Каково было значение общины в становлении видов помощи и взаимопомощи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каково было значение общины в становлении видов помощи и взаимопомощи.



Для ранних форм социальных отношений характерна защита индивида в системе рода и общины.

Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество.

Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не часть, а неким единством, заключавшим в себе космическое пространство, и одновременно являясь его продолжением. Человек не противопоставлял себя космосу, природе, а растворялся в них, становясь таким же целым, как и они. Эта «целостность-принадлежность» достигалась общинным существованием, обрядовой и трудовой деятельностью, которые органично вплетались в контекст природы и космоса. Ощущая «себя принадлежностью целого», человек закреплял в общинных традициях нормы своего существования не только в природе, но и в мире людей. Для него не существовало противопоставления этих реалий: одно есть продолжение другого, и поэтому принципы его существования едины.

В общине постепенно определяются отношения к людям, не являющимся активными участниками трудовой и коллективной жизни. Возможно, эта та стадия развития общины, когда достаточно точно дифференцировались статусы родства, сложились представления типа «этот свет» – «тот свет», «молодость – старость» и т.д. Причем по отношению ко взрослому миру в одной социовозрастной группе находились старики и дети. Надо сказать, что первоначально половозрастное деление связывалось с социовозрастным. Отношение к старикам такое же, как и к детям. Архаические народные представления о детях и стариках идентифицировали их как «чистых», не живущих половой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, инфатицид - узаконенное убийство ребенка – довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений, существовал не только в отношении детей, но и стариков. Видимо, детский инфатицид связан с тем, что в родовой общине «родственниками не рождались». Парадоксальная на первый взгляд фраза означает, что новорожденный, появившийся в данной семье, должен был еще «доказать» свое право быть её членом: над ним совершали вполне определенные ритуалы, по ходу которых должно было выясниться, настоящий ли это человеческий младенец или «подменыш», злой дух в обличье ребенка.

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

Инфатицид стариков имел другую идеологию и связан с ритуалом отправления на «тот свет». Со сменой идеологии появились формы поддержки стариков, которые были различны. Если по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод земель по решению общества, «косячка», который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Возможно, в древности формы поддержки были иными, но их видоизмененная архаическая форма сохранилась до конца XIX столетия.

До принятия христианства на Руси существовали и другие «закрытые» формы помощи, но все они связаны с «институтом старцев». К примеру, вариантом ухода на «тот свет» был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала вплоть до XVI века.

 

23. Назовите категорию людей которым предназначена выплата Закята.

Всевышний Аллах в Коране чётко определил тех людей, которым предназначен закят. В Коране говорится, что закят предназначен для бедных, нуждающихся, работников, занятых сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для путников. Таково предписание Аллаха. Рассмотрим это подробнее.

 

Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.

 

Вторая категория – нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных ещё худшим положением; это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.

 

Третья категория – люди, связанные с закятом (‘амиль), – это те, которых имам назначил для сбора и распределения закята.

 

Четвёртая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалляфату кулюбихим), – люди, которые ранее исповедовали другую веру, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.

 

Пятая категория получающих закят – это рабы, освобождённые с условием выкупа (рикаб).

 

Шестая категория – это люди, обременённые долгами (гарим), разрешёнными Шариатом.

 

Седьмая категория – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу (ахлу сабилиллах).

 

Восьмая категория – путники (ибн-ус-сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.

 

Выплата закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и не предаваться постоянно большим грехам.

 

Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране.

 

24. Раскройте социальный смысл общинно-родовых обрядов.

Важной формой и историческим свидетельством древнеславянских систем коллективной защиты явились длительное время сохраняемые полукрепостнические общественные отношения, пережитки в семейно-бытовой сфере, общинная система землепользования.

Древние славяне жили родовыми общинами. Основными их занятиями являлись земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община (мир, вервь). Она являлась органом местного крестьянского самоуправления, в компетенцию которого входили земельные переделы, налогово-финансовые вопросы (связанные с обложением податями и их распределением), решение судебных споров, вопросы помощи нуждающимся. На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, объединявшая несколько семей.

