Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

Поиск

Эсхил (525-456) – родился в Элевсине. Происходил из знатного рода. Его семья принимала активное участие в войне с персами. Сам он сражался при Марафоне, Саламине и Платеях. Написал 90 пьес (7 дошли), 13 побед. Его победил молодой Софокл. Под конец жизни переселился на Сицилию, умер в г. Геле. Эсхил – «отец трагедии». Эсхил ввел второго актера, что развивало действие, появлялся диалог.

Этапы творчества:

1) «Персы» (поставлены в 472г.), «Просительницы»: нет пролога, хор – главное действ. лицо, 2-й актер используется мало, действия почти нет, монолог преобладает. Влияние эпоса: хор плакальщиц, гонцы/вестники.

2) «Прометей Прикованный», «Семеро против Фив» (467г.): пролог, ряд второстепенных героев, развитие диалога, образ главного героя.

3) «Орестея» (458г.): появление третьего актера, сложная композиция, интрига, большое количество второстепенных героев. Эпическая традиция – последовательный рассказ.

Произведения:

- «Персы». В их основе историческое событие – победа греческого флота над персами при Саломине в 480г. Мысль о преимуществе греческого мира перед варварским. Персы – «все рабы кроме одного», греки – «никому они не служат, и ничьи они рабы», земля «с ними заодно в бою». Приближение бедствия: смутное предчувствие-точное известие-появление Ксеркса. Место действия – площадь перед дворцом в Сузах, видна гробница Дария. Композиция: парод, 2 эписодия, 2 стасима, эксод. Герои: Атосса – «почтенная подруга», К. – «неистовый», Д. – «богоподобный, кроткий», «мудро правил». Рассказ вестника – центральная часть. Хор перс. старейшин главный.

- «Прометей Прикованный». Сюжет взят из древнего мифа, первое упоминание у Гесиода. У него он хитрец, обманувший Зевса и укравший при первом жертвоприношении огонь. У Эсхила он один из титанов, но помог Зевсу в защите от титанов. Когда боги захотели убить людей, П. спас их, принеся огонь. Столкновение власти тирана(Зевс) с борцом за спасении е и благо человечества. Место – пустынные скалы на берегу моря. Пролог, парод, 3 эп.,3 ст., эксод. Хор Океанид – вся природа сочувствует П.

- «Орестея». В основе – миф о проклятии дома Атридов. Прародитель их рода – Тантал. Был любимцем Зевса, но потом попал в немилость. Он разглашал тайны богов, сына и дал богам.У Тантала были сыновья Атрей и Фиест. Ф. соблазнил жену А., а тот скормил ему его детей. Сюжет из троянского цикла – сказание о смерти царя Агамемнона. Мысль о борьбе отживающего матриархата с побеждающим патриархатом. «Агамемнон»: место – царский дворец в Аргосе; пролог, парод, 4 эп., 4 ст., эксод. Главный герой – Клитемнестра («как умный муж») убивает мужа и Кассандру секирой, оправдываясь местью за дочь и измену. Эгисф, в отличии от «Одиссеи» - трус. Песни хора аргосских старцев создают фон. «Хоефоры»: место – надгробие, вдалеке дворец; пролог, парод, 3 эп.,3 ст., эксод. Электра узнала брата по пряди и отпечатку ноги. Он убивает Эгисфа, боится убивать мать, но Пилад напоминает об Аполлоне. Хор плакальщиц побуждает к действию Ореста. «Эвмениды: место – площадь перед храмом Аполлона в Дельфах; пролог, 2 парода, 4 эп., 2 ст., 2 коммоса. Восхваление Ареопага. Хор Эринний – Эвменид – одна из борющихся сторон, из мстительниц в милостивых.

Религиозные и нравственные взгляды:

- Подвергает сомнению мифологию и критикует действия богов (спор Аполлона и Эринний - он выгоняет их из своего храма; ужас Ореста от веления Аполлона; на Кассандру наслал страдания Аполлон из-за неразделенной любви; Ио – жертва любви Зевса и ревности Геры; тирания Зевса).

- Идея единого божества, сохраняет ему имя Зевс.

- Выше всего должна быть правда. («Никаким изобильем Не откупится смертный, Если правду великую Попирает ногами» - «Аг».) Ее противница – надменность, дерзость («Как мальчик начинает ловить птицу в небесах» о Парисе в «Аг.»). Боги терпят, но потом карают и человека, и весь его род (Ксеркс «думал… превзойти богов…» - «Персы»). Ответственность за дело на человеке («Орестея»). Гнев богов от нечестия человека.

- Человек не должен роптать на богов. Выбор есть всегда («Орестея»).

Драматические особенности трагедий:

- Рок и свободная воля действуют одновременно и независимо (Клитемнестра говорит, что она действ. как орудие демона, но хор ее разоблачает).

- «Трагическая ирония». (Аг. и пурпурный ковер – знает о зависти богов, но идет, только снимает сандалии).

Язык и стиль.

Язык: партии хора – дорийское наречие, диалоги – традиция ионийско-аттической ямбической поэзии, также арахаизмы. Лирические реплики внутри диалога. Сложные слова с несколькими корнями или приставками. Попытка индивидуализации речи. Образы и метафоры (приезд Елены в Трою – приручение молодого львенка, который вырос и убил стадо хозяина; Клитемнестра – львица двуногая, что с волком спит). Тяжеловесность. Придумывал новые слова. Гомеровские термины.
22. Основные этапы творчества Софокла. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля.

