Форма межгосударственного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма межгосударственного устройства



Форма государства зависит и от того, с какими государствами оно взаимодействует, какого рода связи с ними поддерживает. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международной жизни должны в определенной мере поступиться собственной самостоятельностью ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные межгосударственные объединения.

22 Глава I. Теория государства

К добровольным формам объединения государств относятся конфедерации, содружества, сообщества, ассоциации.

Конфедерации обычно создаются путем подписания международных договоров представителями соответствующих государств для достижения экономических, политических или иных целей, что позволяет обеспечить более благоприятные условия для их развития. Государства, входящие в конфедерацию, не теряют своей государственности и в любой момент могут выйти из состава конфедерации. В конфедерации образуются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами, как в Швейцарской конфедерации или в ЕС. Как правило, конфедерация ведет к дальнейшему слиянию государств в единое государство. Отношения между ними чаще всего симметричные. Однако государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут необходимым.

Что же касается внутренней организации конфедерации, то следует отметить следующие моменты: а) финансовые средства образуются за счет добровольных взносов государств-членов; б) в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств; в) исполнительные органы имеют коллегиальный характер; г) нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством-членом; д) вооруженные силы принадлежат каждому из государств-членов, хотя могут формально находиться под общим командованием; е) международная политика проводится совместно, хотя это не исключает самостоятельности в конкретных вопросах.

Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой,

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран – экспортеров нефти.

Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение

23 § 6 Форма межгосударственного устройства

 

мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона – АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

К насильственным формам объединения государств относятся союзы и империй. Правда, такие объединения скорее из области прошлого, хотя и не столь отдаленного.

Рис. 1.4. Формы государственного устройства

Союзы – объединения государств, основанные далеко не всегда на истинной добровольности. В союзы объединяются государства, как правило, вынужденно, поскольку в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести серьезные издержки. К примеру, это страны Балтийского союза – Литва, Латвия, Эстония, поставившие себе в качестве цели отдаление от России, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, на протяжении многих веков испытывавшие на себе давление своих южных соседей.

Империи образуются путем либо физического завоевания (Османская империя, Римская империя), либо оказания экономичес-

24 Глава I. Теория государства

кого, политического и другого вида давления (например, СССР). Как правило, империи имеют следующие характеристики: а) обширная территория; б) сильно централизованная власть; в) стремящаяся к экспансии элита; г) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; д) разнородный этнический, культурный и национальный состав. Империя держится на применении или угрозе применения принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот фундамент исчезает, империя рушится. Имперские же элиты, жертвы миражей бессмертия и иллюзий мирового господства, мечтают о распространении своей власти на всю планету и ради этой цели способны развязывать опустошительные войны. Мировое сообщество, к счастью, теперь уже в состоянии их обуздать.

§ 7. Политический режим

§ 8. Государственный аппарат

 

Политический режим

Политический режим – это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима.

1. Деспотический режим (от греч. – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли ви-

§ 7 Политический режим 25

зирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия – это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. – мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних

26 Глава I. Теория государства

этапах развития человечества (древний мир, раннее средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. – полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппарата.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора – физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.

§ 7 Политический режим 27

Одна из основных характеристик тоталитаризма – милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом – в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка, фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование Других наций допускается, но на подсобных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском – в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

28 Глава I. Теория государства

5. Авторитарный режим (от лат. – властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно.

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра.

Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны.

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное госу-

§ 7. Политический режим 29

дарство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

В настоящее время авторитарный режим отнюдь не является редкостью (Китай, Аргентина). К примеру, он существовал в СССР на момент провозглашения перехода страны к рыночным отношениям.

6. Либеральный режим (от лат. – свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность – необходимый атрибут либерального общества.

30 Глава I. Теория государства

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. – народовластие) – это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.). При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: право как главный социальный регулятор либерального общества уступает место морали. Гуманизм и нравственность – отличительные признаки демократического государства.

Демократия – это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствую-

31 § 7 Политический режим

 

щие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых – собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сделать следующие выводы:

1) политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднимается человечество;

2) разные страны и народы переходят от одного вида политического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические условия;

Рис. 1.5. Виды политических режимов

3) смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) происходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт нашей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями (рис. 1.5).

32 Глава I. Теория государства

Государственный аппарат

Государственный аппарат (механизм государства) – это иерархическая система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений. Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан. Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач. В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия – это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер. Например, предписание санэпидстанции закрыть столовую, не отвечающую санитарным требованиям, вызов в суд для дачи показаний следует отнести к индивидуальным указаниям, распоряжениям, а такие, как оплата проезда в транспорте, уплата налогов, регистрация вновь организуемой фирмы, – к числу нормативных. В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.). В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых – государственный бюджет; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

правотворческая -– деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы – правовая основа деятельности людей и организаций;

правоисполнителъная деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкрет-

§ 8 Государственный аппарат 33

ных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;

правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, т. е. работников, выполняющих работу и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Их правовой статус зафиксирован в законе, а объем и порядок использования ими властных полномочий – в должностной инструкции.

Классификация государственных органов. Государственные органы многообразны. По характеру выполняемых ими задач их можно разделить на три основные группы: 1) законодательные (представительные); 2) исполнительные и 3) правоохранительные органы.