Каждая община владела определенной территорией. Общинные владения были общественными и личными. Единство соседской общины поддерживалось не правовыми, а хозяйственными связями.

Родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида. Род сохранял верховную собственность на землю, выступал регулятором семейно-брачных отношений в виде обычно сохранявшейся экзогамии и реже эндогамии, выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты.

Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Восточные славяне - язычники - поклонялись различным явлениям природы, культу предков.

Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основными были культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения; хозяйственные.

Культовые формы помощи и поддержки с различными сакральными атрибутами тесно связаны с мифологическим миром древних славян. В исторической литературе отмечается, что мифологическое мышление славян прошло несколько стадий развития. Существенной особенностью является то, что мифологическое мышление славян связано с определенной моделью действий по защите и охране коллектива, отдельного индивида.

Как отмечают некоторые авторы, архетип действий, поступка осуществляется, богом, героем, предком. Именно они в ритуальной форме «помогают» общности «выстраивать» философию помощи, а подражание информирует нормы альтруистических поступков группы. Однако в исторической памяти закрепились более древние праформы методологии переноса помощи. Они связаны с оберегами. Фетишизация отдельных предметов, наделение их сакральными свойствами - одна из первых функций переноса и, возможно, она связана с «периодом духов». Древнейшие языческие атрибуты оберега сохранены и в христианской культуре. Например, иконы, помимо культового предназначения, имели и оберегающую функцию.

 

29. Обоснуйте определение деятельной любви к ближнему, этика вмешательства.

Деятельная любовь к ближнему. Люди старающиеся что-либо сделать друг для друга, только тогда получат что-либо в ответ, любовь в ответ, если будут стараться делать доброе дело, необходимое в данный момент для человека, все это бумерангом вернется.Вот что значит деятельная любовь. Когда мы тем людям, которые к нам плохо относятся, врагам даже может быть, ненавистникам,делаем добро.

Этика вмешательства -???

-30. Охарактеризуйте социалью-экономические, политико-правовые основы социальной работы современной ЧР

31. Сущность государственного призрения

32. Каково состояние социальной сферы в ЧР, роль некоммерческих, благотворительных организаций в системе социальной помощи населения?

Социальная сфера Чеченской Республики

Социальная сфера Чеченской Республики за последние годы претерпела существенные изменения, связанные с широкомасштабными государственными инвестициями в рамках государственных программ. Это позволило значительно улучшить многие аспекты социальной жизни республики, однако в ряде направлений все же имеются определенные сложности.

В части реализации политики в сфере охраны здоровья населения в Чеченской Республике имеются успехи, которые выражаются в формировании систематизированной сферы предоставления медицинских услуг.

В системе здравоохранения республики функционирует 162 самостоятельных медицинских учреждений, из них больничных учреждений 73, в том числе 66 больниц. Численность больниц различного уровня составляет: центральных районных больниц 15 учреждений, 4 районные больницы, 23 участковые больницы, врачебные амбулатории – 59 учреждений. Функционирующих фельдшерско-акушерских пунктов в республике 85. Диспансеров – 7, из них имеющих стационар – 5. Самостоятельных стоматологических поликлиник – 6 учреждений. Одна станция переливания крови. В системе здравоохранения также функционирует 139 амбулаторно-поликлинических учреждений, 74 из которых являются самостоятельными поликлиниками.

Число врачей всех специальностей – 3 313 человек, в т.ч. в сельской местности – 1 121 человек (34%). Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения – 28.2. Количество среднего медперсонала – 9 641 человек, в т.ч. в сельской местности – 4 188 (41%).

Для оптимизации структуры организации медицинского обслуживания населения в республике реализуется концепция развития здравоохранения Чеченской Республики до 2020 года, которая определила трехуровневую модель организации медицинской помощи населению республики.

