График сдачи модулей проведение контрольных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График сдачи модулей проведение контрольных работ



Модули   Виды текущего контроля Модуль I. «Деньги» Модуль II. «Инфляция. Кредит» Модуль III. «Банки»
6 неделя семестра 12 неделя семестра 18 неделя семестра
Письменная мини-контрольная работа по каждой теме (5 работ) 0-0,5-1,0 баллов за 1 работу 5,0 баллов 5,0 баллов 5,0 баллов
Опрос по вопросам семинара по списку студентов (выборочно) (2 ответа в модуле) 0-1,0-2,0-3,0 баллов за 1 ответ 6,0 баллов 6,0 баллов 6,0 баллов
Реферат по модулю из списка примерных тем (1 работа) 0-1-2-3 балла 3,0 балла 3,0 балла 3,0 балла
Контрольная работа по модулю 1 работа 0-1-2-3-4-5-6 баллов 6,0 баллов 6,0 баллов 6,0 баллов
Итого 20 баллов 20 баллов 20 баллов

 

Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи зачета, а также предусмотрено проставление «штрафных» баллов за пропуск занятий без уважительной причины и отказ от ответа на семинарском занятии.

«ПРЕМИАЛЬНЫЕ» Кол-во баллов «ШТРАФНЫЕ» Кол-во баллов
Дополнение к ответу на семинаре +0,5 балла Отказ от ответа на семинаре -3 балла
Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях в рамках предмета изучения дисциплины +15 баллов
Призовое место за участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях в рамках предмета изучения дисциплины +30 баллов Отсутствие на семинаре* без уважительной причины -3 балла
В случае отмены семинарского занятия по распоряжению деканата
Студенты к следующему по расписанию семинарскому занятию предоставляют рецензии на3 публикации из периодической печати за текущий год по теме пропущенного занятия с приложением ксерокопий текста статей (+3 балла)

*В случае пропуска студентом семинарского занятия по уважительной причине возможна отработка занятия в виде предоставления рецензий на 3 публикации из периодической печати за текущий год по теме пропущенного занятия с приложением ксерокопий текста статей (+3 балла)

2. Семестровый контроль (зачет) (20-40 баллов)

Зачетный билет включает в себя 2 теоретических вопроса (п.3.3.) и тестовое задание по трем модулям (15 вопросов)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Структура билета к зачету Критерии Распределение баллов
Вопрос № 1 Нет ответа / Неполный ответ / Полный ответ 0-5-10
Вопрос № 2 Нет ответа / Неполный ответ / Полный ответ 0-5-10
Тест по 3 модулям 15 вопросов менее 30% / менее 60% / более 60% 0-10-20

 

Методика формирования результирующей оценки

Отметка о зачете «зачтено» выставляется по результатам текущей аттестации, без дополнительного письменного опроса, студенту, набравшему 60 и более баллов.

Студент, набравший по результатам текущего контроля 20 - 59 баллов, допускается к зачету по дисциплине, на котором может получить от 20 до 40 баллов.

Итоговая (семестровая) оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом при различных формах контроля и баллов, полученных на семестровом контроле (зачете).

При получении на зачете количества баллов, в сумме с баллами текущей аттестации недостаточного для положительной оценки (менее 60), студент направляется на переэкзаменовку в соответствии с Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

Студенту, набравшему в ходе текущего контроля менее 60 баллов по дисциплине с итоговым зачетом и 20 баллов по дисциплине с итоговым зачетом, выставляется оценка "не зачтено ". Порядок прохождения дальнейшего обучения регулируется Положением о курсовых экзаменах и зачетах


Другие пояснения.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Общие указания

Пояснительная записка (методические указания)

Требования к студентам: исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины

Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности; место и роль данной дисциплины, как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования; учебные задачи дисциплины (в результате изучения дисциплины студент должен: знать, уметь, иметь представление, обладать навыками);

Дисциплина «История экономических учений» развивает знания студентов, знакомит с новыми подходами к анализу экономических явлений. Курс дает возможность лучше понять особенности развития современной экономической системы и предложить пути решения проблем, с которыми сталкивается современная экономика. Успешное овладение дисциплиной «История экономических учений» позволит применить полученные знания в практической работе экономиста, аналитика, управленца.

