Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Устройство греческого театра. 1) Орхестра (с греч. - плясать, делать мимические движения) – круглая площадка для хора с алтарем Д. посередине, где перед началом состязаний совершалась жертва. 2) Театр (с греч. - смотреть) – зрительные места по секторам с проходами. 3) Скена (с греч. – палатка) – место, куда складывалась бутафория, оттуда выходили актеры на орхестру. В 3 в. хор утратил свою роль, перед скеной устроили сцену (около 3 м над уровнем орхестры). 4) Пароды – проходы, через которые зрители перед началом представления входили в театр, а во время представления — хор и действующие лица. 5) Параскении – боковые флигели, которые выступали по обе стороны здания скены вперед к орхестре, обрамляли основное место действия, не давая рассеиваться звукам голосов. Крыши не было, но планировка была рассчитана на сохранение звука. Первым театром считается театр Диониса в Афинах. Афинский театр был рассчитан на 14 тыс, а театр в Мегалополе – на 40. Организация представлений. На Великих Дионисиях (культ Диониса Элевтерского – свободного) в марте шли тетралогии трагедий – 3 дня, после комедии – 1 день. Они были в ведении первого архонта (эпоним). Утверждение праздника связано с Писистратом. На Ленеях в конце января главное - комедии. Были в ведении второго архонта (басилевс) На Малых Дионисиях в декабре возобновлялись пьесы, ставившиеся ранее. Условная дата начала состязаний – в 534г. до н.э. Феспид одержал победу в Афинах. Архонт выбирал пьесы, выделял хор (12, позже 15, свободных граждан, только мужчин) и назначал «хорега»(гос-венная повинность богатых граждан Афин), который обеспечивал на свои средства постановку, выбирал хородедаскала (учитель для хора). Архонт назначал главного актера – протагониста, тот проводил девтерагониста и тригониста, 4-й актер был добавочным, его введение называлось «парехорегема». Порядок состязаний – «агон». «Проагон» - предварительное состязание, после жертвоприношения поэты выводили свой хор. Зрители узнавали имена поэтов, названия произведений. Состязание происходило между тремя поэтами, тремя хорегами и тремя первыми актерами. Жюри (десять граждан) выбирало победителя (первая награда - победа; третья - провал). Сакральная награда – венок. Постановление жюри (протокол) «дидаскалия» публиковалось в виде надписи на мраморной плите. Состязание шло от рассвета до заката, т.к. не было искусственного света. В театр ходили мужчины, иностранные гости и рабы. Для женщин и детей это считалось неприличным. В театр ходили по билетам. Теорикон – термин, означающий театральные деньги в эпоху Перикла. Позже стали стоить два обола. Не было мест по сословиям, только почетные (первый ряд, посередине – жрец Диониса). Театральные механизмы: подъемник-айорема (бог из машины), крюк (для полетов), эккиклема (деревянная площадка на колесах), ход Харона (со скены можно было попасть на орхестру). Костюмы и маски имели культовое значение. К. в трагедии длинные (фессалийские) одежды восточного типа. На ногах котурны - полусапожок на платформе 15 см. М. делалась в (приблизительно) 6 эмоциях, рупором. Феспид ввел антропоморфную. К. комедии проще: плащи, туники, накладной живот. Декорации были условными. Занавеса не было. Первые трагические поэты. 1 ) Феспид. Он выделил из хора одного актера, который исполнял несколько ролей, меняя костюмы и маски. Феспид был исполнителем своих трагедий. 2) Херил 3) Пратин 4) Фриних. Первый успех в 510г. – «О сладости». В 494г. – «Взятие Милета». Во время постановки зрители начали плакать. На автора был наложен штраф в 1 талант. Также у него было трагедия «Финикиняне», построенная на рассказе персидского евнухе о битве при Саломине в 840г.
Процесс образования драмы определил ее структуру: 1) Пролог – начальная часть до вступления 2) Парод – вступительная песня хора, хор выходит на орхестру 3) Эписодии (привходящие) 4) Стасимы – стоячие песни 5) Эксод - исход Изначально хор главный в драме. В
