Перед работой с методикой «Профиль» рекомендуется провести краткую мотивационную беседу о значении профессиональных интересов в жизни человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перед работой с методикой «Профиль» рекомендуется провести краткую мотивационную беседу о значении профессиональных интересов в жизни человека.



...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» – спросил мальчик. «Этого никто не знает», – ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» – воскликнул сын. С 14 лет он – ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За три года изучил десять иностранных языков. Совершил путешествие вокруг света. Написал несколько книг. Стал миллионером. Внезапно в 46 лет все бросил и увлекся археологией. Он трудился без сна и отдыха, отдавая все свои силы и сбережения своей мечте, преодолевая малярию, несговорчивость рабочих, недоверие и насмешки ученых всего мира. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле. С обыденной точки зрения поведение Шлимана – чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья – положение в обществе и богатство. Но ему этого было недостаточно. Положение и богатство для него были не целью, а средством. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интересы различают по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), глубине и длительности. Проявления интереса связаны с темпераментом человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Нередко интересы ребенка идут вразрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», –стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза. Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Определить свои интересы вам поможет следующая методика.

Инструкция. Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус. Если сомневаетесь – поставьте знак вопроса. Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.

Бланк для ученика

                   
                   
                   
                   
                   

 

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными, растениями.

23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30. Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать о прочитанных книгах, увиденных фильмах, спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45. Читать географические и геологические карты.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов. Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – география и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.

Чем выше балл в колонке, тем выше интерес к предмету или виду деятельности. Максимальный балл – пять – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.

 

«Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной).

В данной методике объединены две самые известные и теоретически обоснованные типологии, которые дополняют друг друга. По Е.А. Климову, каждый человек согласно своим личностным качествам выбирает определенный тип профессии. В зависимости от предмета труда выделяют следующие группы: человек – человек, человек–техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный образ. По Дж. Холланду, профессиональный успех, удовлетворенность своим трудом зависят от профессионального типа личности (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический).

В методике попарно сравниваются 60 профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. Узнать их содержание, профессионально важные качества и медицинские противопоказания можно с помощью профессиокарт учебно-методического комплекта «Скорая помощь в выборе профессии».

Инструкция. Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. В бланке ответов рядом с кодом наиболее привлекательной из двух профессий поставьте «+». Например, если в паре «Автомеханик (Р)» — «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее профессия физиотерапевта, поставьте «+» в строке «С».

Р                    
С                    
И                    
О                    
П                    
А                    

 

Техника Автомеханик (Р) Физиотерапевт (С)

Специалист по защите информации (И) Логистик (П)

Оператор связи (О) Кинооператор (А)

Водитель (Р) Кассир (С)

Инженер-конструктор (И) Менеджер по автопродажам (П)

Авиадиспетчер (О) Дизайнер сайтов и компьютерных

программ (А)

Природа Ветеринар (Р) Эколог (С)

Биолог-исследователь (И) Фермер (П)

Лаборант (О) Дрессировщик (А)

Агроном (Р) Санитарный врач (С)

Селекционер (И) Заготовитель сельхозпродуктов (П)

Санитарный инспектор (О) Ландшафтный дизайнер (А)

Человек Массажист (Р) Воспитатель (С)

Преподаватель (И) Предприниматель (П)

Администратор (О) Режиссер театра и кино (А)

Официант (Р) Врач (С)

Психолог (И) Торговый агент (П)

Страховой агент (О) Хореограф (А)

Искусство Ювелир-гравер (Р) Журналист (С)

Искусствовед (И) Продюсер (П)

Редактор (О) Музыкант (А)

Дизайнер интерьера (Р) Экскурсовод (С)

Композитор (И) Арт-директор (П)

Музейный работник (О) Актер театра и кино (А)

Знак Верстальщик (Р) Гид-переводчик (С)

Лингвист (И) Антикризисный управляющий (П)

Корректор (О) Художественный редактор (А)

Наборщик текстов (Р) Юрисконсульт (С)

Программист (И) Брокер (П)

Бухгалтер (О) Литературный переводчик (А)

Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8–10 –ярко выраженный тип; 5–7 – средневыраженный тип; 2–4 – слабовыраженный тип. Макси-мальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

1. Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный

2. Интеллектуальный тип. Людей этого типа отличают аналитические способнсти, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между работой и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не главное. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

3. Социальный тип. Люди этого типа предпочитают работу, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди социального типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

4. Офисный тип. Люди этого типа склонны к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

5. Предпринимательский тип. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, самостоятельно принимают решения, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие.

Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

6. Артистический тип. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они обладают обостренным восприятием и талантом общения, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

«Анкета самоопределения»

Цель: служит для первичной оценки готовности подростка к выбору профессии и активизации профессионального самоопределения. Кроме того, эта информация поможет уточнить направления психолого-профориентационной работы с классом.

Процедура диагностики: Ключевым вопросом анкеты является вопрос о выборе профессии. Респондент, выбравший профессию, переходит к вопросу №2, который может прояснить мотивы этого выбора. На вопрос №3 отвечают респонденты, еще не выбравшие профессию. Их ответы помогут увидеть причины, затрудняющие выбор, и наметить пути психолого-педагогической помощи соответствующим группам учащихся. На вопрос №4 отвечают выбравшие профессию. Смысл вопроса в том, чтобы дать подросткам возможность увидеть множество условий правильного выбора профессии и оценить обоснованность своего выбора. Цель следующего вопроса (5) – не только оценка уровня притязаний респондентов. Данный пункт анкеты позволяет озвучить достоверную информацию о средней заработной плате как в целом по стране, так и в конкретных регионах, что может повлиять на обычно завышенный уровень притязаний молодых людей. Вопрос о соотношении трудовых затрат и материальном вознаграждении (6) логически связан с предыдущим. Респонденты должны задуматься над тем, какую цену они готовы платить за большую зарплату. Вопрос о ресурсах, на которые респондент рассчитывает при достижении своих профессиональных целей (7), косвенно затрагивает его ценностные ориентации. Ответы на вопросы 6, 7 выявляют ресурсы для достижения своих целей. Такого рода показатели отражают «феномен цены» (В.С. Магун), которая должна быть заплачена человеком для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Можно предположить, что далеко не всегда «цена» соответствует тем достижениям, за которые она заплачена. Если жизненная удовлетворенность является как бы вознаграждением за успехи и достижения, то усталость – цена за них. Соотношение этих показателей позволяет охарактеризовать актуальную жизненную ситуацию с точки зрения степени ее благоприятности для респондентов. Это особенно наглядно проявляется в зрелый период жизни, когда слишком дорогую цену приходится платить за неправильные решения, ошибочные цели и планы. Но подростки, опираясь на свой опыт, тоже способны осознать этот феномен (Е.И. Головаха). Вопрос №8 включен для учащихся, выбирающих профиль обучения. Осознанное желание самого подростка учиться в профильном классе не менее значимо, чем оценки и результаты психологической диагностики.


Анкета

1. Если вы уже выбрали профессию, напишите, какую.______________________

2. Что повлияло на ваш выбор (для тех, кто уже выбрал, – не более трех вариантов):

1) высокая зарплата;

2) престижно;

3) мне это интересно;

4) посоветовали родители;

5) возможность трудоустройства.

3. Если не выбрали, то почему (для тех, кто еще не выбрал):

1) плохо знаю мир профессий;

2) плохо знаю свои возможности;

3) не могу выбрать из разных вариантов;

4) не знаю, как выбирать профессию;

5) еще не задумывался об этом.

4. Что вы знаете о своей будущей профессии (для тех, кто уже выбрал профессию, – не более трех вариантов):

1) предмет, содержание, условия труда;

2) профессионально важные качества;

3) где можно получить эту профессию;

4) спрос на профессию на рынке труда;5) все вышеперечисленное;

6) ничего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.042 с.)