Формы работы студентов: семинарские, лабораторные или практические занятия, написание курсовых работ, эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ;

Дисциплина «История экономических учений» разбита на 3 дидактические единицы (модули), которые представляют собой логически завершенные части рабочей программы курса и являются комплексом знаний и умений, которые подлежат контролю. Контроль освоения модулей включает в себя выполнение письменных контрольных работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины. В конце семестра проводится контрольное мероприятие, включающее контроль последнего модуля (блока) для всех студентов и контроль, который проходят обязательно те студенты, которые имеют задолженность по прошлым модулям (блокам), а также те, кто желает улучшить свой рейтинг. В курсе используются классические аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или избрана самим студентом. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Организация самостоятельной работы студентов

при изучении курса «История экономических учений»

Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для современной подготовки специалистов.

Формы самостоятельной работы студентов: изучение соответствующих монографий, периодической литературы и статистических материалов, рекомендуемых преподавателями кафедры.

 

№ п/п Наименование тем Самостоятельная работа студента Кол-во часов
Модуль I - «Экономические учения эпохи дорыночной экономики »  
1. Введение в предмет истории экономических учений 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям[1]: Предмет и метод изучения. Проблемы периодизации ИЭУ  
2. Экономическая мысль Древнего Востока. 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Экономическая мысль Древнего мира. Регламентация хозяйственной жизни в Вавилонии. Законы Хаммурапи. Экономические взгляды Конфуция и Лао-Цзы. Легизм. Коллективный трактат «Гуань-Цзы». Экономические воззрения Каутильи в древнеиндийском трактате «Артхашастра».    
3. Экономическая идеология Древней Греции и Древнего Рима 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Ксенофонт и его трактат «Домострой». Экономические воззрения Платона и его модель идеального государства. Концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. Хозяйственная организация латифундий в Древнем Риме (Катон, Варрон, Колумелла).    
4. Экономическая мысль средневековья 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Экономическая мысль средневековья. Экономические воззрения Ибн Хальдуна. Концепция «социальной физики». Экономические учения раннего средневековья. «Салическая Правда»; «Капитулярий о виллах». Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Эразм Ротердамский и Мартин Лютер. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма». Социально-экономические утопии Т.Мора и Т. Кампанеллы.    
5. Меркантилизм и школа физиократов – начало самосознания экономической науки 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Меркантилизм и школа физиократов - начало самосознания экономической науки Особенности ранних меркантилистских доктрин. Концепция богатства и основ рыночных отношений. Поздний меркантилизм в воззрениях Т.Мена, Дж.Локка, Р.Кантильона, Дж.Ло, И.Б.Кольбера, А.Монкретьена. Экономические идеи меркантилизма в России. А.Л.Ордин-Нащекин, Ю. Крижанич, И.Посошков. Условия формирования и общая характеристика физиократизма. Концепция «естественного порядка»; учение о чистом продукте, производительном и бесплодном труде в работах Ф.Кенэ. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ. Трактовка стоимости, капитала, заработной платы и классов в работах А. Тюрго.    
6. Возникновение и развитие классической политической экономии 1. Подготовка: - к контрольной работе по модулю I. - и сдача реферата по модулю I. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции. Предшественники классической школы. Основные теоретические положения У.Петти. Общая характеристика работы А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение о «экономическом человеке» и «невидимой руке». Критика А.Смитом меркантилизма и обоснование фритрейдерства. Учение о классах, разделении труда, обмене, деньгах, доходах, капитале и его структуре, воспроизводстве, прибыли, ренте. Двойственная позиция в теории стоимости. Трактовка производительного и непроизводительного труда. Система политэкономических взглядов Д..Рикардо. Трактовка стоимости, капитала, происхождения доходов, природы денег и денежного обращения, проблем реализации общественного продукта. Теория земельной ренты. Т.Мальтус и его теория народонаселения. Сущность теории издержек, «железного закона заработной платы» и концепции «третьих лиц». Ж-Б Сэй и его «Трактат политической экономии». Теория трех факторов производства. Происхождение стоимости и доходов различных классов общества. «Закон рынков» Ж-Б Сэя. «Основы политической экономии» Дж. Милля. Теория стоимости, «рабочего фонда» и «нейтральности» денег. Программа социальных реформ. Теория воздержания и последнего часа Н. Сениора. Критика идей классической школы в работах Бастиа.  
Модуль II - «Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики»
  Немецкая историческая школа 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Историческая школа в Германии Экономическое учение Ф.Листа в «Национальной системе политической экономии». Особенности методологии старой исторической школы (В.Рошер, К.Книс, Б.Гильдебранд). Новая историческая школа (К.Бюхер, Л.Брентано, Ф.Оппенгеймер, Т.Шмоллер, В.Зомбард). Роль государства, трактовка стоимости, заработанной платы и капитала.    
  Методологические принципы политической экономии марксизма 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: «Капитал» К.Маркса: предмет, цель и структура. Теория стоимости и денег. Двойственный характер труда. Производство прибавочной стоимости. Норма эксплуатации и норма прибыли. Социально-экономическая природа капитала. Накопление капитала и его социально-экономические последствия. Обращение капитала и образование прибыли. Теория средней прибыли и цены производства. Торговый и ссудный капитал. Теория земельной ренты. Теория цикличности экономического развития при капитализме. Схемы воспроизводства. .  
9. Маржиналистская революция в экономической науке 19-го века 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Маржинальная революция в экономической науке 19-го века Предпосылки возникновения, этапы развития, сущность и особенности маржинализма. (Г.Госсен, А.Курно, Ж.Дюпюи) Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, О.Бем-Баверк). Теории ценности, цены и процента на капитал. Маржинальные концепции Эджуорта. Теории предельной полезности У.Джевонса.    