На первом уровне – медико-санитарная, в том числе, первичная специализированная медико-санитарная помощь населению, которая обеспечивается 17 больничными и 31 амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Учреждениями здравоохранения второго уровня, оказывающими специализированную медицинскую помощь, являются 2 республиканские поликлиники, 7 городских больниц и 3 межрайонных центра. Специализированная, в том числе, высокотехнологическая медицинская помощь третьего уровня оказывается в 19 учреждениях здравоохранения, 16 из которых находятся в г. Грозном. Благодаря реализованным мероприятиям удалось повысить материально-техническую обеспеченность медицинских учреждений. Также в системе здравоохранения наблюдается острый кадровый дефицит. Особенно ощущается нехватка специалистов «узкого» профиля, преимущественно в сельской местности, что создаёт проблемы в обеспечении доступности квалифицированной, в том числе специализированной медицинской помощи населению.

В сфере здравоохранения Чеченской Республики наблюдаются определенные диспропорции. Меньше половины услуг, оказанных медицинскими учреждениями в прошедшем году, приходится на районы и села республики. Данное обстоятельство свидетельствует о низком уровне доступности медицинских услуг сельскому населению и создает определенные сложности в оздоровлении населения республики.

В последние годы не менее активно развивалась и сфера социальной защиты Чеченской Республики, в частности, существенно улучшилась материально-техническое положение данной отрасли.

Традиционно социальную поддержку оказывают по трем основным направлениям: предоставление специализированных социальных услуг, предоставление льгот в натуральной форме, а также осуществление социальных выплат.

Развитие материальной части сферы социальной защиты значительно улучшило работу по предоставлению специализированных социальных услуг. Социальное обслуживание и социальная реабилитация нуждающейся части населения обеспечивается на базе 18 комплексных центров социального обслуживания населения, 1 геронтологического центра, а также 12 реабилитационных центров различного профиля.

Гражданам, находящимся на социальном обслуживании, по итогам 2013 года оказано 2 446 282 социальных услуг, в том числе: социально-медицинских – 17,6%, по организации быта и досуга – 55,3%, психологическая помощь – 14,7%, правовые услуги – 4,3%, ритуальные – 0,1%, ремонт домов и квартир – 0,2%, материальная помощь в виде продуктов питания – 6,7%. Из общей суммы услуг 81% приходится на помощь материального плана, в то время как современные нормы социального обслуживания требуют уделять достаточно внимания социальной адаптации через оказание психологических, правовых и прочих услуг, на которые в Чеченской Республике приходится лишь 19%. Это свидетельствует о не достаточно эффективной системе социального обслуживания населения Чеченской Республики.

По состоянию на 1 января 2014 года социальным обслуживанием в стационарных учреждениях охвачено 305 граждан пожилого возраста и инвалидов, что составляет 100% от числа обратившихся.

Во всех детских социальных учреждениях прошли социально-психологическую реабилитацию 3 336 детей. На обслуживание в детские социальные учреждения принято 3 471 ребенка, для прохождения курса реабилитации на очередь поставлено 1 576 детей.

В части предоставления льгот в натуральном виде в республике по итогам прошедшего года проделана следующая работа. Всего числится льготников федерального и регионального регистра, соответственно, 204 239 и 102 921 человек. Данные категории граждан получают по линии Минтруда ЧР льготы по оплате ЖКУ, а также льготный проезд на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Отдельным категориям граждан, проживающим в Чеченской Республике, за 2013 год реализовано 33 949 льготных проездных билетов для предоставления проезда на автомобильном транспорте общего пользования, а для проезда на пригородном железнодорожном транспорте выдано 2 017 бесплатных билетов.

В части осуществления социальных выплат в Чеченской Республике в 2013 году в разрезе социально-демографических групп сложилась следующая картина.

Средний размер пенсии в прошедшем году составил 8 509 рублей, что на 49% больше прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров. Отдельным категориям граждан, таким как ветераны труда, труженики тыла и реабилитированные, которые в основной массе являются пенсионерами, выплачиваются ежемесячные денежные выплаты, размер которых составляет 370 рублей Средний размер пенсии по инвалидности в Чеченской Республике равен 7 146 рублей. Помимо пенсии инвалиды получают ежемесячные денежные выплаты в размере 1 940 рублей. Общая сумма выплат больше прожиточного минимума, установленного для Чеченской Республики на 19%.

