Экспериментальная часть. Чтение вслух 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальная часть. Чтение вслух



Мы придаем огромное значение осмысленному чтению, но предлагаем детям маленькие книжечки, которые можно читать сначала самостоятельно, шепотом, а потом, разобравшись хорошенько в содержании, — вслух, ясно и четко. Удивительно, как совсем простые книги так долго удерживают внимание учеников, воодушевляют их перечитывать нехитрые тексты снова и снова. То они читают все по порядку, от начала до конца, то выбрав страницу наугад. Прочитав книжку несколько раз, снова возвращаются к излюбленным страницам. В классе дети то и дело встают с места и начинают громко декламировать эти страницы, прекрасно изученные и осмысленные.

Наши книжки сделаны очень тщательно. Текст на правой странице, левая — чистая. Текст занимает не всю страницу, свободное пространство украшено виньетками снизу и сверху.

Вот 20 страниц нашей первой маленькой книжки.

Страница 1. Моя школа называется «Дом ребенка».

Страница 2. В классе для каждого из нас есть маленький стул и

столик.

Страница 3. В классе есть и шкафы, все ребята берут с полок

материалы для учебы.

Страница 4. В нашем красивом классе много цветов и комнатных

растений.

Страница 5. Я часто разглядываю таблицы, которые висят на стенах

Страница 6. Мы все делаем сами: умываемся, кладем вещи наместо,

вытираем пыль. Мы учимся и узнаем много нового.

Страница 7. Знаете, как мы научились одеваться? Мы много

работали пальчиками, застегивали и расстегивали пуговицы,

завязывали и развязывали шнурки, зашнуровывали и

расшнуровывали ботинки.

Страница 8. Кубиков для строительства розовой башни ровно 10.

Они разной величины. Сначала я складываю их как попало на ковре, а потом играю, ставлю кубики один на другой, выбирая все время самый большой.

Страница 9. Розовая башня учит держать равновесие. Ее нужно носить по классу так, чтобы она не развалилась. Это не всегда получается.

Страница 10. Мне нравятся длинные штанги. Их можно класть одну над другой по мере удлинения. Нужно следить, чтобы голубые части оказались друг над другом и красные друг над другом. Получается лесенка с красными и голубыми полосками.

Страница 11. Настоящая лестница получается из коричневых призм. Эти призмы разной толщины. Я их ставлю по порядку и получаю чудесную лестницу из 10 ступенек.

Страница 12. Блоки для вкладышей сделаны из дерева. В них можно вставлять цилиндры разных размеров. Цилиндры отличаются по толщине, высоте и длине. Нужно расставить все цилиндры по местам, а для этого сначала хорошенько их разглядеть и пощупать.

Страница 13. Иногда ребята ошибаются, когда работают с вкладышами: ставят цилиндры на чужие места. Тогда не удастся сложить все цилиндры в блок. Это интересное упражнение. Нужно внимательно посмотреть, найти ошибку и все переделать. Самые ловкие ученики расставляют цилиндры с закрытыми глазами.

Страница 14. Вот цвета: красный, черный, зеленый, желтый, голубой, коричневый, розовый, фиолетовый.

Страница 15. Мне нравится подбирать таблички по цвету, находить нужные среди целой кучи табличек. Я выкладываю длинную пеструю линию.

Страница 16. Мы учимся раскладывать все 64 цветные таблички по порядку. Они 8 красивых цветов, по 8 оттенков каждого цвета. Некоторые ученики умеют выкладывать из табличек пестрый ковер с расплывчатыми линиями.

Страница 17. У нас есть две коробки с матерчатыми лоскутками всех сортов, от самых жестких и плотных, до самых мягких и тонких: кисея, ситец, шерсть, фланель, велюр, шелк. Когда у меня чистые руки, я узнаю много интересного, ощупывая лоскутки кончиками пальцев.

Страница 18. Ученик с завязанными глазами перемешивает все лоскутки, ощупывает их и, довольный, поднимает руки. Он держит в каждой руке лоскуток из той же самой ткани. Он узнал ткань на ощупь.

Страница 19. Вот блоки для вкладывания плоских фигур. Нужно вложить голубые фигуры в рамки, которые точно подходят по форме. Двумя пальцами, средним и указательным, мы обводим контур

фигуры, а потом вставляем ее в отверстие рамки. Несколько упражнений, и вот мы уже вкладываем фигуры в рамки с закрытыми глазами.

Страница 20. Я научился узнавать многие фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, девятиугольник, десятиугольник. Мне было легко выучить все эти слова, ведь вкладыши такие интересные!

 

 

Осмысленное чтение

Осмысленное чтение дети осваивают, как и в Доме ребенка, при помощи карточек. Ученик выбирает карточку (в подготовленной серии определенной сложности), читает ее про себя, а потом выполняет действие, указанное в карточке.

