Опыт обучения инновационно-му предпринимательству в услови- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт обучения инновационно-му предпринимательству в услови-




 

ях строительного образовательного кластера.

 

Строительный научно-образо-вательный кластер, ведущим звеном которого является Казанский архи-тектурно-строительный университет, представлен образовательными уч-реждениями разного образовательно-го уровня.

 

Обучение дошкольников и школь-ников организовано осуществляется на базе детской архитектурной школы «Дашка» и в подготовительных кур-сах. Начальное и среднее образование студенты получают в лицеях и коллед-жах, входящих в состав строительного образовательного кластера. Высшее

 

и дополнительное профессиональное образование студенты и работники строительной отрасли получают в университете. Высшее строительное образование в сочетании с дополни-тельными экономическими, юридичес-кими, правовыми, психологическими

 

и педагогическими дисциплинами, его практическая направленность служат предметной основой формирования у студентов предпринимательских уме-ний и навыков. Обучение инновацион-ному предпринимательству в универ-ситете реализуется через содержание всех дисциплин учебного плана (за счет модульных учебных программ и модульных курсов). Студент получает образование по своей специальности и одновременно планомерно осваивает на квалификационно-компетентнос-тном уровне предпринимательскую деятельность в строительной профес-сии.

 

По специальности «Водоснаб-жение и водоотведение» установле-

ныдисциплины, способствующие формированию готовности к пред-принимательской деятельности: «Пе-

 



Интеграция образования


 

дагогика и психология», «Психоло-гические основы жизнедеятельности коллектива», «Правоведение», «Пра-вовые основы строительной деятель-ности», «Социология», «Философия», «Логические и методологические ос-новы научно-технической деятельнос-ти», «Проектное дело», «Экономика», «Реформирование собственности и экономическая безопасность страны», «Организация, управление и планиро-вание в строительстве», «Экспертиза проектов», «Экономика недвижимос-ти предприятий водоснабжения и во-доотведения», «Экономика отрасли», «Основы бизнеса», «Организация предпринимательской деятельности на предприятиях водоснабжения и во-доотведения». По специальности «Теп-логазоснабжение и вентиляция» чи-тается спецкурс «Маркетинг систем теплогазоснабжения и вентиляции».

 

В учебном процессе используются методы активизации обучения студен-тов к предпринимательской деятель-ности: кейс-стади, деловые игры.

Разработана методология поэтап-ного формирования предприниматель-ских компетенций у студентов автодо-рожной специальности:

 

первый этап – общегуманитар-ная и естественнонаучная подготовка, формирующая мировоззрение будуще-го специалиста и предпринимателя;

 

второй этап –общепрофесси-ональная подготовка, направленная на формирование компетенций. Ос-новная задача сводится к познанию

 

и осознанию будущей предпринима-тельской деятельности с точки зрения системно-профессиональных отноше-ний, складывающихся между людьми на уровне «человек – технологии про-изводства», «человек – предприятие»,

 

«человек – государство», «предприя-тие – государство»;


 

 

третий этап – конкретные про-фессионально-экономические позна-ния о предпринимательской деятель-ности, формирующиеся при изучении теории автодорожного производства (в целом транспортного строительства) в блоке специальных дисциплин и спе-циализаций, а также учебных курсов;

 

четвертый этап – правила ве-дения «деловой игры» при изучении блоков правовых дисциплин, дисцип-лин планирования и управления, эко-номики;

 

пятый этап – специальные кур-сы, формирующие специальные навы-ки и стереотип предпринимательского мышления (общий менеджмент, вклю-чая теорию организации, разработку управленческого решения, планиро-вание в управленческой деятельности, исследование систем и моделей управ-ления автодорожными хозяйствами, PR-функции в автодорожной сфере и т.д.);

 

шестой этап –развитие познава-тельных способностей студентов, кон-центрация на конкретных фрагментах предпринимательской деятельности и отработка определенных навыков (мо-делирование, проектирование, дип-ломные проекты) в период производс-твенных практик.