В сфере детства и материнства на 1 января 2014 года выплачивались следующие пособия:

- количество получателей по ежемесячному пособию на ребенка до 16 лет составило 195 417 человек (размер 120 рублей, для матери одиночки – 240 рублей);

- количество получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 43 322 человек (размер пособия на 1-го ребенка 2 453,9 рублей, на 2-го и последующего – 4 907,9 рублей);

- по ежемесячному социальному пособию количество получателей 20 083 человек (размер пособия 140 рублей);

- ежемесячное пособие на ребенка, одновременно родившегося в составе трех и более детей, получает 33 человек (размер пособия 1 000 рублей);

- единовременное пособие при рождении ребенка получило 32 965 человек (размер 13 088 рублей);

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, получило 9 человек (размер пособия 20 726 рублей);

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, получило 13 человек (размер пособия 8 882 рублей).

В сфере образования Чеченской Республики за последние годы было восстановлено и построено множество образовательных учреждений, а также значительно укреплено материально-техническое состояние отрасли.

В системе дошкольного образования по состоянию на 1 января 2014 года функционирует 206 учреждений, в которых насчитывается 35 093 детей, из них: 28 государственных дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида с числом воспитанников 5 046 человек; 173 муниципальных дошкольных образовательных учреждений с числом воспитанников 29 764 человек; 5 негосударственных дошкольных образовательных учреждений с числом воспитанников 283 человека.

Из муниципальных и государственных дошкольных учреждений 51 (27%) размещаются в арендуемых частных домах, 25 (14%) в приспособленных помещениях и только 125 детских садов (61%) имеют типовые здания.

Численность педагогического персонала составила 3 741 человек.

В сфере культуры Чеченской Республики есть определенные направления деятельности, вытекающие из общероссийской практики и особенностей предпочтений населения в услугах учреждений культуры. Такими направлениями деятельности являются: обеспечение сохранности объектов культурного наследия, деятельность домов культуры и библиотек, музейно-выставочная деятельность, концертная деятельность, обеспечение деятельности клубных учреждений, а также кинематография и образовательные услуги в сфере искусства.

В Чеченской Республике насчитывается 671 исторических памятников, такие как историко-архитектурные комплексы Макажой и Кезеной, боевые башни Шатойского и Итум-Калинского районов, а также прочие исторические объекты. В рамках обеспечения их сохранности Министерством культуры Чеченской Республики проводится работа по контролю за их состоянием. Исторические памятники культуры являются предметной основой культурных корней чеченского общества, по этой причине их сохранения является важной задачей.

Всего по республике в сфере культуры работает 574 учреждения с общей штатной численностью 4 459 человек. Этой сетью учреждений обеспечивается предоставление всего спектра услуг населению республики. В последние годы в рамках программных мероприятий было построено множество объектов культуры, что способствовало существенному улучшению состоянию отрасли. В тоже время, в сопоставлении с общероссийскими показателями состояние сферы все же не достигает среднего уровня.

№33 Традиционные формы помощи в общинах

Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д. Е. И. Холостова выделяет следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:

1) культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;

2) общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;

3) хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

В качестве примера культовых форм поддержки приведем пример поклонения древних славян кругу (колесу). Он прежде всего выполнял функцию оберега от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности. Существенной особенностью являлось и то, что древние славяне связывали помощь с различными мифами, например с оберегами. Они наделяли сакральными свойствами различные предметы и растения (предметы костюма, домашней утвари, березу, дуб, осину), проводили родовые обряды почитания предков, обожествляя их. Особое место в сакрализации процесса помощи отводилось культу героя. Показательны в этом отношении княжеские пиры, на которые собирались дружинники. В княжеских пирах «среди медопития складывались высокие христианские добродетели: милость, нищелюбие и страннолюбие». Основные объекты оказания помощи – - нищие, калеки, сумасшедшие (во времена христианства – блаженные богоугодные люди, дети-сироты, вдовы, пожилые, престарелые люди Формы помощи - 1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих 2.раздел имущества покойного в пользу вдовы 3.«приймачество» - вид усыновления в архаический период 4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей 5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи», 6.«толоки» - совместные перевозки, 7.«наряды миром» - если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство 8.Выделение земельных участков вдовам и старикам 9.«Супряга» - совместное использование рабочего скота. Легенды и сказания славян о княжеских пирах свидетельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калики и нищие странники, получавшие богатую милостыню. Так, в этнографических материалах мы находим примеры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали.Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать "общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами». Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами. Это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же нормы мирского призрения, как и на стариков. В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручкаю

33)Традиционные формы помощи в общинах

Ранние формы помощи и взаимопомощи первоначально носили ритуальный характер и до XIX столетия сохранялись в виде народных праздников. Исследователи, анализируя древнейшие земледельческие славянские праздники, связывают их с четырьмя временами года, каждому из которых соответствовали свои "братчины, ссыпчины, холки, посиделки, беседы, Никольщины" (как правило, эти праздники связывали с ритуальным персонажем Ярилой, который олицетворял плодородие, прибыток, урожай).

Помочь (толока, талака) — обычай взаимопомощи односельчан-общинников, заключавшийся в приглашении соседей на спешную работу, причем работающих обильно угощали по окончании работ. Помочь обычно устраивалась для сельскохозяйственных работ (уборка хлеба, молотьба, покос и пр.), а также для строительства жилища и т. и. Если проанализировать различные формы крестьянских "помочей", то при всем их многообразии просматривается определенный сценарий, в котором сохранены остатки магических аграрных культов. Он состоит из следующих элементов: ритуальный договор (его обязательным элементом является "хлеб — соль и магарыч"), совместная трудовая деятельность в договоренные сроки и по завершению работ совместные трапеза, игры, танцы, катания. В народе "помочи" рассматривались как трудовой праздник, в котором принимало участие все сельское население независимо от социальной принадлежности селянина. Помочь носила праздничный характер: «помочане» приходили в нарядной одежде; угощение, которое часто устраивалось на месте работы, сопровождалось пением, иногда плясками. Объектами помощи в таком случае становились вдовы, а также те, кого постигло несчастье или кто занемог в страдный период. Помочь считалась неписаным законом и долгом общины.

Среди различных видов "помочей" как специфической формы групповой поддержки выделяются обязательные внесезонные и сезонные. К первым относятся такие виды поддержки, которые обусловлены экстремальными ситуациями, например пожарами, наводнениями или массовым падежом скота (в последнем случае часть приплода отдавали пострадавшим безвозмездно).

Особой формой поддержки считались "наряды миром", когда в семье "работные люди больны" и необходима помощь в деле управления хозяйством (растапливание печи, кормление домашнего скота, уход за детьми). К этой группе поддержки можно отнести и обязательные "помочи" при постройке дома, мельницы (когда, как правило, за угощение осуществляли весь необходимый комплекс работ). К этим же видам "помочей" можно отнести сиротские и вдовьи "помочи" (когда данная группа снабжалась за счет общества хлебом, дровами, лучинами).

Разновидностью архаической модели помощи являются толоки. В разных местностях они имели различную направленность. С одной стороны, они представляли форму совместной деятельности, с другой — форму помощи бедным крестьянам. Толоки включали в себя не только совместную обработку земли, но и различные виды перевозок сена, хлеба, навоза. Довольно своеобразна и форма складчины. Под этим явлением понимается не только совместное кормление,

но и совместная заготовка корма для скота. Особым видом толок были женские толоки для "мятья льна". Такая форма взаимовыручки носила чисто экономический характер, поскольку давала возможность не топить овин несколько раз в одном доме. Еще один вид хозяйственной помощи — совместное использование рабочего скота. На юге России он назывался "супряга", когда обработка земли осуществлялась "наемными волами". Этот вид помощи предусматривал взаимообмен услугами, при котором предоставляющий помощь в конечном итоге сам выступал в качестве "нанимателя на работу".

