Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт обучения инновационно-му предпринимательству в услови-
ях строительного образовательного кластера.
Строительный научно-образо-вательный кластер, ведущим звеном которого является Казанский архи-тектурно-строительный университет, представлен образовательными уч-реждениями разного образовательно-го уровня.
Обучение дошкольников и школь-ников организовано осуществляется на базе детской архитектурной школы «Дашка» и в подготовительных кур-сах. Начальное и среднее образование студенты получают в лицеях и коллед-жах, входящих в состав строительного образовательного кластера. Высшее
и дополнительное профессиональное образование студенты и работники строительной отрасли получают в университете. Высшее строительное образование в сочетании с дополни-тельными экономическими, юридичес-кими, правовыми, психологическими
и педагогическими дисциплинами, его практическая направленность служат предметной основой формирования у студентов предпринимательских уме-ний и навыков. Обучение инновацион-ному предпринимательству в универ-ситете реализуется через содержание всех дисциплин учебного плана (за счет модульных учебных программ и модульных курсов). Студент получает образование по своей специальности и одновременно планомерно осваивает на квалификационно-компетентнос-тном уровне предпринимательскую деятельность в строительной профес-сии.
По специальности «Водоснаб-жение и водоотведение» установле- ныдисциплины, способствующие формированию готовности к пред-принимательской деятельности: «Пе-
Интеграция образования
дагогика и психология», «Психоло-гические основы жизнедеятельности коллектива», «Правоведение», «Пра-вовые основы строительной деятель-ности», «Социология», «Философия», «Логические и методологические ос-новы научно-технической деятельнос-ти», «Проектное дело», «Экономика», «Реформирование собственности и экономическая безопасность страны», «Организация, управление и планиро-вание в строительстве», «Экспертиза проектов», «Экономика недвижимос-ти предприятий водоснабжения и во-доотведения», «Экономика отрасли», «Основы бизнеса», «Организация предпринимательской деятельности на предприятиях водоснабжения и во-доотведения». По специальности «Теп-логазоснабжение и вентиляция» чи-тается спецкурс «Маркетинг систем теплогазоснабжения и вентиляции».
В учебном процессе используются методы активизации обучения студен-тов к предпринимательской деятель-ности: кейс-стади, деловые игры. Разработана методология поэтап-ного формирования предприниматель-ских компетенций у студентов автодо-рожной специальности:
первый этап – общегуманитар-ная и естественнонаучная подготовка, формирующая мировоззрение будуще-го специалиста и предпринимателя;
второй этап –общепрофесси-ональная подготовка, направленная на формирование компетенций. Ос-новная задача сводится к познанию
и осознанию будущей предпринима-тельской деятельности с точки зрения системно-профессиональных отноше-ний, складывающихся между людьми на уровне «человек – технологии про-изводства», «человек – предприятие»,
«человек – государство», «предприя-тие – государство»;
третий этап – конкретные про-фессионально-экономические позна-ния о предпринимательской деятель-ности, формирующиеся при изучении теории автодорожного производства (в целом транспортного строительства) в блоке специальных дисциплин и спе-циализаций, а также учебных курсов;
четвертый этап – правила ве-дения «деловой игры» при изучении блоков правовых дисциплин, дисцип-лин планирования и управления, эко-номики;
пятый этап – специальные кур-сы, формирующие специальные навы-ки и стереотип предпринимательского мышления (общий менеджмент, вклю-чая теорию организации, разработку управленческого решения, планиро-вание в управленческой деятельности, исследование систем и моделей управ-ления автодорожными хозяйствами, PR-функции в автодорожной сфере и т.д.);
шестой этап –развитие познава-тельных способностей студентов, кон-центрация на конкретных фрагментах предпринимательской деятельности и отработка определенных навыков (мо-делирование, проектирование, дип-ломные проекты) в период производс-твенных практик.
Результаты экспериментального исследования выявили: студенты от-мечают актуальность обучения инно-вационному предпринимательству; по мнению большинства студентов (77%) предпринимательство способствует разработке новых строительных тех-нологий и увеличению числа рабочих мест. Заняться предпринимательской деятельностью планируют 62,4% сту-дентов, из них 38,1% намерены от-крыть свое дело. 54,2% опрошенных
уверены, что осуществят свои планы; для организации предприниматель-ской деятельности важны професси-ональные и экономические компетен-ции считают 40,8%.
