ТОП 10:

Глава 14. Обитатели Рая отправляются на вечное пребывание в Рай, а обитатели Огня — в Огонь.



Глава 14. Обитатели Рая отправляются на вечное пребывание в Рай, а обитатели Огня — в Огонь.

 

 

Рассматриваемые вопросы:

Каждой общине будет велено последовать за тем, чему или кому они поклонялись.

Сбор неверующих для отправления в Ад.

Прохождение верующих по Сырату и отделение от них лицемеров.

По Сырату пройдут только верующие, в отличие от тех, кто при давал Аллаху сотоварищей.

Что означает приход к Огню?

Что такое Сырат? Убеждения приверженцев Сунны относительно Сырата.

Переход по Сырату — назидание.

__________________________________

Сбор неверующих для отправления в Ад.

Мы знаем немало аятов и хадисов, в которых описывается то, как неверующих поведут в Огонь вместе с их божествами, которым они поклонялись.

 

1. Они будут собраны в большие группы, подобно стадам скота, и при этом на них будут грубо прикрикивать, как прикрикивает пастух на коров или овец: «Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну» (сура 39 «Толпы», аят 71).

 

2. Всевышний Аллах сказал: «В тот день они будут безжалостно ввергнуты в огонь Геенны»(сура 52 «Гора», аят 13). Всевышний также сказал: «В тот день, когда враги Аллаха будут собраны перед Огнём, их задержат»(сура 41 «Разъяснены», аят 19). То есть ангелы соберут их всех до одного, как это делают со скотом.

 

3. Из некоторых аятов и хадисов следует, что, когда неверующие будут собраны для отправления в Огонь, они будут ползти на своих лицах, а не идти так, как они ходили в этом мире, то есть ногами. Всевышний сказал: «Тем, которые будут собраны в Геенну лицами вниз, уготовано наихудшее место, и они более других сбились с пути». (сура 25 «Различение», аят 34).

 

Анас ибн Малик (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что один человек сказал: «Как приползёт неверующий в Судный день на лице своём?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал в ответ: «Разве Тот, Кто заставил его ходить на двух ногах в этом мире, не способен заставить его ползать на лице?»Катада сказал: «Конечно, способен, клянусь величием Господа нашего!». [Бухари; Муслим, № 2806].

При том что они во время сбора будут передвигаться таким внушающим отвращение способом, они ещё и будут сделаны слепыми, немыми и глухими: «В День Воскрешения Мы соберём их на их лицах, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет Геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 97).

 

4. Им станет ещё тяжелее от того, что вместе с ними будут собраны их лжебожества, а также их помощники и последователи: «Соберите несправедливых и им подобных и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и укажите им путь в Ад»(сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 22-23).

 

5. При этом они будут унижены, опозорены и совершенно бессильны: «Скажи тем, которые не уверовали: "Вы будете побеждены и собраны в Геенне. Как же скверно это ложе!"»(сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 12).

 

6. Ещё до того, как они дойдут до Ада, до их слуха донесётся звук, исходящий из него, и звук этот наполнит их сердца ужасом: «Когда[Огонь] завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и рёв»(сура 25 «Различение», аят 12).

 

7. Когда они подойдут к Огню вплотную, осознают, что их ожидает, и поймут, насколько он ужасен, они начнут скорбеть и раскаиваться и пожелают вернуться в этот мир для того, чтобы уверовать: «И если бы ты (о, Посланник) видел, как они [эти многобожники] будут поставлены [задержаны] перед Огнём [Адом] и скажут: «О если бы Мы были возвращены (в земную жизнь), то мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и были бы из (числа) верующих!». Сура 6 «Скот», аят 27.

Но не будет им спасения от Огня:«Грешники увидят Огонь, и им станет ясно, что они будут брошены в него. Они не найдут от него спасения!»(сура 18 «Пещера», аят 53).

