Особенности организации расследования налоговых преступлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации расследования налоговых преступлений.



 

2.1 Особенности этапа проверки заявлений (сообщений) о налоговых преступлениях, взаимодействие следователя с субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Начальная стадия уголовного судопроизводства по уголовным делам о налоговых преступлениях имеет свои особенности, прояв­ляющиеся, в частности, в особых поводах для возбуждения уголов­ного дела и в механизме проверки сообщений о преступлениях.

Как известно, согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для воз­буждения уголовного дела служат:

- заявление о преступлении;

- явка с повинной;

- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

При этом уголовно-процессуальное законодательство устанав­ливает порядок оформления поводов для возбуждения уголовного дела применительно к каждому виду (ст. 141-143 УПК РФ).

Для проведения проверки сообщения о налоговом преступле­нии федеральным законодательством установлен особый порядок, суть которого заключается в том, что в соответствии со ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Согласно пл. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февра­ля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» одной из ее обязанностей является направление материалов в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требую­щих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к пол­номочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявле­ния указанных обстоятельств.

Налоговый орган, получив указанные материалы, в свою оче­редь обязан:

а) провести проверку исполнения налогоплательщиком (пла­тельщиком сбора) требований налогового законодательства;

б) в случае, если при проведении налоговой проверки выяв­лены нарушения налогового законодательства, вынести решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора) к ответствен­ности за соответствующее налоговое правонарушение (например, предусмотренное ст. 122, 123 или 125 Налогового кодекса);

в) направить в адрес этого налогоплательщика (плательщика сбора) требование об уплате налога (сбора), содержащее сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на мо­мент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требова­ния, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае не­исполнения требования налогоплательщиком, и предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбужде­нии уголовного дела (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса);

г) дождаться истечения двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора), после чего в соответствии с п. 3 ст. 32 Налогового кодекса если налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт соверше­ния нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, в тече­ние 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-1992 УК РФ, для решения вопроса о воз­буждении уголовного дела.

До принятия всех перечисленных мер налоговый орган не вправе направлять материалы в отношении недобросовестного на­логоплательщика (плательщика сбора) в следственные органы.

Таким образом, в соответствии с положениями п. 3 ст. 32, п. 4 ст. 69, п. 1 и 2 ст. 70 Налогового кодекса материалы о возможном со­вершении налогового преступления могут быть направлены в след­ственные органы по истечении пяти месяцев со дня выявления недо­имки или даже позднее. В течение этого времени недобросовестный налогоплательщик имеет все возможности принять различные меры, чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности. Это не­обходимо учитывать при рассмотрении вопроса о возбуждении уго­ловного дела о налоговом преступлении.

Следователь, получивший материалы о возможном совершении налогового преступления, должен их тщательно изучить на предмет соответствия следующим критериям:

имеется ли в представленных материалах соответствующий требованиям УПК РФ повод для возбуждения уголовного дела;

имеется ли в них основание для принятия решения о возбужде­нии уголовного дела - достаточные данные, указывающие на при­знаки налогового преступления;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.

Анализ поступивших материалов не должен проводиться фор­мально.

Материалы, собранные налоговыми органами, далеко не во всех случаях могут указывать на необходимые признаки престу­пления и тем более раскрывать все его обстоятельства согласно требованиям ст. 24 и 73 УПК РФ. Например, в отдельных случаях налоговые органы обладают правом определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имею­щейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п.п. 7 п. 1 ст. 31 На­логового кодекса). Однако такие расчеты в силу положений ст. 5 УК РФ не могут быть положены в основу выводов о наличии до­статочных данных для возбуждения уголовного дела, не говоря уже о предъявлении обвинения. К тому же налоговые органы не обязаны устанавливать факт истечения сроков давности уголов­ного преследования перед отправкой материалов в следственные органы.

Таким образом, в целях полноты и объективности представля­ется целесообразным назначать по поступившим материалам доку­ментальную проверку.

