать мирской суеты. Царская чета свела к минимуму демонстрации роскоши и величия императорского двора. Были прекращены пышные, грандиозные и дорогие царские увеселения. Повседневный уклад Романовской семьи становился простым и бесхитростным. Когда же цесаревич не болел, то сердце матери переполняло блаженство. Желание Александры Федоровны изолировать себя и детей от любопытных глаз лишь подогревало интерес в свете, и чем меньше здесь было действительных сведений о жизни царей, тем больше появлялось домыслов и предположений. При той нелюбви, которую вызывала императрица, они во многих случаях были неблагоприятными.

Не смотря ни на что, супружество императора было непоколебимо счастливое до последних дней их жизни.

Глава II «Хозяин земли русской»

Коронация.

Наступившие затем дни семейного счастья вскоре сменились для нового Императора необходимостью принятия на себя всего бремени управления Российской империей.

В мае 1896 года в Москве в Успенском соборе состоялся чин коронования Николая II. Москва в тот день была великолепно разукрашена и переполнена народом. Таинство миропомазанья нового царя сопровождалось торжественно и молитвенно глубоким обрядом.

“К великой скорби Государя, торжества в Москве были омрачены катастрофой на Ходынском поле: в ожидавшей царских подарков толпе произошла давка, в которой погибло много людей.”

В канун коронации был отпечатан особый плакат, извещавший народ, что 18 мая 1896 года на Ходынском поле состоится народное гуляние с бесплатным угощением. Гостинец от царя был завернут в ситцевую косыночку, в которую клали сайку, кусок колбасы, горсть пряников и кружку с гербом и датой, чтобы о Николае навеки сохранилась в народе память.

Люди приглашались к 10 часам утра, но голь и нищета тронулись к Ходынскому полю еще с вечера 17 мая. Ночь была на беду безлунной. Толпа росла, нарастая, она уже сбрасывала крайних на дно оврага - и сброшенные в овраг, как выяснилось впоследствии, оказались счастливцами.

В полночь, по данным полиции на Ходынке собралось уже пол - миллиона человек. “Стояли плотно как стена. Светало... Множество трупов стояло, посреди толпы, не падая. Хулиганы взобрались на колокольню и над умирающей толпой, глумясь над ее страданиями, разнесся неслыханный радостный перезвон”. Полиция растерялась. Присутствие духа сохранили только солдаты и офицеры полков, наряженных для оцепления. Нарушив программу, решили раздарить царские гостинцы не в 11 часов дня, а в 6 утра. Толпа смяла барьеры и ринулась на буфеты, хватали гостинцы и спешили прочь. Многие тут же и умирали.

 

 

Итог “гуляний” таков: на Ходынском поле полегли замертво 1282 несчастных. Умные люди убеждали царя прекратить коронование и объявить траур, но под влиянием супруги, Николай II продолжал праздник пышной чередой великолепных обедов и балов. Многие при дворе не одобрили действия царя: “Ходынкой началось - Ходынкой и закончится!” Насколько прорицательная фраза... Вызывает недоумение, что это “слепая” любовь или ограниченность ума, а может полное безразличие к народу?

Обвиняя царя в жестокости и бессердечности, обычно приводят в пример Ходынку, 9 января 1905 года, казни времен первой русской революции. Однако, документы свидетельствуют, что царь не имел никакого отношения ни к трагедии Ходынки, ни к расстрелу 9 января (Кровавому воскресенью). Он пришел в ужас, когда узнал об этой беде. Нерадивые администраторы, по вине которых произошли события, были смещены и наказаны. Правительство взяло на себя оплату жертв катастрофы и каждой пострадавшей семье распорядилось выдать по 2000 рублей.

Несколько дней спустя, когда Николай II прибыл в Нижний Новгород, на открытие первой крупной промышленной ярмарки, над городом разразилась страшная гроза с градом каких ни кто не видел, как бы предвещавшую большие потрясения. На страну одно за другим обрушивались несчастья.

Политика Николая II

а. Внутренние преобразования: винная монополия, денежная реформа

Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович (отец Петра I), бережно хранивший традиции старины и самодержавия, как основы могущества и благосостояния России. Начала самодержавия Николай II отстаивал твердо и неуклонно: ни одной существенной позиции за годы правления он не сдавал вплоть до его отречения от престола в 1917 году.

Руководством для императора Николая II было политическое завещание отца: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся самого себя и своей совести».

“С самого начала своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю и Царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему.”

Время, в которое выпало царствовать Николаю II, сильно отличалось от эпохи правления его предков. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергает путь следования российским традициям и идеалам, многие из которых они считали отжившими и невежественными. Не признается право России на свой собственный путь, делаются попытки навязать ей чуждую модель развития - либо западноевропейского либерализма, либо западноевропейского марксизма. И для тех и для других главное - сломать самобытность России, этим обусловлено их отношение к царю - хранилище его идей традиционной России, как к врагу и мракобесу.

Трагедия жизни Николая II состоит именно в этом не разрешимом противоречии между его глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России и нигилистическими попытками образованных слоев страны.

В книге Олега Платонова “Убийство царской семьи” развивается несколько иной, более милосердный взгляд на время правления Николая II. Причины многих трагедий и вина, по его мнению, лежит на тех, кто окружал царя, на администрации и полиции, действующих, зачастую, самостоятельно.

Император Николай II не задавался предвзятой целью переменить сверху до низу строение государства, он не стремился - применяя выражение “Московского Сборника” - быть “архитектором” во что бы то ни стало, и считал что менять нужно на бесспорно лучшее.

Он продолжил реформы, начатые при его отце, а также приступил к завершению некоторых учреждений, созданных ещё при Александре II. Винная монополия с каждым годом распространялась на большее число губерний; Судебные Уставы 1864г. были введены в Сибири и в Архангельской губернии.

 

Винная монополия, как в прочем все мероприятия русской власти подвергались жестокой критике со стороны весьма широких кругов российской общественности. Говорили, что правительство “спаивает народ”. Между тем, монополия не имела непосредственного отношения ни к развитию, ни к уменьшению пьянства.

Россия уже давно не имела устойчивой валюты. Размен бумажных денег на золото и серебро был приостановлен ещё со времён Крымской кампании.

В апреле 1896г. вопрос о денежной реформе обсуждался на общем собрании Гос. Совета. Витте в заключение своей защитной речи сказал, что лично был бы рад, если бы проект провалился: тогда пришлось бы выпускать ещё 300-400 милл. кредитных рублей: “Отрезвляться придётся лет через десять, когда наступит полное падение рубля; но нарекания будут обращаться не к нынешним финансовым деятелям, на долю коих достанется лишь похвалы за оживление народной торговли и промышленности”.

В 1897 году, при министре финансов С. Ю. Витте, была безболезненно произведена крайне важная денежная реформа - переход на золотую валюту, упрочивший международное финансовое положение России. В связи с этим С. Ю. Витте пишет в своих мемуарах: "В сущности, я имел за собой только одну силу, но силу, которая сильнее всех остальных - доверие Императора, а потому я вновь повторяю, что Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно Императору Николаю II"

Денежная реформа вошла в жизнь незаметно; она не вызвала , вопреки мрачным предсказаниям критиков, никаких экономических потрясений.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.008 с.)