4в. появляются трагедии и комедии без хоров. Размер. Аристотель: «Трагики пользовались сперва тетраметром ввиду того, что этот вид поэзии был сатировским и более плясовым. Когда же он стал диалогическим, сама природа его нашла для себя естественный размер, так как из всех размеров ямб наиболее близок к разговорной речи». Но особенность трагического жанра никогда не позволяла ему сравняться с обыденной разговорной речью. Аристофан «Лягушки» (говорит Эсхил): Вообще подобает для полубогов говорить языком величавым. Ведь и в платьях они не в таких, как все мы, выступают, а в более пышных. Язык и исполнение. Аттический диалект трагедии перемешивается с многочисленными архаизмами и ионизмами. Кроме того, в особенно патетических местах речь действующего лица переходит в мелодекламацию или в пение, превращаясь в песенные арии. Иногда встречается и патетический диалог с музыкально-песенными речами действующих лиц — так называемый «коммос». Некоторые места, особенно вступление хора или уход его в конце пьесы, сопровождаются маршевыми ритмами анапестов. Язык и стиль. Язык: партии хора – дорийское наречие, диалоги – традиция ионийско-аттической ямбической поэзии, также арахаизмы. Лирические реплики внутри диалога. Сложные слова с несколькими корнями или приставками. Попытка индивидуализации речи. Образы и метафоры (приезд Елены в Трою – приручение молодого львенка, который вырос и убил стадо хозяина; Клитемнестра – львица двуногая, что с волком спит). Тяжеловесность. Придумывал новые слова. Гомеровские термины. Софокл (496-406) – родился в Колоне. Принадлежал к знатному и богатому роду. Писать начало рано, в 468г. первая победа (над Эсхилом). Расцвет деятельности совпадает со временем Перикла. Принимал участие в общественной жизни. Был председателем комиссии союзной казны. Был стратегом в походе против Самоса. Участвовал в Пелопонесской войне. Под конец жизни стал жрецом. Он написал 123 драмы, дошло 7. 24 победы. Основные этапы творчества. По циклам сказаний: 1) Троянский миф. цикл: «Аякс» (до 445г.), «Электра», «Филоктет» 2) Фиванский миф. цикл: «Царь Эдип» (поставлен около 428г), «Эдип в Колоне» (401г.), «Антигона» (около 442г.) 3) Сказания о Геркале: «Трахинянки» Произведения: - «Царь Эдип». Сюжет основан на мифе из фиванского цикла. У царя Фив,сына Кадма, Полидора и его жены Нюктиды был сын Лабдак, а у того Лай. Лая проклял Пелопс, царь Писы, за кражу его сына Хрисиппа. Лаю в Дельфах было пророчество о том, что он умрет от руки своего сына. После рождения сына, Лай хотел убить его, но раб спас. Эдипа воспитали царь Полиб и Меропа в Коринфе. Эдипу было пророчество о том, что он убьет отца и жениться на своей матери. Пророчество сбылось. В трагедии мысль о тщетности человеческих помыслов при виде изменчивости судьбы. Место – перед царским дворцом в Фивах. Композиция: пролог, парод, 4 эп., 4 ст.., эксод. Эдип – мудрый царь (загадка сфинкса), хочет знать всю истину (его просят не искать, но он продолжает). Героическая индивидуальность борется с неопознанным универсумом. Победа за вечным, но важно раскрытие возможностей человека. Хор фиванских старцев. - «Антигона». Антигона – дочь Эдипа, решившая похоронить брать Полиника, который возглавил поход против Фив, где после смерти отца правил их брат Этеокл. Новый царь Креонт запрещает ей это делать, но она ослушивается. Мысль о «мере вещей»: Креонт по себе, а Антигона вечными нравственными нормами. Место – перед царским дворцом в Фивах. Пролог, парод, 5 эп., 5 ст., эксод. Антигона служит делу любви, протест против тирании. Креонт – деспот. Хор фиванских старцев. - «Электра». Божественная воля не подлежит сомнению или обоснованию, внимание на способы человека реализовать повеление Аполлона. Место дейтвия – Микены, перед царским дворцом на вершине Акрополя. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод. Орест рассказывает план убийства. Клитемнестра говорит о мести за дочь и о Правде. Хрисофемида видела локон брата, но Электра не верит ей. Орест сам ей открывается (перстень с печатью отца). Орест спокойно убивает мать и Эгисфа (обманывает его, под покрывалом – жена). Эгисфа в месте, где от его секиры умер Агам. Хор микен. девушек. С. «изображал людей такими, какими они должны быть» (по его словам). Театральные реформы: - Введение 3-го актера, разработка действия. - Центр тяжести с хора на действ. лиц. Увеличение хора – 3 ряда по 5 - Разрушение принципа тетралогии, потом и трилогии. - Увеличение пролога Типы композиции: 1) Трагедия монодрама: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Электра». 