Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалиметрия и квалиметрические шкалы

Поиск

Квалиметрия – это научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов.

Первый аспект квалиметрии возник одновременно с возникновением практики нормирования показателей качества – 1923 г. (периодическое издание по стандартизации «Бюллетеня Комитета эталонов и стандартов»). Идея истории зарождения с точки зрения 1-ого аспекта такая: результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующим документом.

Второй аспект квалиметрии - априорная оценка качества – получил своё активное развитие в связи с ростом сложности техники и ответственности выполняемых ее функций. Поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на сомой ранней стадии её жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответствующие расчетные методики.

Основные задачи квалиметрии:

· обоснование номенклатуры показателей качества,

· разработка методов определения показателей качества объектов и их оптимизация,

· разработка принципов построения обобщённых показателей качества и обоснование условий их испытания в задачах стандартизации и управления качеством.

Объекты квалиметрии:

· производственный процесс, технологический процесс, технологическая система и её элементы (технологический комплекс и технологическое оборудование)

· продукция:

Ø изделие (машиностроения, лёгкой промышленности)

Ø материал

Ø продукт (химический, биологический)

· услуга (организации, населению, отдельному лицу), работа

· интеллектуальный продукт:

Ø технологический метод

Ø программный продукт

Ø научный продукт

Ø прочие нематериальные продукты (организационная система, схема, карта)

Продукт – материальный результат труда, не являющимся изделием, предназначенный для либо потребления, либо обеспечения потребления, эксплуатации продукции или её производство, но не как предмет труда.

Услуга – деятельность или процессы, осуществляемые с целью предоставления удобств или оказания помощи кому-либо.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех направлений:

1. общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, разрабатывающая общую теорию проблем оценки качества, понятийный и методологический аппараты, специальные квалиметрии, различающиеся по видам используемых методов и моделей оценки качества (экспертная, статистическая, индексная);

2. специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т. д. вплоть до качества жизни людей;

3. предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т. д.

Квалиметрия как наука обладает рядом основных статусов:

1. экономическим

2. техническим

3. технико-экономическим

4. общенаучным

5. системным

Квалиметрические шкалы

Шкала – это часть отсчетного устройства, средства измерений, представляющий собой упорядоченный ряд отметок, соответствующих последовательному ряду значений величины вместе со связанной с ними нумерацией в метрологии.

В соответствии с логической структурой проявления свойств, различают три основных типов шкал измерений:

1. Шкала порядка - такой метод оценивания, при котором оцениваемые параметры (показатели или иные объекты оценивания) располагаются в порядке увеличения или уменьшения значения параметра (показателя) или свойств объекта, причем способ определения порядка расположения не связан с какой либо численной характеристикой оцениваемых объектов. Пример: шкала Мооса.

Область использования: социальная сфера, экономика, интелектуальный труд, искусство, в гуманитарных и медицинских науках, т.е. где чисто количественные измерения затруднены или невозможны.

Недостаток: сопоставляется между собой и ранжируется величины, численные значения которых остаются неизвестными; оценки не дают возможности определить, во сколько раз один показатель больше или меньше другого.

2. Шкала интервалов – этот метод оценивания, при котором существенной характеристикой является разность между значениями оцениваемых параметров, которая может быть выражена числом установленных в этой шкале единиц.

Пример: шкала температур Цельсия, Реомюра, Фаренгейта.

Недостатки: на шкале интервалов значения (величины) остаётся неизвестными, т.к. на ней откладываются разницы между сопоставляемыми параметрами; начало отсчета на шкале интервалов выбирается произвольно; деление шкалы на равные части тоже не регламентируется, однако градация позволяет выразить результат измерения в числовой мере.

3. Шкала отношений – метод оценивания, при котором используется единица измерения и, следовательно, величина оцениваемого параметра может быть представлена в виде:

 

где q – единица измерения; N – положительное действительное число, явл. количественной характеристикой параметра.

Шкала отношений не имеет отрицательных значений. Со значениями N и Q возможны все математические действия, поэтому шкала отношений является наиболее совершенной и широко применяемой.

Основной постулат квалиметрии – любое измерение по шкале отношений предполагает сравнение неизвестной величины с известной и выражение первой через вторую в кратком или дольном отношении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.006 с.)