Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие налоговых преступлений.
Налоговые преступления – это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ. Обязанность физических и юридических лиц платить налоги и сборы установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса). Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 Налогового кодекса). Согласно ст. 12 Налогового кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса (специальные налоговые режимы). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса (специальные налоговые режимы). Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4, 7 ст. 12 Налогового кодекса. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса установлены 6 федеральных налогов и 2 федеральных сбора. К ним относятся: - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на доходы физических лиц; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; - государственная пошлина. Перечень региональных налогов дан в ст. 14 Налогового кодекса. Их всего три: - налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес; - транспортный налог. Местные налоги установлены ст. 15 Налогового кодекса: - земельный налог; - налог на имущество физических лиц. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом. Отменены федеральные, региональные и местные налоги и сборы также могут быть только Налоговым кодексом.
Как уже было сказано выше в настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ. Как показывает следственная практика последних лет, наиболее часто расследуемым составом являются преступления, предусмотренные ст. 199 УК РФ. Так, как уже отчасти было сказано, 8 месяцев 2011 года в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации поступило 4 119 сообщений о налоговых преступлениях. По результатам рассмотрения которых возбуждено 769 уголовных дел, в том числе по признакам преступлений, предусмотренных: ст. 199 УК РФ – 295, ст. 198 УК РФ – 207, ст. 199.1 УК РФ – 99, ст. 199.2 УК РФ – 168. Следственным управлением по Кировской области за 2011 год возбуждено 24 уголовных дела о налоговых преступлениях. Из них по ст. 198 УК РФ – 4 дела; ст. 199 УК РФ – 8 дел; ст. 199.1 УК РФ – 6 дел; ст. 199.2 УК РФ – 6 дел. 1. Статья 198 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица). Объектом рассматриваемого преступления считается установленный в Российской Федерации порядок уплаты физическими лицами налогов и (или) сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Но по этому вопросу имеются различные точки зрения ученых. Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Уголовная ответственность наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и региональных или местных налогов. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в следующих действиях или бездействии: непредставлении налоговой декларации, представление которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным; непредставлении иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным; включении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений; включении заведомо ложных сведений в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным. Согласно ст. 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Понятие налоговой декларации дано в п. 1 ст. 80 Налогового кодекса. Это письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Под другими документами, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, понимаются любые предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. Например, документы о наличии права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса.
Налоговая декларация представляется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по каждому виду налога по определенной форме лично или через его представителя, а также может быть направлена по почте, в том числе электронной. Под непредставлением налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, понимается неподача указанных документов в налоговые органы в порядке и сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога и сбора эти сроки устанавливаются отдельно. Например, в соответствии с п. 1 ст. 229 Налогового кодекса (абз. 2) плательщик налога на доходы физических лиц обязан представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 2271 Налогового кодекса. Включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений выражается в умышленном указании в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов. В объективную сторону данного преступления входят также последствия в виде совершения его в крупном размере и наличие причинной связи между действием либо бездействием и наступившими общественно опасными последствиями.
Предметом преступления являются налоги и сборы, подлежащие уплате физическим лицом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают следующие основные виды налогов: налог на доходы (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Порядок и сроки их уплаты предусматриваются законодательством о налогах и сборах. Субъект преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, - физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, обязанное в соответствии с законодательством о налогах и сборах своевременно и в полном объеме уплатить налоги и (или) сборы. Налоговый кодекс предусматривает следующие категории налогоплательщиков - физических лиц: а) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (абз. 3 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса); б) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (абз. 4 п. 2 ст. 11, пп. 1 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса); в) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой (пп. 2 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса). Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса). В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов (сборов), его действия подлежат квалификации по ст. 198 УК РФ как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ - как его пособника при условии, если он сознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления. Часть 2 ст. 198 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за то же деяние, совершенное в особо крупном размере. Понятия крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов даны в примечании к ст. 198 УК РФ. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет (сноска № 5) подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 800 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. руб.