 

Результаты экспериментального исследования выявили: студенты от-мечают актуальность обучения инно-вационному предпринимательству; по мнению большинства студентов (77%) предпринимательство способствует разработке новых строительных тех-нологий и увеличению числа рабочих мест. Заняться предпринимательской деятельностью планируют 62,4% сту-дентов, из них 38,1% намерены от-крыть свое дело. 54,2% опрошенных

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

уверены, что осуществят свои планы; для организации предприниматель-ской деятельности важны професси-ональные и экономические компетен-ции считают 40,8%.

 

О высоком уровне своей готовнос-ти к предпринимательской деятель-ности указали всего 3% опрошенных, 44% студентов считают, что их подго-товленность к предпринимательской деятельности не превышает средне-го уровня и никто из респондентов не считает себя неподготовленным к предпринимательской деятельности. По мнению большинства опрошенных (62,5%) весьма важно знать и владеть знаниями строительной техники и технологий, 81,4% респондентов ука-зывают важность обладания умения-ми организации предпринимательской деятельности.

 

На важность формирования нравственно-этических качеств у бу-дущих предпринимателей указали 28% опрошенных. По оценке базовых качеств предпринимателя выявлено: 75,9% опрошенных указали на уме-ние рисковать, 42% – на порядочность, 32% – на честность. Как основную ценность – «культура по обслужива-нию потребителей в строительстве»

 

– отметилибольшинство респондентов (74,7%), при этом качество строитель-ных работ выбрали только 39,3% из числа опрошенных.

Обучение инновационному пред-принимательству в системе тех-нического и технологического обра-зования (втуз-предприятие) на базеКазанского нефтехимического коллед-жа, Казанского национально-исследо-вательского технологического универ-ситета (КНИТУ).

 

Организационно-педагогические условия обучения инновационному


 

предпринимательству в техническом вузе предусматривают: создание сис-темы непрерывного и открытого обра-зования, опережающая переподготовка специалистов профильных научных и производственных направлений, под-готовка научных работников высшей квалификации.

 

Определены проблемы обуче-нияинновационному предпринима-тельству: не совершенство норма-тивно-правового обеспечения; не разработанность теоретико-методо-логических и методических основ данного процесса; несоответствие по-лучаемых студентами фундаменталь-ных знаний последним достижениям науки, техники и основам инноваци-онного предпринимательства; низкий уровень овладения умениями их прак-тического применения и навыками коммерциализации; в ГОС ВПО по тех-ническим и технологическим направ-лениям подготовки не предусмотрено обучение инновационному предпри-нимательству, в содержании некото-рых дисциплин, входящих в учебный план технических вузов, например, «Методология и история науки и на-учных исследований», «Организация научных исследований», рассматрива-ются отдельные вопросы, связанные с инновационными разработками, ком-мерциализацией результатов научно-исследовательских работ.

 

Установлены тенденции в области развития стратегических инициатив и предпринимательства по технико-тех-нологическим направлениям, связан-ные с появлением специализирован-ных курсов, расширением обучающих семинаров, созданием инкубаторов и Центров обучения для начинающих, в которых подготовка может рассматри-ваться как дополнительное професси-

 



Интеграция образования


 

ональное обучение по опережающим программам; при вузах создаются ма-лые формы предприятий и студенчес-ких КБ, в работе которых принимают участие студенты, как правило, стар-ших курсов.

 

Так, в КНИТУ запущен ряд про-ектов по созданию 28 малых иннова-ционных предприятий и полигонов университета на основе подписанного

 

в апреле 2011 года соглашения о со-трудничестве университета и Россий-ской ассоциации венчурного инвести-рования (РАВИ), студенты участвуют и являются призерами конкурсов «50 лучших идей для Республики Татар-стан», а также программ «Идея-1000».

 

В тоже время современная ситу-ация характеризуется отсутствием ре-альной деятельности и эффективных результатов бизнес-инвестирования, развития малого и среднего пред-принимательства в производстве и оказании услуг; отмечаются неподго-товленность персонала к восприятию нововведений и отсутствие специаль-ных образовательных программ по обучению инновационному предпри-нимательству.

