Основные свойства Конституции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные свойства Конституции



 

В науке конституционного права выделяются различные черты или свойства Конституции.

Основополагающий характер Конституции заключается в том, что она регулирует важные общественные отношения, закрепляет устои общества и государства.

Народный характер Конституции заключается в том, что она выражает волю народа, принята на общенародном референдуме, служит интересам народа. Народ может непосредственно или через своих представителей участвовать в изменении действующей Конституции.

Реальный характер Конституции означает, что она соответствует существующим общественным отношениям.

Верховенство Конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Стабильный характер Конституции означает длительное ее действие без внесения существенных изменений.

С момента принятия Конституции 1993 года серьезных поправок в нее не вносились. Значительные изменения в главный документ страны были внесены в 2008 и 2014 годы, которыми:

изменены сроки, на которые избирается Президент Российской Федерации (6 лет вместо прежних 4 лет) и Государственная Дума (5 лет вместо прежних 4 лет);

установлено, что Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

установлено, что Верховный Суд Российской Федерации является единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам, (исключив из Конституции упоминание о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации);

в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» внесены изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации;

расширены полномочия Президента Российской Федерации по назначению прокуроров;

наименование главы 7 Конституции изложено в новой редакции «Судебная власть и прокуратура»;

принята поправка к Конституции о представителях Российской Федерации в Совете Федерации, назначаемых и освобождаемых Президентом Российской Федерации.

Юридическим свойством Конституции является ее особая охрана, которая обеспечивается с помощью конституционного контроля.

В Конституции закреплено, что Президент России является гарантом Конституции (статья 80). В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию (статья 82). В случае противоречия Конституции Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в статье 125 Конституции.

В целях защиты Конституции формируется Конституционный Суд, который рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Российской Федерации. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы – Верховный Суд, Прокуратура в пределах их компетенции, установленной законодательством.

Прямое действие Конституции означает свойство ее норм непосредственно, без каких-либо конкретизирующих их актов, регулировать конституционные отношения; возможность граждан требовать защиты или обеспечения своих прав, ссылаясь на конституционные положения. Прямое действие Конституции предусмотрено в части 1 статьи 15, а также в статье 18 Конституции и означает, что оно охватывает всю территорию государства и не требует имплементации, то есть включения норм в законодательство субъектов Российской Федерации. Положения Конституции обязательны для всех без исключения органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц и граждан.

 

2.5. Структура и содержание Конституции

Конституция Российской Федерации по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из преамбулы, основной части, представленной 137 статьями, объединенные в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также Заключительных и переходных положений, являющимся вторым разделом.

Преамбула – это вводная часть Конституции, предшествующая разделам, в которой указываются мотивы, цели ее принятия, задачи государства.

Глава 1 «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон российского общества, определяет сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя Российской Федерации, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система личных (гражданских), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные или конституционные обязанности человека и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» состоит из 15 статей. Нормы данной главы характеризуют полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Российской Федерации.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют статус Президента как главы государства, порядок вступления в должность Президента, его полномочия и основания их досрочного прекращения, порядок отрешения Президента от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» включает 11 статей, которые закрепляют статус Федерального Собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации, порядок формирования Федерального Собрания и его структуру, компетенцию Совета Федерации и Государственной Думы, нормы о законодательном процессе.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации, в частности порядок формирования, структуру и компетенцию Правительства, порядок отставки и выражения недоверия Правительству.

Глава 7 «Судебная власть и прокуратура» содержит 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в Российской Федерации, принципы судопроизводства, порядок формирования и компетенцию Конституционного Суда, Верховного Суда и Прокуратуры Российской Федерации.

Глава 8 «Местное самоуправление» содержит 4 статьи, которые закрепляют систему местного самоуправления, функции местного самоуправления и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит 4 статьи, определяющих порядок изменения и дополнения Конституции и ее пересмотра, то есть принятия новой Конституции Российской Федерации.

Заключительные и переходные положения (второй раздел Конституции) предусматривает порядок изменения и пересмотра Конституции, а также содержит нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции в силу. Устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации.

2.6. Конституционные поправки
и пересмотр Конституции

Положения глав 1, 2, 9 в соответствии со статьей 135 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Внесение любой поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Более того, такое предложение должно быть подержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Принятие новой Конституции относится к компетенции специально созываемого в соответствии с федеральным конституционным законом Конституционного Собрания, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке к Конституции. Поправки к Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136 Конституции).

Изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции. Изменения в действующую Конституцию вносятся в упрощенном порядке указами Президента. Президент издает указы на основании решений субъектов Российской Федерации об утверждении ими своих новых наименований. Приведенный вариант изменения конституционного текста в тексте самой Конституции прямо не оговорен – он предусмотрен в постановлении Конституционного Суда от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции.

