Порядок фонетического анализа слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок фонетического анализа слова



ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА

 

1. Записать слово в фонематической транскрипции.

2. *[1]Записать слово в фонетической транскрипции.

3. Определить количество слогов и их границы (с указанием теории слого­деления).

4. Указать место ударения и акцентный тип слова.

5. Дать характеристику гласных: по ряду, по подъему, по огубленности, по отношению к ударению.

6. Дать характеристику согласных: по месту образования, по способу обра­зования, по соотношению шума и тона, по наличию-отсутствию палатальной артикуляции.

7. Указать особенности графики: соответствие написания слова слоговому принципу, его нарушение и отступление от него.

8. Указать особенности орфографии: соответствие написания слова морфо­логическому принципу, наличие других принципов.

 

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите фонетический анализ следующих слов:

играйте, съемка, (я) ловлю, добавь, семьи, раньше, район, строит, елка, сердце, уют, воробьев, тайна, лишь, мощь, тюфяк, цифра, черный, мышь, гиря.

 

2. Определите тип интонационных конструкций в предложениях из следующего отрывка:

Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу, и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши, он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич – сказал он, увидя меня, – добро пожаловать! Как это вас бог принес? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, - сказал он мне, – что хо­тите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить».

– Точно так.

– Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разой­дитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближ­него, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

3. Проведите фонетический анализ следующих слов:

яблоко, жили, рожь, неуемный, баян, ожог пятидесяти, любящую, стараться, огурчик, скользкий, рюкзак, широко, известный, крупитчатый каемка, дочь.

 

4. Определите тип интонационных конструкций в предложениях из следующего отрывка:

Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. «По­смотрим, – сказал он – сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слу­шатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?»

– Не твое дело, – отвечал я нахмурясь, – кто бы ни была эта Маша. Не тре­бую ни твоего мнения, ни твоих догадок.

– Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! – продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, – но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.

– Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.

– С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.

Кровь моя закипела.

– А почему ты об ней такого мнения? – спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

– А потому, – отвечал он с адской усмешкою, – что знаю по опыту ее нрав и обычай.

– Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым бес­стыдным образом.

Швабрин переменился в лице.

– Это тебе так не пройдет – сказал он, стиснув мне руку. – Вы мне дадите сатисфакцию.

– Изволь; когда хочешь! – отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.40-93, 104-124

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979

5. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.

6. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969

7. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. Л., 1991

8. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л, 1983.

9. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. М., 1994

 


 

Занятие 2

Словообразовательный анализ слова

 

ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА

 

1. Определить окончание слова

2. **[2] Определить формообразующие суффиксы

3. Определить, является ли основа производной.

3.1. Да ®

3.1.1. найти производящую основу,

3.1.2. определить способ словообразования

3.1.3. ** указать аффикс(ы), с помощью которых образовано слово, назвать их, подобрать аффиксы с тем же словообразовательным зна­чением

3.1.4. **указать, есть ли различие в производной и производящей основе (ударение, чередование, усечение, наращение, наложение морфов)

3.1.5. вернуться в начало п.4

3.2. Нет ® определить, является ли основа членимой

3.2.1. Да ®

3.2.1.1. определить связанный корень, подобрать однокоренные слова

3.2.1.2. указать аффикс(ы), с которыми связан корень, назвать их, подобрать аффиксы с тем же словообразовательным значе­нием

3.2.2. Нет ® определить корень, подобрать однокоренные слова

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите словообразовательный анализ следующих слов:

заморозки, луковица, узость, буженина, гусиный, хранилище, кочегар, поют, нефтедобытчик, обоняние, низменность, быстрорастворимый, демонтаж, агита­цитя, букварь, поднявшийся, авитаминоз, доярка, рисунок, мошкара, воробей, созыв, ночующий, заречье, почтамт.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2. Проведите словообразовательный анализ следующих слов:

жилище осока, пастух, углубить, переделать, обгон, полеводческий, широ­колиственный, знакомство, буденовка, препятствие, разнообразить, переплет­чик, помутнение, подкрахмаливать, типичность, приплясывать, морщинистый, воссоединение, подколодный, разборка, перебрасываться, настроиться, на­есться, подстаканник,.

 

3. Выпишите из отрывка слова а) с производной основой, б) с не­производной членимой основой, в) с непроизводной нечленимой ос­новой. Разберите десять слов по составу

Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась за­пахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на вос­ток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький го­родок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тя­нется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожа­ления?.. Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, ут­ром собирается все водяное общество.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.307-361

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.158-188

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.133-239

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Рус­ский язык, 1989. – С. 24-145

5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973

6. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного анализа. М., 1980.