Мониторинг и предварительная оценка состояния развития предпри-нимательских инициатив студентов свидетельствуют, что около 90% рес-пондентов не понимают существую-щих проблем развития стратегических инициатив и инновационного предпри-нимательства, в большинстве случаев у опрошенных студентов отсутствует представление о конкретных проектах по развитию предпринимательства, лишь незначительная часть опрошен-ных (около 12%) осведомлены о сущес-твовании и эффективности различных специальных программ и фондов со-действия малому и среднему бизнесу.


 

 

Более 90 % анкетированных в качестве основных негативных факторов разви-тия стратегических инициатив и ин-новационного предпринимательства называют коррумпированность.

На основе полученных экспери-ментальных данных обоснована воз-можность осуществления практичес-кой профессиональной подготовки обучающихся на основе: заключения контрактных соглашений, стажиров-ки, участия в проведении НИОКР, раз-работки и внедрения коммерческих инновационных проектов, подготовки дипломных проектов и инженерных диссертаций с последующим их при-менением в сфере малого и среднего бизнеса в рамках создаваемой интег-рированной структуры: вуз-предприя-тие.

 

Опыт обучения инновационно-му предпринимательству в услови-ях интеграции науки, образовании и производства.

Установлены и описаны уровни обучения студентов инновационномупредпринимательству:

– организационно-структурный – согласованность: требований систем СПО и ВПО с производством; зако-нодательной и нормативно-правовой базы профильных образовательных учреждений профессионального обра-зования и предприятия;

 

– содержательный – согласо-

ванность содержания учебно-методи-ческого обеспечения; практического обучения в учреждениях СПО и ВПО

 

с производством;

– технологический – интеграцияучебной и исследовательской деятель-ности студентов, учебного процесса в вузе с реальными задачами научно-производственного подразделения ба-зового предприятия путем реализации

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

курсовых и дипломных проектов сту-дентов, включающих элементы инно-вационности; разработка механизмов раннего включения студентов в реше-ние задач инновационного производс-тва нефтяной отрасли;

 

– методический – согласованностьтрадиционных и инновационных форм

 

и методов обучения в СПО и ВПО с предприятием.

 

Выявлены:

закономерности развития про-

 

цесса обучения студентов инноваци-онному предпринимательству (интег-рация учебной и исследовательской деятельности студентов; открытость

 

и динамичность процесса обучения; готовность к инновациям; участие в разработках корпоративных программ обучения);

 

факторы, блокирующие эффек-тивность обучения студентов иннова-

ционному предпринимательству: него-товность к инновациям, как студентов, так и профессорско-преподаватель-ского состава; недостаточное участие профессорско-преподавательского состава в разработках корпоративных программ обучения; преобладание традиционного подхода в обучении;

 

– факторы, способствующие эф-фективному обучению студентов ин-

новационному предпринимательству: интеграция учебной и исследователь-ской деятельности студентов; участие студентов на конференциях различно-го уровня, технопарках инновацион-ных идей; совместные с предприяти-ями разработки курсовых, дипломных проектов студентов.

Определены функции обучения инновационному предприниматель-ству:

 

опережающая, предполагаю-

щая разработку и реализацию совмест-


 

ных с работодателями проектов, спо-собствующих опережающей практике студентов для получения качественно нового знания и прогнозирования раз-вития научно-технической картины мира;

 

реорганизующая, направленная на корректировку и обновление содер-жания обучения студентов с учетом требований инновационного произ-водства;

 

сублимирующая, заключающая-

 

ся в использовании механизмов одних субъектов интегрированной системы «наука – образование – производство» для достижения цели других.

