Социальная коррекция детей дошкольного и младшего школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная коррекция детей дошкольного и младшего школьного возраста.



Направлена на исправление тех социально- психологических черт ребенка и форм поведения, которые уже успели сложиться к началу обучения в школе и которые не соответствуют принятым в данной социальной среде нормам. Технологии коррекции: Игровые технологии; Коллективные познавательные игры; Индивидуальные и групповые; Натуртехнологии (уход за растениями в классе и в школьных оранжереях, за животными в живом уголке); Технологии взаимопомощи.

Компенсирование - направлено на усиление некоторых качеств ребенка, которые помогают ему уравновесить те качества, которые отсутствуют и по какой-либо причине не могут быть восстановлены или восстанавливаются очень медленно. Компенсирование: физические недостатки ребенка — хорошими способностями в учебе; недостаток усидчивости и терпения — хорошими физическими данными; отсутствие математических способностей — развитыми гуманитарными способностями; крайняя застенчивость или даже аутичность — способностью к сопереживанию, способностью помочь товарищам; компенсация недостаточного внимания к детям со стороны родителей. Технологии стимулирования помогают: закрепить положительный эмоциональный фон отношений в классе; укрепить самооценку ученика; создать успех в учебной деятельности; изменить отношение индивида к себе; вырабатывать недостающие качества; изменить отношения в группе (классе). Технологии стимулирования: комплексные занятия, игровые методы. Например: разыгрываются различные учебные и межличностные ситуации, иногда фантастические; методы арт терапии: драматизация ситуации, разыгрывание эпизодов спектаклей с переменой ролей у исполнителей (исполнитель положительной роли меняется с исполнителем отрицательной роли); обсуждение в группе мотивов поступков героев и действующих лиц спектаклей. Метод «совместная разделенная дозированная деятельность»: разделение (операционализацию) задачи на небольшие промежуточные этапы; социальный работник или учитель «проходит» этапы вместе с учеником; контроль полученного результата; сотрудничество со взрослым и освоение новой модели поведения. «Средовые» технологии: Коррекция коллектива; Работа с неформальными лидерами; Технология «измени лидера» - найти другого лидера для данного коллектива.

 

22. Социально-педагогические проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Исследование роли учебно- воспитательного процесса в формировании личности школьника позволяет рассмотреть основные проблемы обучения и воспитания детей на первом году обучения, требующими особого педагогического подхода. На основании выведенных симптомов А.Л.Венгером и Г.А.Цукерман представим краткие характеристики проблем. 1. Хроническая неуспеваемость: к трудностям и неудачам родители часто относятся резко отрицательно; у ребенка падает уверенность в себе; повышается тревожность; ухудшение дезорганизации деятельности.

Причины, приводящие к неуспеваемости: недостаточная подготовленность ребенка к школе; недоразвитие мелкой моторики руки; несформированность произвольного внимания; тревожность ребенка из-за семейных конфликтов.

Уход от деятельности: не получают достаточного внимания со стороны взрослых; как бы «отсутствует» на уроке; погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты; «игры в уме» становятся средством удовлетворения; препятствует полной реализации возможностей ребенка; пробелы в знаниях.

Негативистическая демонстративность: у детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих; сознательное нарушение правил поведения; средство привлечения к себе внимания; средства наказания, оказываются поощрением; Истинное наказание - лишение внимания.

Вербализм: связан с особенностями познавательных процессов: дети отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой в развитии мышления; родители считают речь важнейшим показателем общего психического развития; виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование) оказываются на втором плане.

Бойкая речь, эрудиция дошкольника привлекают внимание. «Вербализм», как правило, сочетается с повышенной самооценкой ребенка и с завышенной оценкой способностей ребенка родителями.

Интеллектуализм: развитое логическое мышление; хуже развита речь; в провале – образное мышление; связан с недооценкой родителями значимости игровой деятельности в развитии школьника.

Область наиболее ценных достижений ребенка – не в сфере развития речи, а в сфере логического мышления.

23.Проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста в когнитивной и личностной сфере. Этапы обследования 1. Первичная жалоба •Выслушать подробно •Заметить уловки сознания взрослого • Указать на подлинные истоки проблем •Ребенок не присутствует, не вмешивается; 2. Обследование ребенка •Моделирование ситуаций •Тесты (занимательны, компактны не жестки) •Основания для гипотез •Отсутствие родителей •Превращение ситуации тестового обследования в ситуации общения; 3. Сборка разрозненных симптомов в целую картину внутреннего мира •Работа с сознанием клиента: популярное изложение результатов (родителям) •Если нет общей точки зрения, то рекомендации бессмысленны; 4. Рекомендации по корректировке поведения •Совмещение точек зрения •Возможны педагогические прозрения родителей Работа с родительским сознанием достаточно продолжительна, поэтому 3 и 4 этапы не обязательно проводить в день обследования.

Жалобы, относящиеся к когнитивной сфере 1. Ребенок плохо учится •Интеллектуальное неблагополучие сочетается с высоким уровнем тревожности •Тревога локализована в школьной среде •Нарушение общения с учителем •Задержка психического развития •Уход от деятельности •Отсутствие познавательных мотивов; 2. Ребенок ленится •Снижение познавательных мотивов •Мотивация избегания неуспеха •Общая замедленность темпа деятельности •Сниженная энергетика •Высокая тревога (неуверенность в себе) •Реже встречается лень в собственном виде; 3. Ребенок рассеян •Несформированность организации деятельности •Уход от деятельности •Тревога •Двигательная расторможенность.

Жалобы относящиеся к личностной сфере ребенка 1. Ребенок неуправляем •Ошибка взрослого считать ребенка неуправляемым •Не умеют учитывать возрастные особенности •Повышенная энергетика •Бесконечные проказы ребенка •Отсутствие сведений о патологии •Активность связана с высокой познавательной мотивацией; 2. Негативистическая демонстративность •Двигательная расторможенность •Избалованность •Окружен большим количеством взрослых •Ребенок в неполной семье: на нем замкнута одинокая мать; 3. Трудности в общении у ребенка •Интеллектуализм •Одинок, не вписывается в класс •Устойчивые отношения с 1-2 друзьями •Несформированность средств общения; 4. Ребенок агрессивен •Истинная агрессивность (редкая)6 стремление причинять окружающим боль, вред, ущерб – агрессивность во вне •Аутоагрессивность (саморазрушение): неприятие себя, отвержение •Защитная агрессия •Несформированность средств общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.006 с.)