Законодательные органы. Законодательная власть носит представительный характер, а потому называется еще представительной. Именно на основе выборов граждане передают своим депутатам «мандат», т. е. право представлять их интересы и осуществлять государственную власть. И только в этом смысле можно условно говорить о первичности парламента и других представительных органов в аппарате государства, их моральном приоритете и верховенстве. Считать же, что законодательная власть – юридически высшая власть в государстве, – неверно. В России высшим представительным органом является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной ДyмъL. Имеются представительные органы и в субъектах Федерации (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: Дума, Законодательное собрание, Меджлис, Курултай, Верховный Совет и т. д. На местном уровне представляют интересы народа органы местного самоуправления, которые принимают некоторые нормативные положения.

Перед высшим законодательным органом стоят следующие задачи:

1) создавать законы;

34 Глава I. Теория государства

2) рассматривать вопросы государственных финансов (госбюджет);

3) назначать высших должностных лиц (конституционных судей, главу Центрального Банка, Генерального прокурора др.);

4) осуществлять контроль за деятельностью правительства.

Являясь одним из высших органов государственной власти, парламент выполняет основную законотворческую работу. Но его деятельность подвержена ряду ограничений. Во-первых, законы должны отражать волю народа, во-вторых, они максимально должны соответствовать объективной реальности, в-третьих, не идти вразрез с Конституцией РФ. Эти ограничения касаются и других законодательных органов.

Особенность законодательной власти в том, что законодательные органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Исполнительные органы. Исполнительная власть составляет в государстве наиболее многочисленную, разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом, т. е. которая носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить. Отсюда их название – исполнительные.

Носителем высшей исполнительной власти часто является президент. Он же выполняет функции главы государства. Ему подчинено правительство, которое непосредственно осуществляет управление страной во главе с премьер-министром (председателем, главой правительства). Центральными исполнительными органами выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и другие центральные учреждения. Исполнительная власть среднего уровня осуществляется администрациями (правительствами) субъектов Федерации, и, наконец, на местах жизнь людей организуют местные администрации или органы местного самоуправления.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему, между ними существует жесткая подчиненность. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отноше-

§ 8. Государственный аппарат 35

нии которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция, прокуратура и т. п.), и при недостаточном контроле возникает возможность узурпации исполнительными органами власти в стране. Вообще же перед исполнительными органами стоят следующие задачи: осуществление экономических, социальных функций государства, защита конституционного строя, правопорядка, охрана границ и др.

Исполнительные органы имеют право законодательной инициативы, и надо отметить, что они пользуются им довольно широко. Около 80% рассматриваемых парламентом законопроектов предлагаются правительством. Кроме этого исполнительные органы наделены правом делегированного, т. е. переданного им, правотворчества. Они могут издавать подзаконные акты и делают это довольно успешно.

Правоохранительные органы. Названные органы также образуют систему, и эффективность их работы зачастую зависит от слаженного взаимодействия между ними,

Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Вообще же их задачи куда более широкие. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды контролируют исполнительные органы, когда рассматривают жалобы на их незаконные действия, а Конституционный суд – высшую законодательную и исполнительную власть.

В отличие от законодательных органов суды новых правил не создают. Они также не управляют обществом, как исполнительные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т. е. занимается разрешением споров на основе действующего законодательства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. В том случае, когда конкретная ситуация законодательством

36 Глава I Теория государства

не урегулирована и к спорной ситуации не может быть применена другая, сходная по содержанию норма, суд разрешает спор исходя из общего смысла и принципов законодательства, главным из которых является принцип справедливости. Суд и справедливость – понятия нераздельные, потому что справедливость является главным принципом его деятельности.

Судебная власть принадлежит не суду как учреждению, а конкретным судьям (одному судье или судебной коллегии). Судебные органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу. Если таковая и имеется, то проявляется она в виде отмены вышестоящими судами решений судов нижестоящих. Таким образом, судебная власть – это специфическая независимая власть.

Существует множество и других правоохранительных органов.

Прокуратура – орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями. Не остаются без присмотра на этот счет органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Органы милиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, уголовно-исполнительные учреждения также находятся под надзором прокуратуры. Помимо этого прокуратура – это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуратура ведет также расследование тяжких преступлений.

Милиция – это орган, который призван охранять законность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование преступлений, не относящихся, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, к категории тяжких.

Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу правоохранительных органов. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т. п. Все эти учреждения выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединяемые в Федеральную службу безопасности, стоят на страже националь-

§ 8 Государственный аппарат 37

ной безопасности страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России Одной из сторон их деятельности является защита конституционных прав и свобод граждан. Их особенностью следует считать то, что они используют в основном негласные методы работы, поскольку гласные методы выявления правонарушений не всегда дают нужный эффект.

Внешняя разведка – государственный орган, ставший самостоятельным совсем недавно, имеет своей задачей выявление информации, показывающей действительную роль и значение страны за рубежом, а также информации, способствующей упрочению безопасности России.

Нотариат – это система органов, в функции которых входят удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им достоверности и др. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Налоговая полиция осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, а в случае выявления серьезных его нарушений осуществляет расследование и сбор необходимых доказательств для применения санкции.

Таможенные органы – это, с одной стороны, органы, которые ответственны в определенной мере за экономическую безопасность страны, а с другой – органы, способствующие пополнению государственной казны. Эффективная их работа способна принести стране ощутимую пользу.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

§ 9. Правовое государство

§ 10. Государство и гражданское общество

 

Адвокатура – это не государственная организация; а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Задача адвокатуры – оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбирательстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

38 Глава I Теория государства

Государственный аппарат Российской Федерации

Рис. 1.6. Структура государственного аппарата

составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;

осуществляют представительство в суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

§ 9 Правовое государство 39



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.089 с.)