 

В ходе опытно-эксперименталь-ной работы разработан и апробирован механизм отбора перспективных сту-дентов, способных к осуществлению инновационно-предпринимательской деятельности. Для отбора студентов

в ресурсную группу в дополнение к тестированию, предложенному ОАО «Татнефть» были разработаны крите-рии системного отбора. Отбор прово-дился по следующим критериям:

 

1) мотивационный, характеризу-ющийся отношением к деятельности, осознанием личностной и професси-ональной значимости приобретаемых знаний о будущей профессиональной деятельности, наличием положитель-ного мотива к обучению, личностно-го смысла в будущей профессиональ-ной деятельности, наличием стойкого познавательного интереса к решению профессиональных задач, удовлетво-ренностью выбором профессии;

 

2) когнитивный, характеризую-щийся наличием профессиональных знаний об объекте и субъекте труда, осознаниемсвоих профессиональных интересов и способностей, своего со-ответствия требованиям приобретае-

 



Интеграция образования


 

мой профессии, а также перспектив профессионального карьерного роста;

 

3) деятельностный, включающий профессиональные умения, навыки и компетенции решения профессиональ-ных задач, умения планировать и ре-ализовывать собственную профессио-нальную деятельность;

 

4) эмоционально-волевой, пред-полагающий увлеченность своей про-фессиональной деятельностью, поло-жительный эмоциональный настрой в процессе работы;

 

5) рефлексивный, предполагаю-щий способность к самоанализу, объ-ективной самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин.

 

Каждый из перечисленных кри-териев представлен как количествен-ными (объективной оценкой), так и ка-чественными (субъективной оценкой) показателями.

 

Отобранные 50% лучших студен-тов во время тестирования показали максимально хороший результат – 75% правильных ответов, 35% всех студен-тов справились с заданиями на хоро-шем уровне (от 60 до 75%%), 17% вы-полнили половину тестовых заданий (от 45 до 60%). Уровень показанных знаний неизменно повышался. Первое тестирование дало почти 20% замену состава ресурсной группы. Это про-изошло за счет повышения мотивации студентов, желание попасть в группу,

 

с одновременным внедрением разра-ботанных нами организационно-педа-гогических условий. В контрольных группах 44% студентов справились с заданиями полностью, 16% наполови-ну, в то время как в эксперименталь-ных группах эти показатели составили 67% и 24% соответственно.


 

 

Опыт обучения инновационному предпринимательству специалис-тов сферы сервиса в системе сред-него и высшего профессионального образования.

 

Установлены предметы, форми-рующие предпринимательские ком-петенции: в ВПО (АСО (КСЮИ)) – «Экономика Татарстана», «Управле-ние персоналом», «Инновационный менеджмент»; в СПО (ЧОУ СПО «Ка-занский кооперативный техникум», ГАОУ СПО «Торгово-экономический техникум») – «Предпринимательство», «Экономика бухучета», «Технология продукции общественного питания», «Предпринимательство в гостиничном сервисе» «Экономика и бухучет по от-раслям», «Менеджмент по отраслям», «Коммерция по отраслям», «Органи-зация коммерческой деятельности», «Организация технологии торговли», «Маркетинг».

 

Определена специфика обучения инновационному предприниматель-ству специалистов сферы услуг:

 

• как новое содержание, отра-жающее инновации в сфере услуг, его правовое регулирование, рыночную ситуацию соотношения спроса и пред-ложений, прогноз и перспективы раз-вития экономики региона;

 

• как форму организации учеб-ного процесса, предусматривающую использование новых возможностей информационных технологий для обу-чения инновационному предпринима-тельству в профессиональной сфере;

 

• как средство формирования предпринимательских инициатив и самореализации интеллектуального и творческого потенциала субъектов пе-дагогического взаимодействия в учеб-ном процессе.

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

В учебном процессе реализуются принципы обучения: системность зна-

ний, умений и навыков в структуре формируемых компетенций специа-листа и их комплексное использование

в учебной деятельности; междисцип-линарная взаимосвязь между фунда-ментальной наукой и практикой; транс-формация фундаментальных знаний в образовательной практике; инновации

 

в содержании профессионального обу-чения, творческая самореализация личности в процессе обучения.

Используются:

 

инновационные методы обуче-

 

ния: кейс метод,деловые игры(анализпроизводственной ситуации), Интер-нет-трейдинг, Интернет-тестирова-ние;

 

– инновационные формы органи-

 

зации учебного процесса с привлечени-

 

ем социальных партнеров: стажиров-ки, производственная практика.

