Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология психологической коррекционно-развивающей работы.Стр 1 из 8Следующая ⇒
МИНОБР НАУКИ РОССИИ Федеральное Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный Федеральный Университет» Академия психологии и педагогики Методология психологической коррекционно-развивающей работы.
1. Комплексная программа психологической коррекционно-развивающей работы. 2. Коррекционно-развивающая программа для конкретного клиента на примере художественного произведения («Меркурий в опасности») Выполнила: студентка 3 курса, очной формы обучения направления подготовки 44.03.02. – психолого-педагогическое образование Мамедова С.Я. Г.Ростов-на-Дону Содержание:
1. Методология психологической коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ
Введение …………………………………………………...........................3 Цели программы …………………………………………………………..4 Задачи программы…………………………………………………………4 Этапы реализации программы ……………………………………………4 Приложение 1 ………………………………………...……………………6 Приложение 2 …………………………………………………………….12 Приложение 3 …………………………………………………………….13 Приложение 4 …………………………………………………………….13 Приложение 5 …………………………………………………………….14 Приложение 6 …………………………………………………………….15 Приложение 7 …………………………………………………………….17 Приложение 8 …………………………………………………………….19 Список литературы ………………………………………………………24
2. Коррекционно-развивающая программа для конкретного клиента на примере художественного произведения («Меркурий в опасности»)
Введение………………………………………………………………….25 Теоретический обзор…………………………………………………….25 Практическая часть: Психологическая характеристика ребенка …….25 Программа психологической коррекционно-развивающей работы….27 Цель программы: …………………...……………………..……………..27 Задачи программы: ……………………………………….……………...27 Формы работы: …………………………………………………………..27 Методы работы: …………………………………………..……………...27 Этапы реализации программы: …………………………………………28 Самоанализ: ………………………………………………………………29 Приложение 1………………………………………..……………………30
Приложение 2………………………………………..……………………34 Приложение 3………………………………………..……………………35 Приложение 4………………………………………..……………………37 Приложение 5………………………………………..……………………45 Приложение 6………………………………………..……………………51 Список литературы………………………………………..……………...52
Модуль 2 I этап Цель: этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Задачи: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей, оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. II этап Цель: этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Задачи: обеспечение организованного особым образом образовательного процесса и процесса специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Для реализации поставленных задач применяются следующие методы: - метод беседы; - методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах; - методы исследования личности (психодиагностические процедуры); - метод анализа конкретных ситуаций; - игровое моделирование; - развивающие игры; - имитационные игры. В зависимости от целей и задач урока, преподаватель может применять такие приемы, как свободная беседа, игровое моделирование, ролевое обучение и т. д. Значительное количество времени уделяется проективным рисункам, так как именно этот способ самовыражения для детей более естественен и обладает коррекционным свойством, а иногда и психотерапевтическим действием. Каждое занятие заканчивается рефлексией – • что мы сегодня узнали?; • что для вас было новым и интересным?; • какие чувства вы испытывали?; • что понравилось на занятии? и самооценкой. Таким образом, проведение подобных занятий неизменно ведет к расширению знаний и способностей детей, углублению социальной коммуникабельности учеников в разных видах учебной деятельности, во взаимодействии с учителями и сверстниками, а также друг с другом. Они научаются межличностным взаимодействиям, разным формам общения и способам выражения своих чувств.
III этап Цель: этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Задачи: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
Ф ормы и методы оценивания результатов Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования. Результаты тестирования фиксируются в журнале учебной группы. Критерии оценки (подробное описание в приложении): 1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А. М. Прихожан) 2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов). 3. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста». 4. Диагностика концентрации внимания с помощью методики «Корректурная проба». 5. Диагностика слуховой памяти. Методика «Десять слов». 6. Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры». 7. Диагностика умственного развития. Тест Переслени-Подобед. 8. Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Методика определения готовности к школе» Л. А. Ясюковой. (прилож.1) 9. Диагностика адаптации к школьному обучению – «Шкала тревожности» А. М. Прихожан, «Школа зверей». 10. Диагностика готовности к переходу в среднее звено – ГИТ (групповой интеллектуальный тест); социометрия, «Оценка уровня тревожности» Кондаша, «Изучение направленности на приобретение знаний».
IV этап Цель: этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Задачи: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Диагностический инструментарий для углубленного индивидуального обследования 1. Тест Векслера. 2. Тест школьной тревожности Филлипса. 3. Карта наблюдений Стотта (модифицированный вариант).
Приложение 1 Сводная характеристика
Педагог-психолог______________________________
Приложение 2. Приложение 3. Речевые аналогии Инструкция: «А теперь представь «стол» и «скатерть». Эти два слова както между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол–скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол–скатерть». «Пол»,— выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример. Продолжение инструкции: «Ручка–писать»— как связаны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка–писать»? «Нож»,— выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный». Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайтезадания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы. Пары слов 1. стол: скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди. 2. ручка: писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный. 3. сидеть: стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий. 4. город: дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары. За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 4 балла).