2) Трагедия поединок: «Антигона». 3) Трагедия диптих: «Аякс» (две части: 1 часть – еще действ., 2 – без него) Религиозно-нравственные взгляды: - Только боги определяют действия людей (неписаный закон в «Ант.»). Божество – носитель моральной идеи. Мудрость человека - беспрекословное подчинение им. («Эл.» - Орест не сомневается). Грех человека – «дерзость, попирающая ногами престол Правды» («Ант.») - Боги могут поставить человека перед выбором и он будет сложным. Но у Софокла обычно нет выбора (Ант. знает, что надо хоронить, а Эл. – мстить). Вопрос в том, как сделать. - Идеал - благоразумие, чувство меры. Неразумие – несчастья (Креонт) - Тщета человеческих помыслов при виде изменчивости судьбы («Ц. Э.») - Смирение перед силой богов («Эдип в Колоне») - Мотив нравственной ответственности («Ц. Э.») - «Трагическая ирония» («Ц. Э.») Политические взгляды: - Патриотизм. Государство – защитник справедливости («Эдип в Колоне») - Ненависть к тирании («Ант.»). Идеал правителя – Тезей («Эдип в Колоне) - Неписаный закон также важен, как писаный. Перикл ставил это в заслугу. - Богатство – средство к нечестным проискам, подкупу - Отражение современных ему событий: 430г. и 429г. – эпидемия в Афинах («Ц. Э.»); спартанцы против Перикла («Аякс») Язык и стиль. Больше разговорной речи, меньше диалектов. Речь начинает отражать характер (пафосные монологи Ант. и Эл. Креонт дидактичен, но меняется, узнав о смертях). Образные и фигуральные выражения (смута – буря в «Ант.»). Стихомифии – короткие фразы героев во время спора, перебивают. Новый тип трагедии. Взаимоотношения людей стали ее основой. Бытовая и любовная тематика. До Еврипида только обозначались семейные отношения, любви не было. Она становится основным конфликтом, ведущим к гибели. Внутренний мир Особенности трагедий: - Интрига (запутанный сюжет, причины в прошлом, одно на другое) - Брошенные дети («Ион») - Новый женские типы – охвачены любов. страстью (Медея и Федра) - Хор теряет значение, становится оформлением - Роль пролога увеличивается. В конце бог из машины. Произведения: - «Медея» (431г.). Сюжет основан на мифе о походе Аргонавтов. Ясон в Колхиде добыл золотое руно с помощью дочери колхидского царя Ээта, волшебницы Медеи. Она убила его дядю, чтобы Яс. правил в Иолке. Но после этого Яс. с М. бежали в Коринф. Он изменил ей и решел жениться на дочери коринфского царя Креонт Главке. У Евр. М. впервые сама убивает детей. Место действия – Коринф перед домом М. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод,. Яс. – эгоист и честолюбец. М. – умная яркая, вся жизнь в Ясоне. В конце она на колеснице от Гелия. Хор коринфских женщин. - «Ипполит». Основан на аттическом мифе о Тезее (афинский царь) и Федре (дочь Миноса и Пасифаи, вступившей в связь с быком и родившей Минотавра). Ипполит – сын Тезея от амазонки Антиопы, обожествленный герой, девушки перед замужеством приносили ему прядь волос. Место – Трезен перед дворцом. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод. Ип. – положительный герой, «мудрец». Ф. – слабая, честная. В конце появляется Артемида, все объясняет. Хор трезенских женщин. - «Электра» (ок. 413г.) Место – Аргос. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод. Историю проклятия рассказывает пахарь, муж Электры. Клитемнестра убила мужа секирой, «предлог она имела» - убийство ребенка, двоеженство. Эгисф – вдохновитель. Ореста узнает кормилец отца по шраму над бровью. Делят между собой: Оресту-Эг., ей-мать. Ор. убивает фессалийским ножом. Кл. просил не убивать, обняла его, Ор. мечом в грудь. В конце Диоскур сообщает всю судьбу Ор. и Эл. Хор местных девушек. - «Орест» (408г.) Место – Аргос. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., коммос. Изображал людей такими, какие они есть. Эл. рассказывает о проклятье, начиная с Тантала, Ор. был покорен богу. «Нас Аполлон в жертву принес». Менелай – трус. Появляется Аполлон, говорит их судьбу. Просит почтить Тишину (Мир). Хор из 15 аргосских женщин. Социальные взгляды: - Патриотизм - Против войны. Война возможна только как оборона. Война затевается из честолюбия или по легкомыслию, также из-за алчности и тщеславия. - Самопожертвование во имя счастья родины - Демократия, но не демагогия (Вестник в «Ор.»), порой рожд. тиранию - Чрезмерное богатство приводит к надменности, бедность принижает, озлобленность. Главное не происхождение, а нравственные св-ва людей (Эл. и Ор. о пахаре и его благородстве в «Эл.») Рабство – несправедливость - Дружба (Орест и Пилад в «Эл.» и «Ор.»). «Неразумен тот, кто больше стремится иметь богатство или силу, чем добрых друзей» («Геракл»). Религиозно-нравственные взгляды: - Божество – причина злоключений (Афродита губит Ипполита и Федру) Снижение образа богов («Безбожник» - Аристофан). Боги не лучше, а иногда и хуже людей. Миф в творчестве. Использовал сюжеты из фиванского, троянского, аттического цикла, а также сказания о Геракле. Использовал редкие версии мифов («Медея»). Образ Елены: - Классический образ - Невинная Елена, похищенная египетским царем и сохранившая верность мужу («Елена»). Язык и стиль. Влияние ораторского искусства. Речь: вступление, глав. часть и заключ. (речь Медеи и Ясона, он разбивает все ее упреки, пости такой же диалог в «Троянках» - Елена говорит, что виновата Гекуба, родившая Париса). Развитие стихомифии. Язык проще, ближе к разговорному. Много изречений. Развитие музыкальных частей. Кантики – арии действ. лиц Благодаря Еврипиду появляется «новая бытовая комедия». Литературная теория. Сущность искусства определяет в «Этике». Оно для него создание нового. Признавал воспитательное значение, включил в систему учения о государстве. «Поэтика» (дошла не полностью, возможно, является конспектом лекций). Сущность искусства – подражание, творческое воспроизведение действительности. Это особая форма познания, как и наука, но у него другие средства. Разделяет по подражаниям (чему и как): звуки – музыка и пение (гармония и ритм); пластические искусства – живопись и ваяния (краски и формы); танец (ритмические телодвижения).; литература (слова и метры). Литература возникла из простых импровизаций вследствие чувства ритма и гармонии. Виды творчества: 1) Средства подражания 2) Предмет подражания (трагедия – лучшие люди, комедия – худшие) 3) Способ подражания (становясь как Гомер посторонним рассказу, или от своего лица, или изображая всех действующими) Причины возникновения поэзии: - Человеку присуще подражать (отличие от других живых существ) - Подражание доставляет удовольствие Виды поэзии (по способам подражания): 1) Эпос – объективный рассказ 2) Лирика – личное выступление рассказчика 3) Драма – изображение событий в действии Поэзия изначально была эпической и сатирической, потом разделилась на трагедию и комедии. П. выражает общую мысль в конкретных образах. «Задача поэта вовсе не в том, чтобы рассказывать о действительных событиях, а о таких, которые могли произойти и какие возможны по вероятию или в силу необходимости». Историк рассказывает о действ. событиях, поэтому поэзия более философская, серьезная и выражает общее. В п. главное содержание, а не форма. Главное внимание на трагедию. «Трагедия есть подражание действию серьезному и законченному, имеющему определенный объем, посредством слова, украшенного в отдельных частях особо каждым его видом», посредством введения действующих лиц, а не посредством рассказа, и совершающее действием жалости и страха очищение подобных чувств». Составные части трагедии: фабула, характеры, мысли, сцен. обстановку, текст и муз. композицию. Внешнее деление трагедии: пролог, эпизодий, эксод, парод, стасим, песни со сцены и коммы. Единство времени (продолжительность действия): предел величины, в границах которого могут происходить переходы от несчастью к счастью или наоборот.. Единство действия: фабула должна быть воспроизведением единого и при этом цельного действия,она его подражание («Одиссея», «Илиада»). Единство места. «Царь Эдип» Софокла – идеальная иллюстрация 3-х единств. Понятие катарсис (очищение чувств). Истолкования: эпоха Возрождения – религиозное очищение; П. Корнель (17в.) – «очищение страстей»; Г.