О высоком уровне своей готовнос-ти к предпринимательской деятель-ности указали всего 3% опрошенных, 44% студентов считают, что их подго-товленность к предпринимательской деятельности не превышает средне-го уровня и никто из респондентов не считает себя неподготовленным к предпринимательской деятельности. По мнению большинства опрошенных (62,5%) весьма важно знать и владеть знаниями строительной техники и технологий, 81,4% респондентов ука-зывают важность обладания умения-ми организации предпринимательской деятельности.
На важность формирования нравственно-этических качеств у бу-дущих предпринимателей указали 28% опрошенных. По оценке базовых качеств предпринимателя выявлено: 75,9% опрошенных указали на уме-ние рисковать, 42% – на порядочность, 32% – на честность. Как основную ценность – «культура по обслужива-нию потребителей в строительстве»
– отметилибольшинство респондентов (74,7%), при этом качество строитель-ных работ выбрали только 39,3% из числа опрошенных. Обучение инновационному пред-принимательству в системе тех-нического и технологического обра-зования (втуз-предприятие) на базеКазанского нефтехимического коллед-жа, Казанского национально-исследо-вательского технологического универ-ситета (КНИТУ).
Организационно-педагогические условия обучения инновационному
предпринимательству в техническом вузе предусматривают: создание сис-темы непрерывного и открытого обра-зования, опережающая переподготовка специалистов профильных научных и производственных направлений, под-готовка научных работников высшей квалификации.
Определены проблемы обуче-нияинновационному предпринима-тельству: не совершенство норма-тивно-правового обеспечения; не разработанность теоретико-методо-логических и методических основ данного процесса; несоответствие по-лучаемых студентами фундаменталь-ных знаний последним достижениям науки, техники и основам инноваци-онного предпринимательства; низкий уровень овладения умениями их прак-тического применения и навыками коммерциализации; в ГОС ВПО по тех-ническим и технологическим направ-лениям подготовки не предусмотрено обучение инновационному предпри-нимательству, в содержании некото-рых дисциплин, входящих в учебный план технических вузов, например, «Методология и история науки и на-учных исследований», «Организация научных исследований», рассматрива-ются отдельные вопросы, связанные с инновационными разработками, ком-мерциализацией результатов научно-исследовательских работ.
Установлены тенденции в области развития стратегических инициатив и предпринимательства по технико-тех-нологическим направлениям, связан-ные с появлением специализирован-ных курсов, расширением обучающих семинаров, созданием инкубаторов и Центров обучения для начинающих, в которых подготовка может рассматри-ваться как дополнительное професси-
Интеграция образования
ональное обучение по опережающим программам; при вузах создаются ма-лые формы предприятий и студенчес-ких КБ, в работе которых принимают участие студенты, как правило, стар-ших курсов.
Так, в КНИТУ запущен ряд про-ектов по созданию 28 малых иннова-ционных предприятий и полигонов университета на основе подписанного
в апреле 2011 года соглашения о со-трудничестве университета и Россий-ской ассоциации венчурного инвести-рования (РАВИ), студенты участвуют и являются призерами конкурсов «50 лучших идей для Республики Татар-стан», а также программ «Идея-1000».
В тоже время современная ситу-ация характеризуется отсутствием ре-альной деятельности и эффективных результатов бизнес-инвестирования, развития малого и среднего пред-принимательства в производстве и оказании услуг; отмечаются неподго-товленность персонала к восприятию нововведений и отсутствие специаль-ных образовательных программ по обучению инновационному предпри-нимательству. Мониторинг и предварительная оценка состояния развития предпри-нимательских инициатив студентов свидетельствуют, что около 90% рес-пондентов не понимают существую-щих проблем развития стратегических инициатив и инновационного предпри-нимательства, в большинстве случаев у опрошенных студентов отсутствует представление о конкретных проектах по развитию предпринимательства, лишь незначительная часть опрошен-ных (около 12%) осведомлены о сущес-твовании и эффективности различных специальных программ и фондов со-действия малому и среднему бизнесу.
Более 90 % анкетированных в качестве основных негативных факторов разви-тия стратегических инициатив и ин-новационного предпринимательства называют коррумпированность. На основе полученных экспери-ментальных данных обоснована воз-можность осуществления практичес-кой профессиональной подготовки обучающихся на основе: заключения контрактных соглашений, стажиров-ки, участия в проведении НИОКР, раз-работки и внедрения коммерческих инновационных проектов, подготовки дипломных проектов и инженерных диссертаций с последующим их при-менением в сфере малого и среднего бизнеса в рамках создаваемой интег-рированной структуры: вуз-предприя-тие.
