Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности организации расследования налоговых преступлений.
2.1 Особенности этапа проверки заявлений (сообщений) о налоговых преступлениях, взаимодействие следователя с субъектами оперативно-розыскной деятельности. Начальная стадия уголовного судопроизводства по уголовным делам о налоговых преступлениях имеет свои особенности, проявляющиеся, в частности, в особых поводах для возбуждения уголовного дела и в механизме проверки сообщений о преступлениях. Как известно, согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат: - заявление о преступлении; - явка с повинной; - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; - постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. При этом уголовно-процессуальное законодательство устанавливает порядок оформления поводов для возбуждения уголовного дела применительно к каждому виду (ст. 141-143 УПК РФ). Для проведения проверки сообщения о налоговом преступлении федеральным законодательством установлен особый порядок, суть которого заключается в том, что в соответствии со ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Согласно пл. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» одной из ее обязанностей является направление материалов в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств. Налоговый орган, получив указанные материалы, в свою очередь обязан: а) провести проверку исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) требований налогового законодательства; б) в случае, если при проведении налоговой проверки выявлены нарушения налогового законодательства, вынести решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора) к ответственности за соответствующее налоговое правонарушение (например, предусмотренное ст. 122, 123 или 125 Налогового кодекса);
в) направить в адрес этого налогоплательщика (плательщика сбора) требование об уплате налога (сбора), содержащее сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, и предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса); г) дождаться истечения двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора), после чего в соответствии с п. 3 ст. 32 Налогового кодекса если налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-1992 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. До принятия всех перечисленных мер налоговый орган не вправе направлять материалы в отношении недобросовестного налогоплательщика (плательщика сбора) в следственные органы. Таким образом, в соответствии с положениями п. 3 ст. 32, п. 4 ст. 69, п. 1 и 2 ст. 70 Налогового кодекса материалы о возможном совершении налогового преступления могут быть направлены в следственные органы по истечении пяти месяцев со дня выявления недоимки или даже позднее. В течение этого времени недобросовестный налогоплательщик имеет все возможности принять различные меры, чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности. Это необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении.
Следователь, получивший материалы о возможном совершении налогового преступления, должен их тщательно изучить на предмет соответствия следующим критериям: имеется ли в представленных материалах соответствующий требованиям УПК РФ повод для возбуждения уголовного дела; имеется ли в них основание для принятия решения о возбуждении уголовного дела - достаточные данные, указывающие на признаки налогового преступления; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу. Анализ поступивших материалов не должен проводиться формально. Материалы, собранные налоговыми органами, далеко не во всех случаях могут указывать на необходимые признаки преступления и тем более раскрывать все его обстоятельства согласно требованиям ст. 24 и 73 УПК РФ. Например, в отдельных случаях налоговые органы обладают правом определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п.п. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса). Однако такие расчеты в силу положений ст. 5 УК РФ не могут быть положены в основу выводов о наличии достаточных данных для возбуждения уголовного дела, не говоря уже о предъявлении обвинения. К тому же налоговые органы не обязаны устанавливать факт истечения сроков давности уголовного преследования перед отправкой материалов в следственные органы. Таким образом, в целях полноты и объективности представляется целесообразным назначать по поступившим материалам документальную проверку. Изучая поступившие материалы о возможном совершении налогового преступления, следователь обязан прежде всего тщательно проверить наличие в них необходимых документов. Так, при рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 198 УК РФ, в материалах, поступивших из налоговых органов, должны находиться следующие документы: копия акта налоговой проверки с необходимыми приложениями; документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки физическое лицо должно было представить налоговому органу налоговую декларацию; копия возражений по акту налоговой проверки; копии объяснений физического лица по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки); копия решения о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; копия апелляционной жалобы и копия решения по ней при обжаловании принятого решения налогового органа до момента его вступления в силу; при обжаловании вступившего в силу решения налогового органа - копия жалобы, копия решения по жалобе, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений); копия требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налогоплательщику требования;