Э. Лессинг (18в.) – очищение страстей, освобождение от крайностей и превращение в добродетельные наклонности; Я. Бернайс (19в.) – облегчение болезненного чувства; Ленерт – душевное облегчение после напряжения. Также рассматриваются понятия: виды трагедии (запутанная, патетическая, нравов, фантастическая),перепитии, узнавания, характеры. «Комедия – это воспроизведение худших людей не по своей порочности, а в смешном виде». Даются советы поэтам. Часть о словесном изложении. «Риторика». Близка по содержанию к «Поэтике». Философская теория ораторского искусства. Разбирает мотивы, основанные на характеристике говорящего и слушающего. Рассматривает страсти и характеры применительно к положению и возрасту людей, из этого классификация психологических состояний. Устанавливает нормы речи. Платон (427-347гг.) – родом из Афин, принадлежал к высшей аристократии. Строил планы преобразование политического и социального строя («Государство», «Законы»). Хотел осуществить свои планы при дворе сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Младшего, был продан в рабство и случайно выкуплен знакомым. Учился у разных философов, особенно у Сократа. Сохранилось 43 цельных произведения (почти все). В основном построены как диалоги. Объективный идеалист. Действительность призрачна, подлинны – идеи. Знаменательное сочинение – диалог «Государство»: высшее выражение справедливости в государстве, каждому влоздается по заслугам. Его идеальное гос-во аристократическое. Главное руководство принадлежит правителям-философам. Четкое еление на классах. В «Законах смягчил это. Философские взгляды старался изложить в художественной форме. Эстетические взгляды. «Государство». Искусство – подражание, т.е. воспроизведение чувственного мира и реально существующих отношений, а поскольку этот видимый нами мир является слабой копией мира идей, то значение искусства оказывается второстепенным. Подражание может воспроизводить дурное. Это не активная деятельность художника, искусство несовершенная форма созерцания. Государство нуждается в воспитании граждан, поэтому он уделяет этому внимание. Он убеждается, что в поэзии описывается много недостойного и даже безнравственного, и это требует осторожного отношения к ней. Признает воспитательное значение сказок, но требует, чтобы они учили нравственности. Так же он относится и к мифам. Те мифы, в которых рассказывается о недостойных поступках богов и героев, будут оказывать вредное влияние на молодежь и потому недопустимы в идеальном государстве. Это прямо относится к поэмам Гомера и Гесиода. Это в одинаковой степени относится и к Эсхилу, и к другим поэтам. Способность поэтов как бы перевоплощаться и сливаться с изображаемым лицом он считает несовместимой с добродетелью. Платон придавал большое воспитательное значение музыке и пению. «Законы». Разделяет поэзию: трагедия подражает хорошему, а комедия – дурному. Оба вида могут полезными, но комедия не нужна гражданам, может быть отдана иностранцам или рабам. Для трагедии нужна цензура. Художественное мировоззрение подчинено моралистической тенденции. Образец аттической речи, образность. Произведения: - «Пир». Пир проходит в доме Агафона, победившего в театральном состязании. Рассказывает Аполлодор, который слышал это от Аристодема, присутствовавшего на пиру. Эрот: Федр: «Эрот – самый древний, самый почтенный и самый могущественный из богов, наиболее способный наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни и после смерти». Павсаний: Два Эрота. Если Афродиты две (старшая без матери от Урана – небесная, младшая дочь Диаоны и Зевса – пошлая), то и Эротов два. Эриксимах: Эрот разлит по всей природе. Эрот – гармония. Аристофан: Эрот – стремление людей к изначальной целостности Агафон: Эрот совершенен (молод, нежен, гибок, справедлив, рассудителен, храбр, мудр, мастер в искусствах и ремеслах) Сократ:Эрот сложен и противоречив. Стремление к вечному обладанию благом (продолжение рода, духовное). Надо подниматься ради самого прекрасного наверх (от одного тела к двум, затем к нравам, затем к учениям и к учению самом прекрасном). Эрот – ср-во приобщения у божеству. Алкивиад: Панегерик Сократу. С. как образец идеальной любви, Силен. Семь речей поднимают любовь от грубого понимания до высшей, «небесной» силы. Концепция платонической любви. Лосев: «Пир» - учение о пределе. - «Федр». Два собеседника – Сократ и Федр. Они беседуют, сидя под платанами у почти пересохшей реки Илис. Нет поисков сущности любви, но раскрывается ее неистовая сторона, роль в становлении души на пути блага и в создании подлинной философии, а не пустого