Под редакцией Т.Е. Косаревской 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под редакцией Т.Е. Косаревской



ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

(выпускной курс)

 

Методические рекомендации

 

Под редакцией Т.Е. Косаревской

Витебск

ВГУ имени П.М. Машерова

2016


 

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88p30я73

П24

 

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол №

 

 

Составители: заведующая кафедрой психологии ВГУ имени П.М. Машерова кандидат психологических наук, доцент, Т.Е. Косаревская; доцент кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат психологических наук М.Е. Шмуракова; заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №45 г. Витебска» Курякова М.Р.; старшие преподаватели кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова Р.Р. Кутькина, Е.П. Милашевич; А.А. Ганкович; Д.В. Алексеенок

Под редакцией Т.Е. Косаревской

 

Рецензент:

заведующий кафедрой прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова,кандидат психологических наук С.Л. Богомаз

Педагогическая (преддипломная) практика: задания по психологии (выпускной курс ): методические рекомендации / сост. Т.Е. Косаревская [и др.]; по ред. Т.Е. Косаревской.– Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - с.

 

Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по организации и методическое обеспечение психологического блока педагогической практики для студентов дневной и заочной формы обучения, факультета обучения иностранных граждан. Рекомендовано для студентов специальностей профилей: A «Педагогика», D «Гуманитарные науки», G «Естественные науки».

 

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88р30я73

 

©Издательство ВГУ имени П.М. Машерова, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… II. I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ 1.1 Основные элементы организации практики   1.2 Обязанности участников практики   1.3 Взаимодействие студента-практиканта и школьного психолога   1.4 Перечень отчетной документации      
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ЗАДАНИЯМ ПО ПСИХОЛОГИИ НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ   2.1 Содержание практики.   2.2 Методики, предлагаемые к использованию при выполнении исследовательских заданий Модуль 1. Психологическая характеристика учебной группы (класса) Модуль 2. Профессиональное самообразование. Совершенствование профессиональной деятельности. III. IV. V.

Введение

Важным элементом современного высшего образования является методическая подготовка будущих специалистов, которая позволит им эффективно применить свои знания на практике, освоить все новое, что появляется в области профессиональной деятельности. Чтобы обеспечить подготовку будущих специалистов к выполнению многообразных функций, их деятельность должна носить многофункциональный характер. Существенную роль в подготовке специалиста играет практика. В ходе педагогической практики студентов осуществляется становление и развитие профессиональных компетенций, относящихся к обучающей, развивающей и ценностно-ориентационной деятельности.

При организации и проведении практики особое значение придается следующим компетенциям:

академические компетенции:

АК-1 уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач,

АК-2 владеть методами научно-педагогического исследования,

АК-4 уметь работать самостоятельно,

АК-8 обладать навыками устной и письменной коммуникации,

АК-10 уметь регулировать взаимодействие в образовательном процессе;

социально-личностные компетенции:

СЛК-3 обладать способностью к межличностным коммуникациям,

СЛК-5 способность к критике и самокритике;

профессиональные компетенции:

ПК-1 управлять учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся,

ПК-10 осуществлять профилактику девиантного поведения обучающихся,

ПК-13 организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися,

ПК-16 оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их воспитанности и развития,

ПК-17 осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности.

 

Практика проводится с отрывом от учебных занятий. На этом этапе освоение профессиональных навыков осуществляется посредством выполнения всех функций учителя, что предполагает «погружение» в жизнь и проблемы современной школы. Студентам предстоит самостоятельно провести несколько уроков, различных коллективных и массовых воспитательных дел вместе с учениками. Практика включает также изучение личности и коллектива школьников, что является основным содержанием заданий по психологии, предложенных для студентов. В то же время практика – это и способ расширения и углубления знаний, проверка профессиональной пригодности будущих специалистов.



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

1.1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Практика студентов выпускного курса проводится с отрывом от учебных занятий.

Организация практики предполагает:

1. Проведение установочной конференции по практике в вузе.

2. Планирование и организацию психолого-педагогической деятельности студента в школе.

3. Подготовка и проведение итоговой конференции в вузе.

На установочной конференции студент получает необходимые методические указания по выполнению заданий по психологии, знакомятся с обязанностями и правами студента-практиканта.

Основным документом, свидетельствующим о выполнении заданий по психологии, является дневник.