 


 

Занятие 3

Морфологический анализ имен существительных,

имен прилагательных, имен числительных, местоимений

 

ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

 

1. Собственное-нарицательное

2. Конкретное-вещественное-абстрактное-собирательное

3. Одушевленное-неодушевленное

4. Род

5. Склонение

6. Число

7. Падеж

 

ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

 

1. Качественное-относительное (в т.ч. притяжательное)

2. *Степень сравнения

3. *Краткая-полная форма

4. Число

5. Род

6. Падеж

 

ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

 

1. Простое-сложное-составное

2. Разряд

2.1. Количественное: определенно-количественное -неопределенно-ко­личесвенное – собирательное;

2.2. Порядковое ® как относительные прилагательные (п. 5.4, 5.5, 5.6)

3. Падеж

4. *Род

5. *Число

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

соль, со щами, кофе, ябеда, у знамени, Мехико, вчерашний, труднее, близка, лисий мех, лисьи повадки, сто первый, пятеро, (ему) под сорок, много, к четы­рем пятым, один из таких ребят, чей-то шепот, человек, котороготы любишь, никто не знал.

 

2. Выпишите из следующего отрывка а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) имена числительные, г) местоимения. Про­ведите их морфологический анализ.

Помещение мастерской составилось из трех квартир, выходящих на одну площадку и обратившихся в одну квартиру, когда пробили двери из одной в другую. Квартиры эти прежде отдавались за 700, 550 и 425 руб. в год, всего за 1675 руб. Но отдавая все вместе по контракту на 5 лет, хозяин дома согласился уступить их за 1250 руб. Всего в мастерской 21 комната, из них 2 очень боль­шие, по 4 окна, одна служит приемною, другая – столовою; в двух других, тоже очень больших, работают; в остальных живут. Мы прошли 6 или 7 комнат, в которых живут девушки (я все говорю про первое мое посещение); меблировка этих комнат тоже очень порядочная, красного дерева или ореховая; в некото­рых есть стоячие зеркала, в других – очень хорошие трюмо; много кресел, ди­ванов хорошей работы. Мебель в разных комнатам разная, почти вся она посте­пенно покупалась по случаям, за дешевую цену. Эти комнаты, в которых жи­вут, имеют такой вид, как в квартирах чиновничьих семейств средней руки, в семействах старых начальников отделения или молодых столоначальников, ко­торые скоро будут начальниками отделения. В комнатах, которые побольше, живут три девушки, в одной даже четыре, в других по две.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

3. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

бедность, чернила, детвора, домишко, в беспорядке, в саду, золочеными ку­полами, о летнем дне, деревянное лицо, прекраснейший, двадцать один год, на три четверти, двое, каждый из нас, мои родители, некто господин N., своего друга, перебороть себя.

 

4. Выпишите из следующего отрывка а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) имена числительные, г) местоимения. Проведите их морфологический анализ.

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха; они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обречен­ного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос чело­века, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробно­стях широкой картины! От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

Нет, бог с ним, с морем! Самая тишина и неподвижность его не рождают от­радного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито из­девается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя; они слишком живо напоминают нам бренный состав наш и держат в страхе и тоске за жизнь. И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.362-433

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.189-231

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.240-308

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Рус­ский язык, 1989. – С. 146-257

5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976

6. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972

7. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

 

 


 

Занятие 4

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите морфологический анализ следующих слов [3] (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

застучит, кружится, казнили, белеет, перестроив, страшась, ныть, со свер­кающими глазами, отвисшая губа, о разрушенном здании, еле сдерживаемый гнев, что-то наподобие чашки, идти по улице; не только гости, но и хозяева; сверкал, как алмаз; пусть он принесет книгу; даже не думай; теперь-то испу­гался; ему грустно; тьфу, пропасть.

 

2. Выпишите из следующего отрывка а) глаголы (в т.ч. причастия и деепричастия), б) наречия (в т.ч. предикативы), в) служебные части речи. Проведите их морфологический анализ.

При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с му­жем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблю­дают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны харак­тер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и сво­боде: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под при­станью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.

Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку, ссыпают, — опять ей зевнется, она и рада: при­корнет часок-другой, а проснется — опять та же скука русская, скука купе­ческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

3. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

чтят, охватит, тускнели, буду готовиться, звеня, уйдя, засмеяться, играющие дети, про обидевшего меня человека, окружаемый войсками город, склеенную вазу, вследствие болезни, учиться в школе, по мере того как он взрослел, дерзну ли я, слишкомблизко, суждено страдать; нам пора идти; о, горе, горе; ну, за мной!

 

4. Выпишите из следующего отрывка а) глаголы (в т.ч. причастия и деепричастия), б) наречия (в т.ч. предикативы), в) служебные части речи. Проведите их морфологический анализ.

– Но неужели Катерина Ивановна могла обойтись такими малыми сред­ствами, даже еще закуску намерена?.. – спросил Раскольников, настойчиво продолжая разговор.