Изучая поступившие материалы о возможном совершении на­логового преступления, следователь обязан прежде всего тщательно проверить наличие в них необходимых документов.

Так, при рассмотрении сообщения о преступлении, предусмо­тренном ст. 198 УК РФ, в материалах, поступивших из налоговых органов, должны находиться следующие документы:

копия акта налоговой проверки с необходимыми приложения­ми;

документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки физическое лицо должно было представить налоговому органу налоговую декларацию;

копия возражений по акту налоговой проверки; копии объяснений физического лица по фактам налоговых пра­вонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии пись­менных возражений по акту налоговой проверки);

копия решения о привлечении налогоплательщика (плательщи­ка сбора) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

копия апелляционной жалобы и копия решения по ней при об­жаловании принятого решения налогового органа до момента его вступления в силу;

при обжаловании вступившего в силу решения налогового ор­гана - копия жалобы, копия решения по жалобе, а при наличии су­дебного разбирательства - копии судебных решений (определений);

копия требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налогоплательщику требо­вания;

копии налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы;

копии документов, на основании которых можно сделать вывод о включении физическим лицом в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений;

справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам на­логов и (или) сборов выявлены факты неуплаты их налогоплатель­щиком (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате);

копии документов, связанных с мерами принудительного взы­скания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении опера­ций по счетам налогоплательщиков в банках, а также о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика;

акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком (односто­ронние акты сверки взаиморасчетов - в случаях неявки налогопла­тельщика по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам);

сведения об имеющихся банковских счетах налогоплательщи­ков с момента возникновения задолженности;

иные документы, позволяющие предполагать совершение нару­шений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления.

При рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотрен­ном ст. 199 УК РФ, в материалах, поступивших из налоговых орга­нов, должны находиться, помимо указанных выше:

копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяе­мом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);

копии объяснений лиц, выполняющих управленческие функ­ции в организации, по фактам налоговых правонарушений, выяв­ленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

При рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотрен­ном ст. 1991 УК РФ, в материалах, поступивших из налоговых орга­нов, должны быть следующие документы:

копия акта налоговой проверки с необходимыми приложения­ми;

копия возражений по акту налоговой проверки; копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) нало­гового агента к налоговой ответственности за совершение налогово­го правонарушения;

копия апелляционной жалобы и копия решения по ней при об­жаловании принятого решения налогового органа до момента его вступления в силу;

при обжаловании вступившего в силу решения налогового ор­гана - копия жалобы, копия решения по жалобе, а при наличии су­дебного разбирательства - копии судебных решений (определений);

копия требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налоговому агенту требова­ния;

копии налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы;

справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам на­логов и (или) сборов выявлены факты неправомерного неисчисле­ния, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисле­ния, удержания и неполного перечисления их налоговым агентом (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению в бюджет);

акты сверки взаиморасчетов с налоговым агентом (односто­ронние акты сверки взаиморасчетов - в случаях неявки налогового агента по вызову налогового органа с целью проведения сверки рас­четов по налогам);

копии документов, связанных с мерами принудительного взы­скания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Фе­дерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении опе­раций по счетам в банках налогового агента, а также о взыскании налога за счет имущества налогового агента;

сведения об имеющихся банковских счетах налоговых агентов с момента возникновения задолженности;

копии документов, подтверждающих факты неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления сумм налогов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению налоговым агентом;

копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогового агента в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к администра­тивной ответственности (если привлекались);

копии объяснений лиц, выполняющих управленческие функции в организации - налоговом агенте, по фактам налоговых правонару­шений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки);

иные документы, позволяющие предполагать совершение нару­шений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления.

При рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотрен­ном ст. 1992 УК РФ, в материалах, поступивших из налоговых орга­нов, должны находиться следующие документы:

копия акта налоговой проверки с необходимыми приложениями; копия возражений по акту налоговой проверки; копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) нало­гоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

при обжаловании принятого решения налогового органа до мо­мента его вступления в силу - копия апелляционной жалобы и ко­пия решения по ней;

при обжаловании вступившего в силу решения налогового ор­гана - копия жалобы, копия решения по жалобе, а при наличии су­дебного разбирательства - копии судебных решений (определений);

копия требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налогоплательщику (нало­говому агенту) требования;

копии налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчет­ности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы;

справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам на­логов и (или) сборов выявлены факты неуплаты (неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления) их налогопла­тельщиком (налоговым агентом) (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате (исчислению, удержанию и пере­числению в бюджет);

акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком или налого­вым агентом (односторонние акты сверки взаиморасчетов - в случа­ях неявки налогоплательщика или налогового агента по вызову на­логового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам);

копии документов, связанных с мерами принудительного взы­скания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Фе­дерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении опе­раций по счетам в банках налогоплательщиков (налогового агента), а также о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента);

сведения об имеющихся банковских счетах налогоплательщи­ков (налоговых агентов) с момента возникновения задолженности;

справка о том, за какие проверяемые периоды и на какие суммы выявлены факты сокрытия денежных средств либо имущества орга­низации или индивидуального предпринимателя;

копии документов, подтверждающих факты сокрытия денеж­ных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов;

копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственно­сти (если привлекались);

копии объяснений индивидуального предпринимателя или лиц, выполняющих управленческие функции в организации-недоимщике, по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе провер­ки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой про­верки), а также по фактам сокрытия имущества;

иные документы, позволяющие предполагать совершение нару­шений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления.

При наличии дополнительной информации о сокрытии имуще­ства от описи и ареста, непредставлении сведений о местонахожде­нии имущества, в том числе неотражении данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильном указании его местонахождения, фиктивной передаче правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности в аренду, сокрытии имущества у третьих лиц, переоформлении имущества на третьих лиц, эти сведения также должны быть представлены нало­говыми органами.

Копии документов, поступивших из налоговых органов, долж­ны быть заверены подписью руководителя (заместителя руководите­ля) налогового органа и оттиском печати.

Алгоритм проверки сообщения о налоговом преступлении не может быть универсальным и зависит не только от повода для воз­буждения дела, но и от конкретной следственной ситуации. К каж­дому факту поступления информации, дающей повод для возбужде­ния уголовного дела, требуется индивидуальный подход в выборе методики и тактики проведения проверки.

Существенно расширило возможности следственных органов право давать органу дознания в процессе проверки сообщения о преступлении обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий, предусмо­тренных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», более обширен, неже­ли перечень мероприятий, которые УПК РФ разрешает произво­дить следователю в рамках проверки сообщения о преступлении. Результаты указанных мероприятий представляются следователю в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным при­казом МВД России № 368, ФСБ России № 185, ФСО России № 164, ФТС России № 481, СВР России № 32, ФСИН России № 184, ФСКН России № 97, Минобороны России № 147 от 17 апреля 2007 г. (за­регистрирован в Минюсте России 7 мая 2007 г. № 9407).

По результатам проверки принимается одно из процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ.

Следственные органы, получившие от налоговых органов ма­териалы о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содер­жащих признаки преступления, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения (п. 151 ст. 101 Налогового кодекса).

По мнению практических работников введение законодателем ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, согласно которому поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами, существенно снизило возможности оперативных служб в деле выявления налоговых преступлений и нанесло удар по эффективности данной работы в целом.

Так, исходя из буквального трактования закона, соответствующие оперативные службы (на примере Кировской области – отдел управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) УМВД России по Кировской области) в случае выявления признаков налогового преступления, не направит материал в следственный орган для принятия решения о возбуждении уголовного дела, так как следственный орган не может возбудить уголовное дело по данному факту в силу ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ. К слову сказать, вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в рассматриваемом случае, также не будет законным и обоснованным. Поэтому в данном случае оперативное подразделение проинформирует налоговый орган, который должен будет провести свою проверку, проведение которой в силу загруженности налоговой инспекции, а также заранее утвержденного плана проверок, может затянутся на длительное время, что в свою очередь приведет к утрате доказательственной базы.