Указание на три финансовых года не означает, что уклонение от уплаты налогов и (или) сборов должно иметь место только в течение трех финансовых лет подряд. Необходимая для уголовной ответственности сумма уклонения от уплаты налогов и (или) сборов может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода. Также следует иметь в виду, что крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). В соответствии с примечанием 2 к ст. 198 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом. Порядок освобождения от уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 198-1991 УК РФ, регламентирован ст. 281 УПК РФ (Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах), которая введена Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЭ. Данная норма УПК РФ устанавливает возможность прекращения уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 198-1991 УК РФ, не только по основаниям, предусмотренным ст. 24 и 27 УПК РФ, но и в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, будет возмещен в полном объеме. В целях ст. 281 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме следующих сумм: недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу; соответствующих пеней; штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ и право возражать против прекращения уголовного преследования. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 281 УПК РФ, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу должно продолжаться в обычном порядке. Надо отметить, что если в соответствии с примечанием 2 к ст. 198 УК РФ лицо, возместившее причиненный ущерб с предусмотренными пенями и штрафами, освобождается от уголовной ответственности лишь в случае совершения налогового преступления впервые, то положения ст. 281 УПК РФ предусматривают прекращение уголовного дела в случае уплаты недоимки, пени и штрафов вне зависимости от повторности совершения преступления. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. 2. Статья 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации). Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, аналогичны объекту и объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ. Предметом преступления являются налоги и сборы, подлежащие уплате организацией. Понятие организации дано в абз. 1 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса. Это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации). Основными налогами, которые уплачивают организации, являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог. Понятие налоговой декларации, как уже указывалось, дано в п. 1 ст. 80 Налогового кодекса. Иными документами, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, для целей ст. 199 УК РФ могут быть: выписка из бухгалтерского баланса, выписки из книги продаж, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 Налогового кодекса), годовые отчеты (абз. 2 п. 8 ст. 307 Налогового кодекса) и т.д. Обязательным компонентом объективной стороны рассматриваемого преступления, как и в ст. 198 УК РФ, является крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов и наличие причинной связи между деянием и наступившими общественно опасными последствиями. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, относятся: руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов; иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий; лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера/бухгалтера (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика, то содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ. Иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации- налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ. Если лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК РФ. Действия должностных лиц налоговых органов, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных ст. 198, 199, 1991 и 1992 УК РФ, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то по совокупности и по соответствующим статьям УК РФ о преступлениях против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 290, 292). Часть 2 ст. 199 УК РФ предусматривает более жесткие санкции за то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 199 УК РФ крупным размером в ст. 199-1991 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб. Как и в ст. 198 УК РФ, в соответствии с п. 11, 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 необходимая для уголовной ответственности сумма уклонения от уплаты налогов и (или) сборов может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода. Также необходимо иметь в виду, что крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо должно осознавать общественную опасность своих действий и желать наступления их последствий в виде неуплаты налогов и (или) сборов в крупном либо особо крупном размере. Моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198, 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством. Примечанием 2 к ст. 199 УК РФ предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего данное преступление, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом. Порядок освобождения от уголовной ответственности, как уже указывалось, регламентирован ст. 281 УПК РФ.