10. Возникновение и развитие неоклассической экономической теории 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе по теме; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Возникновение неоклассической экономической теории. Кембриджская школа. Теория спроса, предложения, цен и доходов А.Маршалла. Ценность произведенных благ. Американская школа маржинализма. Дж.Б.Кларк и его концепция «статики» и «динамики». Теория предельной производительности факторов производства и распределения доходов. Теория общего экономического равновесия Л.Вальраса. Оптимум Парето. Экономическая теория благосостояния А. Пигу.    
11. Институциональное направление западной экономической мысли 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Американский институционализм 20-го века«Теория праздного класса» Т. Веблена. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла. Технологический детерминизм Дж.Гэлбрейта. Роль техноструктуры. Теория побудительных мотивов. Теория прав собственности Р.Коуза. Трансакционные издержки. Теорема Р.Коуза. Теория общественного выбора Дж.Бьюкенена. Экономика права (Р.Познер, Г.Беккер). Институционально-социологическая традиция во Франции. Р. Перру.    
12. Теории монополистической конкуренции 1. Подготовка: - к контрольной работе по модулю II. - и сдача реферата по модулю II. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Несовершенная конкуренция; структура рынка; дифференциация; концентрация производства; неценовая конкуренция; ценовая дискриминация; монопсония.    
Модуль III - «Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики»»
  Кейнсианская модель государственного регулирования экономики 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Кейнсианская модель развития системы рыночной экономики. Исторические условия возникновения кейнсианства. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность теории эффективного спроса. Основной психологический закон. Взаимосвязь потребления, инвестиций и сбережений. Кейнсианская теория цикла и экономического роста. Бюджетный и кредитно-денежный механизм регулирования национальной экономики. Теория мультипликатора и акселератора. .  
  Неокейнсианство и посткейнсианство 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Теории экономической динамики (Р.Харрод, Е.Домар). Теории цикла и антициклической политики (Э.Хансен). «Неоклассический синтез» (модель Хикса – Хансена). Посткейнсианство. Его идейные истоки, методологические подходы и основные проблемы исследований: проблемы распределения, ценообразования, экономической политики. (Д.Тобин, П.Сраффа) Теория экономического развития Й.Шумпетера.    
  Неолиберальные концепции и социально-рыночное хозяйство 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Неолиберальная концепция и социальное рыночное хозяйство Этапы формирования и методологические основы неолиберализма. Ф.Хайек и его философия экономической свободы. Концепция спонтанного порядка. Роль цен и конкуренции. Теория экономических порядков В.Ойкена. Принципы экономической политики. Социально-экономическое содержание реформ Л.Эрхарда в Германии в 1949 году. Роль неолиберализма в практике государственного регулирования экономики.    
  Монетаризм как экономическая доктрина 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Монетаризм как экономическая доктрина. Исходные положения монетаристской теории. Уравнение обмена И.Фишера. Количественная теория денег М.Фридмена. Теория перманентного и номинального дохода. Спрос и предложение денег. Стабилизирующая роль денег. Экономическая политика монетаризма. Инструменты и методы регулирования. Анализ последствий политики монетаризма. Монетаризм в деятельности российских экономистов. банки; Телекоммуникационные банки; Виртуальные банки.  
  Экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий 1. Подготовка: - к миниконтрольной работе; - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Проблемы безработицы, инфляции и экономического роста в экономической теории предложения. Кривая Лаффера и практика налогообложения в США и Великобритании. Основные положения теории рациональных ожиданий. Интерпретация кривой Филипса  
  Достижения российской экономической науки в ХХ веке 1. Подготовка: - к контрольной работе по модулю III. - и сдача реферата по модулю III. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: М.И.Туган-Бараноиский. Вопросы теории циклов и кризисов. Зависимость между ценностью блага и его трудовой стоимостью. Природа кооперации и ее формы. В.И.Ленин и А.Н.Чаянов о кооперации. Теория длинных волн Н.Д.Кондратьева. Л.Н.Юровский и А.Л.Богданов. Проблема динамического равновесия и системный подход к изучению экономики, Л.В.Канторович: метод линейного программирования в распределении ресурсов. Метод «затраты-выпуск» В.Леонтьева. Балансовые методы анализа в экономике.    
  Современные течения социализма . Подготовка: - к миниконтрольной работе; - к дискуссии по вопросам темы. Эволюция экономической мысли в странах "государственного социализма". Теории постсоциалистической трансформации. Сдвиги в экономической теории государств Восточной Европы и Китая    
Всего:  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Современная реформа образования нацеливает на изменение методических установок, обеспечивающих выяснение степени запоминания студентами учебного материала, к установкам, позволяющим развивать умения и навыки применения полученных знаний. Вопросно-ответный метод, достаточно широко применяемый, целесообразно заменить аналитико-прогностическим, требующим использования имеющегося у студента персонального опыта. Приращение этого опыта через получение новых знаний позволяет ему принимать во внимание больше факторов, снижающих неопределенность окружающей среды и, значит, позволяет принимать решения, в большей степени адекватные ситуации, сложившейся во внешней среде. Другими словами, преподаватель не ставит вопрос о том, известен ли студенту учебный материал (наличие этих знаний у него – условие обучения), а вместе со студентом он определяет проблемы и ищет ответы, используя накопленные им знания. «Learning by doing» - это одно из требований создания единого образовательного пространства, определенное Болонской декларацией.