 

2.2 Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении. Планирование расследования. Выдвижение следственных версий.

Постановление о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении должно содержать, кроме реквизитов, предусмотрен­ных ч. 2 ст. 146 УПК РФ, следующие сведения:

наименование налогоплательщика, его юридический и фак­тический адреса, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

способ совершения налогового преступления согласно диспо­зиции соответствующей статьи УК РФ;

какие конкретно налоги не были уплачены в результате совер­шения преступления, за какой налоговый период;

какова сумма каждого из неуплаченных налогов (сборов) и об­щая сумма налогов (сборов), от уплаты которых уклонился налого­плательщик (которые не перечислил налоговый агент);

размер (крупный или особо крупный) неуплаченных налогов (сборов) и критерии определения этого размера;

квалификацию преступления на момент возбуждения уголов­ного дела;

лица, в отношении которых возбуждено уголовное дело. Уголовное дело о преступлении, предусмотренном ст. 198 УК РФ, может быть возбуждено только в отношении конкретного лица. После возбуждения уголовного дела необходимо составить план расследования. Успешное расследование уголовных дел о пре­ступлениях экономической направленности в целом и о налоговых преступлениях в частности без надлежащего плана невозможно. Основные элементы плана следующие.

1. Следственные версии, выдвигаемые на основании конкрет­ных данных, полученных при проверке сообщения о налоговом пре­ступлении (общие и частные).

Типовые общие версии, выдвигаемые в начале расследования:

а) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, из­вестных из имеющихся материалов;

б) налоговое преступление совершено организованной груп­пой;

в) налогового преступления нет, но имеются признаки иных уголовно наказуемых деяний.

Типовые частные версии, выдвигаемые в начале расследова­ния:

а) о соучастниках налогового преступления и характере их взаимоотношений;

б) о способах сокрытия налогооблагаемой базы;

в) об источниках получения сырья и полуфабрикатов;

г) о путях реализации выпущенной продукции;

д) о способах незаконного получения налоговых льгот;

е) о криминальных связях подозреваемых, местах хранения средств, нажитых преступным путем, и др.

Наряду с версиями, касающимися в основном работы с до­кументами, выдвигаются версии по изучению личностных качеств субъектов преступления, их действий, связей и т.д. Подобные вер­сии могут быть связаны с обстоятельствами начала предпринима­тельской деятельности, создания организации, с ее структурой и статусом, руководителем этой организации, главным (старшим) бухгалтером, их материальным положением, условиями жизни, со­циальными связями, взаимоотношениями с сотрудниками контроли­рующих и правоохранительных органов.

2. Организационно-подготовительные, следственные, оперативно-розыскные, прочие действия и мероприятия, как направленные на проверку выдвинутых версий (например, допрос работников организации-налогоплательщика), так и носящие общий характер (например, направление запросов в наркологический и психоневро­логический диспансеры).

3. Сроки производства следственных действий, оперативно- розыскных и других мероприятий.

4. Сведения о должностных лицах, проводящих соответствую­щее мероприятие.

5. Результаты исполнения отдельных мероприятий.

План расследования подлежит обязательной корректировке с учетом информации, полученной следователем.

С целью оптимизации работы по делу, сокращения сроков рас­следования и оперативного реагирования на возможные нештатные ситуации целесообразно составить единый план следственных дей­ствий и оперативно-розыскных мероприятий. Такой план утвержда­ют руководитель следственного органа и начальник органа дозна­ния.