красноречья Греческие тексты существовали в письм. виде, но были ориентированы на эмоциональное восприятие в устной форме. Греки нуждались в утилитарных текстах (описание фактов и явлений, которые неудобно передавать устно: описание пути с приметами; итенерарий – описание маршрута). - Перипл – писал о пути по морю В 6в. в греч. городах Малой Азии появляется логос («слово»)- описание, связный прозаический текст о каком-то предмете или месте(нравы жителей, описание страны). В Милете школа логографов заложила основы древнегреч. прозы. Записывали сведения об окруж. мире на ионийском диалекте. - Старшие логографы (Гекатей Милетский) - Младшие логографы (Геланик Митиленский) В кон. 6в. начинаются греко-Персидские войны. «История Геродота». Геродот (прибл. 485-425гг.) – родился в Галикарнассе. Из-за борьбы партий уехал и жил на Самосее. Побывал в разных греч. городах и, в Египте, Персии, Вавилонии, Скифии и накопил разные сведения по географии, истории, этнографии. Около 446г. приехал в Афины, сблизился с Периклом, Софоклом, Алкмеонидами. В 444/443г. принял участие в основании колонии Фурий в Италии, стал ее гражданином. Цицерон: «Г. – отец истории». Тема. Сочинение посвящено истории Греко-персидских войн. «Чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности». Прослеживал историю двух народов и тех, с кем они соприкасались (международный характер). Вгляд на историю. Находится между старым, наивным, полумифич. мышлением и новым, научным миросозерцанием. Причины войны объясняет пиратскими налетами, во время которых увозили женщин, вызывая ответ. действия. В мировоз. представления о силе и зависти богов, о роке (катастрофа персов – кара богов за чрезмерную. надменность; перстень Поликрата), о чудесах (победа при Саломине – помощь Аякса и Теламона). Композиция. Нет строго выдержанного плана. Уделяет место мифам и сказаниям (традиции логорафов). Единство мысли давало свободу для нанизывания отдельных эпизодов. Александрийские ученые разделили на 9 книг по именам муз: 1) Клио: Лидия (Крез); Солон; Пеласги; Писистрат; Спарта; Мидия; скифы против киммерийцев, Кир; Вавилония; война персов с массагетами. 2) Евтерпа: Египет и Ливия 3) Талия: завоевание Камбисом Египта, Поликрат Самосский, Дарий, Индия, Аравия, завоевание Самоса, антиперсидское восстание в Вавилоне. 4) Мельпомена: Скифия, Азия, походы Дария, Фракия, Ливия 5) Терпсихора: персы в Македонии, падение Писистратидов, война афинян 6) Эрато: взятие Милета, походы 7) Полигимния: смерть Дария, Ксеркс, Фермопилы 8) Урания: взятие Афин персами, Саламин 9) Каллиопа: битва при Платеях, взятие Фив, отступление персов. Особенности стиля. - Примыкает к эпической поэзии (любование рассказом, медлительность). Критик Псевдо-Лонгин в 1в.: «Великий подражатель Гомера». - Разговорная речь (моральный и политический смысл) - Ионийский диалект (новая ступень в сравнении с гомеровским языком) Новеллы (сюжеты, которые встречаются и у других народов). - Гигес. Место – Лидия, Сарды. Гигес – телохранитель Кандавла. Кандавл – последний царь дома Гераклидов, потомок Алкея, сын Геракла. Диалоги. Спасение Ариона дельфинами. Арион – лучший певец на свете, кифаред, «насколько я знаю» первым стал сочинять дифирамб. Большую часть жизни провел у Периандра (тиран Коринфа). Плыл в Италию и Сикелию. - Солон и Крез. Место – Лидия, Сарды. Диалоги. Солон: «Я вижу, что ты владеешь великими богатствами и повелеваешь множеством людей, но на вопрос о твоем счастье я не умею ответить, пока не узнаю, что жизнь твоя окончилась благополучно». - Детство Кира. Место – Скифия, Персия. Астиаг – царь Ск., у него дочь Мандана, ее иуж – Камбис, перс. Сны Астиага и их толкования. Диалоги. - Елена в Египте. Место – Египет, сначала Тарихеи, потом Мемфис. «Это мне рассказали египетские жрецы, и я сам считаю их сказание о Елене правдивым». Если бы она была в Илионе, ее бы сразу выдали Менелаю. Доказательства из Гомера: «Все еще боги в отечество милое мне из Египта Путь заграждали: обещанной я не свершил гекатомбы» (Менелай). В «Киприях» же говорится о том, что прибыли на третий день в Илион. - Кольцо Поликрата. Место – Самос. Поликрат его владыка. Договор о дружбе с Амасисом, царем Египта. Переписка правителей, диалоги Фукидил (470-460 – ок 403гг))- родился