Главная цель методических указаний – помочь подготовиться к занятию, научить извлекать информацию из разных источников, развить навыки самоменеджмента.

Алгоритм подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с планом занятия, вопросами, выносимыми для обсуждения.

2. Познакомиться с перечнем терминов (ключевых слов), знание которых позволит студентам и преподавателям разговаривать «на одном языке».

3. Просмотреть записи лекций. Определить вопросы, для ответов на которые необходимо обратиться к учебнику.

4. Определить научные источники из списка рекомендованной литературы, которые необходимо законспектировать или реферировать.

5. Определить какую форму самостоятельной работы (конспект, аннотацию, реферат, рецензию) Вы будете выполнять.

6. Сформулировать проблему, решение которой может быть найдено при помощи нового знания.

Важным элементом работы с научной и учебной литературой является аннотирование. Аннотирование – это краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы и т.п. В аннотации отмечают сведения о содержании, об авторе, о достоинствах работы, дают пояснения об использовании источника для ответа на вопрос. Различают несколько два вида аннотаций: справочные и рекомендательные. Справочная аннотация содержит выходные данные работы и краткое описание имеющегося материала в ней. Рекомендательная аннотация позволяет сохранить сведения о том, как может использоваться этот источник, при ответе на какие вопросы или для написания реферата, подготовки доклада.

Примерный план аннотации:

- «Статья опубликована (где?) …» или «Монография вышла в свет в издательстве….».

- «Статья посвящена вопросу …» или «Статья представляет собой обзор (обобщение, анализ, описание и др.) …..».