копии налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы; копии документов, на основании которых можно сделать вывод о включении физическим лицом в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений; справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты неуплаты их налогоплательщиком (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате); копии документов, связанных с мерами принудительного взыскания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках, а также о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика; акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком (односторонние акты сверки взаиморасчетов - в случаях неявки налогоплательщика по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам); сведения об имеющихся банковских счетах налогоплательщиков с момента возникновения задолженности; иные документы, позволяющие предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления. При рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 199 УК РФ, в материалах, поступивших из налоговых органов, должны находиться, помимо указанных выше: копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались); копии объяснений лиц, выполняющих управленческие функции в организации, по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки). При рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 1991 УК РФ, в материалах, поступивших из налоговых органов, должны быть следующие документы: копия акта налоговой проверки с необходимыми приложениями; копия возражений по акту налоговой проверки; копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
копия апелляционной жалобы и копия решения по ней при обжаловании принятого решения налогового органа до момента его вступления в силу; при обжаловании вступившего в силу решения налогового органа - копия жалобы, копия решения по жалобе, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений); копия требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налоговому агенту требования; копии налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы; справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления их налоговым агентом (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению в бюджет); акты сверки взаиморасчетов с налоговым агентом (односторонние акты сверки взаиморасчетов - в случаях неявки налогового агента по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам); копии документов, связанных с мерами принудительного взыскания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении операций по счетам в банках налогового агента, а также о взыскании налога за счет имущества налогового агента; сведения об имеющихся банковских счетах налоговых агентов с момента возникновения задолженности; копии документов, подтверждающих факты неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления сумм налогов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению налоговым агентом; копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогового агента в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались); копии объяснений лиц, выполняющих управленческие функции в организации - налоговом агенте, по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки); иные документы, позволяющие предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления. При рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 1992 УК РФ, в материалах, поступивших из налоговых органов, должны находиться следующие документы: копия акта налоговой проверки с необходимыми приложениями; копия возражений по акту налоговой проверки; копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
при обжаловании принятого решения налогового органа до момента его вступления в силу - копия апелляционной жалобы и копия решения по ней; при обжаловании вступившего в силу решения налогового органа - копия жалобы, копия решения по жалобе, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений); копия требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налогоплательщику (налоговому агенту) требования; копии налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы; справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты неуплаты (неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления) их налогоплательщиком (налоговым агентом) (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате (исчислению, удержанию и перечислению в бюджет); акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком или налоговым агентом (односторонние акты сверки взаиморасчетов - в случаях неявки налогоплательщика или налогового агента по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам); копии документов, связанных с мерами принудительного взыскания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении операций по счетам в банках налогоплательщиков (налогового агента), а также о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента); сведения об имеющихся банковских счетах налогоплательщиков (налоговых агентов) с момента возникновения задолженности; справка о том, за какие проверяемые периоды и на какие суммы выявлены факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя; копии документов, подтверждающих факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов; копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались); копии объяснений индивидуального предпринимателя или лиц, выполняющих управленческие функции в организации-недоимщике, по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки), а также по фактам сокрытия имущества; иные документы, позволяющие предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления. При наличии дополнительной информации о сокрытии имущества от описи и ареста, непредставлении сведений о местонахождении имущества, в том числе неотражении данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильном указании его местонахождения, фиктивной передаче правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности в аренду, сокрытии имущества у третьих лиц, переоформлении имущества на третьих лиц, эти сведения также должны быть представлены налоговыми органами. Копии документов, поступивших из налоговых органов, должны быть заверены подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и оттиском печати. Алгоритм проверки сообщения о налоговом преступлении не может быть универсальным и зависит не только от повода для возбуждения дела, но и от конкретной следственной ситуации. К каждому факту поступления информации, дающей повод для возбуждения уголовного дела, требуется индивидуальный подход в выборе методики и тактики проведения проверки. Существенно расширило возможности следственных органов право давать органу дознания в процессе проверки сообщения о преступлении обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Перечень оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», более обширен, нежели перечень мероприятий, которые УПК РФ разрешает производить следователю в рамках проверки сообщения о преступлении. Результаты указанных мероприятий представляются следователю в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом МВД России № 368, ФСБ России № 185, ФСО России № 164, ФТС России № 481, СВР России № 32, ФСИН России № 184, ФСКН России № 97, Минобороны России № 147 от 17 апреля 2007 г. (зарегистрирован в Минюсте России 7 мая 2007 г. № 9407). По результатам проверки принимается одно из процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ. Следственные органы, получившие от налоговых органов материалы о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения (п. 151 ст. 101 Налогового кодекса). По мнению практических работников введение законодателем ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, согласно которому поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами, существенно снизило возможности оперативных служб в деле выявления налоговых преступлений и нанесло удар по эффективности данной работы в целом. Так, исходя из буквального трактования закона, соответствующие оперативные службы (на примере Кировской области – отдел управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) УМВД России по Кировской области) в случае выявления признаков налогового преступления, не направит материал в следственный орган для принятия решения о возбуждении уголовного дела, так как следственный орган не может возбудить уголовное дело по данному факту в силу ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ. К слову сказать, вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в рассматриваемом случае, также не будет законным и обоснованным. Поэтому в данном случае оперативное подразделение проинформирует налоговый орган, который должен будет провести свою проверку, проведение которой в силу загруженности налоговой инспекции, а также заранее утвержденного плана проверок, может затянутся на длительное время, что в свою очередь приведет к утрате доказательственной базы.
2.2 Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении. Планирование расследования. Выдвижение следственных версий. Постановление о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении должно содержать, кроме реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 146 УПК РФ, следующие сведения: наименование налогоплательщика, его юридический и фактический адреса, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); способ совершения налогового преступления согласно диспозиции соответствующей статьи УК РФ; какие конкретно налоги не были уплачены в результате совершения преступления, за какой налоговый период; какова сумма каждого из неуплаченных налогов (сборов) и общая сумма налогов (сборов), от уплаты которых уклонился налогоплательщик (которые не перечислил налоговый агент); размер (крупный или особо крупный) неуплаченных налогов (сборов) и критерии определения этого размера; квалификацию преступления на момент возбуждения уголовного дела; лица, в отношении которых возбуждено уголовное дело. Уголовное дело о преступлении, предусмотренном ст. 198 УК РФ, может быть возбуждено только в отношении конкретного лица. После возбуждения уголовного дела необходимо составить план расследования. Успешное расследование уголовных дел о преступлениях экономической направленности в целом и о налоговых преступлениях в частности без надлежащего плана невозможно. Основные элементы плана следующие. 