Вот пятилетний малыш берет карточку, на которой написаны два действия, два предложения, например:

Обопрись на стул. Закрой глаза руками и заплачь.

Мы видим, что ученик выполнил пока только одно из предписанных действий: оперся на стул или закрыл глаза руками и заплакал. Ему нравится читать карточки, но те, на которых записаны два предложения, ему нравятся меньше, чем те, на которых написана одна фраза, одно действие, например:

Мальчик выбежал из класса.

В этом случае его радость, усердие, готовность повторять упражнение, блеск глаз помогают нам понять, каков необходимый для него уровень сложности чтения.

Первая серия карточек состоит из простых предложений, вроде тех, что изучались в грамматических упражнениях по теме местоимение. Почти все фразы мы берем из лучших произведений художественной литературы.

 

Серия 1

Он огляделся.

Он посмотрел на нее искоса.

Он пал на колени перед ней.

Он медленно прохаживался по комнате.

Она кивнула.

Она скрестила руки на груди.

Она положила ему руку на плечо.

Он постучался в дверь.

Девочка нахмурила брови.

Он распахнул дверь настежь.

Она шептала ему прямо в ухо.

 

Дети выполняют действие, указанное на карточке, прочитав текст про себя. Но выполняют не равнодушно, а очень выразительно, артистично, эмоционально. Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, повторяя вновь и вновь, как можно точнее, словно репетируя сцену спектакля. Дети обожают эти упражнения. Они уже изучили подобные фразы в грамматических упражнениях, поняли текст до мельчайших подробностей. Это помогает точному исполнению приказа.

Вот фраза: Он пал на колени перед ней. Здесь недостаточно просто опуститься на колени. Нужно броситься, пасть перед какой-нибудь одноклассницей. Весь класс с удовольствием наблюдает происходящее.

Во второй серии на карточках описаны два действия вместо одного.

 

Серия 2

Он распахнул дверь и вышел.

Он вышел из комнаты и запер за собой дверь.

Она подошла к двери и слегка толкнула ее.

Она закрыла лицо руками и разрыдалась.

Он улыбался и потирал руки.

Он сдернул шляпу и низко поклонился.

Она покачала головой и улыбнулась.

Он подбежал к столу и позвонил в колокольчик.

Он с облегчением растянулся на диване и закрыл глаза.

 

В третьей серии карточки с описанием нескольких действий.

Серия 3

Он открыл дверь, пригладил волосы и вошел.

Врач склонился над больным, проверил пульс, потрогал его лоб.

Левый локоть опирается на колено, левая рука поддерживает лоб, правая - потирает подбородок.

Обопрись на стул. Закрой глаза руками и зарыдай.

Он подошел к столу, увидел портрет и схватил его с огромной радостью.

Она вынула из кармана платочек, развернула его, вытерла глаза, полные слез.

 

Серия 4

На карточках написаны сложноподчиненные предложения.

Когда он рисовал, то внимательно посматривал на одноклассников.

Он закрыл глаза руками, чтобы лучше сосредоточиться. Она улыбнулась ему, после того как попросила не отвлекать ее от работы.

Он закрыл глаза, чтобы лучше почувствовать мягкость бархата. Он следил глазами за девочкой, пока она не скрылась из виду. Он шел медленно, опустив голову, словно его одолела печаль.

 

Серия 5

На карточках написаны разные сложные предложения.

Есть трудные описания, некоторые задания требуют произнесения отдельных слов.

Девочка поднялась, прижимая платочек к глазам, и медленно, согнувшись, побрела к окну.

Он сидел устало, опершись правым локтем о колено, закрыв лицо рукой, уставившись в землю.

Он подбежал к Александру, сунул ему под нос свою тетрадь и закричал: «Разве я не прав?»

Он повернулся, выглянул за дверь и сказал со смехом: «Они здесь».

«Я все понял», — сказал Рензо, опустив глаза и скрестив руки на груди.

Он наклонился, собрал рассыпанные карандаши и сказал: «Самый острый сломался».

Фредерик пожал ему руку и сказал: «Доставьте нам удовольствие, останьтесь пообедать с нами. Я вас прошу».

 

Серия 6

Здесь описаны действия, которые нелегко сыграть.

К тому же приходится произносить вслух целые фразы.

Люси сидела, съежившись в углу, обхватив руками колени, спрятав лицо.

«О! - сказал он, бросившись на стул, скрестил ноги, закинул руки за голову, - все это совершенно неважно». «Вы хотите, чтобы я умолял вас рассказать, что произошло с моим учителем», - сказал Марсель, сжав кулаки и пристально глядя на собеседника, словно пытаясь прочитать его мысли.

 

Серия 7

Здесь действие исполняется сразу несколькими учениками.

«Садитесь и покончим с этими Это было сказано таким тоном, что никто не решился возразить. Люди робко присели на краешки стульев и замерли в ожидании.