Опыт обучения инновационно-му предпринимательству в услови-ях интеграции науки, образовании и производства. Установлены и описаны уровни обучения студентов инновационномупредпринимательству: – организационно-структурный – согласованность: требований систем СПО и ВПО с производством; зако-нодательной и нормативно-правовой базы профильных образовательных учреждений профессионального обра-зования и предприятия;
– содержательный – согласо- ванность содержания учебно-методи-ческого обеспечения; практического обучения в учреждениях СПО и ВПО
с производством; – технологический – интеграцияучебной и исследовательской деятель-ности студентов, учебного процесса в вузе с реальными задачами научно-производственного подразделения ба-зового предприятия путем реализации
курсовых и дипломных проектов сту-дентов, включающих элементы инно-вационности; разработка механизмов раннего включения студентов в реше-ние задач инновационного производс-тва нефтяной отрасли;
– методический – согласованностьтрадиционных и инновационных форм
и методов обучения в СПО и ВПО с предприятием.
Выявлены: – закономерности развития про-
цесса обучения студентов инноваци-онному предпринимательству (интег-рация учебной и исследовательской деятельности студентов; открытость
и динамичность процесса обучения; готовность к инновациям; участие в разработках корпоративных программ обучения);
– факторы, блокирующие эффек-тивность обучения студентов иннова- ционному предпринимательству: него-товность к инновациям, как студентов, так и профессорско-преподаватель-ского состава; недостаточное участие профессорско-преподавательского состава в разработках корпоративных программ обучения; преобладание традиционного подхода в обучении;
– факторы, способствующие эф-фективному обучению студентов ин- новационному предпринимательству: интеграция учебной и исследователь-ской деятельности студентов; участие студентов на конференциях различно-го уровня, технопарках инновацион-ных идей; совместные с предприяти-ями разработки курсовых, дипломных проектов студентов. Определены функции обучения инновационному предприниматель-ству:
– опережающая, предполагаю- щая разработку и реализацию совмест-
ных с работодателями проектов, спо-собствующих опережающей практике студентов для получения качественно нового знания и прогнозирования раз-вития научно-технической картины мира;
– реорганизующая, направленная на корректировку и обновление содер-жания обучения студентов с учетом требований инновационного произ-водства;
– сублимирующая, заключающая-
ся в использовании механизмов одних субъектов интегрированной системы «наука – образование – производство» для достижения цели других.
В ходе опытно-эксперименталь-ной работы разработан и апробирован механизм отбора перспективных сту-дентов, способных к осуществлению инновационно-предпринимательской деятельности. Для отбора студентов в ресурсную группу в дополнение к тестированию, предложенному ОАО «Татнефть» были разработаны крите-рии системного отбора. Отбор прово-дился по следующим критериям:
1) мотивационный, характеризу-ющийся отношением к деятельности, осознанием личностной и професси-ональной значимости приобретаемых знаний о будущей профессиональной деятельности, наличием положитель-ного мотива к обучению, личностно-го смысла в будущей профессиональ-ной деятельности, наличием стойкого познавательного интереса к решению профессиональных задач, удовлетво-ренностью выбором профессии;
2) когнитивный, характеризую-щийся наличием профессиональных знаний об объекте и субъекте труда, осознаниемсвоих профессиональных интересов и способностей, своего со-ответствия требованиям приобретае-
Интеграция образования
мой профессии, а также перспектив профессионального карьерного роста;
3) деятельностный, включающий профессиональные умения, навыки и компетенции решения профессиональ-ных задач, умения планировать и ре-ализовывать собственную профессио-нальную деятельность;
4) эмоционально-волевой, пред-полагающий увлеченность своей про-фессиональной деятельностью, поло-жительный эмоциональный настрой в процессе работы;
5) рефлексивный, предполагаю-щий способность к самоанализу, объ-ективной самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин.
Каждый из перечисленных кри-териев представлен как количествен-ными (объективной оценкой), так и ка-чественными (субъективной оценкой) показателями.
Отобранные 50% лучших студен-тов во время тестирования показали максимально хороший результат – 75% правильных ответов, 35% всех студен-тов справились с заданиями на хоро-шем уровне (от 60 до 75%%), 17% вы-полнили половину тестовых заданий (от 45 до 60%). Уровень показанных знаний неизменно повышался. Первое тестирование дало почти 20% замену состава ресурсной группы. Это про-изошло за счет повышения мотивации студентов, желание попасть в группу,
с одновременным внедрением разра-ботанных нами организационно-педа-гогических условий. В контрольных группах 44% студентов справились с заданиями полностью, 16% наполови-ну, в то время как в эксперименталь-ных группах эти показатели составили 67% и 24% соответственно.
