Философия раннего эллинизма: киники, стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия раннего эллинизма: киники, стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники.



После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства – Эллады.

Предпосылки формирования философии раннего эллинизма: - распад империи Александра Македонского и общий кризис греческой рабовладельческой демократии в конце IVв. до н.э.;
- становление Римской империи, слияние греческой и римской культур;
- упадок Римской империи, усиление кризиса общества, что обусловило катастрофу личного существования;
- отвечая на вопросы времени, сама философия становится религией, мостом к христианству

 

Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни

В этот период главный интерес философов смещается в сторону этических и социально-политических проблем, а сама философия становится руководством к действию, приобретает практическое значение, вырабатывает правила жизни.

Главные проблемы философии эллинизма: - воли и свободы;
- морали и удовольствия;
- счастья и смысла жизни;
- устройства космоса и мистических отношений с ним человека.

 

Основными школами данного периода являются: киники, стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники.

Философия киников, или циников возникла в конце IVв. до н.э. в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. Основателем школы киников был ученик Сократа Антисфен (450-360гг. до н.э.). Считается, что название данной философской школе дал Диоген Синопский (ум.ок. 330-320гг до н.э.), т.к. одно из его прозвищ – «кинос» - «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник». В действительности название происходит от слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах. Кроме Диогена, наиболее яркими представителями школы киников были Антисфен и Кратет.

Особенности и характерные черты философии киников: - главная цель – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) – и проверка данного образа жизни на себе;
- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество, замкнутость;
- отсутствие постоянного места жительства, скитания, паразитический образ жизни, попрошайничество, крайний аскетизм;
- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене, восхваление физической и духовной бедности;
- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических, непризнание авторитетов;
- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни, неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам.

 

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

В эпоху императорского Рима получила развитие и приобрела большое влияние философская школа стоиков, уделявшая основное внимание этическим вопросам. Возникновение и развитие данной школы явилось ответной реакцией на распространение идей киников. Название школы «Стоя» - от названия портика в Афинах, где она была основана. Основателем школы стоиков считается Зенон Китийский (333 – 262гг. до н.э.). Он дожил до преклонного возраста и написал много произведений, но от большинства из них остались или отрывки, или названия.

Наиболее выдающимися представителями школы стоиков были Сенека (4г. до н.э. – 65г. н.э.) и Марк Аврелий (121 – 180гг.).

Особенности и характерные черты философии стоиков: - основная идея – освобождение от влияния внешнего мира путём постоянного самосовершенствования, восприятия лучших достижений традиционной культуры, мудрость;
- идеал – мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии);
- признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом. Определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру. Призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если она служит злу;
- высокий эстетизм в мыслях и поступках. Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры. Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
- признание стремления к счастью высшей целью человека.

 

Идеи стоиков способствовали развитию христианства, т.к. оказались созвучными его основным догмам. Стоицизм призывал быть выше личного интереса, т.к. государственное благо выше личного, и во имя его при необходимости человек, не колеблясь, должен принести в жертву свою жизнь.

В IVв. до н.э. возникло ещё одно направление в философии данного периода - скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, критикующий), как реакция на предшествовавшие философские системы, провозглашавшие всесилие научно-философских знаний, с помощью которых объяснялся весь окружающий мир.

Скептицизм возник на основе идей, которые высказывались предшествующими философами о текучести вещей, явлений, о недостаточности оснований для выбора одного из противоречащих друг другу положений.

Главные концепции скептицизма сводились к требованию воздержания от суждений в рассуждениях и к невозмутимости в жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.004 с.)