Особенности производства обысков, выемок и осмотров при расследовании налоговых преступлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности производства обысков, выемок и осмотров при расследовании налоговых преступлений.



Одной из особенностей расследования уголовных дел о нало­говых преступлениях является то, что изъятие документов у нало­гоплательщика (налогового агента) путем обыска или выемки необ­ходимо производить в первую очередь, до производства иных след­ственных действий по делу. Именно своевременное изъятие всех бухгалтерских документов обеспечивает полноту доказательствен­ной базы, предотвращает их возможное уничтожение или фальси­фикацию, т.е. является залогом успешного окончания расследования в разумные сроки.

Изъятие документов производят из кабинетов руководителей, помещений бухгалтерии, канцелярии, архива, складов и т.д. Следует изымать документы учета операций по расчетным счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, услугами которых пользу­ется или пользовался налогоплательщик (налоговый агент). Необхо­димые следствию документы могут быть также изъяты в аудиторских, страховых компаниях, транспортных предприятиях - перевозчиках товаров налогоплательщика, а также у других бизнес-партнеров.

Многие налогоплательщики (как физические, так и юридиче­ские лица) хранят сведения о финансово-хозяйственных операциях на жестких дисках компьютеров или на съемных дисках (флоппи- дисках, флэш-картах, дисках формата СБ или БУБ и т.д.). Для их обнаружения и изъятия требуется помощь специалиста. При про­изводстве следственного действия рекомендуется скопировать ком­пьютерные файлы по делопроизводству, бухгалтерскому, торговому, складскому учету и итоговой отчетности. При возможности изыма­ются и осматриваются также дневники, записные книжки, в том числе электронные, служебные и неофициальные записки, чернови­ки документов, записи «черной» бухгалтерии лиц, участвовавших в совершении налогового преступления.

Изъятию при обыске и выемке подлежат в обязательном по­рядке:

1) регистрационные документы налогоплательщика (налогового агента): заявление о государственной регистрации, учредительный договор, устав, протокол учредительного собрания, свидетельство о регистрации, из которых можно получить сведения об учредителях предприятия, размере его уставного капитала, дате и месте реги­страции, юридическом адресе и другие данные;

2) приказы и иные организационно-распорядительные доку­менты, содержащие сведения о назначении на должность руково­дителя организации (например, директора, генерального директо­ра, президента), других руководящих работников (исполнительно­го, коммерческого, финансового директоров и т.д.) и главного бух­галтера (старшего бухгалтера, бухгалтера) организации, о приеме и об увольнении работников, их численности, командировках, бо­лезнях; должностные инструкции или заменяющие их документы и пр.;

3) трудовые договоры (контракты) или договоры гражданско- правового характера с руководителями или главным бухгалтером (старшим бухгалтером, бухгалтером) налогоплательщика (налогово­го агента);

4) договоры, отражающие предпринимательскую деятельность налогоплательщика (налогового агента): о заключенных и исполнен­ных сделках, их предмете, сроках исполнения обязательств, стоимо­сти обязательств, ответственности за нарушение обязательств;

5) документы налоговой отчетности и бухгалтерского уче­та, представленные в налоговый орган (бухгалтерский баланс, от­чет о финансовых результатах, расчеты по налогам на прибыль и налогу на добавленную стоимость (НДС), справки об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности и т.д.), содержащие сведе­ния об использованных методах уклонения от уплаты налогов;

6) документы синтетического учета (главная книга, журналы- ордера, оборотные ведомости, сверки расчетов с контрагентами и налоговыми органами и т.д.), содержащие сведения об учтенных операциях с денежными средствами;

7) документы об учете операций по расчетному и другим счетам (заявление об открытии счета; карточка с образцами подписей лиц, имеющих право подписывать финансовые документы, и оттисками печати; платежные поручения; извещения о сумме причитающегося к уплате налога; банковские выписки о произведенных операциях; реестры счетов, банковские авизо, другие документы), отражающие операции, произведенные по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банках и иных кредитных организациях, а также содержа­щие сведения об источниках дохода налогоплательщика (налогового агента) и понесенных им расходах;

8) документация о проведении кассовых операций: приходные и расходные кассовые ордера, журнал их регистрации, платежные ведомости, кассовая книга, содержащая сведения о движении на­личных денежных средств;

9) документы по учету заработной платы (лицевые счета ра­ботников, расчетно-платежные ведомости), содержащие данные о начисленной заработной плате, лицах, ее получивших, численности работников предприятия;

10) документы по учету основных средств (инвентарные кар­точки и ведомости учета, акты списания), содержащие информацию о наличии и движении основных средств;

11) документы по учету материалов, малоценных и быстроиз­нашивающихся предметов, содержащие данные об их движении;

12) документы по учету затрат на производство (ведомости уче­та и калькуляции себестоимости), содержащие сведения о перечне затрат налогоплательщика (налогового агента), включенных в се­бестоимость затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

13) документы по учету готовой продукции (книга и карточки складского учета, счета-фактуры), отражающие сведения о наличии и движении готовой продукции;

14) тетради, журналы, записные книжки, компьютерные и дру­гие носители информации, содержащие сведения о фактически про­изведенных операциях с денежными средствами.

Поскольку многие налогоплательщики применяют различные программы защиты информации от несанкционированного доступа, для исключения возможности безвозвратного уничтожения инфор­мации целесообразно с помощью специалиста выполнить копирова­ние данных, хранящихся на жестких дисках персональных компью­теров или съемных носителях.

