Морфологический анализ глаголов, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологический анализ глаголов,



Служебных частей речи, междометий

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Г ЛАГОЛОВ

 

1.1. Вид

1.2. Личная форма – причастие – деепричастие – инфинитив

1.2.1. Для личных форм

1.2.1.1. Переходность

1.2.1.2. Возвратность

1.2.1.3. Спряжение

1.2.1.4. Класс

1.2.1.5. Наклонение

1.2.1.6. *Время

1.2.1.7. Число

1.2.1.8. *Лицо

1.2.1.9. *Род

1.2.2. Для причастия

1.2.2.1. Действительное-страдательное

1.2.2.2. Время

1.2.2.3. *Полная-краткая форма

1.2.2.4. *Падеж

1.2.2.5. Число

1.2.2.6. *Род

1.2.3. Для деепричастия

1.2.3.1. Переходность

1.2.3.2. Возвратность

1.2.4. Для инфинитива

1.2.4.1. Переходность

1.2.4.2. Возвратность

1.2.4.3. Спряжение

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРЕЧИЙ

 

1. Разряд: места – времени –– образа действия – меры и степени – при­чины – следствия – цели – условия – уступки – сравнения; предикатив

2. *Степень сравнения

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОГОВ

 

1. Простой-составной

2. Производный-непроизводный

3. Разряд: места-времени- причины-цели- совместность-объектность- ору­дия действия- ист.информации – сравнения – уступки- определения

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЮЗОВ

 

1.1. Простой-составной

1.2. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, проти­вительный, сопоставительный(градационный), пояснительный) –подчинительный (времени, причины, следствия, цели, условия, уступки, сравне­ния, сопоставительный)

 

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЧАСТИЦ

 

Разряд: формообразующая – смыслоразличительная (отрицательная, модальная: усилительная, выделительно-ограничительная, вопросительная, утвердительно-отрицательная)

ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите морфологический анализ следующих слов [3] (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

застучит, кружится, казнили, белеет, перестроив, страшась, ныть, со свер­кающими глазами, отвисшая губа, о разрушенном здании, еле сдерживаемый гнев, что-то наподобие чашки, идти по улице; не только гости, но и хозяева; сверкал, как алмаз; пусть он принесет книгу; даже не думай; теперь-то испу­гался; ему грустно; тьфу, пропасть.

 

2. Выпишите из следующего отрывка а) глаголы (в т.ч. причастия и деепричастия), б) наречия (в т.ч. предикативы), в) служебные части речи. Проведите их морфологический анализ.

При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с му­жем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблю­дают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны харак­тер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и сво­боде: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под при­станью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.

Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку, ссыпают, — опять ей зевнется, она и рада: при­корнет часок-другой, а проснется — опять та же скука русская, скука купе­ческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

3. Проведите морфологический анализ следующих слов (в словосо­четаниях необходимо проанализировать только подчеркнутые слова):

чтят, охватит, тускнели, буду готовиться, звеня, уйдя, засмеяться, играющие дети, про обидевшего меня человека, окружаемый войсками город, склеенную вазу, вследствие болезни, учиться в школе, по мере того как он взрослел, дерзну ли я, слишкомблизко, суждено страдать; нам пора идти; о, горе, горе; ну, за мной!

 

4. Выпишите из следующего отрывка а) глаголы (в т.ч. причастия и деепричастия), б) наречия (в т.ч. предикативы), в) служебные части речи. Проведите их морфологический анализ.

– Но неужели Катерина Ивановна могла обойтись такими малыми сред­ствами, даже еще закуску намерена?.. – спросил Раскольников, настойчиво продолжая разговор.

– Гроб ведь простой будет-с... и все будет просто, так что недорого... мы да­веча с Катериной Ивановной все рассчитали, так что и останется, чтобы помя­нуть... а Катерине Ивановне очень хочется, чтобы так было. Ведь нельзя же-с... ей утешение... она такая, ведь вы знаете...

– Понимаю, понимаю... конечно... Что это вы мою комнату разглядываете? Вот маменька говорит тоже, что на гроб похожа.

– Вы нам все вчера отдали! – проговорила вдруг в ответ Сонечка, каким-то сильным и скорым шепотом, вдруг опять сильно потупившись. Губы и подбо­родок ее опять запрыгали. Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова, и теперь слова эти вдруг вырвались сами собой. Последовало молчание. Глаза Дунечки как-то прояснели, а Пульхерия Александровна даже приветливо посмотрела на Соню.

– Родя, – сказала она, вставая, – мы, разумеется, вместе обедаем. Дунечка, пойдем... А ты бы, Родя, пошел, погулял немного, а потом отдохнул, полежал, а там и приходи скорее... А то мы тебя утомили, боюсь я...

– Да, да, приду, – отвечал он, вставая и заторопившись... – У меня, впрочем, дело...

– Да неужели ж вы будете и обедать розно? – закричал Разумихин, с удивле­нием смотря на Раскольникова, – что ты это?

– Да, да, приду, конечно, конечно... А ты останься на минуту. Ведь он вам сейчас не нужен, маменька? Или я, может, отнимаю его?

 

Список литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.434-516

2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.232-277

3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.309-362

4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Рус­ский язык, 1989. – С. 258-345

5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976

6. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972

7. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. Л., 1971

8. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

 


 

Занятие 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.007 с.)