В ВПО инновационное содержа-ние экономических дисциплин клас-сифицировано по теоретическим, практико-ориентированным и норма-тивно-правовым основаниям; методо-логия обучения ориентирована на про-фессиональный и исследовательский подходы к проблемам инновационной деятельности в различных отраслях экономики.

 

В СПО инновационное содер-жание представлено фрагментарно. Отдельные темы включены в про-граммы профилирующих предме-тов, в профессиональный модуль по специализации, что исключает сис-темность обучения инновационному предпринимательству,не способству-ет формированию восприимчивости к нововведениям в профессии, иннова-ционного мышления, умений и навы-


 

ков, востребованных в предпринима-тельской деятельности.

 

Выявлены:

тенденции в обучении инно-вационному предпринимательству: разработка спецкурсов, на основе ин-теграции содержания дисциплин эко-номического, общепрофессионального

и специального циклов;

– проблемы обучения: содержа-

 

ние дисциплин экономического цикла не всегда ориентированно на развитие предпринимательских инициатив; су-ществует проблема в отставании по внедрению в учебный процесс иннова-ционных технологий обучения специа-листов. Речь идет об использовании в обучении менеджеров компьютерной имитации управления бизнесом (ком-панией или банком) – бизнес-симуля-

 

ции (businesssimulations).

В настоящее время в ряде веду-щих зарубежных школ бизнеса биз-нес-симуляции используются как курс, интегрирующий все дисципли-ны MBA-программы. Участие в них позволяет обучающимся применить на практике основные концепции уп-равления виртуальной компанией, увидеть и осмыслить результат сво-ей деятельности до начала реальной бизнес-практики. Это принципиально иной подход и к обучению, и к оценке учебной деятельности студента.

 

Для выявления предпочтений в оценках обучения инновационному предпринимательству проведен срав-нительный анализ результатов анкети-рования студентов 2 и 4 курса.

Анкетирование студентов прово-дилось на кафедре «Управление пер-соналом». Общий охват, опрошенных студентов составил 45 человек. Резуль-таты анкетирования представлены в процентных значениях (таб.2, таб. 3).

 



Интеграция образования

 

Таблица 2.

 

Результаты анкетирования студентов 2 курса (всего 20 чел.)

 

Варианты         Вопросы анкеты              
ответов                                
                             
           
                                 
а                              
                                 
б                              
                                 
в                              
                                 
г                              
                                 
д                                
                                 
е                                
                                 
ж                                
                                 
з                                
                                 
и                                
                                 
  Результаты анкетирования студентов 4 курса (всего 25 чел.) Таблица 3.  
       
                             
Варианты         Вопросы анкеты              
ответов                                
                               
             
                                 
а 38,5                              
                                 
б 38,5 84,6   61,5 61,5   15,4     38,5       38,5    
                                 
в         15,4                      
                               
г               15,4              
                               
д               15,4              
                                 
е                                
                                 
ж                                
                                 
з                                
                                 
и                                
                         
Установлено, что расхождений в консультации по отдельным вопро-  
оценках студентов 2 и 4 курса нет по шес- сам» – на 2 курсе   50% и 61,5% на 4  
ти из десяти предложенных вопросов: курсе;                
– готовность заняться предприни-   – предпочтение заняться инно-  
мательской деятельностью после окон- вационной предпринимательской дея-  
чания учебы, «если определюсь, каким тельностью в сфере услуг высказали  
именно бизнесом заняться»высказали соответственно 70 и 61,5%;      
на 2 курсе 80%, на 4 курсе 84,6%;   – пробел в знаниях законов, регу-  

– объем получаемых знаний оце- лирующие инновационную предпри-

 

нили как недостаточный – «нужны нимательскую деятельность, признали


 


Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

80% студентов на втором курсе и 77% на 4 курсе;

 

– работу в команде предпочитают большинствоопрошенных: на 2 курсе

60%, на 4 курсе 92%;

– материально техническую базу оценивают как «удовлетворительная» на 2 курсе 60%, на 4 курсе 54%.