1. Следственные версии, выдвигаемые на основании конкретных данных, полученных при проверке сообщения о налоговом преступлении (общие и частные). Типовые общие версии, выдвигаемые в начале расследования: а) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из имеющихся материалов; б) налоговое преступление совершено организованной группой; в) налогового преступления нет, но имеются признаки иных уголовно наказуемых деяний. Типовые частные версии, выдвигаемые в начале расследования: а) о соучастниках налогового преступления и характере их взаимоотношений; б) о способах сокрытия налогооблагаемой базы; в) об источниках получения сырья и полуфабрикатов; г) о путях реализации выпущенной продукции; д) о способах незаконного получения налоговых льгот; е) о криминальных связях подозреваемых, местах хранения средств, нажитых преступным путем, и др. Наряду с версиями, касающимися в основном работы с документами, выдвигаются версии по изучению личностных качеств субъектов преступления, их действий, связей и т.д. Подобные версии могут быть связаны с обстоятельствами начала предпринимательской деятельности, создания организации, с ее структурой и статусом, руководителем этой организации, главным (старшим) бухгалтером, их материальным положением, условиями жизни, социальными связями, взаимоотношениями с сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов. 2. Организационно-подготовительные, следственные, оперативно-розыскные, прочие действия и мероприятия, как направленные на проверку выдвинутых версий (например, допрос работников организации-налогоплательщика), так и носящие общий характер (например, направление запросов в наркологический и психоневрологический диспансеры). 3. Сроки производства следственных действий, оперативно- розыскных и других мероприятий. 4. Сведения о должностных лицах, проводящих соответствующее мероприятие. 5. Результаты исполнения отдельных мероприятий. План расследования подлежит обязательной корректировке с учетом информации, полученной следователем. С целью оптимизации работы по делу, сокращения сроков расследования и оперативного реагирования на возможные нештатные ситуации целесообразно составить единый план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Такой план утверждают руководитель следственного органа и начальник органа дознания. По уголовным делам о налоговых преступлениях обычно планируют мероприятия, которые позволяют установить: полное наименование, организационно-правовую форму и форму собственности налогоплательщика (налогового агента); учредителя и руководителей организации-налогоплательщика (налогового агента), их местонахождение; не являются ли эти лица подставными или вымышленными; в чем заключаются их должностные обязанности и на основании каких документов они их исполняют; для налогоплательщиков - физических лиц: фамилию, имя, отчество, гражданство, место регистрации и место фактического проживания, данные паспорта, образование, иные данные, характеризующие личность; размер уставного капитала налогоплательщика (налогового агента), его фактическое формирование; когда и где произведены государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности и постановка на налоговый учет; в каком налоговом органе состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент), какой индивидуальный номер (ИНН) присвоен налогоплательщику (налоговому агенту); место осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности и виды этой деятельности; наличие лицензий: кто получил лицензию на занятие данным видом деятельности (лицензиат), на какой вид предпринимательской деятельности выдана лицензия, кем, когда и на какой срок, соблю- дались ли обязательные лицензионные требования и условия, осуществлялись ли лицензируемые виды деятельности обособленными подразделениями организации; имеются ли в структуре организации-налогоплательщика (налогового агента) обособленные подразделения (филиалы, представительства, цеха, склады, мастерские и т.д.); если да, то где они расположены, кто осуществляет руководство их деятельностью; в каких кредитных организациях налогоплательщик (налоговый агент) имеет банковские счета (расчетный, текущий, депозитный, ссудный, валютный и др.); когда и кем они открыты, движение денежных средств по этим счетам; осуществляет ли налогоплательщик (налоговый агент) внешнеэкономическую деятельность, если да, то какую, в течение какого времени; кто является бизнес-партнером по внешнеэкономическим сделкам; имело ли место невыполнение обязательств; каким образом разрешались хозяйственные споры; каков штат работников налогоплательщика; характер служебных и личных взаимоотношений между руководителями организации, руководителями и подчиненными; каково хозяйственное положение и финансовое состояние налогоплательщика (налогового агента); не является ли он банкротом; особенности ведения предпринимательской деятельности налогоплательщиком (налоговым агентом) как в целом, так и по каждому виду деятельности, а при необходимости - и по отдельным финансово-хозяйственным операциям; организация документооборота, учета и контроля за производственными и финансовыми операциями; с какими предпринимательскими структурами налогоплательщик (налоговый агент) поддерживает деловые и финансовые взаимоотношения (в том числе фактические, когда официально договор не заключался); в чем они выражаются, когда установлены, когда и как оформлены, при каких обстоятельствах; места