Методы формирования социального опыта у детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы формирования социального опыта у детей.



Педагогическое требование: Индивидуальное (предъявляемое отдельным воспитателем) прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие Коллективное (идущее от коллектива, сообщества). Устав школы, клятва скаута, заповеди дежурного. Лестница требований: слабое требование -напоминание, просьба, совет, намек, порицание; средняя форма требования (ярко выраженная категоричность, жесткость, не опирающаяся, однако, на какие-либо особо сильные репрессивные меры) - распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение; сильная форма требования (наибольшая степень категоричности и строгости подкрепляется возможностью проведения строгих санкций) - требование-угроза, приказ-альтернатива. Упражнение «приучение» прямые упражнения - открытая демонстрация поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия; косвенные упражнения «непрямая», скрытая от детей природа упражнений, дети не чувствуют, что их воспитывают. Условия применения метода упражнений: Упражнение должно быть доступным для данного ребенка, соразмерным его силам; Доля механических повторений действия в поведенческих упражнениях необходима. Условия применения метода упражнений: 1.Основная деятельность детей в ситуации упражнения требует осознанного, мотивированного участия;2.Понимание, зачем такая привычка нужна, желание захотеть ее иметь, стремиться к новой линии поведения;3.Выполнить часть действий вместе с ребенком или с группой детей, обращая их внимание на достижения каждого.4. Контроль за всеми их действиями и в каждом необходимом случае - помощь. Поручение 1. бывают индивидуальными, групповыми, коллективными, постоянными и временными; 2. имеет две стороны: меру полномочия: 3. и меру ответственности .4. Несет в себе ролевую функцию; 5. должны быть понятны границы поручения. Условия применения метода поручения:1. Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл; 2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации «первичного успеха». 3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость. 4. Смена поручений - специальная воспитательная ситуация: общий разговор и самоотчеты детей о том, что было сделано за прошедший срок, как получалось, что нравилось и что не нравилось, хочется ли еще раз выполнять это поручение. 5. Выбор поручений: их должно быть столько, чтобы хватило на всех. Пример: 1. Организация образца деятельности, поступков, образа жизни. 2. Психологический механизм подражания 3. Чем младше ребенок, тем менее осознанно и избирательно он подражает 4. Пример великого человека 5. Пример взрослого 6. Пример сверстника 7. Для успешного взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно пережить ситуацию, когда он стал примером для других. Ситуации свободного выбора: моделирование момента реальной жизни: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть; Естественная ситуация свободного выбора - это что-то происходящее в жизни; Искусственная ситуация он создает сам специально.

 

31. Методы осмысления социального опыта, мотивации деятельности и поведения у детей. Общей особенностью методов этой группы является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Рассказ: распространенный метод в работе монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. Лекция: монолог воспитателя, но по содержанию несравнимо большего объема и на более высоком уровне теоретического обобщен. Беседа: диалог воспитателя и детей (или одного воспитанника, если беседа индивидуальная), разъясняет нормы и правила поведения, формирует представление о главных жизненных ценностях, вырабатывает собственные оценки происходящего, взгляды и суждения, обеспечивается системой вопросов и ответов, особая мобилизация своих собственных убеждений и красноречия (при нестандартных ситуациях). Структура беседы: 1. Воспитатель с помощью короткой, но яркой информации вводит детей в тему беседы и задает вопрос, предлагая его к обсуждению 2. Дети высказываются (приводят примеры из своей жизни, доводы, подтвержденные эпизодами из прочитанных книг или запомнившихся фильмов, мнения авторитетных для них взрослых людей). 3. Воспитатель обобщает все высказывания (подчеркивает доказательства главных положений и помогает детям сделать убедительные выводы). Требования к беседе: беседа с дошкольниками не может быть более 10-15 мин, а с младшими школьниками ее продолжительность от 15 до 20 мин., найти точные слова, выстроить логику беседы, детям необходимо осмыслить область социального опыта. Дискуссия (диспут): спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений. Специальная подготовка участников: выбирается тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников спорить.

 

32. Методы самоопределения личности. Значение: помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества, что человек стал думать о самом себе, переход от детской невинности и безответственности к началу социальной взрослости и ответственности, формируется способность к рефлексии, игра-метафора поможет детям воспроизвести и осмыслить то, что они делали; оценка различных сторон жизни и деятельности детей, которые дает учитель, важны для самопознания детей в начальных классах не столько баллы учебных отметок, очки в соревнованиях, сколько качественные оценки. Элементарные методы самовоспитания: «Шаг вперед». ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. «Задание самому себе». С помощью учителя или родителей младший школьник определяет на конкретный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приобрести какое-то недостающее качество. «Мой секрет». вариант «задания самому себе». Младший школьник ставит перед собой цель - выполнить какое-либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами.

 

33. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. Помогают: найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Соревнование: создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, (например, в трудовой, учебной деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» ее привлекательность); способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать; сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу. Соревнование - «оружие обоюдоострое». Если оно организовано методически неверно, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами. Возникает ложное чувство товарищества (ради победы скрываются недостойные поступки) или начинаются ссоры и конфликты. Условия соревнования: Организуется в связи с конкретной педагогической задачей. (Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к которой детей надо привлечь, или помочь завершить трудную работу, снять напряжение). Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования. (В детской среде не должно быть соревнований во внешности, хотя взрослые охотно проводят конкурсы разнообразных «мисс»). Недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас- самый добрый, самый вежливый, самый милосердный. Особой методики требует соревнование в учебной деятельности. В качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих проигравшими. Каждая конкретная учебная отметка несет в себе такое множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, способности ребенка, его интерес к предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и т.д. Нужна широкая система соревнований-конкурсов: на лучшего математика, знатока словесности, истории, географии, чтеца, мастера по бумаге. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и знаки почета. Важны гласность и сравнимость результатов. Поощрение: педагогическая поддержка, коррекции деятельности и отношений. функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения. построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами). Наказание: «семь правил наказания» психотерапевта В.Леви: 1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. 2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать - не наказывайте. 3. За один проступок - одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу. 4. Недопустимо запоздалое наказание. 5. Ребенок не должен бояться наказания. 6. Не унижайте ребенка. 7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен.

 

34. Социальные технологии воспитания. Социальное воспитание — забота общества и государ­ства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. Современная педагогика рассматривает со­циальное воспитание как процесс содействия продуктив­ному личностному росту человека при решении им жиз­ненно важных задач взаимодействия с окружающим ми­ром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального са­моопределения, выживания в обществе. Социальное вос­питание представляет собой систему целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных макрогрупп в интересах согласования трудовой и познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного соци­ально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека. Процесс социального воспитания личности человека имеет свои основные этапы - семейный, образовательный, тру­довой, послетрудовой; цели и задачи — личностный рост индивида, группы, коллектива; средства реализации — со­держание, формы, методы (информационные, инструмен­тально-оперативные, коммуникативно-интерактивные); этапы осуществления —ориентация, проектирование, планиро­вание, реализация задач, оценка достижений; результа­ты — степень успешности личного роста˸ в деятельности, общении, познании, самореализации человека в обществе. При этом система социального воспитания - это относительно ус­тойчивая совокупность ценностей и норм; организован­ное сообщество людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах до­стижения определенных воспитательно - образовательных целей социализации людей в обществе, решения куль­турно развивающих задач социального становления лич­ности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.004 с.)