Софокл (496-406) – родился в Колоне. Принадлежал к знатному и богатому роду. Писать начало рано, в 468г. первая победа (над Эсхилом). Расцвет деятельности совпадает со временем Перикла. Принимал участие в общественной жизни. Был председателем комиссии союзной казны. Был стратегом в походе против Самоса. Участвовал в Пелопонесской войне. Под конец жизни стал жрецом. Он написал 123 драмы, дошло 7. 24 победы.

Основные этапы творчества. По циклам сказаний:

1) Троянский миф. цикл: «Аякс» (до 445г.), «Электра», «Филоктет»

2) Фиванский миф. цикл: «Царь Эдип» (поставлен около 428г), «Эдип в Колоне» (401г.), «Антигона» (около 442г.)

3) Сказания о Геркале: «Трахинянки»

Произведения:

- «Царь Эдип». Сюжет основан на мифе из фиванского цикла. У царя Фив,сына Кадма, Полидора и его жены Нюктиды был сын Лабдак, а у того Лай. Лая проклял Пелопс, царь Писы, за кражу его сына Хрисиппа. Лаю в Дельфах было пророчество о том, что он умрет от руки своего сына. После рождения сына, Лай хотел убить его, но раб спас. Эдипа воспитали царь Полиб и Меропа в Коринфе. Эдипу было пророчество о том, что он убьет отца и жениться на своей матери. Пророчество сбылось. В трагедии мысль о тщетности человеческих помыслов при виде изменчивости судьбы. Место – перед царским дворцом в Фивах. Композиция: пролог, парод, 4 эп., 4 ст.., эксод. Эдип – мудрый царь (загадка сфинкса), хочет знать всю истину (его просят не искать, но он продолжает). Героическая индивидуальность борется с неопознанным универсумом. Победа за вечным, но важно раскрытие возможностей человека. Хор фиванских старцев.

- «Антигона». Антигона – дочь Эдипа, решившая похоронить брать Полиника, который возглавил поход против Фив, где после смерти отца правил их брат Этеокл. Новый царь Креонт запрещает ей это делать, но она ослушивается. Мысль о «мере вещей»: Креонт по себе, а Антигона вечными нравственными нормами. Место – перед царским дворцом в Фивах. Пролог, парод, 5 эп., 5 ст., эксод. Антигона служит делу любви, протест против тирании. Креонт – деспот. Хор фиванских старцев.

- «Электра». Божественная воля не подлежит сомнению или обоснованию, внимание на способы человека реализовать повеление Аполлона. Место дейтвия – Микены, перед царским дворцом на вершине Акрополя. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод. Орест рассказывает план убийства. Клитемнестра говорит о мести за дочь и о Правде. Хрисофемида видела локон брата, но Электра не верит ей. Орест сам ей открывается (перстень с печатью отца). Орест спокойно убивает мать и Эгисфа (обманывает его, под покрывалом – жена). Эгисфа в месте, где от его секиры умер Агам. Хор микен. девушек.

С. «изображал людей такими, какими они должны быть» (по его словам).

Театральные реформы:

- Введение 3-го актера, разработка действия.

- Центр тяжести с хора на действ. лиц. Увеличение хора – 3 ряда по 5

- Разрушение принципа тетралогии, потом и трилогии.

- Увеличение пролога

Типы композиции:

1) Трагедия монодрама: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Электра».

2) Трагедия поединок: «Антигона».

3) Трагедия диптих: «Аякс» (две части: 1 часть – еще действ., 2 – без него)

Религиозно-нравственные взгляды:

- Только боги определяют действия людей (неписаный закон в «Ант.»). Божество – носитель моральной идеи. Мудрость человека - беспрекословное подчинение им. («Эл.» - Орест не сомневается). Грех человека – «дерзость, попирающая ногами престол Правды» («Ант.»)

- Боги могут поставить человека перед выбором и он будет сложным. Но у Софокла обычно нет выбора (Ант. знает, что надо хоронить, а Эл. – мстить). Вопрос в том, как сделать.

- Идеал - благоразумие, чувство меры. Неразумие – несчастья (Креонт)

- Тщета человеческих помыслов при виде изменчивости судьбы («Ц. Э.»)

- Смирение перед силой богов («Эдип в Колоне»)

- Мотив нравственной ответственности («Ц. Э.»)

- «Трагическая ирония» («Ц. Э.»)

Политические взгляды:

- Патриотизм. Государство – защитник справедливости («Эдип в Колоне»)

- Ненависть к тирании («Ант.»). Идеал правителя – Тезей («Эдип в Колоне)

- Неписаный закон также важен, как писаный. Перикл ставил это в заслугу.

- Богатство – средство к нечестным проискам, подкупу

- Отражение современных ему событий: 430г. и 429г. – эпидемия в Афинах («Ц. Э.»); спартанцы против Перикла («Аякс»)

Язык и стиль.

Больше разговорной речи, меньше диалектов. Речь начинает отражать характер (пафосные монологи Ант. и Эл. Креонт дидактичен, но меняется, узнав о смертях). Образные и фигуральные выражения (смута – буря в «Ант.»). Стихомифии – короткие фразы героев во время спора, перебивают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.116 (0.008 с.)