Инновационное предпринима-тельство, по мнению большинства (50%) студентов 2 курса – это «внед-рение современных информационных технологий в управление предприяти-ем (бизнесом)»; на 4 курсе превалиру-ют две точки зрения, по 38,5% ответов приходится на варианты: «новшества

в организации бизнеса» и «новые на-правления производства товаров и ус-луг».

Неоднозначно высказались сту-денты и на вопрос «привлекаются ли

к учебному процессу успешные пред-приниматели». Утвердительно «да,

 

привлекаются» ответили на 2 курсе 30% и 31% – на 4 курсе; отрицательно «нет, не привлекаются» результаты со-ответственно 40 и 46%.

 

Отличаются результаты по оцен-ке условий для самореализации лич-ности в процессе обучения. Если на 2 курсе 50% опрошенных высказались положительно – «созданные условия достаточны», то на 4 курсе оценки не-однозначны: 31% оценивают условия как достаточные, 38,5% – как недо-статочные.

 

По информационному обеспече-нию процесса обучения на 2 курсе 40% опрошенных выбрали формулировку «удовлетворены» и по 30% ответов приходится на варианты «есть некото-рые проблемы» и «не удовлетворены». На 4 курсе разброса мнений по инфор-мационному обеспечению процесса обучения не выявлен, большинство,


 

почти 54%, высказались в пользу вари-анта ответа «есть некоторые пробле-мы».

 

По результатам анкетирования профессорско-преподавательского со-става выявлены ипроранжированы по степени значимости проблемы обуче-ния студентов инновационному пред-принимательству:

 

на первой позиции – организация научно-исследовательской деятель-ности и производственной практики студентов,

 

на второй – реализация потенциа-ла социального партнерства,

 

на третьей – улучшение матери-ального оснащения и информационно-го обеспечения учебного процесса.

 

Определены резервы повышения эффективности обучения студентов инновационному предпринимательс-тву:

 

1) научно-исследовательская дея-тельность по новым направлениям в профессии,

 

2) подготовка к непрерывному са-мообразованию,

 

3) внедрение инновационных тех-нологий в учебный процесс, использо-вание инновационных средств, форм и методов обучения.

 

Проведен анализ обучения пред-

 

принимательству в системе допро-фессиональной подготовки. Выявле-

ны:

 

новые формы организации про-фильного обучения старшеклассниковпо индивидуальному учебному пла-ну и сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений, выво-дящие реализацию образовательных стандартов и программ за рамки отде-льного общеобразовательного учреж-дения;

 



Интеграция образования


 

– различные аспекты подготов-

 

ки учащихся к предпринимательскойдеятельности: формирование пред-принимательской культуры, предпри-нимательских способностей; проекти-рование содержания, дидактических средств обучения при изучении фа-культативных дисциплин в условиях профильного обучения;

 

критерии эффективности обу-

 

чения учащихся предпринимательству

 

в системе допрофессионального обра-зования, обеспечивающие успешность последующей их социальной адапта-ции в современных экономических условиях. Умения: планировать свою деятельность и принимать решения; формулировать конкретные задачи исследования в группах; работать в малых группах; разработать критерии распределения заданий по группам; выделять аспекты деятельности пред-приятия, важные для современного общества и образования; работать с информацией об исследуемом объ-екте; анализировать региональные и местные условия экономической де-ятельности; оценивать ситуацию и выявлять проблемы;формулировать вопросы; составлять анкеты и бланки опроса и проводить интервью экспер-тов; взаимодействовать с экспертами и анализировать полученную от экс-пертов новую информацию; органи-зовать взаимодействие групп во время обсуждения в классе; построить сис-темную модель предприятия на осно-ве анализа результатов исследований, проведенных в группах, и сделать вы-воды; применять полученные знания на последующих занятиях в школе; оформить и представить результаты исследования (презентации, альбомы, тезисы доклада и др.); самостоятельно решать возникающие проблемы.


 

 

Литература:

 

1. Асаул А.Н., Войнаренко А.П., Еро-

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.173 с.)