Методом философствования было декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методом философствования было декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.



Философия возникла впервые в греческих колониях - городах Элея, Эфес, Милет на юго-восточном побережье Чёрного моря. Милет в то время был крупнейшим торговым и культурным центром. Появление первых философских школ в городах Малой Азии не было случайным, т.к. именно там восточная культура и мудрость оказали непосредственное влияние на мировоззрение греческих мудрецов.

Представителями ранней философии были мыслители, которые пользовались физическими терминами в объяснении мира, поэтому античных философов часто называют «физиками» (физикс – природа, натура). Т.о. существовалаонтология, но отсутствовала гносеология. По своей форме эта философия была наивной, пользовалась метафорами и сравнениями. На знания науки, в частности естествознания, она не могла опираться, т.к. науки ещё не было, она только зарождалась.

Первые греческие философы – досократики – представители милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

ФАЛЕС (640 – 560гг. до н.э.) - древнегреческий философ, основатель Милетской школы философии.

Он происходил из знатного рода. В своей жизни и творчестве соединял вопросы практики с теоретическими проблемами, касающимися вопросов мироздания. Фалес много путешествовал по разным странам, используя эти путешествия для расширения и приобретения знания. Был всесторонним учёным и мыслителем, изобрёл несколько астрономических приборов. Стал известен в Греции тем, что удачно предсказал солнечное затмение в 585г. до н.э.

Все свои познания Фалес использовал для создания стройного философского учения.

Взгляды Фалеса: - первоначалом всего сущего считал воду. Всё в мире производно от воды: солнце, звёзды и любое живое существо;
- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, т.е. был гилозоистом – одушевлял всё сущее;
- допускал наличие множества богов;
- считал центром вселенной Землю.

 

АНАКСИМАНДР (ок. 610 – ок. 546 до н.э.) -древнегреческий философ, представитель милетской школы. Товарищ и родственник Фалеса. Автор трактата «О природе», в котором рассматриваются вопросы космогонии, метеорологии и других натурфилософских областей знаний. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.

Взгляды Анаксимандра: - первоначалом всего сущего считал вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию («апейрон»), из которой всё возникло, всё состоит и в которую всё превратится;
- вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
- первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

АНАКСИМЕН (ок. 588 – ок. 525 до н.э.) -древнегреческий философ, представитель Милетской школы, ученик Анаксимандра.

Взгляды Анаксимена: - первопричиной всего сущего считал воздух. «Воздух – тончайшая материя, начало, основа физической и психической жизни»;
- выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);
- проводил параллели между душой человека и воздухом – «душой космоса»;
- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

Т.о., философия милетских мудрецов, являясь первой школой античной философии, возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Она пыталась дать целостную картину мира в то время, когда многие частности и детали оставались неизвестными. Отсюда материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.

Второй школой этого периода было учение Гераклита Эфесского -(2-я половина VI – 1-я половина Vвв. до. Н.э.) – крупного древнегреческого философа-материалиста.

ГЕРАКЛИТ (544 – 483гг. до н.э.) -происходил из аристократической древнегреческой семьи. Ему принадлежит труд «О природе». Это сочинение написано образно, сжато, но трудным языком, часто непонятным.

Взгляды Гераклита Эфесского:   - началом всего сущего считал огонь. «Все вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи»;
- вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики. «Всё едино и всё состоит из противоположностей»;
- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности в истории;
- признавал относительность окружающего мира. «Морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим и плохим;
- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
- выступал за материальность человеческой и мировой души;
- был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
- движущей силой всех процессов считал борьбу: «Война есть мать всего и повелительница всего».

 

Взгляды Гераклита получили название стихийной диалектики, в которой чувственно-материальный космос рассматривался как единое целое, пребывающее в постоянном движении и изменении.

Возникновение школы атомистики завершает ранний период античной философии. Философы данной школы Демокрит и Левкипп считали «первокирпичиком» всего сущего микроскопические частицы – «атомы»

ДЕМОКРИТ (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) - древнегреческий философ, родом из Абдер. Он много путешествовал, побывал в Египте, Персии, Индии и приобрёл глубокие и разносторонние знания. За свою долгую жизнь он стал многогранным учёным и написал свыше 70 работ по самым различным областям знаний – физике, математике, риторике, философии. Был учеником Левкиппа и основные положения атомистической теории заимствовал у него, но развил их дальше.

 

Взгляды Демокрита - весь материальный мир состоит из атомов;
- атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
- атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
- атомы имеют различную величину и различную форму;
- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
- атомы находятся в вечном движении;
- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
- атомы невозможно «увидеть» путём чувственного познания.

 

Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, т.к. в Новое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира.Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, т.к. с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.

Т.о., досократическое мышление заложило основу философского знания. Разумность, логичность, самостоятельность мышления - несомненные завоевания начала философской мысли. Именно они стали тем фундаментом, на котором классики – Сократ, Платон, Аристотель – выстроили грандиозное здание систематической философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.009 с.)