Профессиональные умения преподавателя гражданско-правовых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные умения преподавателя гражданско-правовых



 

дисциплин

 

Группы Содержание умений
  умений  

 

1 Проекти- – определять исходные данные для проектирования учебного про-

 

ровочные цесса;

 

– формулировать текущие и конечные педагогические цели и зада-чи, находить рациональные способы их достижения и решения;

– осуществлять перспективное планирование, правильно ставить стратегические, тактические, оперативные задачи и выбирать спо-собы и методы их решения;

 

– выделять дидактические единицы и информационно-смысловые элементы учебного материала, определять их иерархию и последо-вательность изучения;

 

– предвидеть возможные результаты решения педагогических за-дач в течение всего планируемого периода обучения;

– ставить перед студентами общегрупповые и индивидуальные цели аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;

 

– устанавливать оптимальный объем учебного материала;

 

– находить основные опорные межпредметные связи;

 

– моделировать содержание учебного материала, формы и методы преподавания читаемых курсов с учетом их места и роли в про-грамме подготовки студентов;

 

– проектировать свою собственную профессиональную карьеру.

 

2. Конструк- – отбирать и структурировать информацию по учебным курсам;

 

тивные– композиционно определять содержание отдельных лекций, семи-наров и других видов занятий;

– определять оптимальные виды учебной деятельности и соответс-твующие им системы учебных действий, направленных на освое-ние конкретных дидактических единиц;

 

– определять соответствующий дидактический инструментарий;

 

– уметь использовать учебный материал, технологические средства обучения, информационные технологии и наглядные пособия;

– использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения;

– осуществлять контроль за качеством учебной деятельности;

 

– определять систему мероприятий, активизирующую познаватель-ную деятельность студентов;

– корректировать учебный процесс в зависимости от различного рода внутренних факторов и внешних обстоятельств;

 

– овладевать новыми различными технологиями преподаватель-ской деятельности с учетом индивидуальных способностей студен-тов и специфики дисциплины


 

 


Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 

3 Информа- – умение работать с различными источниками информации, вклю-

 

ционные чая новейшие информационные технологии и базы данных;

 

– знать возможности компьютера в своей предметной области;

 

– умение использовать на занятиях в учебных целях информацион-

 

ные технологии;

 

– уметь подбирать и соответственным образом компоновать учеб-

 

ный материал для его реализации в педагогических программных

 

продуктах;

 

– умение в сотрудничестве с программистами или самостоятельно

 

разрабатывать элементы дидактических комплексов и реализовы-

 

вать их в учебном процессе вуза и т.п.

 

4 Организа- – организовывать групповую и индивидуальную работу студентов

 

торские с учетом всех факторов, обусловливающих необходимость исполь-
  зования тех или иных технологий обучения;

– организовывать индивидуально дифференцированную работу со студентами, как на учебных занятиях, так и во внеаудиторное вре-мя;

– организовать проведение различных деловых, учебно-те6хноло-гических игр, дискуссий, тренингов, творческих семинаров, кон-ференций и т.д.;

– управлять социально-психологическим состоянием группы на учебных занятиях;

– организовывать диагностику познавательных способностей сту-дентов;

– организовывать и структурировать во времени свою педагогичес-кую, научную и другие виды профессиональной деятельности.

 

5. Коммуни- – строить взаимодействие и взаимоотношения со студентами в за-

 

кативные висимости от целей, содержания, форм организации и методов обу-чения в достижении положительных результатов педагогического процесса в целом;

 

– уметь устанавливать педагогически целесообразные контакты (преподаватель – аудитория, преподаватель-студент, студент-ауди-тория, студент-студент;

– предотвращать и разрешать конфликты;

 

– достигать индивидуально-ориентированного взаимодействия со студентом в учебном процессе;

– поддерживать широкие, активные творческие контакты по вопро-сам своей научной и преподавательской деятельности в вузе


 

 


Педагогика и психология профессионального образования

 

6 Фасилита- – устанавливать с обучаемыми социально-психологический ком-

 

ционные муникативный контакт, обеспечивающий творческий характер

 

процесса обучения и высокий уровень усвоения изучаемого мате-

 

риала;

 

– нахождение в студенте наиболее сильных сторон его личности и

 

внушение ему уверенности в себе;

 

– умение раскрывать систему перспективных направлений развития

 

коллектива и личности каждого, внушать уверенность в успехе;

 

– формировать доверительные и доброжелательные взаимоотноше-

 

ния со студентами в межличностном общении;

 

– создавать атмосферу продуктивно-познавательного сотрудничес-

 

тва в процессе взаимодействия с обучаемыми

 

7 Исследо - – анализировать учебный процесс;

 

в а т е л ь - – осуществлять поисковую деятельности;

 

ские – изучать, обобщать и внедрять в учебный процесс инновации;

