Задачи, полномочия и система налоговых органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, полномочия и система налоговых органов



Основной объем работ по надзору за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками исполняют налоговые органы. Они бывают трех видов.

А. Налоговые инспекции. Они входят в единую государственную службу Российской Федерации, деятельность которой регулируется законом РФ «О государственной налоговой службе Российской Федерации»[12][1].

Единая независимая централизованная система органов Государственной налоговой службы РФ состоит из трех звеньев:

1) Государственная налоговая служба Российской Федерации;

2) государственные налоговые инспекции республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3) налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

Основное назначение этих органов заключается в осуществлении контроля за налогоплательщиками. Функции налоговых инспекций довольны обширны. Налоговые инспекции:

а) обеспечивают учет налогоплательщиков;

б) контролируют своевременность представления налогоплательщиками необходимых финансовых документов и определяют их достоверность;

в) обеспечивают правильность применения финансовых санкций;

г) осуществляют осмотр, фиксацию содержания и изъятие необходимых документов;

§ 1. Задачи, полномочия и система налоговых органов 671

д) получают от предприятий, банков необходимые финансовые доказательства,

е) приостанавливают операции организаций по расчетным и другим счетам и осуществляют другие функции.

Как видим, налоговые инспекции являются самостоятельным правоохранительным органом, который может проводить необходимые процессуальные действия и налагать меры финансовой ответственности.

Б. Органы налоговой полиции. Согласно закону РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г.[13][2] они призваны обеспечить экономическую безопасность России.

Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:

• Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее – ФСНП РФ);

• органы налоговой полиции в республиках, автономных краях, областях, городах Москва и Санкт-Петербург (управления, отделы) – территориальные органы налоговой полиции;

• органы налоговой полиции городов, районов, а также межрайонные отделы управлений ФСНП (местные органы налоговой полиции).

В федеральных органах налоговой полиции в пределах выделенных средств могут создаваться строительные, автотранспортные, медицинские и другие подразделения для обеспечения их деятельности.

Задачами органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, и прежде всего налоговых преступлений.

Для выполнения этой очень важной задачи органы налоговой полиции наделяются большими полномочиями, к числу которых, в частности, относятся:

1) проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения;

2) осуществлять проверки налогоплательщиков и применять соответствующие санкции;

3) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках на срок до одного месяца в случаях непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

672 Глава XVI Налогово-процессуальное право

4) налагать административный арест на имущество организаций и граждан.

В. Органы федерального казначейства. Эти органы находятся в подчинении Министерства финансов РФ. В их систему входят:

• Главное управление Федерального казначейства;

• федеральные казначейства республик, краев, областей, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург;

• казначейства районов в городах.

Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета.

Среди прав, которыми наделены органы Федерального казначейства Указом Президента России от 8 декабря 1992 г. и Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г.[14][3], имеется и право применять меры принудительного воздействия:

• требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственной власти и предприятий, организаций и учреждений установления выявленных нарушений;

• приостанавливать операции по их счетам;

• выдавать предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

• налагать на предприятия штрафы в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;

• налагать штрафы на банки в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в бюджет.

Указанные государственные органы не перечислены в разделе III Кодекса об административных правонарушениях, посвященном органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Они составляют особую группу финансовых органов, налагающих санкции за нарушение налогового законодательства. Это свидетельствует о том, что налоговое право, являясь в настоящее время подотраслью финансового права, интенсивно развивается. Не исключено, что в будущем оно превратится в отрасль права самостоятельную, как это произошло в индустриально развитых странах.

§ 2 Наложение санкций за нарушение налогового законодательства 673

Автономное существование налогового законодательства, особенности, присущие налоговому праву, как представляется, заставляют думать о возникновении и особой процессуальной отрасли – налогово-процессуального права. Об этом свидетельствует появление не только специальных финансовых органов, имеющих право налагать санкции за нарушение налогового законодательства, но и особого процессуального порядка наложения финансовых санкций? К сожалению, далеко не все, касающееся процесса наложения санкций, нашло отражение в законодательстве. Это и понятно. Финансовое право существовало ранее в сублимированном, неразвитом виде. Налоговая система в нашей стране практически отсутствовала, и налоговое законодательство в том числе. В настоящее время в связи с введением налогов развитие получает прежде всего материальное финансовое право и налоговое право в его составе. Налогово-процессуальные нормы в небольшом количестве разбросаны в различных недавно изданных нормативных актах. Поскольку далеко не все, касающееся налогово-процессуального права, нашло отражение в законодательстве, приходится субсидиарно, т. е. дополнительно, применять нормы права, регулирующие сходные общественные отношения, и прежде всего нормы административно-процессуального права. Многие ученые, основываясь на этом, считают финансовые санкции разновидностью административных взысканий (только непонятно, почему же они не отражены в Кодексе об административных правонарушениях), а процесс их наложения – разновидностью административно-процессуального права. Думается, что они не правы, поскольку финансовые санкции имеют большую специфику, но еще более специфичны процессуальные действия финансовых органов, налагающих эти санкции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.005 с.)