в Афинах, принадлежал к знатному роду. Принимал участие в политической жизни Афин. В 424г. командовал небольшой эскадрой у берегов Фракии, не успел прийти на помощь другому отряду около Амфиполя. Город был взять, Фукидид вернулся только в 403г. Тема. История Пелопонесской войны. «Приступил же он к своему труду тотчас после начала военных действий, предвидя, что война эта будет важной и наиболее достопримечательной их всех, бывших дотоле. А рассудил он так, потому что обе стороны взялись за оружие, будучи в расцвете сил и в полной боевой готовности». Аристократия и демократия. Вгляд на историю. Научное мировоз. Представитель греческого просвещения. Божество не играет роли, нет чудес. Все управляется разумом и судьбой. Приходит к выводу, что определенные нравственные качества присущи вообще человеческой натуре. О смутах на о-ве Керкире, что много происходило смут и так будет всегда, пока природа людей та же. - Сделал обзор ранней истории, пользуясь географией, материальными и экономическими отношениями. Методом изучения культурных пережитков выводит заключения о жизни древних. - Внимание на военные действия, но приходится и о внутр. жизни гос-ва. - Выше всего истина (добывал документы, отправлялся на место сражений) - Серьезность и драматизм излож. («моровая язва» Афин – деморализация) Особенности композиции. Книга разделена на 8 книг, по-видимому, после смерти автора. Хотел описать причины войны, поэтому начинает издалека, делает «археологию» - обзор событий после отражения персов, рассказ. об отдельных столкновениях Афин со Спартой. Они и привели к разрыву. Это первая книга. 7 книг – описание войны. Излагал по хронологии. Особенности стиля. - Точность и беспристрастность изложения - Образы исторических деятелей (Перикл – образ умеренной демократии) - Речи (по правилам ораторской техники) - Мало внимания внешней обработке текста, заботился о содержании - В языке много искусственно образованных слов и сочетаний - Фраза иногда по способу «сочинения», иногда сложными периодами Функции речей. В начале делает оговорку, что не имел точной записи речей. Воссоздавая, держался ближе к общему смыслу. В речах старался мотивировать поступки героев или разъяснить сложившуюся ситуацию, вместо того чтобы давать объяснения от себя. Это драматизирует рассказ, образы живее. - «Надгробное слово» Перикла. Выражение идеологии афинской демократии и морального состояния города. Ксенофонт (ок. 440/460 – 530/550г) происходил из знатной и состоятельной семьи. Был учеником Сократа. Был участником похода 401г. Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Отрицательно относился к демократическому правлению. Во время Корнифской войны сражался на стороне Спарты против афинян и Фив. За это был изгнан из Афин. Спартанцы приняли его к себе. Более чем через 20 лет ему вернули граждан. права (361г. – в битве при Мантинее погиб его сын, сражавшийся на стороне союзника) Исторические сочинения: 1) «Анабасис» («Поход»). В 401г. Кс., увлеченный письмами друга Проксена о Кире Мл., пришел к его двору. Как наблюдатель пошел с ним в поход для усмирения одного племени в Малой Азии. У Кира войско 100 тыс и 13 тыс греч. наемников (развитие отношений Эллады и Востока). Но в сражении близ Вавилона Кир был убит. Много красочных мест. 2) «Греческая история». Хотел закончить труд Фукидида. Описывает конец Пелопонесской войны (411г.), о поражении и капитуляции Афин, правлении Тридцати и их низвержении (404г.), Коринфской войне, Анталкидове мире (387г.), битва при Мантинее (362г.). Мысль о том, как Спарта потеряла гегемонию вследствие того, что отступила от своих моральных заветов. Пристрастие к спартанцам в отличии от Фук. (возносит спартанского царя Агесилая и подчеркивает недостатки демократ. Афин). Неровность излож. 