Приложение 4. Произвольное владение речью Задание 4.1. Исправление семантически неверных фраз Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно». Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Аналогично поступайте и со вторым предложением. Предложения 1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.) 2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.) Задание 4.2. Восстановление предложений Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение целиком». Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.
Предложения 1) Оля.... свою любимую куклу. (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.); 2) Вася... красный цветок. (сорвал, подарил, увидел и т. п.). Задание 4.3. Завершение предложений Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи». Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа. Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему: «Придумай чтонибудь, чем можно было бы закончить - это предложение». Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка и похвалите его за работу. Предложения 1) «Если в воскресенье будет хорошая погода, то...» (мы пойдем гулять и т. п.) или «Если на улицах лужи, то...» (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.); 2) «Ребенок ходит в детский сад, потому что...» (он еще маленький, ему там нравится и т. д.) или «Мы тепло одеваемся, потому что...» (на улице холодно и т. п.); 3) «Девочка ударилась и заплакала, потому что...» (ей стало больно, очень торопилась и т. п.) или «Дети любят мороженое, потому что...» (оно вкусное, сладкое и т. д.); 4) «Саша еще не ходит в школу, хотя...» (уже собирается, уже подросла и т. п.) или «Даша еще маленькая, хотя...» (уже ходит в садик и т. д.). За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки— 0,5 балла (максимально 8 баллов). Приложение 5. Приложение 6. Визуальные аналогии Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение №6). Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «кошечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда (показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи». Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что нарисовано на картинках, а только показывайте. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка. За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 8 баллов). Правильные ответы: 1. Цыпленок (картинка 3). 2. Портфель (картинка 2). 3. Глаз (картинка 4). 4. Бумага (картинка 3). 5. Еж (картинка 4). 6. Электроплитка (картинка 2). 7. Мороженое (картинка 1). 8. Лицо (картинка 4).
Приложение 7. Абстрактное мышление Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.
Задание 7.1 Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано чтото такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку». Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию. Правильный ответ: электроплитка— картинка 2.
Задание №7.2 Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть чтото общее. Какую из нижних
картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди), и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это об щее повторилось? Какая из нижних картинок лучше всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи». Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать. Правильный ответ: две ягодки— картинка 2 Задание 7.3. Инструкция: «Какое слово длиннее— «кот» или «котенок»?». Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя. Задание 7.4 Инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (показать): 2, 4, 6, … Сюда (показать на многоточие) какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?». Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена. За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 4 балла). Собеседование с учителем позволит определить достигнутый к моменту опроса уровень развития ум ственных навыков ребенка. В бланке фиксации результатов подсчитайте общую сумму баллов, набранных ребенком с первого по восьмое задание. Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6–7летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл.
Высокий суммарный результат для дошкольника— более 26 баллов, низкий— менее 15 баллов. Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок; в 3, 4, 6, 8 заданиях набирает по 2–3 балла, в 5м задании — 5–6 баллов, а в 7м — только 2 балла.
Список литературы методического материала: 1) Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня. С-П.- Рига, Педагогический центр «Эксперимент». 1998. 2) Казанский О. А. Игры в самих себя. М. Роспедагентство. 1995. 3) Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. М.. 1993. 4) Руководство практического психолога. (Под ред. Дубровиной И. В.) М. «АсаdеmiА». 1995. 10) Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. Творческий центр «Сфера». 2001. 5) Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. 2. 3. 4. - М.: «Генезис», 2003. 6) Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997
2. Коррекционно-развивающая программа для конкретного клиента на примере художественного произведения («Меркурий в опасности») Введение
Основу программы коррекционной работы составляет понятие детского аутизма. Слово аутизм происходит от латинского слова «autos» – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком. Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность его проявлений. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка. Для таких детей характерно резкое нарушение социальной адаптации, отсутствие простейших навыков общения. Они стремятся уйти от общения, неспособны играть с другими детьми, отсутствует интерес к окружающему миру, в поведении наблюдаются стереотипность, страхи, агрессия, самоагрессия. Для семьи, в которой воспитывается такой ребенок, осознание проблемы зачастую наступает внезапно. В момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем».
Теоретический обзор В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, с каждым годом растет. По состоянию на 1 января 2015 г. в медицинских организациях одного округа РФ состоит на диспансерном учете 141 ребенок с диагнозом «детский аутизм», из них от 0 до 14 лет – 126 детей, в возрасте от 15 до 17 лет – 15 детей. Из них детей с диагнозом, установленным впервые в жизни в 2014 году – 16 человек, все эти дети в возрасте от 0 до 14 лет (информация получена от департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в 10 раз и считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем. Учитывая глобальность проблемы, в ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.
Приложение 1 Шкала оценки А. В. С. (аутистическое поведение) Фамилия, имя ребёнка___________________________ Дата рождения____________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.098 с.) |