По уголовным делам о налоговых преступлениях обычно пла­нируют мероприятия, которые позволяют установить:

полное наименование, организационно-правовую форму и фор­му собственности налогоплательщика (налогового агента);

учредителя и руководителей организации-налогоплательщика (налогового агента), их местонахождение; не являются ли эти лица подставными или вымышленными; в чем заключаются их долж­ностные обязанности и на основании каких документов они их ис­полняют;

для налогоплательщиков - физических лиц: фамилию, имя, от­чество, гражданство, место регистрации и место фактического про­живания, данные паспорта, образование, иные данные, характери­зующие личность;

размер уставного капитала налогоплательщика (налогового агента), его фактическое формирование;

когда и где произведены государственная регистрация в каче­стве субъекта предпринимательской деятельности и постановка на налоговый учет; в каком налоговом органе состоит на учете налого­плательщик (налоговый агент), какой индивидуальный номер (ИНН) присвоен налогоплательщику (налоговому агенту);

место осуществления налогоплательщиком (налоговым аген­том) предпринимательской деятельности и виды этой деятельности;

наличие лицензий: кто получил лицензию на занятие данным видом деятельности (лицензиат), на какой вид предпринимательской деятельности выдана лицензия, кем, когда и на какой срок, соблю- дались ли обязательные лицензионные требования и условия, осу­ществлялись ли лицензируемые виды деятельности обособленными подразделениями организации;

имеются ли в структуре организации-налогоплательщика (на­логового агента) обособленные подразделения (филиалы, предста­вительства, цеха, склады, мастерские и т.д.); если да, то где они рас­положены, кто осуществляет руководство их деятельностью;

в каких кредитных организациях налогоплательщик (налого­вый агент) имеет банковские счета (расчетный, текущий, депозит­ный, ссудный, валютный и др.); когда и кем они открыты, движение денежных средств по этим счетам;

осуществляет ли налогоплательщик (налоговый агент) внеш­неэкономическую деятельность, если да, то какую, в течение какого времени; кто является бизнес-партнером по внешнеэкономическим сделкам; имело ли место невыполнение обязательств; каким обра­зом разрешались хозяйственные споры;

каков штат работников налогоплательщика; характер служеб­ных и личных взаимоотношений между руководителями организа­ции, руководителями и подчиненными;

каково хозяйственное положение и финансовое состояние на­логоплательщика (налогового агента); не является ли он банкротом;

особенности ведения предпринимательской деятельности на­логоплательщиком (налоговым агентом) как в целом, так и по каж­дому виду деятельности, а при необходимости - и по отдельным финансово-хозяйственным операциям;

организация документооборота, учета и контроля за производ­ственными и финансовыми операциями;

с какими предпринимательскими структурами налогоплатель­щик (налоговый агент) поддерживает деловые и финансовые взаи­моотношения (в том числе фактические, когда официально договор не заключался); в чем они выражаются, когда установлены, когда и как оформлены, при каких обстоятельствах; места совершения хо­зяйственных операций; составляются ли хозяйственные договоры; каким образом осуществляются взаиморасчеты; осваивает ли ор­ганизация новые рынки сбыта продукции (услуг); если да, то где именно;

заключались ли налогоплательщиком (налоговым агентом) кредитные договоры: банковский, коммерческий, товарный; с кем именно; в качестве кого выступал налогоплательщик (налоговый агент) по договорам товарного и коммерческого кредита (кредитора или должника), во всех ли случаях стороны выполняли условия до­говора; если нет, то каким образом урегулированы споры;

кто является конкурентом налогоплательщика (налогового аген­та); осуществлялась ли деятельность по распределению сфер влия­ния;

какие объекты налогообложения сокрыты: какие виды налогов (сборов) подлежат уплате налогоплательщиком (или перечислению налоговым агентом); имеются ли у налогоплательщика льготы по уплате налогов (сборов); какие; какими нормативными актами пред­усмотрена уплата налогов с этих объектов; совершено сокрытие одного или нескольких объектов налогообложения;

