Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История социальной работы с детьми, ранний период.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Зарождение социальной работы с детьми: внесемейное размещение Средства оказания помощи: Милостыня; богадельные учреждения; ученичество. Милостыня: бесплатная раздача бедным денег, еды, одежды;метод подвергался порицанию и использовался нечасто (поощрял пороки, которые доводили человека до бедственного состояния; Этот метод оказания помощи подвергался порицанию и использовался нечасто, поскольку считалось, что он поощрял как раз те пороки, которые доводили человека до бедственного состояния. Богадельни и приюты: содержание бедных, бездомных, иждивенцев и калек; формы приютов от домов для брошенных младенцев до промышленных школ для подростков; приюты удовлетворяли базовые потребности многих детей; заставляли много работать или отдавали в ученики местным ремесленникам, «тяжелый труд способствует формированию твердого характера». Ученичество: предоставление профессионального обучения, жилья и питания в обмен на труд; удобный механизм эксплуатации детского труда; удобный механизм эксплуатации детского труда; Положение многих детей почти не отличалось от положения рабов: они мало чему учились, но много страдали. Метод защиты детей – институционализация: детские учреждения удовлетворяли духовные и светские потребности детей; обеспечивали поддержание дисциплины, давали профессиональное образование и готовили их к жизни в обществе; государственное финансирование деятельности добровольных организаций; многие дети были брошены родителями или изъяты из семей иммигрантов, страдавших от бедности и других лишений. Разрушение индейской национальной культуры, миграция: появление осиротевших и обездоленных детей; целые индейские племена сгонялись со своих земель и отправлялись в резервации или уничтожались. Великобритания: приняла политическое решение о высылке «проблемных» детей в Канаду для разрешения общественных проблем;80 тысяч бездомных и брошенных детей были размещены в семьи канадских фермеров в качестве сельскохозяйственных рабочих и домашней прислуги; канадские детские приюты - бюро по предоставлению дешевой рабочей силы. Канада, США: спрос на детей старшего возраста; большинство младенцев, попадавших в богадельни, приюты для найденышей и «детские фермы» умирали в течение нескольких недель; наилучшее место для размещения нуждающихся детей являются замещающие семьи.
Определения ценностных понятий в рамках социально-педагогической работы с детьми. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Они образуют познавательно-действующую систему, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. " Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. На этом основании выделяют социально-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные ценности. Социально-педагогические ценности сконцентрированы в общественном сознании в форме морали, педагогической этики, философии образования. Они представляют собой идеи, принципы, нормы, правила, регламентирующие образовательную деятельность в рамках общества. Профессионально-групповые ценности - совокупность идей концепций, норм, регулируюших педагогическую деятельность самостоятельных профессиональных групп, коллективов (школа, училище, лицей, техникум, колледж, вуз). Индивидульно-личностные ценности представляют собой сложное социально-психологическое образование, в котором сливаются целевая и мотивационная направленность ориентаций педагога. В этой группе система ценностей разделяется на следующие подгруппы: 1. Ценности, раскрывающие отношение к труду педагога: аксиологическое восприятие педагогической деятельности;общеобразовательные и профессиональные знания;профессиональная честь и достоинство;готовность к преодолению профессиональных трудностей. 2. Ценности, характеризующие отношение к субъектам педагогической деятельности: любовь к детям, уважение личности учащегося;уважение личности педагога; сотрудничество с общественными детскими и молодежными организациями. 3. Ценности, представляющие значимые качества личности педагога: объективность в оценке школьников, их действий и поступков; принципиальность в отношениях с субъектами педагогического процесса; гуманизм, доброжелательность к учашимся;
эмпатия (способность к сопереживанию); самостоятельность; педагогический оптимизм; креативность (способность к творчеству); толерантность (терпимость к инакомыслию, чужой точке зрения). 