 

– выделять главное, существенное при отборе, структурировании и

 

изложении учебного материала;

 

– логически последовательно и обоснованно излагать учебный ма-

 

териал;

 

– ставить и достигать цели, связанные с непрерывным саморазви-

 

тием, как в профессиональном, так и в личностном плане

 

8 Воспита- – формировать у студентов творческую, созидательно-активную

 

тельные установку на будущую профессию, чувство гражданской и профес-

 

сиональной ответственности за результаты своей деятельности;

 

– осуществлять процессы становления и развития личности вы-

 

сококвалифицированного специалиста, его мировоззренческой и

 

гражданской позиции, общей культуры, широты кругозора и этики

 

поведения;

 

– саморазвиваться как личность в общей и профессиональной куль-

 

туре, предметной области научных знаний.


 

 


Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
     
    Таблица
Компетенции преподавателя гражданско-правовой специализации
   
Виды компетенций Содержательные характеристики компетенций

 

Социально-личностные – понимает высокую социальную значимость и ответствен-ность профессии преподавателя высшей школы, как пред-ставителя интеллектуальной элиты общества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной де-ятельности;

 

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбо-ру путей ее достижения, умеет логически верно, аргументи-ровано и ясно строить устную и письменную речь;

– имеет сформированную гуманистическую позицию по от-ношению к окружающей действительности;

 

– транслирует в процессе жизнедеятельности ценности гу-манитарной культуры;

 

– готов к социальному взаимодействию со студентами, кол-легами и др. людьми на основе принятых в обществе мо-ральных и правовых норм, проявляет толерантность к дру-гой культуре;

 

– знает свои права и обязанности как гражданин своей стра-ны; умеет использовать правовые документы в своей про-фессиональной деятельности;

 

– способен постоянно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, готов к по-вышению своей квалификации и мастерства; -способен к самостоятельному обучению новым методам ис-следования, к организации исследовательской деятельности, направленной на совершенствование учебно-воспитатель-ного процесса;

 

– готов к активному общению и профессиональному взаи-модействию с коллегами в научно-педагогических сферах деятельности;

 

– способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения;

 

– способен к активной социальной мобильности;

– способен использовать на практике навыки и умения уп-равления студенческим коллективом, формировать благо-приятный социально-психологический климат в учебной группе;

 

– готов к разрешению конфликтных ситуаций в студенчес-ких коллективах, при взаимодействии с отдельными студен-тами;

 

– способен оказывать личным примером позитивное воз-действие на студенческую молодежь, транслируя навыки нравственно-психологического здоровья;

 

– способен брать на себя всю полноту ответственности за здоровье студентов во время занятий, практик и других ви-дов учебной работы и т.д.


 


  Педагогика и психология профессионального образования
     
   
Общенаучные компе- – способен использовать знания фундаментальных и при-
тенции (ОНК) кладных дисциплин в процессе профессиональной педаго-
  гической деятельности;

– способен использовать углубленные теоретические и практические знания в своей предметной области в процессе профессиональной педагогической деятельности, постоянно отслеживая новые научные достижения в своей предметной области и в смежных областях;

 

– способен самостоятельно приобретать с помощью ин-формационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, расширять и углублять свое научное ми-ровоззрение;

 

– способен использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей професси-ональной педагогической деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов при работе с молодежью;

 

– способен демонстрировать навыки работы в научном кол-лективе, способность рождать новые идеи (креативность) и реализовывать их на практике и т.д.

 

И нст ру мен та л ьн ые – умеет работать с традиционными носителями информа-

 

компетенции ции, распределенными базами знаний;

– способен работать с информацией в глобальных компью-

 

терных сетях;

– свободно владеет литературной и деловой письменной и

 

устной речью на русском языке навыками публичной и на-

 

учной речи;

– умеет создавать и редактировать тексты профессиональ-

 

ного назначения, анализировать логику рассуждений и вы-

 

сказываний;

– владеет одним из иностранных языков на уровне бытового

 

общения;

– умеет использовать возможности коммуникативных свя-

 

зей для реализации внутренних резервов партнеров по об-

 

щению;

– способен использовать для решения коммуникативных за-

 

дач современные технические средства;

– способен и готов проводить научные эксперименты, оце-

 

нивать результаты исследований;

– способен анализировать, синтезировать и критически ре-

 

зюмировать информацию;

– способен к профессиональной эксплуатации современного

 

оборудования и приборов в процессе профессионально-пе-

 

дагогической деятельности;

– способен оформлять, представлять и докладывать резуль-

 

таты выполненной исследовательской работы, в том числе

 

используя навыки работы с компьютерной техникой и т.д.


