Классический период. Смена космоцентризма антропоцентризмом. Философские учения софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический период. Смена космоцентризма антропоцентризмом. Философские учения софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.



Расцвет античной философии приходится на V - IVвв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы.

Особенности классической философии: - создание систематизированных учений;
- перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.

 

Т.о., на этом этапе философия стала постепенно обращаться непосредственно к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и счастья. Тем самым стал происходить антропологический поворот, т.е. переориентация философии с темы природы на тему человека – живого, познающего и ищущего себя в окружающем мире.

Причины, вызвавшие антропологический поворот в философии: - бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот привели к кризису афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии;
- происходят существенные изменения в общественной жизни. Новые общественные потребности изменили условия формирования человеческой личности;
- в самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан инструментарий мышления для перехода от философии как любви к мудрости к философии как «первонауке».

Первой философской школой, в центре внимания которой оказался человек, были софисты (от греч. sophists – мудрец, искусник, знаток). Софистами называли древнегреческих просветителей V - первой половины IV вв. до н.э., за деньги обучавших «мудрости и красноречию». Они стали первыми философами-профессионалами.

Возникновение данной школы было обусловлено потребностью ярко и убедительно говорить на народных собраниях, в судах. Главной целью софистов была не истина, а умение убедить слушателей, поэтому на первое место у них выходили не знания, а риторика – искусство красноречия. Софисты были мастерами запутывать собеседника. Пример одного из простейших софизмов: «То, что вы не теряли, вы имеете. Рога вы не теряли, значит, вы их имеете».

Они отрицали объективную истину и утверждали, что истина всегда субъективна. Софисты учили: «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения, следовательно из них можно выбрать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке». «Человек есть мера всех вещей существующих, если они существуют, и несуществующих, если они не существуют», - утверждал Протагор.

Софисты полагали, что добро для одного, может быть злом для другого, а истина и ложь равнозначны – всё зависит только от точки зрения. Подход, согласно которому всё в мире относительно, называют релятивизмом.

Старшие софисты: Протагор Гордий Гиппий и др. Младшие софисты: Ликофрон Алкидам Критий и др.   - критическое отношение к окружающей действительности;
- стремление всё проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики;
- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

 

Т.о., если до второй половины Vв. до н.э. почти все философы стремились раскрыть суть окружающего мира, то софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблему человеческой жизни, рассматривая её как в теоретическом, так и в практическом аспектах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.31.131 (0.003 с.)