Конституционный Суд указал, что Президент на основании части 1 и 2 статьи 80 Конституции является главой государства и гарантом Конституции. Из этого вытекает, что для включения в Конституцию лишь нового наименования субъекта Российской Федерации принятие федерального конституционного закона не требуется и его обязанность обеспечить включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов. Правовым основанием такого действия является решение субъекта Российской Федерации об изменении собственного наименования, принятое в строгом соответствии с федеральным законодательством и законодательством данного субъекта.

 

Конституционное Собрание

Конституционное Собрание представительный орган Российской Федерации, обладающий полномочиями учредительной власти.

Аналогичные органы широко известны мировой конституционной практике прошлого и настоящего под различными названиями: Учредительное собрание, Конституционная ассамблея и т.п. В конце ХХ века подобными полномочиями обладал Съезд народных депутатов России.

Согласно Конституции (статья 135), Конституционное Собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (соответственно, «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции») будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

К ведению Конституционного Собрания относятся:

а) подтверждение неизменности Конституции;

б) разработка проекта новой Конституции;

в) принятие проекта новой Конституции 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания;

г) вынесение проекта новой Конституции на всенародное голосование;

д) установление порядка вступления в силу новой Конституции.

Состав и основы порядка работы Конституционного Собрания в соответствии с Конституцией определяются специальным федеральным конституционным законом, который до сих пор не принят (хотя проекты такого закона вносились в Государственную Думу ещё в 1997, 1998, 2000, 2007, 2012 гг.).

В соответствии с обсуждаемым в Государственной Думе проектом Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании», членами Конституционного Собрания могут быть Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации – представители субъектов Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума назначает сто членов Конституционного Собрания из числа депутатов Государственной Думы. При этом состав членов Конституционного Собрания, назначенных Государственной Думой, должен соответствовать составу Государственной Думы по составу депутатских объединений и по числу депутатов, избранных по общефедеральному и одномандатным избирательным округам. В состав членов Конституционного Собрания, назначаемых Государственной Думой, входит Председатель Государственной Думы.

Президент Российской Федерации назначает сто членов Конституционного Собрания из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее юридическое образование и обладающих признанной квалификацией в области права. Предложения о назначении указанных членов Конституционного Собрания направляются Президенту Российской Федерации государственными органами, общероссийскими общественными объединениями, юридическими научными и образовательными организациями.

Всего в состав Конституционного Собрания входят 400 членов. Предлагаемый состав Конституционного Собрания представляет собой разумное сочетание принципа представительности Конституционного Собрания (включая представительство политическое, региональное, а также законодательной, исполнительной и судебной власти) и принципа профессионализма и компетентности членов Конституционного Собрания.

Председателем Конституционного Собрания является Председатель Конституционного Суда Российской Федерации. Три заместителя Председателя Конституционного Собрания избираются тайным голосованием.

Коллегиальным органом, организующим работу Конституционного Суда, является его Совет, в состав которого входят Председатель и заместители Председателя Конституционного Собрания, Президент Российской Федерации, Председатель Совета Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

В случае формирования Рабочей палаты Конституционного Собрания Председатель Рабочей палаты входит в состав Совета Конституционного Собрания.

Совет Конституционного Собрания:

формирует проект повестки дня заседания Конституционного Собрания;

проводит предварительную подготовку организационных и иных решений Конституционного Собрания;

утверждает порядок проведения своих заседаний;

ведет учет членов Конституционного Собрания.

Решения Совета Конституционного Собрания принимаются большинством голосов от общего числа его членов.

Рабочим органом, непосредственно занимающимся разработкой проекта новой Конституции, согласованием окончательного проекта для вынесения на пленарное заседание Конституционного Собрания, является Рабочая палата. Она формируется в случае принятия решения о доработке или разработке проекта новой Конституции. Рабочая палата образуется Конституционным Собранием из числа своих членов в составе не более 90 человек.

Рабочая палата избирает из своего состава Председателя и двух его заместителей; разрабатывает и утверждает регламент своей работы.

По вопросам своего ведения Конституционное Собрание принимает постановления.

Постановления Конституционного Собрания принимаются большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.

Акты Конституционного Собрания подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном федеральным законом для официального опубликования актов палат Федерального Собрания.

Материально-техническое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности Конституционного Собрания осуществляет Администрация Президента Российской Федерации.

Финансирование деятельности Конституционного Собрания осуществляется из федерального бюджета за счет средств, выделенных на финансирование деятельности Администрации Президента Российской Федерации.

Во время работы Конституционного Собрания его членам предоставляются информационные бюллетени о деятельности Конституционного Собрания и его органов, стенографические отчеты заседаний.

Конституционное Собрание созывается на срок не более шести месяцев.

Полномочия Конституционного Собрания прекращаются по истечении срока его полномочий, а также в случае принятия решений о подтверждении неизменности Конституции, о принятии новой Конституции или о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование, а также в иных случаях, установленных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Собрании».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.025 с.)