Синтаксический анализ словосочетания и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксический анализ словосочетания и предложения



 

ПОРЯДОК

СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Указать вид предложения по цели высказывания

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске

3. Указать вид предложения по структуре

3.1. Для простого предложения:

3.1.1. Двусоставное-односоставное (определенно-личные, неопре­деленно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, но­минативные, генетивные, отрицательные генетивные)

3.1.2. Распространенное-нераспространенное

3.1.3. Полное-неполное-эллиптическое

3.1.4. Членимое-нечленимое

3.1.5. Утвердительное-отрицательное

3.1.6. **С осложнениями:

3.1.6.1. Однородные члены

3.1.6.2. Обособленные члены

3.1.6.3. Вводные конструкции

3.1.6.4. Вставные конструкции

3.1.6.5. Обращения

3.1.7. Анализ по членам предложения

3.1.7.1. **Подлежащее: номинативное-инфинитивное

3.1.7.2. **Сказуемое: простое-составное глагольное- составное именное – сложное

3.1.7.3. **Дополнение: прямое-косвенное; присловное-приос­новное

3.1.7.4. **Определение: согласованное-несогласованное

3.1.7.5. **Обстоятельство: вид обстоятельства

3.1.8. Указать интонационную конструкцию, соответствующую данному предложению

3.2. Для сложного предложения: простое полипредикативное – услож­ненное полипредикативное

3.2.1. Для простого полипредикативного: союзное-бессоюзное

3.2.1.1. Для бессоюзного:

3.2.1.1.1. Указать тип предложения: перечислительное – сопоставительное –обусловленное – объяснительное

3.2.1.2. Для союзного: сложносочиненное – сложноподчинен­ное

3.2.1.2.1. Для сложносочиненного:

3.2.1.2.1.1. Указать тип предложения: соединительное – противительное –разделительное – градационное

3.2.1.2.2. Для сложноподчиненного:

3.2.1.2.2.1. Указать тип придаточного: изъяснительное - определительное (субстантивно-определительное / ме­стоименно-определительное) - обстоятельственное (места, времени, образа действия, меры и степени, при­чины, следствия, цели, условия, уступки, сравнения, со­поставления, присоединения)

3.2.2. Для усложненного полипредикативного ® установить части, связанные

3.2.2.1. бессоюзной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.1

3.2.2.2. сочинительной связью ® далее, как в пункте 3.2.1.2.1.

3.2.2.3. подчинительной связью

3.2.2.3.1. определить вид (со)подчинения придаточных: по­следовательное подчинение – однородное подчинение – па­раллельное подчинение (одночленное/разночленное)

® далее, как в пункте 3.2.1.2.2

 

ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

 

1. Определить главное и зависимое слова

2. Определить тип словосочетания по частеречной принадлежности

3. Определить тип связи между словами

4. * Определить значение словосочетания

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите синтаксический анализ следующих словосочетаний:

домик под крышей, низкое крыльцо, не закончила фразу, небольшой чемо­данчик, удариться головой, сумка с продуктами, записка карандашом, слегка рыжеватый, эдакий чудак, работать топором, действовать наугад, боязнь ответ­ственности, командир полка, чай вприкуску, довольный ответом, следовать со­вету, заработать для семьи, очень окреп; ушла, обидевшись.

 

2. Проведите синтаксический анализ предложений из следующего отрывка:

Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и от­куда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, кото­рая звучит приближением чего-то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.

Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в де­сяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с неви­димым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же ту­мане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непо­нятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впе­реди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направ­лению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

3. Проведите синтаксический анализ предложений из следующего отрывка:

– Весна близко! – говорил один приятель другому, стараясь взять его под руку. – Пакостница эта весна! Грязь везде, нездоровье, расходов много... Дачу нанимай, то да се... Ты, Павел Иваныч, провинциал и не поймешь этого... Тебе не понять. У вас в провинции, как выразился однажды какой-то писатель, бла­годушие одно только... Ни горя, ни печалей. Едите, пьете, спите и никаких во­просов не знаете. Не то, что мы... Подмерзать начало... замечаешь?.. Впрочем, и у вас не без горя... И у вас весной своя печаль. Хе-хе-хе. Теперь у вас, провин­циалов, начинает кровь играть... страсти бушуют. Мы, столичные – люди ка­менные, льдяные, нет в нас пламени, и страстей мы не знаем, а вы вулканы, ве­зувии! Пш! пш! Дышит! Хе-хе-хе... Ой, обожгусь! А признайся-ка, Павел Ива­ныч, сильно кровь играет?

 

4. Выпишите из предыдущего задания 10 словосочетаний. Прове­дите их синтаксический анализ.

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.517-595

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.278-428

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.363-437, 490-498, 510-552

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – С. 346-622

5. Виноградов В.В. Из истории русского синтаксиса. М., 1958

6. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956

7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991

 


 

Занятие 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.005 с.)