– Гроб ведь простой будет-с... и все будет просто, так что недорого... мы да­веча с Катериной Ивановной все рассчитали, так что и останется, чтобы помя­нуть... а Катерине Ивановне очень хочется, чтобы так было. Ведь нельзя же-с... ей утешение... она такая, ведь вы знаете...

– Понимаю, понимаю... конечно... Что это вы мою комнату разглядываете? Вот маменька говорит тоже, что на гроб похожа.

– Вы нам все вчера отдали! – проговорила вдруг в ответ Сонечка, каким-то сильным и скорым шепотом, вдруг опять сильно потупившись. Губы и подбо­родок ее опять запрыгали. Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова, и теперь слова эти вдруг вырвались сами собой. Последовало молчание. Глаза Дунечки как-то прояснели, а Пульхерия Александровна даже приветливо посмотрела на Соню.

– Родя, – сказала она, вставая, – мы, разумеется, вместе обедаем. Дунечка, пойдем... А ты бы, Родя, пошел, погулял немного, а потом отдохнул, полежал, а там и приходи скорее... А то мы тебя утомили, боюсь я...

– Да, да, приду, – отвечал он, вставая и заторопившись... – У меня, впрочем, дело...

– Да неужели ж вы будете и обедать розно? – закричал Разумихин, с удивле­нием смотря на Раскольникова, – что ты это?

– Да, да, приду, конечно, конечно... А ты останься на минуту. Ведь он вам сейчас не нужен, маменька? Или я, может, отнимаю его?

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.434-516

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.232-277

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.309-362

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Рус­ский язык, 1989. – С. 258-345

5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976

6. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972

7. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. Л., 1971

8. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

 


 

Занятие 5

ПОРЯДОК

СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Указать вид предложения по цели высказывания

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске

3. Указать вид предложения по структуре

3.1. Для простого предложения:

3.1.1. Двусоставное-односоставное (определенно-личные, неопре­деленно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, но­минативные, генетивные, отрицательные генетивные)

3.1.2. Распространенное-нераспространенное

3.1.3. Полное-неполное-эллиптическое

3.1.4. Членимое-нечленимое

3.1.5. Утвердительное-отрицательное

3.1.6. **С осложнениями:

3.1.6.1. Однородные члены

3.1.6.2. Обособленные члены

3.1.6.3. Вводные конструкции

3.1.6.4. Вставные конструкции

3.1.6.5. Обращения

3.1.7. Анализ по членам предложения

3.1.7.1. **Подлежащее: номинативное-инфинитивное

3.1.7.2. **Сказуемое: простое-составное глагольное- составное именное – сложное

3.1.7.3. **Дополнение: прямое-косвенное; присловное-приос­новное

3.1.7.4. **Определение: согласованное-несогласованное

3.1.7.5. **Обстоятельство: вид обстоятельства

3.1.8. Указать интонационную конструкцию, соответствующую данному предложению

3.2. Для сложного предложения: простое полипредикативное – услож­ненное полипредикативное

3.2.1. Для простого полипредикативного: союзное-бессоюзное

3.2.1.1. Для бессоюзного:

3.2.1.1.1. Указать тип предложения: перечислительное – сопоставительное –обусловленное – объяснительное

3.2.1.2. Для союзного: сложносочиненное – сложноподчинен­ное

3.2.1.2.1. Для сложносочиненного:

3.2.1.2.1.1. Указать тип предложения: соединительное – противительное –разделительное – градационное

3.2.1.2.2. Для сложноподчиненного:

3.2.1.2.2.1. Указать тип придаточного: изъяснительное - определительное (субстантивно-определительное / ме­стоименно-определительное) - обстоятельственное (места, времени, образа действия, меры и степени, при­чины, следствия, цели, условия, уступки, сравнения, со­поставления, присоединения)

3.2.2. Для усложненного полипредикативного ® установить части, связанные

3.2.2.1. бессоюзной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.1

3.2.2.2. сочинительной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.2.1.

3.2.2.3. подчинительной связью

3.2.2.3.1. определить вид (со)подчинения придаточных: по­следовательное подчинение – однородное подчинение – па­раллельное подчинение (одночленное/разночленное)

® далее, как в пункте 3.2.1.2.2

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите синтаксический анализ следующих словосочетаний:

домик под крышей, низкое крыльцо, не закончила фразу, небольшой чемо­данчик, удариться головой, сумка с продуктами, записка карандашом, слегка рыжеватый, эдакий чудак, работать топором, действовать наугад, боязнь ответ­ственности, командир полка, чай вприкуску, довольный ответом, следовать со­вету, заработать для семьи, очень окреп; ушла, обидевшись.

 

2. Проведите синтаксический анализ предложений из следующего отрывка:

Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и от­куда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, кото­рая звучит приближением чего-то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.

Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в де­сяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с неви­димым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же ту­мане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непо­нятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впе­реди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направ­лению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

3. Проведите синтаксический анализ предложений из следующего отрывка:

– Весна близко! – говорил один приятель другому, стараясь взять его под руку. – Пакостница эта весна! Грязь везде, нездоровье, расходов много... Дачу нанимай, то да се... Ты, Павел Иваныч, провинциал и не поймешь этого... Тебе не понять. У вас в провинции, как выразился однажды какой-то писатель, бла­годушие одно только... Ни горя, ни печалей. Едите, пьете, спите и никаких во­просов не знаете. Не то, что мы... Подмерзать начало... замечаешь?.. Впрочем, и у вас не без горя... И у вас весной своя печаль. Хе-хе-хе. Теперь у вас, провин­циалов, начинает кровь играть... страсти бушуют. Мы, столичные – люди ка­менные, льдяные, нет в нас пламени, и страстей мы не знаем, а вы вулканы, ве­зувии! Пш! пш! Дышит! Хе-хе-хе... Ой, обожгусь! А признайся-ка, Павел Ива­ныч, сильно кровь играет?

 

4. Выпишите из предыдущего задания 10 словосочетаний. Прове­дите их синтаксический анализ.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.517-595

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.278-428

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.363-437, 490-498, 510-552

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – С. 346-622

5. Виноградов В.В. Из истории русского синтаксиса. М., 1958

6. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956

7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991

 


 

Занятие 6

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите анализ слов как лексических единиц:

тать, волна, изукрашенный, гипотенуза, алебарда, боди-арт, понятливый, италийский, мультяшка, яранга, задиафрагмировать, настучать, навязчивый, чистый, тупой, очи, талантливый, догадливый, бокс, мир, вуаль, сафьян, совет­чик, демократичный, сари, зурна.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2. Выпишите из отрывка а) многозначные слова, б) синонимы, в) антонимы, г) паронимы, д) заимствованные слова, е) устаревшие слова, з) неологизмы.

Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешка-

ми, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в

чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хо­зяин. Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит не­сколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими гла­зами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке. Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно, ново... и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой. Как не рассеяться! в пер­вый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый раз на ярмарке!.. Но ни один из прохожих и проезжих не знал, чего ей стоило упросить отца взять с собою, который и душою рад бы был это сделать прежде, если бы не злая ма­чеха, выучившаяся держать его в руках так же ловко, как он вожжи своей ста­рой кобылы, тащившейся, за долгое служение, теперь на продажу. Неугомонная супруга... но мы и позабыли, что и она тут же сидела на высоте воза, в наряд­ной шерстяной зеленой кофте, по которой, будто по горностаевому меху, на­шиты были хвостики, красного только цвета, в богатой плахте, пестревшей, как шахматная доска, и в ситцевом цветном очипке, придававшем какую-то особенную важность ее красному, полному лицу, по которому проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перенести встревоженный взгляд свой на веселенькое личико дочки.

 

3. Проведите анализ слова как лексической единицы:

гость, зодчие, капремонт, офонареть, высокомерный, фиеста, близкий, теп­лый, богомаз, робкий, смерд, вежливый, вигвам,честный, батарея, такт, компа­ния, гносеология, коммюнике, цельный, сытный, гриль-бар, останки.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.125-215, 252-306

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.9-36, 40-43, 49-81

3. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977

4. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ТЕСТЫ

ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

 

Часть I

 

Выберите правильный вариант ответа. Заполните матрицу (см. стр.Ч), ставя знак Ö в клеточки, соответствующие буквам, которые обо­значают правильный ответ (в одной строке могут быть несколько зна­ков Ö) [4].

 

1. Слово[5] принадлежит к акцентному типу

А) А

Б) В

В) С

2. Первый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

3. Второй согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

4. Третий согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

5. Четвертый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

6. Пятый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

7. Шестой согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

8. Седьмой согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

9. Восьмой согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

 

10. Девятый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

11. Десятый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

12. Одиннадцатый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

13. Двенадцатый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

14. Тринадцатый согласный звук в слове

А) губной

Б) переднеязычный

В) среднеязычный

Г) заднеязычный

Д) смычный

Е) щелевой

Ж) дрожащий

З) с отсутствием палатальной артикуляции

И) с наличием палатальной артикуляции

К) шумный глухой

Л) шумный звонкий

М) сонорный

Н) звук отсутствует

15. Первый гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

16. Второй гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

17. Третий гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

18. Четвертый гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

19. Пятый гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует

20. Шестой гласный звук в слове

А) ударный

Б) безударный

В) переднего ряда

Г) среднего ряда

Д) заднего ряда

Е) верхнего подъема

Ж) среднего подъема

З) нижнего подъема

И) огубленный

К) неогубленный

Н) звук отсутствует



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.514 с.)