Оформление титульного листа дневника

ДНЕВНИК

Студента ___ курса, группы № ___ факультета _____ дневное/заочное обучение

ФИО______________________________________________________________________

проходящего практику в ________ классе ГУО СШ № _______ г. ______________

с _____ (число, месяц, год) по ____ (число, месяц, год)

Руководитель практики от кафедры психологии ________________________

 

В дневнике на первой странице даются сведения: фамилия, имя, отчество директора, завуча школы, школьного психолога, классного руководителя и руководителя практики от кафедры психологии. На второй странице, руководствуясь задачами и содержанием программы практики по психологии, студент составляет индивидуальный план работы на весь период практики.

Схема составления индивидуального плана работы

Дата Виды выполненных работ Отметка о выполнении Замечания. Рефлексия
       

 

В графе «Дата» студент указывает число выполнения задания. В графе «Виды выполненных работ» отмечает выполнение того или иного задания программы, конкретно, указывая вид работы (диагностика, обработка результатов, анализ и интерпретация полученных результатов, составление рекомендаций и т.д.). Колонка «Отметка о выполнении» даёт возможность руководителю отметить качество выполнения заданий оценкой или отметкой. В графу «Замечания, рефлексия» студентом и руководителем вносятся замечания и размышления по содержанию заданий и особенностям их проведения. На следующую страницу студент вносит список учеников класса, в котором он проходит практику.

На последующих страницах студент фиксирует результаты выполнения каждого задания программы: указывает номер задания, название используемой методики, описывает особенности выполнения учащимся задания, анализирует и интерпретирует результаты исследования, проведённого с учащимися, психологического анализа урока, анализа собственное педагогической деятельности, делает выводы после каждого задания и дает необходимые рекомендации для учителей и родителей.

 


1.2 ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРАКТИКИ

Руководитель практики от кафедры психологии:

- Подбирает исследовательские материалы для определения мотивационной направленности, межличностных отношений в учебной группе, анализа собственной педагогической деятельности в период прохождении я практики, консультирует по методике их проведения;

- по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов;

- оказывает психологическую помощь при затруднениях во взаимоотношениях студентов с педагогическим коллективом;

- участвует в психологических наблюдениях и диагностиках, проводимых студентами, руководит совместным анализом полученных данных;

- анализирует и оценивает результаты выполнения студентами заданий по психологии;

- выступает с сообщениями о результатах психологической деятельности студентов-практикантов на итоговой конференции по практике и заседании кафедры;

- готовит отчёт о выполнении заданий по психологии за период прохождении практики студентами.

Студент – практикант:

- участвует в установочной и итоговой конференции;

- соблюдает план работы, присутствует на практике ежедневно;

- проявляет достаточно высокий уровень социально-психологической культуры, вступая во взаимодействие с педагогами, школьниками и их родителями;

- изучает психологическую литературу, рекомендованную на практике;

- выполняет все задания, предусмотренные программой практики;

- своевременно и аккуратно оформляет необходимую документацию;

- проводит самоанализ уровня подготовки по психологии;

- высказывает предложения по организации практики.

Для эффективного выполнения заданий по психологии студент должен быть включён в систему взаимодействия «ученик- класс- учитель- психолог».

 

1.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА И ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Можно обозначить следующие пути взаимодействия студента-практиканта и школьного психолога:

§ информация о психологических особенностях класса и конкретных учеников;

§ обращение за помощью в трудных случаях, когда студент практикант сам не в состоянии решить вопрос, т.е приобретение опыта;

§ знакомство с деятельностью школьного психолога – посещение кабинета, посещение мероприятий, проводимых школьной психологической службой;

§ выполнение заданий по психологии, которые даются на период практики: психологическое просвещение, элементарная психодиагностика;

§ осознание концепции психологической службы.

 

1.4 ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Для оценки деятельности студента на практике, а также для подготовки и качественного проведенияитоговой конференции студент должен сдать отчётную документацию методисту по психологии не позднее 5 дней после окончания практики.

Отчетная документация может быть написана чётким, аккуратным почерком, без зачёркиваний и сокращения слов или в печатном виде на одной стороне листа и сдана руководителю практики от кафедры психологии.

Титульный лист папки

 
 
ВГУ имени П.М. Машерова Кафедра психологии   ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ о педагогической практике   Ф.И.О. студента Факультет, группа Ф.И.О. руководителя практики от кафедры психологии   Витебск 20_ _ г.