3. Статья 1991 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента). Объект преступления, предусмотренного ст. 1991 УК РФ, аналогичен объекту ст. 198-199 УК РФ. Предметом преступления являются налоги, подлежащие исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении запрещенного законодательством бездействия, заключающегося в неисполнении обязанностей налогового агента, которые состоят в исчислении, удержании у налогоплательщиков и перечислении налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговыми агентами признаются физические лица и организации (п. 1 ст. 24 Налогового кодекса). В соответствии с п. 3 ст. 24 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны: - правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; - письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; - вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; - представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога; - в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. При этом надо обратить внимание на положение п.п. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса о том, что налоговый агент обязан исчислить и произвести удержание суммы налога из тех денежных средств, которые предназначены для выплаты налогоплательщику. Отсюда следует, что статус налогового агента возникает у физического лица или организации лишь в том случае, если они являются источниками выплат налогоплательщику доходов, подлежащих обложению налогами (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»). Обязанность налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов возникает в следующих случаях: - в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса российские организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, выступают в качестве налоговых агентов по уплате налога на добавленную стоимость; - в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса организации и физические лица, выступающие в качестве работодателей, обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации налог на доходы физических лиц; - в соответствии с п. 4 ст. 286 и ст. 310 Налогового кодекса российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, являющиеся партнерами иностранных организаций, не имеющих постоянных представительств и получающих доходы на территории Российской Федерации, выступают в качестве налоговых агентов по уплате налога на прибыль; - в соответствии с п. 5 ст. 286 Налогового кодекса российские организации, выплачивающие дивиденды владельцам акций или долей в уставных капиталах, выступают в качестве налоговых агентов по уплате налога на прибыль. Ответственность за преступление, предусмотренное ст. 1991 УК РФ, наступает при совершении хотя бы одного из указанных в законе деяний: неисполнение обязанностей по исчислению налогов; неисполнение обязанностей по удержанию налогов; неисполнение обязанностей по перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В объективную сторону входит также совершение преступления в крупном размере, а по ч. 2 ст. 1991 УК РФ - в особо крупном размере и наличие причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями. При этом необходимо помнить, что вопреки диспозиции ч. 1 ст. 199 УК РФ действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не возлагает на налоговых агентов обязанности по исчислению, удержанию и перечислению сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Также на налоговых агентов не возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов во внебюджетные фонды. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет и исполняющее обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 к субъектам преступления, предусмотренного ст. 1991 УК РФ, могут быть отнесены: физические лица, достигшие возраста 16 лет и имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; лица, на которых в соответствии с их должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов. То есть если налоговым агентом является организация, то ответственность за исполнение обязанностей налогового агента возлагается на руководителя организации, главного (старшего) бухгалтера, иных работников организации, специально уполномоченных на исчисление, удержание и перечисление налогов, а также на лицо, фактически исполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера. Моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 1991 УК РФ, является фактическое неперечисление налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации в порядке и в сроки, которые установлены Налоговым кодексом, сумм налогов, которые он обязан был исчислить и удержать у налогоплательщика. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, причем виновное лицо руководствуется личными интересами, которые могут иметь корыстный характер или быть связанными с побуждениями сугубо личного характера (например, родственные чувства). Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что личный интерес как мотив рассматриваемого преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.д. (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, не связанное с личными интересами, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 1991 УК РФ, в том числе и тогда, когда такие деяния совершены в крупном или особо крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 199 УК РФ крупным размером в ст. 1991 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб. При определении суммы и периода, в который не были исполнены обязанности налогового агента, необходимо учитывать положения п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 о том, что необходимая для уголовной ответственности сумма может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода. Кроме того, крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли. Примечанием 2 к ст. 199 УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, предусмотренное ст. 1991 УК РФ, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом. Порядок освобождения от уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 1991 УК РФ, регламентирован ст. 281 УПК РФ. 4. Статья 1992 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов). Объектом преступления, предусмотренного ст. 1992 УК РФ, является установленный порядок взыскания недоимки по налогам и (или) сборам. При этом под недоимкой, о которой идет речь в диспозиции названной статьи, понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 Налогового кодекса). Предметом преступления являются денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с последующими изменениями и дополнениями), должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. В это понятие включаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в ст. 47 Налогового кодекса: имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности, ценные бумаги, валютные ценно- сти, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений; готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве, сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства; имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; другое имущество, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуального предпринимателя или членов его семьи, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 1992 УК РФ, характеризуется сокрытием денежных средств либо иного имущества, принадлежащих организации или индивидуальному предпринимателю-налогоплательщику (налоговому агенту), за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам. Под сокрытием следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере. Исходя из примечания к ст. 169 УК РФ, под крупным размером следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.083 с.) |