 

8.После этого им прикажут войти в Огонь, и обрушится на них гнев Могущественного, и будут они опозорены и унижены и окажутся потерпевшими ущерб: «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно. Как же скверна обитель возгордившихся!»(сура 16 «Пчёлы», аят 29). И никто из джиннов и людей не спасётся от Огня, кроме богобоязненных, которые уверовали в Аллаха и в то, с чем пришли посланники, и последовали за тем, что было ниспослано им от их Господа: «И (Я, Аллах) клянусь же Господом твоим (о, Пророк) [Самим Собой], (что) (в День Суда) Мы непременно соберём их [тех, кто не верит в воскрешение] и шайтанов, потом Мы приведём их (и поставим) вокруг Геенны [Ада] на коленях. (И Я [Аллах] клянусь, что) потом Мы извлечём из каждой партии такого, кто из них был сильнейшим ослушником против Милостивого [больше всех ослушался Его]. Потом – ведь Мы лучше знаем про тех, кто больше заслуживает того, чтобы там [в Аду] гореть. И нет среди вас (о, люди) того, кто бы в неё [в Геенну] не вошёл [каждый будет проходить по мосту, который проложен над Адом; но неверующие сразу провалятся в Ад, а верующие будут проходить этот мост с такой быстротой, которая соответствует их благим делам]. (И это) – для твоего Господа уже решённое постановление. Потом Мы спасем тех, которые (в земной жизни) остерегались (наказания Аллаха) (исполняя то, что Он повелел и избегая того, что Он запретил), и оставим беззаконников [неверующих] там [в Аду] (стоять) на коленях». Сура 19 «Марьям», аяты 68-72.

 

В одном из тафсиров эти аяты прокомментированы следующим образом: «Аллах клянётся Собой — а это самая великая из клятв, — что они непременно будут собраны после смерти, и это неотвратимо: "Клянусь твоим Господом, Мы непременно соберём их". При этом они не будут одни: "Мы непременно соберём их и шайтанов". То есть они и эти шайтаны окажутся в равном положении. Шайтаны — это те, кто постоянно побуждал их к неверию и отрицанию, и между ними существовала связь "последователи — те, за кем следуют" и "руководимый — руководитель". Это описание создаёт живую картину: они стоят на коленях вокруг Ада, униженные и опозоренные: "...а затем поставим их вокруг Геенны на колени".Это ужасное зрелище: бесчисленное множество людей, собранных для отправления в Огонь и стоящих на коленях вокруг него. Они видят это страшное пламя, их обжигает его жар. Оно каждое мгновение ожидает, что вот сейчас их схватят и бросят в него. А они стоят на коленях, униженные, объятые ужасом. Вот так жалко будут выглядеть гордецы и высокомерные, кичливые люди. Затем будут выведены те, кто больше всего ослушивался Всевышнего и проявлял высокомерие: "Потом Мы выведем из каждой общины того, кто больше других ослушался Милостивого". В аяте имеет место удвоение букв, которое призвано самым выразительным способом передать то, как этих людей будут хватать, вытаскивая из окружения соплеменников. После этого их бросят в Огонь — это действие и то, что последует за ним, уже рисует нам воображение. Поистине, Аллах знает, кто более других заслуживает того, чтобы гореть в Аду. Их не будут хватать как попало, выхватывая из этого множества людей первого попавшегося. Поистине, Аллах знает их количество, и Он знает каждого из этих людей: "Нам лучше знать, кто более других заслуживает того, чтобы войти туда".И их выбирают для того, чтобы они стали первыми из тех, кого бросят в Огонь».

Аят «каждый из вас придёт туда» оказал огромное воздействие на благочестивых и праведных людей. Он лишил их сна, помешал им наслаждаться жизнью. Они перестали смеяться, оставили наслаждения и удовольствия... Ибн Касир упоминает о том, что Абу Майсара каждый вечер, ложась в постель, говорил: «Ах, если бы мать моя вообще не родила меня!» — и плакал. Его спросили: «Что заставляет тебя плакать, о Абу Майсара?» Он ответил: «Аллах сообщил нам о том, что мы придём туда, но Он не говорил, что нас выведут оттуда!».

