Сравнительная эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курсов



Поддержание фиксированных валютных курсов требует соответствующих резервов для покрытия периодически возникающего дефицита платежного баланса. Если резервы недостаточны, страны должны предпринимать дефляционную политику по снижению цен и доходов, вводить протекционистские торговые меры или валютный контроль, что временно улучшает состояние платежного баланса.

^ Валютный контроль - контроль правительства над всеми сделками между данной страной и остальным миром. В частности, правительство может ограничить возможности резидентов менять иностранную валюту для расходов за границей, не изменяя при этом официальный курс обмена валюты.

Гибкие обменные курсы, как правило, неустойчивы с точки зрения краткосрочного периода, но в долгосрочном плане они обладают необходимой эффективностью. Наоборот, фиксированные обменные курсы эффективны с точки зрения краткосрочной стабильности, но неэластичны в долгосрочной перспективе. Ни одна из этих систем не обладает очевидным превосходством в деле обеспечения полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен и урегулирования платежного баланса.

В современных условиях страны нередко используют компромиссные (смешанные) системы, сочетающие в себе элементы плавающих и фиксированных валютных курсов. К их числу относится управляемое плавание валют, предполагающее постепенное изменение официальными органами уровня валютного курса, пока не будет достигнут новый паритет. По мере движения к нему может происходить ежедневная девальвация национальной валюты на заранее установленную величину ("скользящая привязка"). При "ползущей привязке" курс может изменяться на большую величину с заранее объявленной периодичностью или на заранее необъявленную величину каждый день ("грязное плавание"). При этом правительство принимает меры по приспособлению экономики к новой ситуации и поиску финансовых средств для осуществления необходимых операций на валютном рынке.



В случае, если снижение налогов вызывает рост инвестиций, кривая (S - I) снова смещается влево, хотя объем национальных сбережений не снижается. Инвестиционный налоговый кредит делает инвестиции в данной стране более привлекательными для иностранцев, что, в свою очередь, увеличивает равновесный реальный валютный курс и вызывает дефицит платежного баланса по текущим операциям.

^ Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в зарубежных странах приводит, при прочих равных условиях, к сокращению уровня сбережений за рубежом. Это повышает мировую ставку

процента и снижает уровень инвестиций в малой открытой экономике.

В этом случае предложение национальной валюты для инвестиций за рубежом увеличивается и кривая (S - I) смещается вправо (см. рис. 16.5). Равновесное значение реального обменного курса снижается, отечественные товары относительно дешевеют и чистый экспорт увеличивается.

^ Протекционистская торговая политика (введение тарифов или квот на импорт)1 способствует увеличению чистого экспорта, что отражается сдвигом кривой NX(e)1 в положение NX(e)2 (см. рис. 16.6).

Равновесный реальный валютный курс повышается, отечественные товары относительно дорожают и чистый экспорт снижается, элиминируя его первоначальное увеличение, вызванное протекционистскими мерами. Таким образом, протекционистская торговая политика не влияет ни на счет текущих операций, ни на счет движения капитала и финансовых операций.


 

52.Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется балансом дохода.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется бюджетным дефицитом.Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной лишь тем, что фирмы и предприятия нигде не регистрируются, и. следовательно, не платят налогов.

Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания дыр, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляции.

Можно назвать четыре главных способа решения проблемы дефицитности:

1. Сокращение расходов бюджета.

2. Увеличение доходов бюджета. Оно возможно как за счет повышения налогов и их собираемости, так и за счет более продуманного и гибкого налогообложения.

3. Денежная эмиссия. Это наиболее легкий, но одновременно и самый порочный способ балансировки бюджета.

4. Государственные займы. Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг – государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит – это не что иное, как долговые обязательства государства.По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Для оценки тяжести долга можно использовать, по меньшей мере, четыре показателя.

1. По абсолютной сумме долга.

2. По его отношению к доходам бюджета.

3. По отношению суммы долга к ВВП.

4. В расчете на душу населения.

Дефициты и долги могут вызвать негативные последствия. Опасность попадания общества в порочный долговой круг; падение хозяйственной активности; рост ссудного процента, сокращение инвестиций; недофинсарование государственного сектора; рост неплатежей в экономике; усиление неравенства в обществе; утечка части ВНП за рубеж; снижение уровня жизни населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.96.191 (0.005 с.)