 

 


Дневник по практике, в котором студент ежедневно фиксирует процесс выполнения заданий по психологии и дает анализ полученных результатов.

Эмпирические материалы (бланки ответов, протоколы, результаты выполнения школьниками психодиагностических заданий).

Отчёт - рефлексия практики - анализ своих мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышления и осознание того, как вас воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги и самоанализ успешности и результативности прохождения педагогической практики.

В отчёте студент может отметить эффективность общения и взаимодействия со школьниками, полноту и качество выполнения заданий по психологии, трудности, с которыми встретился студент на практике, степень достаточности теоретических знаний по психологии, степень удовлетворённости своей деятельностью, владение умениями в изучении личности ученика и взаимоотношений в классе, анализа собственной педагогической деятельности, предложения по совершенствованию подготовки, организации и содержанию практики по психологии.

 

Руководитель практики от кафедры психологии проверяет отчётную документацию, опираясь на критерии оценки деятельности студента на практике:

1. Уровень владения студентами психологическими знаниями.

2. Уровень сформированности профессиональных умений психолого-педагогической деятельности студента-практиканта.

3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности.

4. Личностное отношение студентов к практике

5. Качество оформления и своевременность сдачи документации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Студенту университета, выполняющему в ходе практики функции учителя, необходимо знание психологических закономерностей процессов обучения и воспитания, конкретных технологий познания личности школьника и стратегий оптимального взаимодействия с учеником, а также умение в случае необходимости сделать заказ школьному психологу и сотрудничать с ним.

Содержание деятельности студентов в ходе практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности учителя.

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ:

§ формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

§ формирование профессиональных компетенций, позволяющих эффективно реализовывать обучающую, воспитательную развивающую, ценностно-ориентационную деятельность;

§ формирование профессиональных компетенций, позволяющих организовать целостный образовательный процесс с учётом современных образовательных технологий и педагогических инноваций

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

Студент как будущий специалист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

§ управление учебно-познавательной, учебно-исследовательской и другими видами деятельности обучающихся;

§ регулирование образовательных отношений и взаимодействий в образовательном процессе;

§ использование оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;

§ организация учебных занятий и воспитательных мероприятий;

§ развитие навыков самостоятельной работы обучающихся;

§ формирование базовых компонентов культуры личности обучающегося.

 

 

2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Направление деятельности студентов во время прохождения практики, обеспечивающие закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности представлено в таблице 1.

Задание по практике состоит из двух модулей:

Модуль 1. Исследовательское задание – психологическая характеристика учебной группы (класса), включающее в себя исследование мотивационной направленности учебной группы, межличностных отношений, определение проблем развития группы, подбор и проведение психотехнических методик, упражнение направленных на развитие группы.

Исследовательское задание (психологическая характеристика учебной группы) выполняется в соответствии с возрастной категорией учащихся по одному из вариантов:

ВАРИАНТ А – в работе с учащимися начальной школы;

ВАРИАНТ Б – в работе с учащимися 5-9 классов;

ВАРИАНТ В – в работе с учащимися старших классов.

Каждый вариант предполагает исследование особенностей межличностных отношений в группе, мотивационной направленности группы, особенностей развития группы. Студенту предлагается 3 блока методик различного уровня сложности.

Модуль 2. Профессиональное самообразование. Совершенствование профессиональной деятельности. Модуль включает в себя задания, направленные на анализ собственной педагогической деятельности в период прохождения практики и определение траекторий своего индивидуального профессионально-личностного развития как будущего специалиста.


Таблица 1

Направления деятельности обучающихся во время прохождения практики, обеспечивающие закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности

Вид профессиональной деятельности Формируемые профессиональные компетенции Задания по практике Диагностика и самодиагностика
· обучающий; (научно-исследовательский); · воспитательный; · ценностно-ориентационный · (организационно-управленческий).   академические компетенции: АК-1 уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач, АК-2 владеть методами научно-педагогического исследования, АК-4 уметь работать самостоятельно, АК-8 обладать навыками устной и письменной коммуникации, АК-10 уметь регулировать взаимодействие в образовательном процессе, социально-личностные компетенции: СЛК-3 обладать способностью к межличностным коммуникациям, СЛК-5 способность к критике и самокритике, профессиональные компетенции: ПК-1 управлять учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, ПК-10 осуществлять профилактику девиантного поведения обучающихся, ПК-13 организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися, ПК-16 оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их воспитанности и развития, ПК-17 осуществлять профессиональное самообразование и самовоспитание с целью совершенствования профессиональной деятельности)   Модуль 1. Исследовательское задание, включающее в себя исследование характеристик учебной группы (класса), мотивационной направленности, проблем и перспектив развития группы. Исследовательское задание выполняется в соответствии с возрастной категорией учащихся по одному из вариантов: Вариант А – в работе с учащимися начальной школы; Вариант Б – в работе с учащимися 5-9 классов; Вариант В – в работе с учащимися 10-11 классов Каждый вариант предполагает исследование особенностей межличностных отношений в группе, мотивационной направленности группы, особенностей развития группы (студенту предлагается 3 блока методик различного уровня сложности) Основными критериями диагностики эффективности прохождения практики студентом являются: · уровень теоретического осмысления студентом проблем профессиональной деятельности; · уровень профессионализма, отраженный в целеполагании, планировании, организации, содержании, формах, анализе деятельности и оценке полученных результатах; · качество выполнения всех заданий практики; · качество отчетной документации. Для проведения самодиагностики предлагается анкета по итогам производственной практики
· развивающий; · (организационно-управленческий)   Модуль 2. Профессиональное самообразование. Совершенствование профессиональной деятельности. Модуль включает в себя задания, направленные на анализ собственной педагогической деятельности, в том числе организационно-управленческих навыков работы с классом, в период прохождения практики и определение траектории своего индивидуального профессионально-личностного развития как будущего специалиста

2.2 МЕТОДИКИ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ

Модуль 1. Психологическая характеристика учебной группы (класса)
Характеристика Вариант А Вариант Б Вариант В
Для работы с учащимся начальной школы Для работы с учащимся 5-9 классов Для работы с учащимся 10-11 классов и колледжей.
1.1 Исследование мотивационной направленности группы Анкета по изучению школьной мотивации. (Модифицированный вариант Н.Г. Лускановой) Методика изучения мотивации обучения у подростков   Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модифи- кации Г.В. Резапкиной).  
Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)   Диагностика структуры учебной мотивации школьника «Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной).  
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» Структура интересов «Анкета самоопределения»
1.2 Исследование особенностей межличностных отношений в группе Методика «Социометрический опрос»  
Тест «Два домика Эспресс-методика изучения социально-психологического климата Атмосфера в классе (группе)
  Методика оценки привлекательности группы Методика диагностики межличностных отношений Лири
1.3 Развитие и коррекция межличностных отношений в группе (классе)   Подбор и проведение психотехнических методик, упражнений направленных на развитие группы. Цель: развивать коммуникативные навыки членов группы, способствовать снижению уровня проблем в межличностных отношениях.
1.4 Итоговая отчетность модуля 1. Психологическая характеристика учебной группы (класса) Составление профориентационного профиля класса  
Модуль 2. Профессиональное самообразование. Совершенствование профессиональной деятельности.
2.1 Психологический анализ урока Психологический анализ урока
2.2 Анализ собственной педагогической деятельности в период прохождения практики. Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию»
Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
Анкета по итогам практики
           

Модуль 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОЙ ГРУППЫ (КЛАССА)

1.1 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГРУППЫ

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень? А) не очень

Б) нравится

В) не нравится

Количественный анализ

Рисунки, сюжет которых соответствуют теме, оцениваются следующим образом:

1) ребенок отображает учебные ситуации (высокий уровень школьной мотивации, учебная активность, наличие у школьника познавательных мотивов) – 30 баллов;

2) на рисунке изображены ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами (положительное отношение к школе с преобладанием внешней мотивации) – 20 баллов;

3) ребенок рисует игровые ситуации в школе (положительное отношение к школе с преобладанием игровой мотивации) – 10 баллов.

По результатам проведения проективной методики со всеми учениками класса студент составляет итоговую таблицу:

«Отношение к школе»

Имя ученика   Содержание рисунка Кол-во баллов по рисунку Вид мотивации, отношение к школе
         

Студент – практикант проводит работу со всем классом, рисунки детей анализируются, и делается вывод об отношении младшего школьника к школе, учебной деятельности, о предпочитаемых видах деятельности. Констатируется итоговый результат (количественный и качественный) по данной методике по всему классу. (Рисунки детей прикладываются к отчётной документации по итогам практики)

Тест

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

5. Я учусь, чтобы быть полезным людям.

6. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

7. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

8. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Анкета

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое предложение и предложенные варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для …

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы …

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось бы учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в ВУЗ и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) хорошую работу;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни …

а) получить высшее образование;

б) мне пока не известна;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

5. Моя цель на уроке …

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять новую тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то …

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке — это …

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение новой темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е) общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие оценки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы;

б) мне интёресна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;
е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они …

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (Таблица 4).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 4

Тест

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня про­падает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одно­классников.
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны ро­дителей и учителей.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объ­яснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

Структура интересов

Шкалы: география, физика, биология, техника, политика, мораль, экономика, филосо­фия, психология, литература, легкая музыка, классическая музыка, мода, хореография, ис­кусство кино, путешествия, спорт

Цель: выявление структуры интересов учащихся.
Инструкция к тесту: Проставьте против каждой из нижеприведенных фраз цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для вас:
- 1 – совершенно неприемлемо,
- 2 – неинтересно,
- 3 – интересно,
- 4 – весьма интересно.

ТЕСТ

1. Классическая музыка как сопровождение к спортивным упражнениям.
2. Взаимосвязь спорта и политики.
3. Выбор частот и т.п. физические вопросы, связанные с беспроволочной передачей легкой музыки.
4. Соотношение относительной и абсолютной истин на примере изучения географии.
5. Животные и растения пяти континентов.
6. Удешевление производства товаров путем применения автоматики.
7. Обмен валюты во время заграничных поездок.
8. Произведения мировой литературы в кино.
9. Совместные каникулярные путешествия девочек и мальчиков.
10. Мотоспорт.
11. Нагрузка на мышцы и сердце танцоров.
12. Психологические проблемы процессов творческого мышления у великих физиков.
13. Модная спортивная одежда спортсменов в различных видах спорта.
14. Изображение типов людей в кино.
15. Моральные проблемы в медицине и в других областях биологии.
16. Спортивная дружба между девочками и мальчиками.
17. Моделирование костюмов на киностудиях.
18. Особенности технических сооружений для добычи полезных ископаемых в горной мест­ности и на равнине.
19. Тетради с записями модных песенок (шлягеров).
20. Влияние музыки на производительность труда.
21. Задачи моды в обыденном самопознании человека.
22. Политические события в кино.
23. Цели и формы ведения психологической войны.
24. Физические проблемы передачи звука и световые эффекты в оперных спектаклях.
25. Одежда для концерта.
26. Средства обороны армий.
27. Отношения между мужем и женой, между родителями и детьми.
28. Развлекательная музыка из фильмов.
29. Формирование объективного мнения путем рецензий на фильмы.
30. Путешествие в горы и к озерам европейских стран.
31. Излучения в недрах Земли и в атмосфере.
32. Траектория полета прыгающего с трамплина лыжника и другие физические проблемы спорта.
33. Короткометражные фильмы об опытах, связанных с наукой об электричестве.
34. Связь темперамента и нервной системы.
35. Здоровье и одежда.
36. Поездки спортивных команд.
37. Кинорепортажи о работе на крупных предприятиях.
38. Темперамент и стиль танца.
39. Ответственность физика за применение его изобретений и открытий.
40. Кричащая и скромная одежда.
41. Спортивные фильмы.
42. Танцы как символ трудового процесса.
43. Рабочая спецодежда.
44. Книги о современном танце.
45. Технические аппараты для измерения силы воли и других психических свойств.
46. Кинофильмы о редких животных и растениях.
47. Изменения, происходящие в легких, сердце и других органах спортсмена.
48. Книги по географии.
49. Роль физики в познании мира.
50. Технические приборы для записи музыки.
51. Познаваемость процессов развития моды.
52. Случайность и закономерность спортивных рекордов.
53. Верность, прямолинейность, характер людей.
54. Правильность отражения жизни с помощью шлягеров.
55. Свобода печати.
56. Классическая балетная музыка.
57. Киногерой как образцы морали людей.
58. Способность к музыке и чувство ритма.
59. Танцевальная музыка.
60. Использование бактериологического оружия.
61. Результаты экспедиций как доказательство правильности гипотез.
62. Проблемы обучения с помощью автоматов.
63. Голоса животных в музыкальных произведениях.
64. Затраты на постановку оперы.
65. Демонстрация моделей одежды в сопровождении м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.188 с.)