3)«Киропедия»(«Воспитание Кира»). Политический роман, не считается с истор данными. Жизнь Кира Старшего. Образ идеального правителя, который появился благодаря хорошему воспитанию. «Царь благородный и счастливый» (критик Дионисий). Гражданское воспитание основано на умении «править и подчиняться». Важны: физич. воспитание и военная подготовка. Отсутствует: умственное и музыкальное развитие. - Внимание на военных подвигах К., мало действия, преобладают речи и моралистические разговоры. - Пародия на демократическое равенство (пиршество царя Астига, где обнимается с пьяными придворными). - Прощание Панфеи с супругом Абрадатом напоминает прощание Гектора с Андромахой. Позже П. сохраняет мужу верность и умирает вместе с ним. «Детство Кира». Кир: человеколюбив, честолюбив, словоохотливый, в юности стал сдержаннее. Кир спрашивает о том, почему детей учат правде, а только потом уловкам. Отец отвечает, что растят добрых граждан, но в определенном возрасте их можно безопасно обучать уловкам. Нет опасения, что воспитанные во взаимном уважении, превратятся в жестоких и грубых. Отец: «Если жертвы и гадания оказались неблагоприятными, не подвергай опасности ни себя, ни свое войско. Ты должен осознавать, что люди руководствуются в своих поступках лишь догадками, не зная точно, что именно принесет им благо». 4) «Агесилай». Образ царя Спарты в идеальном виде (были друзьями). Мировоззрение упрощенное, даже поверхностное. Религиозные взгляды примитивны. Он консерватор, аристократ. Идеализирует монархический строй (кризис рабовладельческого строя). Особенности стиля. - Яркие бытовые сцены - Живая аттическая речь Эпоха синкретизма греческого мира и культуры Востока (Греческая демократия + монархия Персии): - грандиозность (мегаполисы, постройки) - декоративность (в живописи худож. портрет, скульптуры, элемент индивидуализма, мелкая отделка произведений) - гигантские процессии Первые филологические сочинения по грамматике и языкознанию. Литература - понятие воспитания и образования приравнялось к понятию аристократии (образование, культура, литература только для монархов и его окружения) Придворная литература (поэты описывают жизнь монарха): - воспевание монарха - исчезновение обществ.-политич. тематики - сосредоточение на личности - декоративность (мир фантастически приукрашен: пастухи и пастушки) - новые женские образы (Медея в «Аргонавтике») - типизация героев Культурный центр переносится на территорию Востока (Александрия, Пергам). Афины сохраняют значение только как центр театра и философии. Возникает Александрийская библ. – центр гуманирн. и естеств. наук. Возникает Пергамская библ. - изобрели пергамент из-за запрета на папирус Создавались при поддержке царей. Ведут между собой борьбу за рукописи. Эпоха эллинизма – расцвет поэзии и драмы. Александрийский стиль: 1) борьба литерат. направл. за форму (поэзия малых форм: элегия, эпиграмма, эпилии (малый эпос), письма, беседа); эпос уходит на второй план 2) тематика ((внутренний мир человека, его психология) 3) усталость, страх мегаполиса (желание спрятаться в выдуманном мире деревни (идиллии Феокрита)) 4) изменен. трактовок мифов, формальн. отношен. к религии («Аргонавт.») 5) учёный стиль + народная форма
5) отрицательное отношение к Гомеровскому эпосу не мешало александр. поэтам использ. его эпитеты 6) бытовые взаимоотношения (новая бытовая комедия, любовь, эпиграмма) Формы и стили: - второй расцвет греч. поэзии: идиллия, эпилии (малый эпос), эпиграмма - греческий роман (сохранился только любовно-авантюрный) - азианский стиль красноречия (судебное красноречие осталось 2 и 3 софистики в азианском стиле) Буколика 3 в. до н.э. – буколика от (от греч. bukóĺ – пастух, кот. пас быков, коров) → 1 в. н.э. – «эклога» (пастушечья сумка) → 16-17 вв. во Франции – пастораль Идиллия (от греч. εἶδος – образ) появл. в 1 в. до н.э. в схолиях к Феокр. → в эпоху Возражд. идиллия – это 1) настроен., 2) образ жизни, 3) ландшафт. Основал жанр буколики Феокрит (310-250). Жил при дворе, много путешествовал. Сохранилось 20 эпиграмм (в т. ч. надгробные) и 30 идиллий. 1) описание жизни чаще пастухов, рыбаков, жнецов, реже горожан 2) побег от города к деревне, идеализ. сельской жизни (не говорят о труде, о земледелии; говорят о быте (например, об одежде)) 3) место – область Аркадия (стало нарицат. именем идеального пейзажа) 4) конкретн. описания (имена птиц, зверей, деревьев) Тематика: пастухи и пастушки сочиняют любовн. стихи и устраив. поэтич. состяз. (протест против элитарного образования) 5) образ Дафниса (1), образ Полифема (11) – увалень, влюблён в Галатею 6) праздники, процессии, боги 7) как Гомер, не высказ. своё мнение,
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.4 (0.019 с.) |