Опыт обучения инновационному предпринимательству специалис-тов сферы сервиса в системе сред-него и высшего профессионального образования.
Установлены предметы, форми-рующие предпринимательские ком-петенции: в ВПО (АСО (КСЮИ)) – «Экономика Татарстана», «Управле-ние персоналом», «Инновационный менеджмент»; в СПО (ЧОУ СПО «Ка-занский кооперативный техникум», ГАОУ СПО «Торгово-экономический техникум») – «Предпринимательство», «Экономика бухучета», «Технология продукции общественного питания», «Предпринимательство в гостиничном сервисе» «Экономика и бухучет по от-раслям», «Менеджмент по отраслям», «Коммерция по отраслям», «Органи-зация коммерческой деятельности», «Организация технологии торговли», «Маркетинг».
Определена специфика обучения инновационному предприниматель-ству специалистов сферы услуг:
• как новое содержание, отра-жающее инновации в сфере услуг, его правовое регулирование, рыночную ситуацию соотношения спроса и пред-ложений, прогноз и перспективы раз-вития экономики региона;
• как форму организации учеб-ного процесса, предусматривающую использование новых возможностей информационных технологий для обу-чения инновационному предпринима-тельству в профессиональной сфере;
• как средство формирования предпринимательских инициатив и самореализации интеллектуального и творческого потенциала субъектов пе-дагогического взаимодействия в учеб-ном процессе.
В учебном процессе реализуются принципы обучения: системность зна- ний, умений и навыков в структуре формируемых компетенций специа-листа и их комплексное использование в учебной деятельности; междисцип-линарная взаимосвязь между фунда-ментальной наукой и практикой; транс-формация фундаментальных знаний в образовательной практике; инновации
в содержании профессионального обу-чения, творческая самореализация личности в процессе обучения. Используются:
– инновационные методы обуче-
ния: кейс метод,деловые игры(анализпроизводственной ситуации), Интер-нет-трейдинг, Интернет-тестирова-ние;
– инновационные формы органи-
зации учебного процесса с привлечени-
ем социальных партнеров: стажиров-ки, производственная практика. В ВПО инновационное содержа-ние экономических дисциплин клас-сифицировано по теоретическим, практико-ориентированным и норма-тивно-правовым основаниям; методо-логия обучения ориентирована на про-фессиональный и исследовательский подходы к проблемам инновационной деятельности в различных отраслях экономики.
В СПО инновационное содер-жание представлено фрагментарно. Отдельные темы включены в про-граммы профилирующих предме-тов, в профессиональный модуль по специализации, что исключает сис-темность обучения инновационному предпринимательству,не способству-ет формированию восприимчивости к нововведениям в профессии, иннова-ционного мышления, умений и навы-
ков, востребованных в предпринима-тельской деятельности.
Выявлены: – тенденции в обучении инно-вационному предпринимательству: разработка спецкурсов, на основе ин-теграции содержания дисциплин эко-номического, общепрофессионального и специального циклов; – проблемы обучения: содержа-
ние дисциплин экономического цикла не всегда ориентированно на развитие предпринимательских инициатив; су-ществует проблема в отставании по внедрению в учебный процесс иннова-ционных технологий обучения специа-листов. Речь идет об использовании в обучении менеджеров компьютерной имитации управления бизнесом (ком-панией или банком) – бизнес-симуля-
ции (businesssimulations). В настоящее время в ряде веду-щих зарубежных школ бизнеса биз-нес-симуляции используются как курс, интегрирующий все дисципли-ны MBA-программы. Участие в них позволяет обучающимся применить на практике основные концепции уп-равления виртуальной компанией, увидеть и осмыслить результат сво-ей деятельности до начала реальной бизнес-практики. Это принципиально иной подход и к обучению, и к оценке учебной деятельности студента.
Для выявления предпочтений в оценках обучения инновационному предпринимательству проведен срав-нительный анализ результатов анкети-рования студентов 2 и 4 курса. Анкетирование студентов прово-дилось на кафедре «Управление пер-соналом». Общий охват, опрошенных студентов составил 45 человек. Резуль-таты анкетирования представлены в процентных значениях (таб.2, таб. 3).
