Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации



 

3.1. Понятие конституционного строя.

3.2. Демократическое государство.

3.3. Правовое государство.

3.4. Федеративное устройство.

3.5. Суверенное государство.

3.6. Республиканская форма правления.

3.7. Экономическая основа конституционного строя.

3.8. Социальное государство.

3.9. Идеологическое многообразие, политический плюрализм.

3.10.Светское государство. Основы правового положения

религиозных объединений.

 

Понятие конституционного строя

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией. Великобритания, к примеру, является монархией, США – президентская республика, Италия – парламентская республика, Россия – республика. Одни страны представляют собой федерации, другие относятся к унитарным государствам.

Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями, обеспечивающими в своей совокупности такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Таким образом, конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство.

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства,

Согласно Конституции, к основам конституционного строя России относятся: демократизм, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, правовое государство, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство. К основам конституционного строя также относятся федерализм, суверенность российского государства и республиканская форма правления. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт – «основы конституционного строя Российской Федерации», – занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Незыблемость основ конституционного строя России гарантируется особым порядком изменения первой главы Конституции. Как уже упоминалось, первая глава Конституции не может быть изменена Федеральным Собранием. Если возникает необходимость в изменении основ конституционного строя, это означает, что нужно разработать новую Конституцию.

 

Демократическое государство

 

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – есть демократическое государство (часть 1 статьи 1). Демократия в переводе с греческого означает народовластие. Народовластие предполагает принадлежность публичной власти народу. Конституция устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (часть 1статьи 3).

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем, не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

Существуют две организационно-правовые формы народовластия – непосредственная и представительная. Конституция закрепляет, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления (часть 2 статьи 3).

Непосредственное (прямое) народовластие означает непосредственное волеизъявление народа и придание ему общеобязательного характера.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции).

Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации», референдум Российской Федерации означает всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Примером референдума Российской Федерации является принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Наряду с общероссийским референдумом допускается проведение референдума в субъектах Российской Федерации (региональный референдум) и в рамках местного самоуправления (местный референдум).

Другим важнейшим институтом прямого волеизъявления народа являются выборы. Народ участвует в формировании федеральных органов власти. Во-первых, на основе Конституции и федеральных законов народ выбирает главу государства – Президента страны. Во-вторых, народ выбирает Государственную Думу, которая принимает законы, по которым нам приходится жить, формируя тем самым законодательный орган страны.

Народ субъекта Российской Федерации участвует в формировании региональных органов государственной власти и представительного органа местного самоуправления. Во-первых, народ субъекта Российской Федерации путем прямых выборов избирает депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Во-вторых, с 1 июня 2012 года народ субъекта имеет право непосредственно путем прямых выборов избирать главу субъекта Российской Федерации, который формирует исполнительную региональную власть. В-третьих, избранный народом субъекта Российской Федерации депутатский корпус назначает представителей в Совет Федерации, формируя тем самым верхнюю палату Федерального Собрания.

Другими формами непосредственной демократии являются митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение законопроектов, публичные слушания, наказы избирателей.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. В Конституции предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10). Ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества. Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, Конституция предусматривает соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами (статья 5).

Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

 

Правовое государство

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. Нашла свое закрепление эта идея и в Конституции, где в статье первой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство (часть 1 статьи 1). Если выделить главный принцип правового государства, то необходимо признать, что это такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируются свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права. Можно выделить следующие основные признаки правового государства:

1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться.

2. Верховенство закона, означающее, что среди всех нормативно-правовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности.

3. Разделение властей, под которым подразумевается распределение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной (принимает законы), исполнительной (организует исполнение законов) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер). При этом действует так называемая система взаимных сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга, препятствуя узурпации власти. Например, Федеральное Собрание может досрочно отрешить от должности Президента (импичмент) в случае нарушения им Конституции, а Президент имеет право не подписать закон, принятый Федеральным Собранием (отлагательное вето). Конституционный Суд вправе признать недействительными все антиконституционные акты (и Федерального Собрания, и Президента, и Правительства).

4. Важнейшим признаком правового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве.

5. Взаимная ответственность гражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод. Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество, оно отказывается от полного контроля за всеми сферами общественной жизни, не вмешивается в частную жизнь граждан. Существует особая сфера общественных отношений (имущественных, семейных, нравственных), которые находятся в известной независимости от государства.

Одной из характерных черт правового государства в его взаимоотношениях с гражданами является наличие юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может сталкиваться гражданин.

 

Федеративное устройство

 

Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения.

Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 года, а позднее нашло отражение в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации. К ним относятся:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

5) равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

17 декабря 2001 года принят Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», установивший основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции.

Суверенное государство

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за его пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти проявляется в том, что оно определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий порядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость бывает юридическая, политическая, экономическая, финансовая, военно-стратегическая, геополитическая, национальная.

Суверенитет – это юридическая независимость, право принимать свою конституцию, законы. Принципами юридической концепции суверенитета являются: равенство государств независимо от размера территории, численности населения, экономической и военно-стратегической мощи независимо от общественной системы.

Каждое государство обязано согласно Уставу ООН (1970, 1975 гг.) уважать правосубъектность других государств, их территориальную целостность, неприкосновенность, невмешательство государств во внутренние дела друг друга. К сожалению, этот принцип часто нарушается.

Первый съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года провозгласил государственный суверенитет на всей территории РСФСР и определил главную задачу, стоящую перед парламентом – создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Впервые носителем суверенитета и источником государственной власти признается многонациональный народ РСФСР и закрепляется его право на непосредственное осуществление государственной власти. Заложены гарантии государственного суверенитета, включая верховенство Конституции и законов на территории РСФСР, исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством, невозможность изменения территории РСФСР без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. Подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик, других субъектов РСФСР.

В целях защиты экономической основы суверенитета РСФСР, стабилизации и развития народного хозяйства, и руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Верховный Совет 31 октября 1990 года принял Закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Согласно этому закону земля, ее недра, воздушное пространство, вода, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, расположенные на территории РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, художественные и культурные ценности являются национальным богатством народов РСФСР.

Защита государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами Российской Федерации; дипломатической – Президентом и Правительством. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.019 с.)