Софисты не создали единого философского учения, их главная заслуга – критика окружающей действительности, а также просветительский характер деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Софисты не создали единого философского учения, их главная заслуга – критика окружающей действительности, а также просветительский характер деятельности.



С конца Vв. до н.э. антропологическая тематика стала предметом особого внимания и, прежде всего, у знаменитого древнегреческого философа Сократа. Его философия касалась, прежде всего, человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.

СОКРАТ (469 – 399 до н.э.) -древнегреческий философ. Был сыном каменотёса и повивальной бабки. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин.

Он не оставил письменных сочинений, своё учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами – политиками, философами, софистами. Поэтому о взглядах Сократа можно судить лишь по трём источникам: Аристофану, Ксенофонту иПлатону. Сократ обладал безупречной логикой и всегда побеждал в спорах, что принесло ему славу «мудрейшего из греков».

В 399г. до н.э. ему было предъявлено обвинение в том, «что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Сократ был приговорён к смертной казни, отказавшись спастись бегством, он принял в тюрьме чашу с ядом.

Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своём творчестве выражал характерные особенности их философской деятельности.

Взгляды Сократа: - внутренний мир человека важнее, чем природа, поэтому познание начинается с самопознания. Девизом жизни и его философии была фраза «Познай самого себя», выбитая на фронтоне храма Аполлона в Дельфах;
- путь к самопознанию – разум. Только с помощью разума можно осознать себя нравственным существом и стать в полной мере человеком. Знание равноценно добродетели: мудрый не может быть злым;
- истина существует - это объективное, независимое от мнения людей знание, и лучший путь её поиска – честный спор (диалектика), где сталкиваются мнения и побеждают самые обоснованные из них, в отличие от декларирования истины, как это делал ряд прежних философов;
- в споре истина рождается, и её необходимо правильно принять. Умение принимать истину – майевтика (по-гречески – искусство принимать роды). Суть её в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины;
- в споре используется ирония. Притворно согласившись с идеями собеседника, Сократ постепенно приводил его к противоречию самому себе, подчёркивая тем самым ограниченность его знаний;
- важным элементом философии является сомнение. Ничего нельзя принимать на веру, т.к. многие общепринятые мнения являются ложными, а уверенность в своих знаниях – иллюзией. Сам Сократ подчёркивал это в своих знаменитых словах: «Я знаю, что я ничего не знаю»;
- был агностиком, считал, что материальный мир познать невозможно, но душа человека доступна пониманию. В познании души и состоит суть, предмет философии. Душа возвышается над «животностью» человека, и этим она обретает свободу, благодаря которой человек знает, как управлять своими страстями;
- был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

 

Т.о., Сократ искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д., способствовал распространению знаний и просвещению граждан. Он воспитал много учеников, продолжателей своего дела, стоял у истоков целого ряда «сократических школ».

Выдающимся учеником Сократа был античный философ Платон.

ПЛАТОН (427 – 347 до н.э.) -основатель целого направления в философии, оказавшего и продолжающего оказывать своё влияние на все последующие поколения философов.

Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Настоящее его имя Аристокл. Прозвище «Платон» - по-гречески означает широкоплечий или толстый – философ был мощного телосложения и даже получал спортивные награды как хороший борец. Под влиянием Сократа Платон посвятил свою жизнь философии. После смерти Сократа Платон много путешествовал, посещал Италию и Сицилию, где пытался осуществить проект идеального государства. В путешествиях он попал в рабство и был выкуплен из него. Возвратившись с новыми идеями и впечатлениями в Афины, он организовал собственную школу – Академию, которая просуществовала около 900 лет.

Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас.Он оставил после себя 34 философских произведения, написанных в форме диалога. Его наиболее известные произведения «Государство», «Законы».