совершения хозяйственных операций; составляются ли хозяйственные договоры; каким образом осуществляются взаиморасчеты; осваивает ли организация новые рынки сбыта продукции (услуг); если да, то где именно; заключались ли налогоплательщиком (налоговым агентом) кредитные договоры: банковский, коммерческий, товарный; с кем именно; в качестве кого выступал налогоплательщик (налоговый агент) по договорам товарного и коммерческого кредита (кредитора или должника), во всех ли случаях стороны выполняли условия договора; если нет, то каким образом урегулированы споры; кто является конкурентом налогоплательщика (налогового агента); осуществлялась ли деятельность по распределению сфер влияния; какие объекты налогообложения сокрыты: какие виды налогов (сборов) подлежат уплате налогоплательщиком (или перечислению налоговым агентом); имеются ли у налогоплательщика льготы по уплате налогов (сборов); какие; какими нормативными актами предусмотрена уплата налогов с этих объектов; совершено сокрытие одного или нескольких объектов налогообложения; способы уклонения от уплаты налогов или сборов: каковы особенности учета хозяйственных операций, которые ведутся налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствии с принятой им учетной политикой; совершено ли занижение дохода (выручки) или завышение данных о расходах либо сокрыты иные объекты; в каких документах бухгалтерского учета эти данные могли быть отражены; в какое время совершены действия по уклонению от уплаты налогов или сборов; каковы сроки представления документов налоговой отчетности в налоговые органы и уплаты налогов (сборов); какими нормативными актами должен был руководствоваться налогоплательщик (налоговый агент); когда конкретно он представил в налоговый орган документы налоговой отчетности; когда составлены бухгалтерские документы, содержащие искаженные данные о доходах или расходах либо других объектах налогообложения; если уклонение от уплаты налогов или страховых взносов совершено путем отказа от ведения бухгалтерского учета в целом или несоставления отдельных первичных документов бухгалтерского учета, то необходимо выяснять: когда производились хозяйственные операции, не отраженные документально, какие документы бухгалтерского учета обязан был составить налогоплательщик; в каких конкретно налоговых периодах совершено сокрытие объектов и уклонение от уплаты налогов (сборов); размер сокрытия объектов налогообложения к каждому сроку платежа: какая ставка налога подлежала применению по каждому сокрытому объекту налогообложения; соответствуют ли законодательству действия налогового органа, применившего соответствующую ставку налога к определенным хозяйственным операциям; в какой сумме не был уплачен налог по каждому сроку платежа с сокрытых объектов налогообложения; каково соотношение неуплаченных налогов и (или) сборов и сумм налогов и (или) сборов, подлежавших уплате; кто является субъектом преступления: кем составлены и кем подписаны документы налоговой и бухгалтерской отчетности, в которые внесены заведомо ложные сведения; каковы обстоятельства составления названных документов; кем или каким способом (путем личного представления, по почте, по электронной почте с использованием электронной цифровой подписи и т.д.) представлены документы в налоговый орган; наличие умысла на уклонение от уплаты налогов или сборов: имел ли место сговор между руководителями организации и лицами, вносившими в документы ложные сведения; каковы мотивы лиц, вносивших в документы ложные сведения («исполнителей»). В ходе расследования требуется также установить обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание субъектов преступления, а также обстоятельства, способствовавшие уклонению от уплаты налогов (сборов). Возможно, будут выявлены и раскрыты иные сопутствовавшие преступления. При составлении плана расследования необходимо предусмотреть производство следующих процессуальных действий, которые в данном случае можно назвать типовыми: - обыски, выемки документов и компьютерных носителей информации налогоплательщика (налогового агента); - обыски, выемки документов в учреждениях банков, в которых имеются счета налогоплательщика (налогового агента); - обыски, выемки документов и (при необходимости) компьютерных носителей информации на предприятиях-партнерах налогоплательщика (налогового агента); - наложение ареста на имущество налогоплательщика (налогового агента) в целях обеспечения погашения его задолженности по налогам (сборам); - выемку в налоговом органе подлинных документов налоговой отчетности и бухгалтерского учета, представленных налогоплательщиком; - осмотры изъятых документов и компьютерных носителей информации; - признание изъятых документов и компьютерных носителей информации вещественными доказательствами, приобщение их в этом качестве к уголовному делу; - назначение судебных бухгалтерских, экономических, налоговых экспертиз; - допросы сотрудников налогового органа, производивших налоговую проверку, и других лиц, принимавших в ней участие; - допросы руководителя, главного (старшего) бухгалтера и иных работников организации, обладающих информацией по уголовному делу; - допросы руководителей и (или) (в зависимости от ситуации) работников предприятий-партнеров налогоплательщика (налогового агента).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.08 с.) |