4. Ценности, раскрывающие стиль общения педагога с другими субъектами педагогического процесса: диалогическое мышление; диалоговые отношения с субъектами педагогического процесса; способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями школьников; взаимодействие и сотрудничество с субъектами педагогического процесса. В процессе своей деятельности каждый педагог как личность актуализирует лишь ту часть профессиональных и педагогических ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой. Права ребенка как ценность. В свете представленной выше Конвенции, права ребенка рассматриваются как его свобода и возможности в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, что находит отражение в законодательных, административных и других нормативных актах государственных органов власти. В 1990 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о правах ребенка. Осенью 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11 декабря 1993 г. После принятия Закона в республике началось повсеместное целенаправленное ознакомление детей с их правами в ходе учебно-воспитательного процесса. В 1995-1996 учебном году в школах Беларуси был введен спецкурс «Права ребенка» объемом 10 учебных часов в каждом классе. С принятием этого Закона изначально была связана разработка Национального плана действий Республики Беларусь по защите прав детей на 1995-2000 гг. В 1999 году был создан Национальный план развития образования в области прав человека на 1999-2004 гг. Этим планом предусматривалось создание в Республике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы, подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях образовательных учреждений. Закон «О правах ребенка» основывается на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь и определяет правовой статус детей, обеспечивая их физическое, нравственное и духовное здоровье, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Закон включает 5 разделов (см. схему 11). Закон «О правах ребенка» имеет базовый характер в области прав детей, его принятие вызвало необходимость пересмотра содержания действующих на то время законов и принятия новых, где отражались бы различные аспекты проблемы защиты прав детей. К числу законодательных актов, действующих в Республике Беларусь и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме помимо Закона «О правах ребенка», относятся;
Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г., новый вариант - 2002 г., редакция - 2006 г.); Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1991 г., редакция - 2002 г.); Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г., новая редакция - 2002 г.);
Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992 г., редакция - 1997 г.); Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999 г.); Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О правах ребенка» (2000 г.); Закон «О профессионально-техническом образовании» (2003 г.); Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004 г.); Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2005 г.); Закон «Об общем среднем образованию) (2006 г.), раскрывающий права, обязанности и ответственность как учащихся школы, так и их законных представителей, а также педагогических работников.
9.Позиция ребенка в образовательном процессе. Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе - опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости - во многом зависит его успешность в социуме и степень самореализации. С усилением тоталитарной государственной системы в советский период в практике обучения и воспитания стали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека (восприятие ребенка как объекта воздействия со стороны взрослых),- «подгонка» его под заданный «шаблон личности» (воспитание без учета индивидуальных и половозрастных особенностей), нарушение прав учащихся (унижение и подавление личности ребенка, несоблюдение его интересов и т. д.), авторитаризм педагогов (опора на методы требования, приказа, запрета; ориентация на мнение исключительно педагога и др.). Исходя из этого, система образования в предыдущие десятилетия была ориентирована на знаниевую модель, в основе которой были субъект-объектные отношения учителя и учащегося: управление деятельностью принадлежало учителю, а ученик был вынужден исполнять все, что предписывалось педагогом, нередко подчиняя ему свои интересы, мировоззрение и предпочтения. Этим и объяснялись те роли, которые доминировали в обучении и воспитании. Как показывает практика, для многих учителей и сегодня характерны следующие позиции: диктатор, консерватор, критик-эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер, а для ученика, соответственно, - подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. При этом уважение к личности ученика и партнерские отношения часто декларируются только внешне, а некоторыми педагогами даже игнорируются.
Как правило, такое построение взаимодействия ученика и учителя приводит к равнодушному и даже негативному отношению ребенка к процессу учения, а нередко и к «отчуждению» учащегося от школы. Для того чтобы усваиваемые ребенком знания об окружающем мире имели для него личностный смысл, необходимо придать его деятельности ценностно-ориентационный характер, что предполагает его субъектное (личностно заинтересованное) отношение к образовательному процессу. Рассматривая ученика как субъекта своего образования, следует представить такой тип образовательного процесса, который построен на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребенка, его самости и уникальности; в котором происходит согласование различных компонентов индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры; превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию; в котором учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками внутреннего и внешнего миров происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.