- «Автор освещает следующие проблемы…» или «В статье говорится (о чем?), дается анализ…, представлена точка зрения на …, поставлен вопрос о …».

- «Статья может использоваться (кем? для чего?)……».

Важной работой, позволяющей концентрированно выразить представление автора о проблеме, является составление тезисов ответа. Если текст – это цепь логически связанных утверждений, которые сопровождаются доказательствами, пояснениями, иллюстрациями, то тезис – это положение, отражающее смысл значительной части текста. Тезис является информационным центром смысловой части текста. Кратким выводом, который следует из рассуждений. Очень важно создать цепь тезисов, когда один тезис вытекает из другого. Другими словами, предшествующий тезис должен определять содержание последующих. Последний тезис несет особую смысловую нагрузку. Он подытоживает все предыдущие и отражает основную мысль работы.

Конспектирование помогает студенту не только получить информацию, но и упорядочить ее, найти ей место среди другой информации по этому предмету. Конспектирование предполагает краткое изложение текста, так как назначение конспекта – передавать информацию в сокращенном виде, выделять самое нужное для решения задачи, создать понятийную или структурную модель проблемы, упростить запоминание, накопить информацию.

Существуют некоторые правила конспектирования.

Во-первых, выделите в тетради широкие поля, на которых Вы будете записывать цифры, даты, вопросы, выводы, задания и др. – все то, что Вы должны увидеть мгновенно, едва бросив взгляд в тетрадь.

Во-вторых, обязательно указывайте исходные данные научного источника в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003.

В-третьих, выделяйте смысловые центры в тексте, которые позволят Вам лучше уяснить логику автора.

В-четвертых, формулируйте главные положения, цитируя автора или передавая его мысль близко к тексту. Подтверждайте положения цитатами.

И, последнее, объем конспекта не должен превышать 1/3 исходного текста.

Еще одним видом самостоятельной работы выступает рецензирование. Рецензирование – это критический обзор какого-либо текста, или отзыв на научную работу. Основные функции рецензента состоят в информировании и оценке предложенного научного материала.

При написании рецензии целесообразно следовать плану: определить объект анализа, оценить актуальность темы, описать кратко содержание, сформулировать основной тезис, сделать общую оценку, выявить недостатки, сделать выводы о дальнейшем использовании этого материала.

Реферирование часто используют для обзора нескольких источников. В таком случае это обзорный реферат. Если же Вы реферируете отдельную книгу, то в таком случае Вы готовите монографический реферат. Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника, важнейшей аргументации, сведений о сфере применения, выводы.

 

Задания к теме №1

Цель занятия состоит в том, чтобы уяснить:

- какие исторические и научные предпосылки способствовали формированию предмета исследования;

- какие выделяются этапы развития ИЭУ.

Студент должен

знать: причины изменения теоретических подходов к объяснению экономических явлений, место ИЭУ в системе других экономических теорий;

уметь: объяснить логику и взаимосвязь школ и направлений экономической мысли.

Понятия и категории

Хозяйственная деятельность; регулирование хозяйственных отношений.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Определите предмет и метод истории экономических учений.

2. Выделите проблемы периодизации.

3. Обоснуйте методологию исследования ИЭУ.

Задания:

  1. Подготовьте реферат на тему: Формирование предмета исследования ИЭУ в трудах экономистов классиков.
  2. Подготовьте реферат на тему: Проблемы формирования методологии исследования в трудах экономистов.

Задания к теме №2

Цель занятия состоит в том, чтобы уяснить:

- сущность регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке.

Студент должен

знать: Экономические взгляды Конфуция и Лао-Цзы. Легизм. Коллективный трактат «Гуань-Цзы».

уметь: объяснить логику и взаимосвязь направлений экономической мысли Древнего Востока.

Понятия и категории

Хозяйственная деятельность; регулирование хозяйственных отношений; торгово-ростовщические операции; натуральное хозяйство; регламентация производства и потребления; богатство.

Вопросы для обсуждения:

1. Проведите сравнительный анализ воззрений Конфуция и концепций изложенных в трактатах Гуань-Цзы и Артхашастра.

2. В чем причина регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке?