Интеграция образования
Таблица 2.
Результаты анкетирования студентов 2 курса (всего 20 чел.)
– объем получаемых знаний оце- лирующие инновационную предпри-
нили как недостаточный – «нужны нимательскую деятельность, признали
80% студентов на втором курсе и 77% на 4 курсе;
– работу в команде предпочитают большинствоопрошенных: на 2 курсе 60%, на 4 курсе 92%; – материально техническую базу оценивают как «удовлетворительная» на 2 курсе 60%, на 4 курсе 54%. Инновационное предпринима-тельство, по мнению большинства (50%) студентов 2 курса – это «внед-рение современных информационных технологий в управление предприяти-ем (бизнесом)»; на 4 курсе превалиру-ют две точки зрения, по 38,5% ответов приходится на варианты: «новшества в организации бизнеса» и «новые на-правления производства товаров и ус-луг». Неоднозначно высказались сту-денты и на вопрос «привлекаются ли к учебному процессу успешные пред-приниматели». Утвердительно «да,
привлекаются» ответили на 2 курсе 30% и 31% – на 4 курсе; отрицательно «нет, не привлекаются» результаты со-ответственно 40 и 46%.
Отличаются результаты по оцен-ке условий для самореализации лич-ности в процессе обучения. Если на 2 курсе 50% опрошенных высказались положительно – «созданные условия достаточны», то на 4 курсе оценки не-однозначны: 31% оценивают условия как достаточные, 38,5% – как недо-статочные.
По информационному обеспече-нию процесса обучения на 2 курсе 40% опрошенных выбрали формулировку «удовлетворены» и по 30% ответов приходится на варианты «есть некото-рые проблемы» и «не удовлетворены». На 4 курсе разброса мнений по инфор-мационному обеспечению процесса обучения не выявлен, большинство,
почти 54%, высказались в пользу вари-анта ответа «есть некоторые пробле-мы».
По результатам анкетирования профессорско-преподавательского со-става выявлены ипроранжированы по степени значимости проблемы обуче-ния студентов инновационному пред-принимательству:
на первой позиции – организация научно-исследовательской деятель-ности и производственной практики студентов,
на второй – реализация потенциа-ла социального партнерства,
на третьей – улучшение матери-ального оснащения и информационно-го обеспечения учебного процесса.
Определены резервы повышения эффективности обучения студентов инновационному предпринимательс-тву:
1) научно-исследовательская дея-тельность по новым направлениям в профессии,
2) подготовка к непрерывному са-мообразованию,
3) внедрение инновационных тех-нологий в учебный процесс, использо-вание инновационных средств, форм и методов обучения.
Проведен анализ обучения пред-
принимательству в системе допро-фессиональной подготовки. Выявле- ны:
– новые формы организации про-фильного обучения старшеклассниковпо индивидуальному учебному пла-ну и сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений, выво-дящие реализацию образовательных стандартов и программ за рамки отде-льного общеобразовательного учреж-дения;
Интеграция образования
– различные аспекты подготов-
ки учащихся к предпринимательскойдеятельности: формирование пред-принимательской культуры, предпри-нимательских способностей; проекти-рование содержания, дидактических средств обучения при изучении фа-культативных дисциплин в условиях профильного обучения;
– критерии эффективности обу-
чения учащихся предпринимательству
в системе допрофессионального обра-зования, обеспечивающие успешность последующей их социальной адапта-ции в современных экономических условиях. Умения: планировать свою деятельность и принимать решения; формулировать конкретные задачи исследования в группах; работать в малых группах; разработать критерии распределения заданий по группам; выделять аспекты деятельности пред-приятия, важные для современного общества и образования; работать с информацией об исследуемом объ-екте; анализировать региональные и местные условия экономической де-ятельности; оценивать ситуацию и выявлять проблемы;формулировать вопросы; составлять анкеты и бланки опроса и проводить интервью экспер-тов; взаимодействовать с экспертами и анализировать полученную от экс-пертов новую информацию; органи-зовать взаимодействие групп во время обсуждения в классе; построить сис-темную модель предприятия на осно-ве анализа результатов исследований, проведенных в группах, и сделать вы-воды; применять полученные знания на последующих занятиях в школе; оформить и представить результаты исследования (презентации, альбомы, тезисы доклада и др.); самостоятельно решать возникающие проблемы.
Литература:
1. Асаул А.Н., Войнаренко А.П., Еро-
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.173 с.) |