Психологические факторы
18. Эмоционально-поведенческое пространство образовательного процесса Психологические факторы. Эмоционально-психологический климат, стили взаимоотношения участников эмоционально-психологический климат (Одна из сторон жизнедеятельности людей, не одинаков в разных коллективах, по-разному влияет на членов коллектива, влияет на самочувствие) Формы проявления: совместимость (эффект взаимодействия людей, характеризующийся их максимальной удовлетворенностью друг другом и т.д) Сработанность (успешность-неуспешность в деятельности, момент долженствования, необходимости работать вместе, отсутствие симпатий и антипатий), сплоченность (мера упорядоченности, согласованности и устойчивости внутригрупповых и межгрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность (традицию) жизнедеятельности коллектива) Три аспекта коллективной жизнедеятельности Межличностные взаимоотношения, эмоциональные взаимоотношения, характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений, образующих группу лиц Типы взаимоотношений: Авторитарный, Демократический, Либеральный. В зависимости от проявления волевых начал: самовластный (не принимается во внимание чужое мнение), властный (устанавливается своя власть), демократический (сочетание власти с развитием инициативы), игнорирующий (непоследовательный).
Стили отношений: Субъект-субъектные, Субъект-объектные.
История социальной работы с детьми, ранний период. Концепции прав детей и социальной справедливости не новы. Они старее, чем сама цивилизация, но их исторические проявления разнились так же сильно, как и породившие их культуры, а их существование не предотвратило возникновения культурных норм, которые допускали или даже поощряли эксплуатацию и притеснение детей. Анализ того, как культуры прошлого ценили детей, относились к ним и заботились о них, может помочь нам понять, как формировались нынешние ценности социальной работы с детьми. Северная Африка: альтруистическое отношение к детям «Книга мертвых»: • детей не следует эксплуатировать или притеснять • подготовка к Судному дню Кодекс Хаммурапи (1800 год до н.э.): культурные установки и нормы, регламентирующие отношение к детям;свод гражданских законов;положения Кодекса не стыкуются друг с другом; дети считались собственностью своих отцов; использование детей родителями в качестве займов, а передача детей в услужение; родители имели право наносить своим детям увечья за неуважительное поведение; дети обязаны уважать и почитать родителей; Родители должны заботиться о детях и содержать их; дети не могли быть лишены наследства без серьезных причин. Вторая книга Библии Кодекс Моисея: имущественные права родителей на детей; уважение к родителям; развитие иудейско-христианской этики легло в основу понятий социальной справедливости и прав детей в западных цивилизациях. Юридическая концепция parens patriae (дословно «отец страны»): право защищать интересы детей в пределах своих владений; право на минимальный уход и существование в среде, свободной от насилия и эксплуатации. Утверждение трех положений по правам детей: дети имеют права и интересы, отличные от прав и интересов взрослых, включая родителей; существование между родителями и детьми доверительных отношений, распоряжались жизнью детей в обмен на обязательство действовать в их интересах; государство признавалось гарантом этих доверительных отношений и обязывалось вмешиваться, когда возникала необходимость в защите интересов детей. Законы о бедноте 1601 г.: законная практика изъятия детей из семей по причине бедности родителей; ответственность за их судьбу возлагалась на местные сообщества; детоубийство - преступление, однако отказ от детей считался обычной практикой; ответственность за их судьбу возлагалась на местные сообщества, у государства оказалось на попечении слишком много детей; стали отдавать в ученики или привлекать к работе (позволяло дать им профессию, частично компенсировать затраты на их содержание); направлялись в американские колонии. Они не столько помогали детям, сколько наносили им вред, а средства, выделяемые на их применение, были явно недостаточными. Вследствие этого в середине XVII века Законы о бедноте были отменены 18 век: детоубийство –преступление; отказ от детей считался обычной практикой; погибало до 90% детей, отданных в приходские работные дома, почти все дети в возрасте до одного года; кормилицы брали детей, тайно умерщвляли их и продолжали получать государственные пособия на их содержание. 19 век: неисчерпаемый источник дешевой и бесправной «бросовой» рабочей силы; родители получили законное право отдавать своих детей в кабалу и присваивать себе зарабатываемые ими деньги; жертвами насилия и эксплуатации. Только после того как западное общество смогло воспользоваться плодами промышленной революции в виде налогов и повышения производительности труда взрослых, возникли экономические предпосылки, позволившие государству взять на себя ответственность за судьбу детей. Завершение промышленной революции сделало возможным возникновение системы органов защиты детства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.036 с.) |