Общинные институты социальной защиты членов общины иногда принимали очень интересную сторону. В последующем эти формы поведения перестали считаться благотворительностью для многих они стали нормой. Например: дети должны были уважать и обеспечивать старость своих родителей, родители обязаны выдать замуж дочерей, чтобы они не остались старыми девами, иначе забота о них в старосте ложилась на общину. Члены общины могли получить от нее материальную помощь в случае стихийного бедствия или несчастного случая. Однако вряд ли нужно расценивать это как благотворительность - такая помощь была скорее не благотворительной, односторонней и экстраординарной, а нормальной, отвечающей самим основам этого общества.

Модели взаимопомощи носили внутриродовой характер, происходило расширение помогающего пространства, где вырабатывались принципы «соседской» взаимовыручки, архаические праформы дошли до XIX века в виде совместных празднований, уборки урожая и т.п..

34. Мотивация благотворительной деятельности.

№34. 43. 45. Мотивация благотворительной деятельности.

Мотивация благотворительной деятельности как одной из формы социального поведения зависит от системы ценностей конкретной личности. Как правило, причины благотворительности - религиозные, патриотические и культурно-эстетические. В любом случае, мотивы благотворителя разделяются на внешние и внутренние. Первые - это некая форма спонсорства, то есть для человека важно не только его действие, но и то, что скажут о нем окружающие. К внешней мотивации относится и желание расширить свои социальные контакты. Внутренняя мотивация благотворителя – явление более сложное, так как более тайное. Тут человек может исходить и из эмоционального "хочу", и из рационального "надо". В любом случае, оба мотива идут "от души". Хоть жертвователь и не получает никакой материальной выгоды от своей щедрости, нельзя утверждать, что он остается вообще ни с чем. Определенное моральное удовлетворение все же присутствует.

35. Состояние перспективы социальной работы

Современное состояние и перспективы развития теории социальной работы в Российской Федерации

 

2.1 Современное состояние теории социальной работы

 

В современных условиях теория социальной работы развивается в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

 

Анализ подходов к разработке теоретических оснований социальной работы в России последних лет свидетельствует о следующем. Теоретические основания различных видов социальной работы, рассматриваемые учеными, как правило, опираются на смежные дисциплины. Статус теории социальной работы фактически еще не конституциирован. Не определены внутренняя структура, уровни теоретического знания научной дисциплины «Социальная работа» с точки зрения наличия здесь общетеоретической, отраслевой, прикладной проблематики, а также теорий среднего уровня. Обсуждение указанных вопросов связано преимущественно с практикой, исследованиями наиболее актуальных проблем социального обслуживания населения [2, c.49].

 

В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.); сторонники второго подхода пытаются доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяется теоретический и прикладной аспекты.

 

Тем самым как бы обозначаются два течения к рассмотрении теоретических основ социальной работы: одно из них опирается на осмысление практического опыта, проблем практики социального обслуживания населения в России, а другое формируется в процессе осмысления общего и особенного в теориях, обосновывающих различные виды социальной работы, ее сути как общественного явления.

 

В связи с такой многогранностью каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой «срез», где проявляются свойства, связи, отношения, закономерности определенного типа.

 

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности: закономерности, принципы и методы социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы [18, c.45-46].

 

Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

 

По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

 

Так, общетеоретические положения социальной философии играют роль некоего методологического основания решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне.

 

Говоря о теоретических и методологических основах социальной работы как науки, мы касаемся ее глубинной сущности как науки о человеке и его социальных связях. Именно улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования относятся к непосредственным практическим задачам социальной работы. Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей целью является гармонизация всей системы отношений - в семье, коллективе, нации, обществе в целом.

 

Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки [2, c.92-93].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.067 с.)