способы уклонения от уплаты налогов или сборов: каковы осо­бенности учета хозяйственных операций, которые ведутся налого­плательщиком (налоговым агентом) в соответствии с принятой им учетной политикой; совершено ли занижение дохода (выручки) или завышение данных о расходах либо сокрыты иные объекты; в каких документах бухгалтерского учета эти данные могли быть отражены;

в какое время совершены действия по уклонению от уплаты налогов или сборов; каковы сроки представления документов нало­говой отчетности в налоговые органы и уплаты налогов (сборов); какими нормативными актами должен был руководствоваться на­логоплательщик (налоговый агент); когда конкретно он представил в налоговый орган документы налоговой отчетности; когда состав­лены бухгалтерские документы, содержащие искаженные данные о доходах или расходах либо других объектах налогообложения;

если уклонение от уплаты налогов или страховых взносов со­вершено путем отказа от ведения бухгалтерского учета в целом или несоставления отдельных первичных документов бухгалтерского учета, то необходимо выяснять: когда производились хозяйствен­ные операции, не отраженные документально, какие документы бухгалтерского учета обязан был составить налогоплательщик; в ка­ких конкретно налоговых периодах совершено сокрытие объектов и уклонение от уплаты налогов (сборов);

размер сокрытия объектов налогообложения к каждому сроку платежа: какая ставка налога подлежала применению по каждому сокрытому объекту налогообложения; соответствуют ли законодательству действия налогового органа, применившего соответству­ющую ставку налога к определенным хозяйственным операциям; в какой сумме не был уплачен налог по каждому сроку платежа с сокрытых объектов налогообложения; каково соотношение неупла­ченных налогов и (или) сборов и сумм налогов и (или) сборов, под­лежавших уплате;

кто является субъектом преступления: кем составлены и кем подписаны документы налоговой и бухгалтерской отчетности, в ко­торые внесены заведомо ложные сведения; каковы обстоятельства составления названных документов; кем или каким способом (путем личного представления, по почте, по электронной почте с исполь­зованием электронной цифровой подписи и т.д.) представлены до­кументы в налоговый орган;

наличие умысла на уклонение от уплаты налогов или сборов: имел ли место сговор между руководителями организации и лица­ми, вносившими в документы ложные сведения; каковы мотивы лиц, вносивших в документы ложные сведения («исполнителей»).

В ходе расследования требуется также установить обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие наказание субъектов преступления, а также обстоятельства, способствовавшие уклонению от уплаты налогов (сборов). Возможно, будут выявлены и раскрыты иные со­путствовавшие преступления.

При составлении плана расследования необходимо предусмо­треть производство следующих процессуальных действий, которые в данном случае можно назвать типовыми:

- обыски, выемки документов и компьютерных носителей ин­формации налогоплательщика (налогового агента);

- обыски, выемки документов в учреждениях банков, в кото­рых имеются счета налогоплательщика (налогового агента);

- обыски, выемки документов и (при необходимости) компью­терных носителей информации на предприятиях-партнерах налого­плательщика (налогового агента);

- наложение ареста на имущество налогоплательщика (налого­вого агента) в целях обеспечения погашения его задолженности по налогам (сборам);

- выемку в налоговом органе подлинных документов налого­вой отчетности и бухгалтерского учета, представленных налогопла­тельщиком;

- осмотры изъятых документов и компьютерных носителей информации;

- признание изъятых документов и компьютерных носителей информации вещественными доказательствами, приобщение их в этом качестве к уголовному делу;

- назначение судебных бухгалтерских, экономических, налого­вых экспертиз;

- допросы сотрудников налогового органа, производивших на­логовую проверку, и других лиц, принимавших в ней участие;

- допросы руководителя, главного (старшего) бухгалтера и иных работников организации, обладающих информацией по уго­ловному делу;

- допросы руководителей и (или) (в зависимости от ситуации) работников предприятий-партнеров налогоплательщика (налогового агента).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.08 с.)