А ‘АбдаЛлах ибн аль-Мубарак передаёт со слов аль-Хасана аль-Басри: «Один человек сказал своему брату: "Знаешь ли ты о том, что ты придёшь к Огню?" Тот ответил: "Да" Он спросил: "А было ли сообщено тебе о том, что ты уйдёшь от него?" Тот ответил: "Нет" Он сказал: "Так чему ты тогда улыбаешься и отчего смеёшься?" После этого он не смеялся до тех самых пор, пока не встретил своего Господа».

Ибн 'Аббас сказал своему соседу: «И я, и ты, Абу Рашид, — мы непременно войдём туда... А вот выйдем ли?» [Ибн Касир. Тафсир].

 

 

Что означает приход к Огню?

 

Некоторые учёные считают, что упомянутое в аяте «Каждый из вас придёт туда. Таково окончательное решение твоего Господа» (сура 19 «Марьям», аят 71) приход к Огню означает непосредственно вхождение в него. Это мнение Ибн 'Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом). В качестве доказательства он приводил слова Всевышнего относительно фараона «В День Воскрешения фараон возглавит свой народ и поведёт его в Огонь» (сура 11 «Худ», аят 98), а также Его слова «...а грешников погоним в Геенну, словно на водопой» (сура 19 «Марьям», аят 86). И «Если бы они были богами, то не вошли бы туда»(сура 21 «Пророки», аят 99). Муслим аль-А'вар передаёт от Муджахида: «"Каждый из вас придёт туда"— то есть войдёт в Огонь». [Ибн Раджаб. Тахвиф].

 

Другие учёные считают, что здесь подразумевается прохождение по Сырату. Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» Абиль Изз Аль Ханафи говорит:

Среди комментаторов Корана существуют различные мнения относительно фразы «достигнет Ада», упоминаемой в аяте «Каждый из вас достигнет его» (19:71), каков его смысл? Наиболее явным и авторитетным является мнение, согласно которому в данном аяте речь идет о переходе через Сират. Всевышний сказал: «Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях» (19:72). В сборнике достоверных хадисов передается, что посланник Аллаха сказал: ««Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, огонь не коснется никого из тех, кто принес присягу под деревом». Хафса сказала: «И я сказала: «О посланник Аллаха, разве Аллах не сказал: «Каждый из вас достигнет его»?», и он ответил: «Разве ты не слышала, как Он сказал: «Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях»»».(Передал Муслим (№ 2496) со слов Ибн Джурейджа). Этим он, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что достижение огня не означает, что они войдут в него, и что спасение от зла не означает что он почувствует его, а всего лишь означает появление его причин. Так, о том, за кем гнался враг и не смог настичь его, говорят: «Аллах спас его от них», поэтому Всевышний Аллах сказал: «Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Худа» (11:58), «Когда же явилось Наше веление, Мы по милости Своей спасли Салиха» (11:66) и «Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Шуейба» (11:94). В этом случае наказание не постигло их, но постигло других, и если бы Аллах не выделил их, дав им причины к спасению, их бы непременно постигло то, что постигло других. То же самое относится и к тем, кто достигнет огня, а именно то, что: они пересекут по мосту Сират, и потом Аллах спасет тех, кто был богобоязненным, а «беззаконников оставит там стоять на коленях». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил это в хадисе Джабира, который мы упомянули, сказав, что «достичь» в этом аяте означает «пересечь по мосту Сират»». [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

 

На самом деле люди придут к Огню два раза. Это приход неверующих — обитателей Ада. Они не только приблизятся к Огню, но и войдут в него, и в этом не может быть никаких сомнений. Всевышний сказал о фараоне: «В День Воскрешения фараон возглавит свой народ и поведёт его в Огонь. Отвратительно то место, куда они пойдут!»(сура 11 «Худ», аят 98).

 

То есть — отвратительно то место, куда они войдут.

А второй приход — это приход приверженцев единобожия, то есть их прохождение по Сырату описанным в хадисах образом.

Глава 14. Обитатели Рая отправляются на вечное пребывание в Рай, а обитатели Огня — в Огонь.

 

 

Рассматриваемые вопросы:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.006 с.)