 


Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 

Научно-исследователь- – способен к разработке актуальной научной проблемы и по-
ские лучению знания, значимого для развития теории и практики
  высшего образования;
  – готовность к проведению исследовательской работы с ис-
  пользованием современных информационных систем (сети
  Интернет);
  – готовность к организации и участию в работе временных
  или постоянно действующих исследовательских групп;
  – знает основы теории высшего профессионального образо-
  вания;
  – владеет современной методологией и методами исследова-
  ний в области высшего образования;
  – способен к проектированию и реализации на практике со-
  держания учебных предметов с учетом процессов модерни-
  зации высшей школы;
  – владеет навыками рецензирования и анализа материалов
  по проблемам высшей школы и проблемам конкретной на-
  учной области;
  – умеет представлять результаты своей научно-исследова-
  тельской деятельности в виде отчетов, рефератов, статей,
  докладов, сообщений и др.
   
Организационно-мето- – готовность к взаимодействию с образовательным комп-
дические лексом, предприятиями региона для решения общих задач
  обучения и воспитания студенческой молодежи;
  – способен к подготовке и проведению научно-практических
  конференций (в том числе интернет-конференций) препода-
  вателей вуза и учителей школ города (района, края);
  – готовность к организации и проведению педагогической
  практики студентов, к взаимодействию с администрацией
  школ, учителями и др.
   
Воспитательные – владеет методикой организации воспитательных меропри-
  ятий со студентами на основе инновационных технологий;
  – умеет использовать знания культуры и искусства в качест-
  ве средств воспитания студентов;
  – умеет использовать профессиональные знания в конкрет-
  ной научной области в качестве средств воспитания студен-
  тов;
  – готовность к организации и участию в работе временных
  или постоянно действующих групп студентов по реализа-
  ции социально значимых проектов среди молодежи;
  – способен осуществлять работу в качестве куратора акаде-
  мической группы; проводить педагогическую диагностику
  личности студентов с целью организации индивидуальной
  работы; планировать и проводить воспитательные меропри-
  ятия со студентами и др.
   

 


 


Педагогика и психология профессионального образования

 

Учебно-методические – готов к использованию инновационных методов и техно-логий обучения и воспитания;

 

– знает основы психологии личности и социальной психо-логии;

– знает биологические и психологические пределы челове-ческого восприятия и усвоения;

– знает психологические особенности юношеского возраста и особенности влияния на результаты педагогической де-ятельности индивидуальных различий студентов;

– умеет использовать в учебном процессе знания фунда-ментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области, ее взаимосвязей с другими науками;

 

– владеет методами и приемами устного и письменного из-ложения предметного материала, разнообразными образова-тельными технологиями, в том числе методикой разработки мультимедийных презентаций к лекционным занятиям;

 

– умеет излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваива-емом студентами;

– владеет методикой структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, методами и приемами составления задач, упраж-нений, тестов по различным темам, систематики учебных и воспитательных задач;

 

– владеет методикой написания, переработки учебных про-грамм по дисциплинам в соответствии с требованиями Го-сударственного образовательного стандарта;

– способен к разработке учебно-методических материалов для проведения занятий, в том числе в интерактивном ре-жиме;

– способен к разработке сценарии для создания электрон-ных учебно-методических пособий.


 

В результате курсов повышения квалификации преподаватели граж-данско-правовой специализации по-лучили знания о формах и методах организации учебно-воспитательного процесса и производственной практи-ки. Были определены концептуальные подходы и возможные модели форми-рования профессиональной компетент-


 

 

ности студентов на занятиях граждан-ско-правовой специализации.

 

Таким образом, профессиональ-ную компетентность можно рассмат-ривать в динамике как интегратив-ный процесс (учитывая, что основы заложены в период обучения в вузе)

 

– повышения квалификации, а также самообразования преподавателей про-фессиональной школы.

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 

Литература: 2. Мухаметзянова Г.В. Непрерывноепрофессиональное образование в России //

1. Кирилова Г.И. Принципы информа-Казанский педагогический журнал. 2006.

 

ционно-средового подхода к модернизации №4. С.3-8.
профессионального образования // Казан-   3. Нигматов З.Г. Быть педагогом, а не
ский педагогический журнал. 2008. №8. принадлежать к педагогической профес-
С.54-60. сии //Казанский педагогический журнал.
  №4. 2012. С.5-12.

 


 

 


Интеграция образования

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.Н. Гарсков

 

В статье отражены особенности и подчеркнута роль международного сотрудничества в развитии вуза в условиях глобализации и интернационали-зации. Рассмотрена деятельность центра международного сотрудничества

и академической мобильности Института педагогики и психологии професси-онального образования Российской академии образования. Представлен опыт ЧОУ ВПО «Академии социального образования» в реализации международного Проекта программы ТЕМПУС.

Ключевые слова: международное сотрудничество,академическая мобиль-ность, глобализация, интернационализация, высшие учебные заведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.105 с.)