Задания:

  1. Подготовьте реферат на тему: Сравнительный анализ воззрений Конфуция и концепций изложенных в трактатах Гуань-Цзы и Артхашастра.
  2. Подготовьте реферат на тему: Причины регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке.

 

Задания к теме №3

 

Цель занятия состоит в том, чтобы уяснить:

- сущность экономическая идеология Древней Греции и Древнего Рима.

Студент должен

знать: Экономические взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля».

уметь: объяснить логику и взаимосвязь направлений экономической мысли Древнего Рима.

Понятия и категории

«Домострой»; разделение труда; «Экономика»; «Хрематистика»; эквивалентность обмена; пропорциональность обмена; потребительная стоимость; меновая стоимость; деньги и их функции; «естественный» характер устройств государства.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хрематистике.

2. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и особенное

3. Как решает проблему «справедливой» цены Аристотель в дошедшем до нас трактате?

Задания:

Подготовьте реферат на тему: Сравнительный анализ категорий экономики и хрематистики в концепции Аристотеля

Задания к теме №4

Цель занятия состоит в том, чтобы уяснить:

- сущность экономической мысли средневековья.

Студент должен

знать: Экономические взгляды Ибн Хальдуна, Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

уметь: объяснить логику и взаимосвязь направлений экономической мысли средневековья.

Понятия и категории

«Социальная физика»; стоимость; цена; ценность; «справедливая цена»; потребность; платежеспособные потребности; труд; расходы; эквивалентность обмена; ростовщический капитал; процент; товар; богатство; торговля.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке? Изложите суть концепции «социальной физики» Ибн-Хальдуна.

2. Сравните трактовки основных экономических категорий в периоды раннего и позднего канонизма. Как они формулируются в современной экономической литературе?

3. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.

4. Установление прав и норм хозяйственных отношений в Русской Правде.

 

Задания:

Подготовьте реферат на тему: Сравните трактовки основных экономических категорий в периоды раннего и позднего канонизма. Как они формулируются в современной экономической литературе?

Подготовьте реферат на тему: Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.

 

Задания к теме №5

Цель занятия состоит в том, чтобы уяснить:

- сущность меркантилизма и школы физиократов.

Студент должен

знать: Экономические взгляды Т.Мена, Дж.Локка, Р.Кантильона, Дж.Ло, И.Б.Кольбера, А.Монкретьена.

.

уметь: объяснить логику и взаимосвязь направлений экономической мысли меркантилизма и школы физиократов

Понятия и категории

Торговый баланс; денежный баланс; источник богатства; регулирование внешней торговли; чистый продукт; земельная рента; общественное воспроизводство.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое меркантилизм? Какие исторические предпосылки обусловили его возникновение?

2. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

3. В чем сущность порчи национальной монеты и к каким последствиям она может привести экономику страны?

4. Сравните трактовки денег и их функций в периоды раннего и позднего меркантилизма

5. Изложите исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

6. Обрисуйте кратко существо взглядов представителей школы физиократов

7. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?

8. По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение?

9. Что предлагал И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве»?

Задания:

Подготовьте реферат на тему: Установление прав и норм хозяйственных отношений в Русской Правде.

Подготовьте реферат на тему: Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

Подготовьте реферат на тему: Сравните трактовки денег и их функций в периоды раннего и позднего меркантилизма

Подготовьте реферат на тему: Исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

Задания к теме №6

Цель занятия состоит в том, чтобы уяснить:

- сущность классической политической экономии.

Студент должен

знать: Экономические взгляды У.Петти, П.Буагильбер, А.Смита, Д.Рикардо, Дж. Милля.

.

уметь: объяснить логику и взаимосвязь направлений экономической мысли классической политической экономии

Понятия и категории

Экономический либерализм; свободная конкуренция; факторы производства; труд; затраты труда; теория стоимости; прибыль; процент на капитал; земельная рента; издержки производства; капитал; «экономический»; «невидимая рента»; потребительная стоимость; меновая стоимость; распределение расходов; классы общества; «железный закон заработной платы»; закон рынков Сэя; трехфакторная модель производства Сэя; закон народонаселения; количественная теория денег; стоимость; цена; основной и оборотный капитал; доход и его источники.

Вопросы для обсуждения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.123 с.)