Взгляды Платона:   - основные положения идеалистического учения Платона: - материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование; - окружающий мир также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; - реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи, которые истинны, вечны и постоянны; - любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна); - весь мир является отображением чистых идей.
- основные положения гносеологии Платона: - поскольку материальный мир всего лишь отображение «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»; - «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания; - «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); - высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
- основные положения социальной философии Платона: - человек являет собой единство души и тела; - основу человека составляет его душа, Душа бессмертна и возвращается много раз; - в душе различаются три части: - разумная, обращённая к идеям; - эмоциональная – пылкая, аффективно – волевая; - вожделенная – чувственная, движимая страстями; В зависимости от того какая часть души преобладает, человек рождается либо работником, либо воином, либо мудрецом – правителем идеального государства; - тело – лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений.
- проблема государства в философии Платона: - он выделял следующие типы государств: - монархия - справедливая власть одного человека; - тирания – несправедливая власть одного человека; - аристократия – справедливая власть меньшинства; - олигархия – несправедливая власть меньшинства; - демократия – справедливая власть большинства; - тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия; - он выстроил структуру идеального государства – «государства будущего», которого пока не существует и в котором отпадёт необходимость в государственной власти и законах: - всё население этого государства делится на три сословия – философы, воины, работники: - работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; - воины тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных делах; - философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, управляют государством; - жители государства вместе проводят свободное время; - не существует брака, все жёны и дети общие; - допускается и приветствуется труд рабов.

 

Философия Платона и особенно его представления о государстве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой культуры.

Попытки Платона воплотить свои политические идеи в реальность ни к чему не привели, но тем не менее доказали исходный тезис философа о том, что наш «мир теней» не может быть идеальным.

АРИСТОТЕЛЬ, ученик Платона,завершает ряд классических философов.

Аристотель – выдающийся античный философ, основатель онтологической традиции, называемой дуализмом, автор классической логики как метода научного и философского познания. Он по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него.

Аристотель (384-322) родился в Стагирах во Фракии (поэтому его иногда называют Стагирит). В 18-летним возрасте он поехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. После смерти учителя Аристотель был приглашён ко двору царя Филиппа в качестве воспитателя юного Александра Македонского. Затем он возвращается в Афины и посвящает остаток жизни написанию многочисленных книг и преподаванию в собственной школе – Ликее (по имени храма Аполлона Ликейского). Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому школу называли перепатетической (от греческого слова «перипатео» - прогуливаюсь).

Несмотря на то, что Аристотель был учеником Платона, он предложил во многом противоположную своему учителю философию, утверждая: «Платон мне друг, но истина дороже».

Его основные произведения «Метафизика» и «Политика».

Взгляды Аристотеля: - критика учения Платона о «чистых идеях»: - не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определённые вещи; - данные вещи называются индивидуумы («неделимые»), т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является; - поскольку бытие не есть «чистые идеи» и их материальное отражение, то, что такое бытие? Бытие – это сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.
- проблема материи: - материя – это потенция ограниченная формой (медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью); - всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; - изменение либо материи, либо формы приводит к изменению сущности самого предмета; - реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; - потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; - высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
- проблема души: - душа является носителем сознания и в то же время ведает функциями организма (душа господствует над телом, разум над чувствами); - три уровня души: - растительная душа, которой обладают растения (отвечает за функции питания, роста, размножения); - животная душа, которой наделены животные (отвечает за те же функции, а также обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущений); - разумная душа, присущая человеку (кроме указанных функций, ведает функциями рассуждения и мышления, именно это выделяет человека из всего окружающего мира).
- проблема человека: - человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума; - человек имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными, и именно это качество приводит к возникновению общества. Человек политическое (общественное) животное. - регулирующим механизмом общества является государство.
- проблема государства: - назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся те, кто имеет собственность; - он выделял шесть форм государства, три правильных (монархия, аристократия и полития) и три – неправильных (тирания, олигархия и демократия); - наилучшей формой государства является полития, т.к. она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

 

Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью с IV в. до н.э.. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.)