Анализ слова как лексической единицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ слова как лексической единицы



 

ПОРЯДОК АНАЛИЗА СЛОВА КАК ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

 

1. Дать характеристику слова с точки зрения системных связей

1.1. Многозначность-однозначность

1.2. Омонимы (с указанием их типов)

1.3. Синонимы (с указанием их типов)

1.4. Антонимы (с указанием их типов)

1.5. Паронимы

1.6. Сочетаемость

2. Дать характеристику слова с точки зрения происхождения: исконно рус­ские (*индоевропейские, *общеславянские, *восточно-славянские, *собственно русские) - заимствованные из славянских языков (в т.ч. старо­славянские) - заимствованные из неславянских языков (широко употреби­тельные заимствования из греческого, тюркских, немецкого, французского, английского и др. языков, экзотизмы, варваризмы)

3. Дать характеристику слова с точки зрения вхождения в активный-пассив­ный словарный запас: входящие в активный словарный запас - устареваю­щие – устаревшие (историзмы, архаизмы: собственно лексические, лексико-семантические, лексико-фонетические, лексико-словообразовательные) - не­ологизмы (*указать происхождение)

4. Дать характеристику слова с точки зрения сферы употребления: обще­употребительное – диалектное – профессионализм – жаргонизм – просто­речное

5. Указать значение слова в контексте: прямое, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное

 

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите анализ слов как лексических единиц:

тать, волна, изукрашенный, гипотенуза, алебарда, боди-арт, понятливый, италийский, мультяшка, яранга, задиафрагмировать, настучать, навязчивый, чистый, тупой, очи, талантливый, догадливый, бокс, мир, вуаль, сафьян, совет­чик, демократичный, сари, зурна.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2. Выпишите из отрывка а) многозначные слова, б) синонимы, в) антонимы, г) паронимы, д) заимствованные слова, е) устаревшие слова, з) неологизмы.

Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешка-

ми, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в

чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хо­зяин. Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит не­сколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими гла­зами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке. Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно, ново... и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой. Как не рассеяться! в пер­вый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый раз на ярмарке!.. Но ни один из прохожих и проезжих не знал, чего ей стоило упросить отца взять с собою, который и душою рад бы был это сделать прежде, если бы не злая ма­чеха, выучившаяся держать его в руках так же ловко, как он вожжи своей ста­рой кобылы, тащившейся, за долгое служение, теперь на продажу. Неугомонная супруга... но мы и позабыли, что и она тут же сидела на высоте воза, в наряд­ной шерстяной зеленой кофте, по которой, будто по горностаевому меху, на­шиты были хвостики, красного только цвета, в богатой плахте, пестревшей, как шахматная доска, и в ситцевом цветном очипке, придававшем какую-то особенную важность ее красному, полному лицу, по которому проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перенести встревоженный взгляд свой на веселенькое личико дочки.

 

3. Проведите анализ слова как лексической единицы:

гость, зодчие, капремонт, офонареть, высокомерный, фиеста, близкий, теп­лый, богомаз, робкий, смерд, вежливый, вигвам,честный, батарея, такт, компа­ния, гносеология, коммюнике, цельный, сытный, гриль-бар, останки.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.125-215, 252-306

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.9-36, 40-43, 49-81

3. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977

4. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ТЕСТЫ

ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

 

Часть I

 

Выберите правильный вариант ответа. Заполните матрицу (см. стр.Ч), ставя знак Ö в клеточки, соответствующие буквам, которые обо­значают правильный ответ (в одной строке могут быть несколько зна­ков Ö) [4].

 

1. Слово[5] принадлежит к акцентному типу

А) А

Б) В

В) С

2. Первый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

3. Второй согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

4. Третий согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

5. Четвертый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

6. Пятый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

7. Шестой согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

8. Седьмой согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

9. Восьмой согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

 

10. Девятый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

11. Десятый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

12. Одиннадцатый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

13. Двенадцатый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

14. Тринадцатый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

15. Первый гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

16. Второй гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

17. Третий гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

18. Четвертый гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

19. Пятый гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

20. Шестой гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

21. Седьмой гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

22. Графика слова соответствует слоговому принципу

А) да

Б) да, но есть отступления

В) нет

23. Орфография слова соответствует морфологическому принципу

А) да

Б) да, но есть ограничения

В) да, но есть нарушения

Г) да, но есть ограничения и нарушения

Д) нет

 

Часть II

 

Впишите в клеточки порядковые номера букв в слове, после ко­торых проходят границы между слогами (одно число в одной кле­точке)


СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

 

Часть I

Выберите правильный вариант ответа. Заполните матрицу, ставя знак Ö в клеточки, соответствующие буквам, которые обозначают пра­вильный ответ.

 

1. Основа слова является

А) производной

Б) непроизводной членимой

В) непроизводной нечленимой

2. Способ словообразования

А) суффиксальный

Б) префиксальный

В) постфиксальный

Г) префиксально-суффиксальный

Д) префиксально-постфиксальный

Е) суффиксально-постфиксальный

Ж) префиксально-суффиксально-постфиксальный

З) безаффиксный

И) аббревиация

К) сложение

Л) лексико-семантический

М) морфолого-синтаксический

Н) лексико-синтаксический

3. При словообразовании в производящей основе происходят явления

А) изменения ударения

Б) чередования

В) усечения

Г) наращения

Д) наложения морфов

Е) не происходит никаких специфических явлений

4. Первый корень слова является

А) свободным

Б) связанным

5. Второй корень слова является

А) свободным

Б) связанным

В) отсутствует

6. Первый суффикс слова является

А) словообразующим

Б) основообразующим

В) формообразующим

Г) отсутствует

7. Второй суффикс слова является

А) словообразующим

Б) основообразующим

В) формообразующим

Г) отсутствует

8. Третий суффикс слова является

А) словообразующим

Б) основообразующим

В) формообразующим

Г) отсутствует

9. Четвертый суффикс слова является

А) словообразующим

Б) основообразующим

В) формообразующим

Г) отсутствует

 

Часть II

Заполните матрицу, вписывая в клеточки порядковые номера букв в слове, которыми начинаются и заканчиваются морфемы (одна цифра в одной клеточке). В случае отсутствия морфемы соответ­ствующую строку не заполнять).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.113 с.)