Вы плохо себя чувствуете сегодня, Марсель?

Нет, все прекрасно - Марсель вытер пот со лба и выпрямился, дыша часто и шумно.

Сколько это стоит?

Ничего!

Как?

Совершенно ничего не стоит.

Тогда я беру, держи, парень, - сказал Луи, протягивая франк.

Отдай это матери.

 

Теперь дети уже не довольствуются простым исполнением описанных действий. Они читают и перечитывают вслух сценки довольно выразительно. Вскоре ученики выучивают многие из них наизусть. Поэтому мы решили сделать книжку из нескольких небольших стихотворений о животных, о снеге, о детях, о Рождестве. Дети читают их сначала про себя, затем вслух, потом учат наизусть и рассказывают в классе.

После вышеописанной подготовки дети начинают «понимать» прочитанное. Преодолены все трудности при чтении сложных синтаксических конструкций — ученики владеют грамматикой. Им интересен и смысл слов, и особенности синтаксической конструкции. В них чувствуется скрытая сила, которая вскоре проявится с чудесной силой.

Вот так мы пробуждаем любовь к чтению. Дети все время хотят «читать», «читать» без конца. Мы спешно готовим все новые книжки, но их никогда не хватает любознательным детям. Мы обращаемся к детской литературе, как родной, так и зарубежной. В классе собирается маленькая библиотека. Однако в данном случае я остаюсь поклонницей американской методики, при которой, помимо создания специальных детских библиотек, для детей открывают специальные залы в больших публичных библиотеках. Там юные читатели могут в огромных каталогах найти богатство, которым они так жаждут овладеть.

Для руководства, совершенствования и регулирования страсти к чтению, для культивирования искусства чтения вслух, необходимо развивать еще одну читательскую способность:

 

 

Слушание

Когда дети уже освоили упражнения на исполнение прочитанных действий, учителю пора начинать читать вслух. Этим мы заняты часами на уроках рисования. Учитель должен читать очень выразительно, этому нужно учить специально. Очевидна разница между обычными учителями и нашими педагогами. Первые читают по-учительски, несколько искусственно, стараясь донести до ребенка то, что он не хочет слышать. Наши учителя читают артистично. Мы считаем искусство — способом жизни. Красота способствует внутреннему развитию. И окружение, и учебные материалы — все должно быть эстетично, чтобы привлекать внимание, вызывать усердие в работе, истинный ключ к самообучению. Учитель должен увлекаться музыкой, живописью, декламацией, остро чувствовать гармонию, иметь хороший вкус, в частности в устройстве интерьера, к тому же обладать определенной утонченностью, чувствительностью к малейшим проявлениям детской души. Словом, стать учителем — это гигантская работа.

Пока в классе царит спокойствие и тишина, нормальная рабочая атмосфера, дети рисуют, учитель может почитать вслух. Иногда само чтение увлекает учеников, но этого нелегко добиться. Музыка помогает привлечь внимание маленьких любителей искусства. Опыт показывает, что добиться сосредоточенного слушания легче, если дети заняты работой, не требующей абсолютной сосредоточенности или вдохновения.

Круг чтения должен быть разнообразен, сказки, рассказы, романы, стихи, исторические сюжеты, порой документальные повести, истории из жизни Христа. Увлекательная достоверная книга может стать началом изучения истории или зарождением интереса к педагогике. Выслушав книгу о воспитании мальчика, выросшего среди животных, вернувшегося к людям и научившегося жить по-человечески, старшие ребята (из школы) заинтересовались нашим методом. Мы отвели их в Дом ребенка, объяснили им наши принципы. Это вызвало огромный интерес, и вскоре школьники стали главными помощниками воспитателей. Дети сумели очень тонко почувствовать особенности внутреннего развития малышей. Мы поняли, что лучшие детские учителя — сами дети, им легче найти общий язык.

Да, благодаря чтению, наши дети увлеклись историей и педагогикой. Ведь книга — кладезь всех премудростей. Дневники путешественников помогут изучить географию, истории из жизни животных — биологию. Чтение поможет учителю ввести детей в разные сферы научной мысли. А ребенок сам выберет себе точку приложения сил, благодаря страсти к чтению. Наш долг — дать ему средство для самообучения и сохранить его интеллектуальные силы, духовную чистоту. Остальное — его дело. Как говорили наши предки, образование — это умение читать, считать и писать, потому что только этому человек не может научиться сам. Следовательно, педагогический метод, научно достоверный, должен способствовать формированию личности, способной развивать свои способности, усиливая, а не растрачивая их, находя необходимую помощь, не теряя внутренней чистоты.

Мы дали детям учебный материал, но мы предоставили им свободу в исследовании окружающей среды. Мы делаем их сильнее, вооружаем знаниями и предоставляем свободу.

 

Арифметика

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.032 с.)