О снятии копий и примененных для этого технических сред­ствах необходимо сделать отметку в протоколе следственного дей­ствия, а изъятую копию информации приобщить к материалам дела в качестве вещественного доказательства и хранить в опечатанном виде с целью исключения утраты доказательственной базы. При производстве следственных действий и судебных экспертиз следует работать с подлинником.

В протоколе следственного действия надлежит указывать не только общее место производства следственного действия (напри­мер: «помещения № 1-150, занимаемые ООО «X» в доме № 5 на улице Центральной»), но и непосредственное место обнаружения документов и (или) информации, имеющих значение для след­ствия (например: «в верхнем ящике стола генерального директора П.» или «по адресу … в памяти компьютера, серийный номер №...., расположенного на рабочем столе в кабинете главного бух­галтера С.»).

Изъятые документы и предметы, обнаруженные в одном месте, складывают в пакет или коробку с указанием места обнаружения. Впоследствии это облегчит предъявление изъятых документов и предметов при производстве допросов.

При подготовке к обыску или выемке рекомендуется прове­сти ряд оперативно-розыскных и иных мероприятий, в ходе кото­рых:

а) установить местонахождение документов и предметов, под­лежащих изъятию, их объем;

б) выяснить местонахождение файловых серверов, на жестких дисках которых аккумулируется необходимая следствию информа­ция; пароли для входа в эти серверы и другие компьютеры;

в) обеспечить участие в следственном действии специалистов;

г) подготовить упаковочные материалы, съемные диски для ко­пирования компьютерной информации, а также автотранспорт для перемещения изъятых документов в следственный орган.

Перед началом следственного действия следует принять меры к предотвращению уничтожения информации, хранящейся в памяти компьютеров, выставив охрану возле щита электрического напряже­ния и не допуская к компьютерам работников организации.

Может также возникнуть необходимость в личном обыске ра­ботников организации, если имеются основания полагать, что при них находятся предметы или документы, имеющие значение для дела.

Стоит также упомянуть о возможности производства выемки документов в налоговом органе. Согласно ст. 102 Налогового кодек­са любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, ор­ганом государственного внебюджетного фонда и таможенным орга­ном, составляют налоговую тайну.

Не составляют налоговую тайну следующие сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохра­нительным органам других государств в соответствии с междуна­родными договорами (соглашениями), одной из сторон которых яв­ляется Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК РФ выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится только на основании судебного решения.

Возможность истребования следователем документов или иной информации, составляющей налоговую тайну, путем направления запроса в налоговый орган законом не предусмотрена.

Осмотр изъятых предметов (компьютерных дисков, блокнотов, черновых записей и т.д.) и документов включает как внешний их осмотр, так и анализ содержащейся в них информации.

При осмотре изъятых документов надлежит обращать внима­ние на возможные исправления, дописки, подчистки, травление и иные признаки подлога, а также полное или частичное отсутствие бухгалтерских документов и учета в целом, ведение «двойной» бух­галтерии.

При этом следователь должен установить: за какой отчетный период представлены документы, даты их отправки в налоговый ор­ган и получения адресатом, какие ложные данные они содержат, кем эти документы составлены и подписаны и т.д.

Представляется также необходимым истребовать из налого­вых органов акты предыдущих налоговых проверок, произвести их осмотр с целью анализа содержащейся информации, в том числе вы­явления правонарушений, сходных с теми, которые выявлены в про­цессе рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела. Также нужно изъять и осмотреть первичные учетные документы, отража­ющие операции, аналогичные тем, при анализе которых выявлено сокрытие.

В протоколе осмотра указывают следующие основные характе­ристики изъятых документов:

вид документа (договор, накладная, счет-фактура и т.д.); от чьего имени и когда выдан, изготовлен, подписан; внешние признаки (бумага, красители, способ нанесения тек­ста);

факты и обстоятельства, содержащиеся в документе, которые имеют значение для следствия (записи в соответствующих графах, наличие подписей, их характерные признаки и т.д.);

признаки изменения текста, реквизитов, признаки воздействия посторонних факторов (в частности, попытки уничтожения всего текста документа или его части различными способами).

При изучении внешнего вида документов надлежит обратить внимание на соответствие их формы общепринятой форме таких до­кументов, а при осмотре документов строгой отчетности - также на номер, дату выдачи и на то, зарегистрирован ли документ в соот­ветствующем журнале учета (например, в журнале учета выданных доверенностей формы М-26).

В результате осмотра документа дополнительно выясняется не­обходимость назначения соответствующей экспертизы. Рекоменду­ется производить осмотр изъятых документов с участием специали­стов.

С учетом конкретной следственной ситуации требуется произ­вести осмотр жилых и служебных помещений, занимаемых налого­плательщиком - физическим лицом или работниками организации- налогоплательщика (налогового агента), определенных участков местности, транспортных средств, зданий и сооружений, исполь­зуемых для ведения предпринимательской деятельности (складов, цехов, объектов строительства и т.д.), тары и упаковки в целях об­наружения неучтенного сырья, продукции, товаров, оборудования и средств производства, транспортных средств, не отраженных в бухгалтерских документах, а также получения данных о сроках и объемах имевшей место предпринимательской деятельности. При осмотре следует выяснять вместимость складских, торговых и иных помещений, грузовых площадок, подъездных путей и др. Это позво­лит определить объемы хранившегося там оборудования и имуще­ства, скрытого от налогообложения.

Осмотр технологического оборудования, приборов и инстру­ментов дает возможность получить информацию о соблюдении тех­нологических норм и правил при осуществлении производственных операций на предприятии-налогоплательщике, количестве продук­ции, которая могла быть произведена и укрыта от налогообложения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.019 с.)